Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Смысловые ряды

Само название «смысловой ряд» означает, что в тексте надо выделить основные идеи, слова, фразы и словосочетания — смысловые ряды, которые предопределяют текст всей страницы. Далее содержание текста каждой страницы книги сводится к короткой логической цепочке. Затем в каждой смысловой цепочке необходимо найти центральное по смыслу слово и ассоциировать эти ключевые слова всех страниц между собой, то есть образовать единую цепочку основных мыслей и идей, и таким образом определить главную мысль и идею текста.

Такое чтение происходит в три этапа. Сначала подчеркиваются наиболее значимые слова, которые несут основную смысловую нагрузку в тексте. При этом не обязательно, чтобы значимое слово присутствовало в каждом предложении.

Далее, при повторном чтении, выделенные значимые слова объединяются в смысловые ряды (комбинации значимых слов), которые позволяют более полно понять основную идею текста. Смысловые ряды следует выписать в специальную тетрадь.

При третьем чтении выделяется основная сюжетная линия, главная мысль текста. Смысл текста — это те образы, которые должны занять место в вашей образной памяти.

Во время тренировок проверяйте, сохранились ли в вашей памяти образы и ключевые слова текста, не «стерлись» ли они во время чтения нового материала.

В процессе чтения надо выделить не более семи смысловых блоков. Если получается больше, необходимо сгруппировать их по смыслу или разбить читаемый текст на несколько частей и читать его в несколько заходов. Число семь — это оптимальное число блоков для запоминания для нетренированного мозга, который за один раз не может обработать слишком много информации.

Далее в своем воображении вы формируете картину исходя из каждого смыслового блока, который должен быть закодирован в образе-картинке. Сделайте образ ярким, большим, нестандартным и запоминающимся. Удерживайте созданный вами образ в оперативной памяти в течение нескольких минут, чтобы затем закрепить его в долговременной памяти. Пометьте созданный образ ключевым словом, и вам будет достаточно только произнести это слово, как в памяти возникнет соответствующий образ со всеми деталями.

Следующим шагом будет объединение созданных образов в целостную картину. Для закрепления связей между блоками удерживайте эту картину в течение 20—30 секунд в своей оперативной памяти. Важно научиться входить в любой смысловой блок и удерживать общую картину одним только взглядом.

Чтобы созданная картина хорошо закрепилась в долговременной памяти и не нарушилась, просканируйте каждый смысловой блок. Перескажите текст с начала до конца, и наоборот, от конца к началу.

 

Общие рекомендации по работе над текстом

У каждого читателя вырабатывается свой стиль чтения, свои приемы и свой способ переработки текста. Ниже приведены универсальные рекомендации, которые пригодятся всем.

1. Прочтите заглавие книги и первый абзац.

2. Если вы решите, что материал доступен для вашего понимания, можно начать знакомство с ним.

3. Посмотрите структуру материала.

4. Посмотрите заголовки и подзаголовки книги.

5. Выделите основные ключевые слова в тексте.

6. Периодически проверяйте, насколько вы усвоили и связали данный материал с имеющимися у вас знаниями.

7. Дочитайте материал до конца.

8. Если вы не поняли идею текста, вернитесь к нему опять и перечитайте. Попытайтесь идеи автора выразить своими словами.

9. Если какие-то идеи в процессе чтения вам показались труднодоступными и непонятными, вернитесь к ним еще раз.

10. Записывайте свои выводы, они помогут вам сконцентрироваться на чтении и усвоить материал.

11. На свободных полях книги или статьи делайте карандашом пометки. Через много лет, когда вам понадобится обратиться к этой книге, пометки окажут неоценимую услугу. Пометкам на полях в самой книге должны соответствовать определенные метки.

У опытных читателей выработаны свои способы и целые системы обозначений, которые помогают установить связь между различными абзацами (цифры, буквы, знаки, рисунки и т.д.), а также отразить эмоциональное отношение к данным абзацам и страницам (слова типа «необходимо», «может пригодиться»), а также имеют определенное отношение к тексту (формально-логическое, системное, теоретическое и т.д.).