Анализ стихотворения И.С. Никитина «Утро»
Как и во многих стихах Ивана Саввича Никитина, тема стихотворения «Утро» — любование природой, которая радует и лечит уставшую душу. Для поэта в природе все живое, поэтому стихотворение метафорично, есть олицетворения: кудри лозняка, дремлет камыш, лес улыбается, солнце покинуло свой ночлег.
В стихотворении рассказывается о том, как утро вступает в свои права. Сначала еще видно, как меркнут звезды, а затем все освещается золотыми потоками солнца. Ощущение простора и света помогает поэту передать ассонанс:
...Белый пАр по лугАм расстилАется.
По зеркАльной воде, по кудрЯм лознякА
От зари Алый свет разливАется.
Поэт дает нам возможность услышать тишину, и не следует нарушать ее громким чтением.
Строки Дремлет Чуткий камыШ. ТиШЬ— безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая как будто шепчут: «Ш-ш-ш! Тише!» И вздрагиваешь от 3— С— Ц в строках КуСт Заденешь плечом — на лиЦо тебе вдруг СлиСтьев брыЗнет роСа СеребриСтая, как если бы тебе на лицо упали капли холодной серебристой росы.
Постепенно тишина нарушается пробуждением всего живого: как будто просвистели крылья уток (ПронеСлиСь утки С шумом и СкрылиСя и нежно прозвенел издалека колокольчик в сочетаниях звуков ЛЕКО— ЛЕКО— КОЛОКОЛЕ «ДаЛЕ- КО даЛЕКО коЛОКОЛЬчик звенит».
Заканчивается стихотворение восклицаниями: Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое! Да и чего теперь бояться? Никого не разбудишь, все встали. Пахарь поет за работой, радуется утру и солнцу его душа.
Анализ стихотворения И.С. Никитина «Утро»
Иван Саввич Никитин видит поэзию в обыденной жизни народа, в его труде. В стихотворении «Утро» труд опоэтизирован, он связан с движениями природы. Пейзаж изменчив, он наполнен новыми красками, запахами, звуками:
Потянул ветерок. Воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися...
Изображение крестьян, рыбаков проникнуто лиризмом, художественными средствами поэт обозначает связь русского человека с природой, слитность, неразрывность их.
Ритмический рисунок стихотворения строг, синтаксическое построение единообразно, но именно это подчеркивает его внутреннюю, скрытую динамику.
Начало стиха спокойно и умиротворенно. Природа еще спит, она находится в покое. Это тонкая грань между ночью и утром. Ключевое слово в этой части — тишь: Звезды меркнут и гаснут.., Тишь — безлюдье вокруг...
Затем медленно, неторопливо и необыкновенно плавно нарастает сила утра: Потянул ветерок...», «Пронеслись утки с шумом и скрылися..., Рыбаки в шалаше пробудилися....
Поэта привлекает движение, шум зарождающегося утра. Волнующее напряжение нарастает в строках:
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло...
И достигает кульминации:
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло...
Поэт нарочито растягивает это мгновение, мы, как на замедленной съемке, видим золотые потоки, хлынувшие на землю. Они, подобно живой воде, пробуждают все сущее к жизни.
Поэт с огромным мастерством описывает пробуждение природы, используя лексическую силу глаголов, которые передают нарастающую силу утра. В тишине предрассветного утра «белый пар... расстилается, алый свет... разливается. Затем восток уже горит-разгорается. И, наконец, солнце золотыми потоками хлынуло на землю.
Необыкновенной, могучей силы преисполнены последние строки стихотворения, в них вся энергия, весь задор и удаль русского человека, который радуется красоте утра, отмахнувшись от забот и горя. Предстоящая работа не пугает его, потому он поет:
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Поэт широко использует цветопись: золотые, алые, серебряные нити пронизывают ткань воздуха: в огне облака, алый свет, роса серебристая, золотыми потоками.
Щедро использует автор и олицетворение. В его стихотворении обыкновенный камыш, солнце, ветерок — все имеет душу, дышит, чувствует, живет и наслаждается жизнью: Дремлет чуткий камыш..., Потянул ветерок. Воду морщит-рябит..., И стоит себе лес, улыбается....
Поэт ничего не говорит о себе, о своих чувствах. Он просто пишет картину окружающего мира и себя в нем.
Читая эти строки, каждый невольно ощущает те переживания и ощущения, что захватили автора: чувствует прохладу прозрачных брызг росы, слышит быстрый трепет птичьих крыльев, вдыхает сладкий запах земли...
Яркость этим впечатлениям придает используемый поэтом прием аллитерации:
Дремлет Чуткий камыШ. ТиШь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
С лиСтьев бРыЗнет РоСа СеРебРиСтая.
ДаЛЕКО-даЛЕКО КОЛОКОЛЬчик звенит.
Вопросы и задания для детей по стихотворению И.С. Никитина «Утро»
Анализ стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»
Стихотворение продолжает главную тему творчества И.С. Никитина — единства русской природы и русской души.
Картины природы быстро меняются, но поэту удается очень малыми средствами представить все многообразие и красоту ее. Каждое четверостишие — это отдельная, законченная картина русской природы. Глазами поэта читатель видит бескрайние просторы русской земли:
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай...
Никитину не в радость скучная, унылая осень. Мрачными красками описывает он ее, усиливая впечатление эпитетами: от угрюмых небес, плакал сумрачный лес.
Следующие строки просты и безыскусны, но в них большое радостное чувство — пришел конец томительному ожиданию, наступила зима:
И что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок...
Здесь начинается вторая, и основная часть стихотворения. Это настоящий гимн русской зиме, ее величию и красоте. Но в то же время это и гимн русскому народу, русскому национальному характеру, его отваге, силе и стойкости:
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к буре у нас
Привыкает дитя?
Поэт любовно иронизирует, описывая русского мужика: все нипочем ему — ни мороз, ни жара! Закален русский человек матушкой-зимой, с ранних лет привыкает он к бурям и ненастьям:
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растет богатырь,
Что под бурями дуб.
Сама природа растит, лелеет русское дитя:
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладет,
Под окном для него
Песни вьюга поет.
Поэтому русский характер сродни русской природе. Бескрайни русские просторы — широка и вольна русская душа!
Стихотворение метафорично, вот примеры того:
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чем,
Плакал сумрачный лес.
***
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Использует автор и сравнение: «Как алмазы, горят капли сдержанных слез», «Ирастет богатырь, что под бурями дуб».
Применяет поэт и прием аллитерации: «В СТеКЛа оКон СТучаЛ...» (здесь мы слышим, как бьются ветки в окно под порывами ветра); «Ирастет Богатырь, что поД Бурями ДуБ...» (чередование звуков П— Б подчеркивает, как крепко упирается в землю, прочно стоит на ней мальчик).
Автор обращается к зиме, как к живому существу:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам.
Зима живет и проявляет себя по-разному: она может быть и врагом, и помощницей. Здесь автор обращается к народному эпосу, к поверьям, к языческой религии, когда обожествлялись силы природы, ее стихии. Русской широкой душе всегда была желанна зима-матушка: зимой начинались гулянья, отдых от трудовых весенних, летних, осенних забот. Угадываются фольклорные традиции в некоторых словах и выражениях. «Хмельный пир» — это ратная битва, и поэт говорит о том, что зима — помощник русскому народу в борьбе против «незваного гостя», она заодно с народом, это их общее дело. (И действительно, не только наполеоновским войскам, но много позже и фашистам довелось узнать силу суровых русских морозов).
Определенный смысл вкладывает автор в словосочетание «белый пух»: зима приготовит врагу белый саван и уберет пухом последнюю постель. Ведь известно, что по русскому обычаю умершему по традиции желают, чтоб земля была ему пухом.
Символика русского фольклора близка и понятна Никитину, и поэт стремится донести ее своеобразие до читателя.
Вопросы и задания для детей по стихотворению И.С. Никитина «Встреча зимы»
Найдите в тексте другие олицетворения.
Анализ стихотворения И.С. Никитина «Весна на степи»
Стихотворение Ивана Саввича Никитина «Весна на степи» написано народным стихом в духе народного поэтического творчества.
Прежде всего, народный стих всегда напевен. А русский напев протяжен, мелодичен. Читая стихотворение «Весна на степи», не только слышишь песню, но, кажется, будто и сам поешь.
Послушайте:
Сте-епь ши-иро-ока-ая,
Сте-епь бе-езлю-юдна-ая,
О-отче-его ты та-ак
Смо-отри-ишь па-асму-рно-о?
Такой эффект создается благодаря использованию слов с большим количеством гласных, особенно в конце строки, который обычно и тянется в русских песнях.
Народный стих — стих тонический. Он строится на равном или примерно равном количестве ударений в строках.
В этом стихотворении в каждой строчке одно сильное ударение (основное ударение).
Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?
Где краса твоя,
Зелень яркая,
На цветах роса
Изумрудная?
В народных стихах рифмы, как правило, нет. Нет ее и в стихотворении «Весна на степи». Рифма здесь появляется словно случайно и всего несколько раз.
Для того чтобы еще больше приблизить свое стихотворение к народному стиху, автор использует в нем некоторые устойчивые фольклорные эпитеты: степь широкая, залетные птицы, небо ясное, небо — голубой шатер, золотой венец солнца красного.
И форму слов выбирает такую, которая привычна уху простого человека; расстилалася, волновалася, пораскинулось, жизнию.
Эти слова очень украшают стихотворение, придают ему особый, народный колорит.
Автор рисует яркую картину не только словами, но и сочетанием звуков в строке.
В первом четверостишии поэт не пишет прямо о том, какая степь в данный момент, но из его обращения к ней мы понимаем, что день ненастный, хмурый, просторы степи тоскливы, даже безрадостны:
Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?
Обратите внимание на звуки в этой строфе, они помогают нам представить широту степи и безлюдье:
Степь ширОкая,
Степь безлЮдная,
ОтчегО ты так
СмОтришь пАсмурно?
О — У — О — А — эти звуки, словно эхо в пустоте, словно сильный ветер, несущийся по голой степи, он будто завывает. И в то же время создается ощущение простора, бескрайности.
Совсем другое настроение в последнем четверостишии:
Новой жизНИю
ВЕЕТ ТЕплый ДЕНЬ.
ВЕТЕрок на грудь
К ТЕБЕ проСИтся
Чувствуешь, будто повеяло теплом. Этот эффект создают сочетания согласного с мягким гласным. Кажется, будто светит солнышко, легкий ветерок колышет густые травы степные, играет с ними или кто-то песенку поет.
Произведение построено на контрасте, в нем используется антитеза. Сначала степь описывается хмурой, пасмурной, и тут же говорится о том, какая степь бывает красивая, солнечная весной. Это сравнение придает стихотворению особую яркость. Читаешь его, и кажется, словно идет по степи русский человек и поет про нее красивую песню. И душа его так же прекрасна, как бескрайняя степь весной.
Вопросы и задания для детей по стихотворению И.С. Никитина «Весна на степи»
Слово учителя перед чтением стихотворения И.С. Никитина «Русь»*
Вы уже знакомы с творчеством Ивана Саввича Никитина. Во втором классе читали некоторые его стихотворения. Вспомните, какие стихи этого поэта мы читали ранее. («Полно, степь моя, спать беспробудно», «Утро», «Встреча зимы».)
Но русским читателям девятнадцатого века имя этого поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека.
Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте определить, какие чувства испытывали люди, прочитавшие его.
*Родная речь: Учебник для учащихся начальной школы: В 3 кн. /Сост.: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. — М.: Просвещение, 1994. — Кн. III. Ч. 1.
Вопросы и задания дня детей по стихотворению И.С. Никитина «Русь»
Чтобы убедиться в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе две строки попарно и проставим ударение.
Вот, например:
Мурава лугов ковром стелется,
Виноград в садах наливается.
Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.
Выпишите устойчивые, характерные для фольклора эпитеты вместе с определяемыми словами в именительном падеже.
Начнем со второго четверостишия и запишем: «Тучи темные», «камыш густой».
Далее учащиеся работают самостоятельно.
Вот что могут выписать школьники: снег, что белый пух, море синее, мгла непроглядная, поле чистое, богатырская сила, старина святая, черный день, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, православный люд, свет белый, слава громкая, Русь могучая (16 примеров).
Обычно мы прилагательное ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога.
Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое. Такой прием называется инверсией. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая закончится прилагательным, ударение обязательно придется на третий слог от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.
Проставьте в выписанных вами прилагательных ударения.
Прочитайте те пары слов, в которых нет инверсии.
Прочитайте те пары слов, где есть инверсия.
Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на четыре части.
Первая часть заканчивается на с. 160 словами:
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
Прочитайте этот отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допустят те, кто интонационно присоединит последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так: Вижу — даль степей зеленеется или Цепи гор стоят великанами. Необходима пауза после третьей строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова зеленеется, великанами в отдельную строку.
Работа над первой частью после чтения ее учащимися
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю.
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную.
О какой непроглядной тьме говорит поэт, и что называет он «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием.)
Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной природы рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к своей Родине.
Обратите внимание, что каждое из этих двух четверостиший представляет собой одно восклицательное предложение. Восклицательная интонация подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.
Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, передав восклицательную интонацию.
Вся первая часть направлена на то, чтобы показать царственную красоту необъятной Родины.
Этот заголовок учитель пишет на доске, а учащиеся — в тетрадях.
Работа над второй частью
Прочитайте про себя четыре четверостишия, следующие за первой частью.
Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.
Прочитайте эти четыре строфы так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.
Эту часть мы озаглавим так: Риторические вопросы.
Работа над третьей частью
После риторических вопросов начинается третья часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое своей Родины. Эта часть заканчивается на с. 161.
Чтение третьей части.
Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни испытаний:
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
Прочитайте четверостишия, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона:
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!
Работа над четвертой частью
На с. 162 последняя, заключительная часть стихотворения. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.
Учащиеся читают последние две строфы. Задание на дом— выучить две последние строфы наизусть.
Еще раз прочитаем заголовки частей:
Анализ стихотворения И.С. Никитина «Музыка леса»
Для стихотворения Ивана Саввича Никитина «Музыка леса» характерна неспешность, плавность. Темп задают многосложные слова в конце первых четверостиший. Они читаются протяжно, и ударение в них падает на третий слог от конца: развер-ну-у-лися, опроки-и-нулисъ, разлива-а-йтеся. Стихотворение звучит, как широкая протяжная песня. И это не случайно, ведь оно написано народным стихом. В народных стихах часто нет рифмы. Нет ее и в этом стихотворении.
В каждой паре строк три ударения, и всегда первое падает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца, как в былине:
Без конца поля развернулися,
Небеса в воде опрокйнулись.
За крутой курган солнце прячется,
Облаков гряда развернулася.
И читается стихотворение так же напевно, как былина. Музыка леса — тихая музыка. Хочется читать эти стихи негромко, потому что тихо солнце прячется, тени крадутся, лес провожает день тихой музыкой. Стихотворение яркое, метафоричное. Лес провожает день тихой музыкой, тени крадутся и собираются в густом лесу, облака подобны горам, дворцам, соединенным серебряными и стальными мостами.
Стихотворение можно разделить на две части.
В первой части описана красота летнего вечера на лесной опушке. Она заканчивается словами провожает день тихой музыкой. Поэт подчеркивает, что все кажется необычным в предзакатный час: лес покрыт краской розовой, облака золотятся в солнечных лучах, вот и кажутся они медными горами и золочеными дворцами, их цвет напоминает поэту серебро, сталь, медь, золото. Зримая красота переполняет душу лирического героя, и в душе его начинает звучать музыка, хотя ему кажется, что он слышит музыку леса.
Во второй части стихотворения лирический герой говорит о себе, своих чувствах, переживаниях, возникших при общении с природой.
Он сравнивает летний вечер в лесу с вечерами его детства, проведенными в тесной горенке, со стенами темными, освещенными лишь огоньком лампады перед образом. Слабый свет первой звезды напоминает ему огонек этой лампады:
Огонек горел
Перед образом,
Как теперь горит
Эта звездочка.
Почему же герою стихотворения эта горенка так же мила, как и золотые дворцы природы? Да потому, что в этой
горенке он был с милой матушкой, на груди которой он дремал вечерами, слушая ее песни. Эти тихие вечера были наполнены любовью матери и сына, нежностью и таким умиротворением, что песни казались звуками райскими, а жизнь — неземной.
Такие же чувства — спокойствие, умиротворение, умиление — охватывают героя, когда матушка-природа поет, провожая день тихой музыкой. Вспоминается милое детство, а безотрадный день забывается.
Стихотворение носит автобиографический характер. За лирическим героем мы угадываем самого автора и его чувства.
Вопросы и задания для детей по стихотворению И.С. Никитина «Музыка леса»
В этом году мы не в первый раз читаем стихи Ивана Саввича Никитина. Какие стихи этого поэта мы читали? По- разному звучат его стихи. Откройте книгу на с. 158—159. Прочитайте уже известные вам стихи Никитина.
Чтобы доказать, что стихотворение написано былинным стихом, соединим попарно строки и проставим ударение:
Без конца поля развернулися,
Небеса в воде опрокйнулись.
хочется, чтобы читатели представили, как без конца поля развернулися, как облаков гряда развернулася. Наша земля так же бескрайна, как небо. Здесь и родился былинный напев, неторопливый, вольный, широкий. Былины уже не слагают, а былинный стих продолжает жить в нашей поэзии, не забывается.)
Это стихотворение можно разделить на две части. Первая часть заканчивается словами Сам не знаю я, что мне весело... После них стоит многоточие, а значит, при чтении необходима большая пауза.
Прочитайте эту часть и подумайте, как можно ее озаглавить. (Вечерний лес. Лес вечером. Тихая музыка вечернего леса.)
III. Дети выразительно читают первую часть
Прочитайте про себя вторую часть стихотворения и подумайте, как можно ее озаглавить. (Воспоминания о детстве. Воспоминания о счастливом детстве.)
Прочитайте две последние строфы в первом столбце на с. 249.
Содержание каждой строфы можно было бы уложить не в четыре, а в две строки. Но поэт не захотел так сделать потому, чтобы мы после каждой строки делали паузу, читали несколько нараспев. Ведь стихотворение о музыке, а потому поэт выбрал размер былинного напева. Обратите внимание на то, что в нем есть и восклицательные, и вопросительные предложения.
Прочитайте только те строфы, в которых есть восклицательные предложения.
А теперь прочитайте строфы, в которых содержится вопрос.
Слово учителя после чтения стихотворения и работы над ним
Стихотворение «Музыка леса» носит автобиографический характер. Это значит, что в нем нашли отражение факты жизни самого поэта.
Известно, что Иван Саввич Никитин рано потерял мать, которая была доброй, милой женщиной. Отец поэта не вынес горя и запил. Он не смог заботиться о сыне, и старшим в семье стал Иван Саввич. Ему пришлось тяжким трудом на постоялом дворе зарабатывать на жизнь. Утешением были для него природа и стихи, которые он слагал.
Давно нет поэта, а чувства, которые он выразил в стихах, трогают нас, не оставляют равнодушными. И все же его поэзия светла, хотя много стихотворений печальных и горьких. Его судьба может послужить уроком для тех, кто отчаялся. Поэт утверждает: как бы тяжело ни складывалась жизнь, надо уметь находить в ней радость.