Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Тренировка скорочтения

Комплекс 11

Упражнение 1

1. Повторите по памяти цитаты, приведенные в упражнении 2 предыдущего комплекса упражнений.

2. Запишите их по памяти.

Упражнение 2

1. Запомните следующие цитаты:

«Муж — это человек, который всегда забывает твой день рождения и никогда не упустит случая назвать твой возраст». (Мерилин Монро)

«Я останусь до тех пор, пока не устану. А пока Британия во мне нуждается, я никогда не устану». (Маргарет Тэтчер)

«Президент имеет право обратиться за советом к любому, кто может дать ему хороший совет. Даже к родственникам». (Хилари Клинтон)

2. Запишите цитаты по памяти.

Упражнение 3

1. Посмотрите на слова, находящиеся в таблицах.

2. Зафиксируйте взгляд на среднем столбце таблицы.

3. Периферическим зрением прочтите два боковых столбца.

4. Удерживайте устойчивое положение глаз на среднем столбце, не разрешайте ему блуждать по всей таблице.

5. Не расстраивайтесь, если не получится с первого раза. Для этого надо тренироваться.

6. Запишите время, затраченное на каждую из попыток.

Таблица 3.1

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 3.2

Окончание таблицы 3.2

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 3.3

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 3.4

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 3.5

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 3.6

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 3.7

Окончание таблицы 3.7

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Упражнение 4

1. Закройте глаза.

2. Представьте себе слово «ОСЕНЬ».

3. Максимально приблизьте воображаемое слово «ОСЕНЬ» к себе.

4. Удалите слово «ОСЕНЬ» от себя так, чтобы оно превратилось в маленькую точку.

5. Сместите вправо, влево. Если не получается, то посмотрите на графическое изображение слова.

6. Выполните пункты 1—5 упражнения для следующих слов: «МОТОР», «ДИВАН», «КАЧАН», «БЕЛЫЙ», «ВЕСНА», «ТЕПЛО», «ПОВОД», «АРМИЯ», «КАБАН», «СВЯЗЬ», «МЕСЯЦ».

7. При необходимости помещайте воображаемые слова в квадрат.

8. На каждое слово затрачивайте не более десяти секунд.

9. Упражнение выполняйте спокойно, не торопясь.

10. Учитесь управлять зрительными образами.

Упражнение 5

1. Прочтите слова, находящиеся в таблицах, вслух медленно и разборчиво.

2. Прочтите повторно слова как можно быстро и без проговаривания.

3. Постарайтесь, чтобы время, затраченное на чтение слов из одной таблицы, не превышало семь-восемь секунд.

4. Запишите время, затраченное на каждую из попыток.

Таблица 5.1

здесь

земля

опять

время

какой

почти

можно

иметь

через

тепло

мотор

важно

найти

общий

берег

очень

класс

сразу

мешок

книга

конец

город

такое

взять

народ

место

много

заряд

капля

ручей

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 5.2

найти

форма

самый

кроме

число

затем

район

спать

среди

мысль

будто

армия

снова

никто

пауза

малый

смысл

расти

назад

право

совет

такой

знать

часть

выйти

вдруг

тогда

дойти

поиск

крыша

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 5.3

новый

более

брать

сухой

нечто

рыбак

вдоль

уголь

вверх

между

конец

голос

нужно

когда

чтобы

канал

вагон

озеро

поток

смена

нынче

белый

образ

общий

палец

верно

линия

толпа

канал

зайти

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 5.4

зачем

ничто

завод

между

сразу

никто

среда

бомба

режим

вести

жизнь

после

адрес

мечта

зайти

мысль

нужно

зачем

метод

вовсе

синий

повод

выйти

белый

масса

целый

рядом

форма

белый

образ

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 5.5

труба

порог

битва

долго

волна

школа

узкий

диван

весть

весна

осень

класс

вдруг

живой

огонь

связь

из-за

точка

рубль

иначе

герой

вечер

улица

часть

точно

также

разве

ехать

стена

месяц

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Упражнение 6

1. Прочитайте слова из приведенных ниже таблиц только один раз.

2. Время, затраченное на чтение слов из одной таблицы, не должно превышать восемь секунд.

3. Если вы не укладываетесь в девять секунд, не расстраивайтесь. Повторите еще раз упражнение 5.

4. Засеките время и найдите к каждой таблице слова, обозначающие указанные понятия.

5. Запишите результаты.

Таблица 6.1. Найдите слова, обозначающие землю

почва

пусть

песня

вчера

автор

плохо

школа

часть

скоро

точка

месяц

качан

слава

менее

звать

трава

перед

здесь

палец

досуг

рубль

песок

гость

сесть

туман

черта

жалко

много

будто

мысль

Одна попытка время:

Таблица 6.2. Найдите слова, обозначающие мебель

какой

более

вести

нужно

общий

жалко

какой

более

место

тогда

армия

дверь

толпа

адрес

узкий

диван

ветер

война

звать

какой

более

время

очень

народ

найти

часть

прямо

смена

книга

голос

Одна попытка время:

Таблица 6.3. Найдите слова, обозначающие вода

слава

метод

ответ

назад

закон

ветер

никто

армия

класс

лодка

легко

масса

стать

слово

можно

образ

капля

ждать

право

волна

ветер

целый

число

смысл

вечер

улица

часть

закон

легко

лучше

Одна попытка время:

Таблица 6.4. Найдите слова, обозначающие поры года

линия

успех

синий

нечто

добро

поиск

сухой

осень

дойти

стена

время

уметь

знать

самый

земля

гость

уметь

иначе

место

война

дверь

поток

весна

мешок

вдоль

мечта

канал

рыбак

нечто

добро

Одна попытка время:

Упражнение 7

1. Закройте глаза.

2. Представьте себе слово «КАПЛЯ».

3. Максимально приблизьте воображаемое слово «КАПЛЯ» к себе.

4. Удалите слово «КАПЛЯ» от себя так, чтобы оно превратилось в маленькую точку.

5. Сместите его вправо, влево. Если не получается, то посмотрите на графическое изображение слова.

6. Выполните пункты 1—5 упражнения для следующих слов: «ЗАВОД», «КОГДА», «КРОМЕ», «НОВЫЙ», «МЫСЛЬ», «УЛИЦА», «СРЕДА», «ЧЕРЕЗ», «ВОЛНА», «УСПЕХ», «ЖАЛКО», «БОМБА».

7. При необходимости помещайте воображаемые слова в квадрат.

8. На каждое слово затрачивайте не более десяти секунд.

9. Упражнение выполняйте спокойно, не торопясь.

10. Учитесь управлять зрительными образами.

Управление 8

1. В этом упражнении указаны более сложные слова.

2. Прочтите их медленно и вдумчиво.

3. Вызовите зрительные образы особо сложных слов.

4. Прочтите слова вслух. Время, затраченное на чтение слов из каждой таблицы, не должно превышать десять секунд.

5. Запишите время, затраченное на каждую из попыток.

Таблица 8.1

только

делась

бандит

земной

резкий

чистый

малина

текила

витать

весьма

вполне

однако

потому

давать

стекло

правда

камень

писать

вопрос

борьба

больше

голова

стоять

теперь

десять

победа

словно

вперед

прежде

добрый

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 8.2

порция

делась

курица

звание

особый

раньше

клиент

однако

письмо

нужный

мелкий

офицер

высший

спинка

нижний

солдат

именно

газета

лишний

видеть

страна

правый

состав

что-то

камень

начать

совсем

бежать

иногда

хозяин

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 8.3

бросив

мягкий

упадок

деньги

вообще

ученый

вакуум

многое

золото

отойти

колхоз

статья

особый

любить

правда

случай

забыть

читать

магнит

решить

лежать

взгляд

матрос

матрас

решить

важный

дорога

совсем

власть

быстро

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 8.4

нибудь

пришел

европа

важны

черный

газета

машина

первый

думать

больше

помочь

начало

старик

откуда

дерево

клетка

доллар

кресло

искать

минута

узнать

нельзя

вместо

черный

разный

лучший

завтра

хорошо

почему

голова

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 8.5

опилки

калина

образы

играть

пройти

бывать

должен

работа

думать

четыре

смерть

темный

многие

полный

сердце

ходить

письмо

читать

тысяча

делать

второй

тюрьма

стыдно

лежать

третий

солнце

решить

страна

каждый

стаять

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Таблица 8.6

колено

книжка

долгий

другой

первый

видеть

сидеть

писать

понять

дорога

задача

ходить

второй

стекло

прийти

любить

всегда

понять

свежий

больной

хорошо

каждый

почему

всегда

многие

нужный

бывать

против

просто

прийти

№ попытки и время: 1__2__3__4__5__6__

Упражнение 9

1. Прочитайте следующие словосочетания:

эмоциональный подъем; жизненный ритм; возвышенным образом; различие привычек; мелочная тирания; совместная жизнь; брачный корабль; заполнить жизнь; политические взгляды; политическая ориентация; театральная жизнь; различные интересы; взаимная терпимость; задрожал от страха; сближение взглядов; религиозные убеждения; безутешный любовник; переплетение интересов; сплетение вымыслов; удаляться от цели; безутешный любовник; особое удовольствие; дельный совет; неопровержимый довод; откладывать жизнь; другая притча; задрожал от страха; драматическое положение; крайне неучтивым; пустяковая операция; назначение режима; торжественная обстановка; источник любви; пламенная страсть; в поисках утраченного; пышно представляли; подвергался преследованиям; нежные признания.

2. Время, затраченное на чтение словосочетаний вслух, не должно превышать пятнадцать секунд.

3. Время, затраченное на чтение словосочетаний про себя, не должно превышать тринадцать секунд.

4. Необычные словосочетания выпишите в специальную тетрадку.

5. Зафиксируйте в тетрадке время, затраченное на выполнение данного упражнения.

Упражнение 10

1. Медленно прочитайте текст.

2. Проработайте новые и незнакомые слова и словосочетания, преобразовывая их в зрительные образы.

3. Прочитайте данный текст требуемое количество раз, чтобы время чтения не превышало 160 секунд.

4. Прочитайте текст только одними глазами.

5. Время, требуемое вам для прочтения данного текста глазами, не должно превышать 80 секунд.

6. Если ваш результат окажется немного хуже, отдохните и еще раз попробуйте прочитать текст одними глазами.

7. Если результат будет положительным, переходите к следующему упражнению.

8. Запишите достигнутый результат в специальную тетрадку.

Ф. Стендаль. Красное и черное

(3785 знаков, 623 слова)

«К счастью для господина де Реналя и его репутации правителя города, городской бульвар, расположенный на склоне холма, на высоте сотни футов над Ду, понадобилось обнести громадной подпорной стеной. Отсюда благодаря на редкость удачному местоположению открывается один из самых живописных видов Франции. Но каждую весну бульвар размывало дождями, дорожки превращались в сплошные рытвины, и он становился совершенно непригодным для прогулок. Это неудобство, ощущаемое всеми, поставило господина де Реналя в счастливую необходимость увековечить своё правление сооружением каменной стены в двадцать футов вышины и тридцать — сорок туазов длины.

Парапет этой стены, ради которой господину де Реналю пришлось трижды совершить путешествие в Париж, ибо предпоследний министр внутренних дел объявил себя смертельным врагом верьерского бульвара, — парапет этот ныне возвышается примерно на четыре фута над землёй. И, словно бросая вызов всем министрам, бывшим и нынешним, его сейчас украшают гранитными плитами.

Сколько раз, погружённый в воспоминания о балах недавно покинутого Парижа, опёршись грудью на эти громадные каменные плиты прекрасного серого цвета, чуть отливающего голубизной, я блуждал взором по долине Ду. Вдали, на левом берегу, вьются пять- шесть лощин, в глубине которых глаз отчётливо различает струящиеся ручьи. Они бегут вниз, там и сям срываются водопадами и, наконец, низвергаются в Ду. Солнце в наших горах печёт жарко, а когда оно стоит прямо над головой, путешественник, замечтавшийся на этой террасе, защищён тенью великолепных платанов. Благодаря наносной земле они растут быстро, и их роскошная зелень отливает синевой, ибо господин мэр распорядился навалить землю вдоль всей своей громадной подпорной стены; несмотря на сопротивление муниципального совета, он расширил бульвар примерно на шесть футов (за что я его хвалю, хоть он и ультрароялист, а я либерал), и вот почему сия терраса, по его мнению, а также по мнению г-на Вально, благоденствующего директора верьерского дома призрения, ничуть не уступает Сен-Жерменской террасе в Лэ.

Что до меня, то я могу посетовать только на один недостаток Аллеи Верности — официальное это название можно прочесть в пятнадцати или двадцати местах на мраморных досках, за которые г-на де Реналя пожаловали ещё одним крестом, — на мой взгляд, недостаток Аллеи Верности — это варварски изуродованные могучие платаны: их по приказанию начальства стригут и карнают немилосердно. Вместо того, чтобы уподобляться своими круглыми, приплюснутыми кронами самым невзрачным огородным овощам, они могли бы свободно приобрести те великолепные формы, которые видишь у их собратьев в Англии. Но воля господина мэра нерушима, и дважды в год все деревья, принадлежащие общине, подвергаются безжалостной ампутации. Местные либералы поговаривают, — впрочем, это, конечно, преувеличение, — будто рука городского садовника сделалась значительно более суровой с тех пор, как господин викарий Малой завёл обычай присваивать себе плоды этой стрижки.

Сей юный священнослужитель был прислан из Безансона несколько лет тому назад для наблюдения за аббатом Шеланом и ещё несколькими кюре в окрестностях. Старый полковой лекарь, участник итальянской кампании, удалившийся на покой в Верьер и бывший при жизни, по словам мэра, сразу и якобинцем и бонапартистом, как-то раз осмелился попенять мэру на это систематическое уродование прекрасных деревьев.

— Я люблю тень, — отвечал г-н де Реналь с тем оттенком высокомерия в голосе, какой допустим при разговоре с полковым лекарем, кавалером ордена Почётного легиона, — я люблю тень и велю подстригать мои деревья, чтобы они давали тень. И я не знаю, на что ещё годятся деревья, если они не могут, как, например, полезный орех, приносить доход.

Вот оно, великое слово, которое всё решает в Верьере: приносить доход; к этому, и только к этому сводятся неизменно мысли более чем трёх четвертей всего населения.

Приносить доход — вот довод, который управляет всем в этом городке, показавшемся вам столь красивым. Чужестранец, очутившийся здесь, пленённый красотой прохладных, глубоких долин, опоясывающих городок, воображает сперва, что здешние обитатели весьма восприимчивы к красоте; они без конца твердят о красоте своего края; нельзя отрицать, что они очень ценят её, ибо она-то и привлекает чужестранцев, чьи деньги обогащают содержателей гостиниц, а это, в свою очередь, в силу действующих законов о городских пошлинах приносит доход городу».

Упражнение 11

1. Еще раз прочитайте весь текст, приведенный в упражнении 10.

2. Дайте заглавие каждому абзацу.

3. Выпишите запомнившиеся вам мысли. Сравните их с мыслями автора.

Упражнение 12

1. Вспомните и запишите по памяти цитаты из упражнения 2 данного комплекса.

2. Запишите по памяти понравившиеся словосочетания из текста, приведенного в упражнении 10.

Упражнение 13

1. Возьмите любую художественную книгу.

2. Выберите себе текст объемом в 470 слов.

3. Подчеркните особо трудные словосочетания, проработайте их.

4. Засеките время и прочтите текст про себя. Время не должно превышать 1 минуту.

5. Зафиксируйте результат в специальной тетрадке.