Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 75. М. Горький. Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя. «Макар Чудра»

Цель урока: кратко познакомить учеников с жизнью Горького; дать обзор его раннего творчества; совершенствовать навыки анализа текста; повторить тему «Романтизм», расширить понятие о романтизме.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Сообщение ученика о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков.

2. Обсуждение статьи учебника-хрестоматии о М. Горьком и планов статьи.

3. Аналитический пересказ избранных глав повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

II. Повторение теории литературы (о романтизме) и углубление знаний о понятии «романтизм»

1. Слово учителя.

Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним - Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Было очевидно, что рассказы имеют романтические черты.

2. Углубление знаний о понятии «романтизм».

— Вспомните, что такое романтизм. Когда он возник в русской литературе? Какие черты присущи романтическим произведениям?

(Романтизм — художественное направление, особый тип творчества, характерными признаками которого являются отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми. См. также урок 17.)

Комментарий учителя

В романтическом характере ранних рассказов Горького проявилось стремление молодого писателя «возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты... прекрасных целей». Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: «Героическое дело требует героического слова»; «Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого... чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее»; романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного». (Из писем А.М. Горького.)

III. Беседа по романтическим рассказам М. Горького.

— Назовите романтические черты героев прочитанных вами рассказов Горького.

Комментарий учителя

Герои ранних произведений М. Горького — гордые, сильные, свободолюбивые одинокие люди, разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько...» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются». Этой же героине принадлежит высказывание, ставшее афоризмом: «В жизни... всегда есть место подвигу». Подвигом писатель считает самопожертвование ради людей, героический поступок ради высоких идеалов. Героическое у Горького всегда связано с трагическим, но не затмевается, а лишь подчеркивается, ярче высвечивается им.

Горький любуется своими героями, у которых «солнце в крови». Образы таких «солнечных», ярких героев часто сопровождают мотивы пламени, огня, костра, искр, факела. Иногда подобные мотивы непосредственно входят в образ героя. Вспомним Данко с его «горящим сердцем». Этот образ возник в первом же рассказе Горького - «Макар Чудра». Повествователь говорит о Лойко Зобаре: «У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!» В легенде о Данко метафора «сердца, отданного людям», реализуется. От образа Лойко Зобара ведет родословную и символический герой «Песни о Соколе».

Отличительные черты романтических образов Горького — гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. Писатель ставит героев «Макара Чудры» перед выбором: любовь или свобода. Лойко Зобар и его непокорная возлюбленная Радда ценой жизни платят за то, чтобы отстоять свою свободу, волю. Радда сама провоцирует Лойко на его поступок, зная его независимый, гордый нрав: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя... Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей женой».

В романтических рассказах воплощена мечта о красоте, которая задавлена прозой жизни, ее суетой, мелочностью душ. Автор верит в возможности человека в его стремлении к самосовершенствованию. О Лойко Зобаре сказано: «С таким человеком сам лучше становишься».

Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. В противостоянии романтика и окружающей его действительности проявляется основной принцип построения романтического художественного мира — принцип романтического двоемирия. Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

Обратим внимание на необычность и звучность имен героев: Зобар, Радда, Данко, Челкаш.

Домашнее задание

Отметить признаки романтизма в рассказе «Макар Чудра».