Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 79. Проблемы и художественные особенности повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Цель урока: углубить теоретические знания учеников, закрепить понятие о сатире; прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя, актуальность произведения М.А. Булгакова; развивать навыки анализа текста.

Эпиграф к уроку. «Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной» (М.А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера»).

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Вопросы по биографии М.А. Булгакова:

— Расскажите о семье М.А. Булгакова, его юношеских годах.

— Что определяло отношение М.А. Булгакова к революции?

— Как складывалась литературная судьба писателя?

— Почему советская критика резко отрицательно относилась к творчеству М.А. Булгакова?

— Что вы знаете о сценической судьбе драматических произведений М.А. Булгакова?

II. Углубление понятия о сатире

— Что такое сатира и каков предмет ее изображения?

Сатира (от греч. komikos — веселый, смешной) — вид комического; эстетическая категория, единственным предметом которой является человек и его пороки. (В сатирических произведениях часто изображаются животные, но высмеиваются не они, а люди, отмечается человекоподобное в животных.) Сатира отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры — противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

— Какие виды сатиры вам известны?

(Ирония — когда смешное скрывается под маской серьезного. Юмор — когда серьезное скрывается под маской смешного. Сарказм — высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.)

— Расскажите о средствах сатиры.

(Гиперболизм, гротескность; несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.)

— Что вы знаете об истории сатиры? Каковы ее корни?

(Они в далеком прошлом, в фольклоре: вспомним сатирические сказки, парадоксальные притчи и т.п. Литературные корни сатиры — в античной комедии.)

— Вспомните русских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими?

(Крылов, Грибоедов, любимый Булгаковым Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов.)

— А есть ли у Пушкина сатирические произведения?

(Вспомним хотя бы эпиграмму на Воронцова: «Полумилорд, полу купец...»), сатирические строки «Евгения Онегина» (гости на балу у Лариных.)

III. Понятие о сюжете и фабуле

Оба эти термина обозначают совокупность событий художественного произведения. Сюжет и фабула — две стороны одного явления. Фабула — это то, что можно пересказать. Читая произведение первый раз, мы воспринимаем его фабулу. Перечитывая произведение, мы получаем представление о том, для чего оно написано, о цели автора, т.е. о сюжете. Фабула, таким образом, — средство достижения цели, сюжета. Фабула отражает события в их последовательности, сюжет — так, как их представляет читателю автор. Вспомним «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, где фабула не совпадает с сюжетом. Кроме того, сюжет включает не только события, но и размышления автора. Примером может служить «Евгений Онегин», где значительную часть занимают лирические отступления Пушкина, ход его мыслей, рассуждений.

Условно говоря, фабула — это схема, по которой строится сюжет.

IV. Аналитическая беседа по повести «Собачье сердце»

1. Начнем с пересказа фабулы повести.

Повесть состоит из восьми глав и эпилога. Предложим ученикам пересказать главы, озаглавить их. Задание можно дать заранее для работы в группах.

1 группа — 1 глава: «Показался гражданин, а не товарищ, и даже — вернее всего — господин».

2 группа — 2 глава: «Боже! Пропал Калабуховский дом!»

3 группа - 3 глава: «Разруха не в клозетах, а головах!»

4 группа — 4 глава: «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был...»

5 группа — 5 глава: «Перед нами новый организм».

6 группа — 6 глава: «Дорогой доктор, я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет. Вот ведь тип, я вам доложу...»

7 группа — 7 глава: «Ей-богу, я, кажется, решусь».

8 группа — 8 глава: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак».

9 группа — эпилог: «То есть он говорил? Это еще не значит быть человеком».

2. Слово учителя.

Итак, снова обратимся к фабуле, попробуем коротко пересказать повесть. Фабула повести связана с идеей очеловечивания животных и с идеей улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом: милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, люмпен-пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.

А теперь попробуем разобраться в сюжете. Какова была цель автора? Что он хотел сказать своей повестью, о чем предупредить?

3. Беседа по вопросам.

— Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?

— Как вы считаете, какие проблемы волнуют автора «Собачьего сердца» в первую очередь?

— Как сказочные, фантастические мотивы соотносятся с действительностью?

— Кто из героев повести, на ваш взгляд, наиболее последовательно обращается к проблемам, важным для писателя?

— Какие комические черты вы отметили в образе профессора Преображенского? Чем, на ваш взгляд, Филипп Филиппович вызывает симпатии читателя?

— Найдите эпизоды, в которых писатель использует прием гротеска. В каких сатирических произведениях русской литературы вы встречались с таким приемом?

— В чем актуальность предупреждений Булгакова? Нужно ли искусственно фабриковать людей, вмешиваться в жизненные процессы? Что вы думаете о клонировании?

— Когда происходит превращение Шарика в «человека»? (Под Рождество).

— Когда обратное превращение? (Весной, в марте.) Обратим внимание на символичность этих дат.

— В чем, на ваш взгляд, вина Швондера по отношению к Шарикову? Может быть, без участия председателя домкома из доброго пса мог получиться хороший человек? Обоснуйте свой ответ.

— Как вы считаете, есть ли вина Преображенского (не как хирурга!) в создании Шарикова?

— Традиции каких писателей прослеживаются в повести Булгакова наиболее явно?

— О чем идет речь в повести? Ради чего она написана? (Возвращаемся к началу разговора, но уже на другом уровне.)

— Как вы думаете, актуальна ли повесть в наши дни?

Комментарии учителя

В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый бродячий пес превратился в злобное человекоподобное существо. Сюжет восходит к фольклору.

Булгакова волнует тема ответственности науки, да и не только науки, за результаты своих экспериментов. Речь идет прежде всего о небывалом социальном эксперименте, результатом которого его организаторы предполагали видеть нового человека. Последствия эксперимента неожиданны, драматичны и даже трагичны. Писатель показывает, что получится на самом деле, если насильно вмешиваться в природу. Отсюда следует еще одна проблема — разрушительной силы хамства и невежества. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека». С помощью фантастического сюжета Булгаков обнажает абсурдность этой идеи.

В «Собачьем сердце» показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру и знания, ценить человечность. Идеалы революции оказались низведены до грубого уравнительства. Именно безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для новой жизни, новой власти. Именно они готовы хозяйничать, не умея этого делать. Без Шарикова и ему подобных в России были бы невозможны под вывеской «социализма» массовые раскулачивания, организованные доносы, бессудные расстрелы людей, лагеря и тюрьмы: все это требовало огромного исполнительного аппарата, состоящего из полулюдей с «собачьими сердцами».

Профессор, не того желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится в его ведомстве. Слишком интеллигентный профессор лишь с помощью своего ассистента Борменталя сумел справиться с распоясавшимся «новым человеком». В то же время именно профессор Преображенский является выразителем многих авторских идей.

Председатель домкома Швондер подобен сказочному злому гному, и возможности у него тоже почти сказочные. Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права, вооружает «идейной фразой». Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над «интеллигенцией». Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку». Это прием реализации метафоры: прием приобретает буквальное значение.

Если это и сказка, в ней не только «намек», но и много реальных примет времени: это бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, которая прежде всего «не в клозетах, а в головах»; это давление на интеллигенцию (вспомним, как пытались «уплотнить» профессора Преображенского — ему удалось противостоять насилию благодаря своему авторитету как врача, благодаря своим высокопоставленным пациентам, но других-то «уплотнили»); это советские газеты (других нет), которые профессор не рекомендует читать; безработица, засилье хамства, бескультурья.

Булгаков в сатирической повести «Собачье сердце» следует традициям своих любимых писателей — Гоголя, Чехова. Об этом говорят общие мотивы, приемы, образы.

Сатирическая повесть Булгакова поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Что действительно ценно для человека? Может ли он устраниться от хода истории? Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями надо идти, чтобы человек стал лучше, добрее, гуманнее?

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по повести «Собачье сердце». Вопросы и задания для подготовки:

— Проследите использование приема речевой характеристики на примере речи разных героев.

— Найдите примеры афоризмов в речи как положительных, так и отрицательных героев.

— Какие образы повести стали нарицательными, т.е. приобрели характер символа определенного человеческого типа?

— Почему действие повести происходит в Москве?

— Как история Калабуховского дома показывает процессы, происходящие в России?