Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки

И.С. Никитин

Анализ стихотворения И.С. Никитина «Утро»

Как и во многих стихах Ивана Саввича Никитина, тема стихотворения «Утро» — любование природой, которая радует и лечит уставшую душу. Для поэта в природе все живое, поэтому стихотворение метафорично, есть олицетворения: кудри лозняка, дремлет камыш, лес улыбается, солнце покинуло свой ночлег.

В стихотворении рассказывается о том, как утро вступает в свои права. Сначала еще видно, как меркнут звезды, а затем все освещается золотыми потоками солнца. Ощущение простора и света помогает поэту передать ассонанс:

 

...Белый пАр по лугАм расстилАется.

По зеркАльной воде, по кудрЯм лознякА

От зари Алый свет разливАется.

 

Поэт дает нам возможность услышать тишину, и не следует нарушать ее громким чтением.

Строки Дремлет Чуткий камыШ. ТиШЬ— безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая как будто шепчут: «Ш-ш-ш! Тише!» И вздрагиваешь от 3— С— Ц в строках КуСт Заденешь плечом — на лиЦо тебе вдруг СлиСтьев брыЗнет роСа СеребриСтая, как если бы тебе на лицо упали капли холодной серебристой росы.

Постепенно тишина нарушается пробуждением всего живого: как будто просвистели крылья уток (ПронеСлиСь утки С шумом и СкрылиСя и нежно прозвенел издалека колокольчик в сочетаниях звуков ЛЕКО— ЛЕКО— КОЛОКОЛЕ «ДаЛЕ- КО даЛЕКО коЛОКОЛЬчик звенит».

Заканчивается стихотворение восклицаниями: Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое! Да и чего теперь бояться? Никого не разбудишь, все встали. Пахарь поет за работой, радуется утру и солнцу его душа.

 

Анализ стихотворения И.С. Никитина «Утро»

Иван Саввич Никитин видит поэзию в обыденной жизни народа, в его труде. В стихотворении «Утро» труд опоэтизирован, он связан с движениями природы. Пейзаж изменчив, он наполнен новыми красками, запахами, звуками:

 

Потянул ветерок. Воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися...

 

Изображение крестьян, рыбаков проникнуто лиризмом, художественными средствами поэт обозначает связь русского человека с природой, слитность, неразрывность их.

Ритмический рисунок стихотворения строг, синтаксическое построение единообразно, но именно это подчеркивает его внутреннюю, скрытую динамику.

Начало стиха спокойно и умиротворенно. Природа еще спит, она находится в покое. Это тонкая грань между ночью и утром. Ключевое слово в этой части — тишь: Звезды меркнут и гаснут.., Тишь — безлюдье вокруг...

Затем медленно, неторопливо и необыкновенно плавно нарастает сила утра: Потянул ветерок...», «Пронеслись утки с шумом и скрылися..., Рыбаки в шалаше пробудилися....

Поэта привлекает движение, шум зарождающегося утра. Волнующее напряжение нарастает в строках:

 

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло...

И достигает кульминации:

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло...

 

Поэт нарочито растягивает это мгновение, мы, как на замедленной съемке, видим золотые потоки, хлынувшие на землю. Они, подобно живой воде, пробуждают все сущее к жизни.

Поэт с огромным мастерством описывает пробуждение природы, используя лексическую силу глаголов, которые передают нарастающую силу утра. В тишине предрассветного утра «белый пар... расстилается, алый свет... разливается. Затем восток уже горит-разгорается. И, наконец, солнце золотыми потоками хлынуло на землю.

Необыкновенной, могучей силы преисполнены последние строки стихотворения, в них вся энергия, весь задор и удаль русского человека, который радуется красоте утра, отмахнувшись от забот и горя. Предстоящая работа не пугает его, потому он поет:

 

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

 

Поэт широко использует цветопись: золотые, алые, серебряные нити пронизывают ткань воздуха: в огне облака, алый свет, роса серебристая, золотыми потоками.

Щедро использует автор и олицетворение. В его стихотворении обыкновенный камыш, солнце, ветерок — все имеет душу, дышит, чувствует, живет и наслаждается жизнью: Дремлет чуткий камыш..., Потянул ветерок. Воду морщит-рябит..., И стоит себе лес, улыбается....

Поэт ничего не говорит о себе, о своих чувствах. Он просто пишет картину окружающего мира и себя в нем.

Читая эти строки, каждый невольно ощущает те переживания и ощущения, что захватили автора: чувствует прохладу прозрачных брызг росы, слышит быстрый трепет птичьих крыльев, вдыхает сладкий запах земли...

Яркость этим впечатлениям придает используемый поэтом прием аллитерации:

 

Дремлет Чуткий камыШ. ТиШь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

С лиСтьев бРыЗнет РоСа СеРебРиСтая.

ДаЛЕКО-даЛЕКО КОЛОКОЛЬчик звенит.

 

Вопросы и задания для детей  по стихотворению И.С. Никитина «Утро»

  • Какими красками рисует поэт утро? Прочитайте.
  • Найдите в стихотворении, какие звуки слышатся утром.
  • Как вы будете читать начало стихотворения: тихо или громко? Почему? Какое слово является здесь ключевым?
  • Как вы прочтете конец стихотворения? Почему? Какие слова помогут нам в этом?
  • Где чувствуется наибольший подъем, сила в стихотворении? Какие слова помогают это понять?
  • Прочитайте, как изображает поэт камыш, лес, солнце. Что вы замечаете?
  • Как называется такой прием?
  • Какие строки как будто шепчут: «Ш-ш-ш! Тише!».
  • Какие звуки следует подчеркнуть в строках о росе, чтобы можно былопочувствоватькак обжигают капли холодной росы?
  • В чем находит пахарь отдохновение от забот?
  • Как, по-вашему, относится поэт к пахарю?

 

Анализ стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»

Стихотворение продолжает главную тему творчества И.С. Никитина — единства русской природы и русской души.

Картины природы быстро меняются, но поэту удается очень малыми средствами представить все многообразие и красоту ее. Каждое четверостишие — это отдельная, законченная картина русской природы. Глазами поэта читатель видит бескрайние просторы русской земли:

 

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай...

 

Никитину не в радость скучная, унылая осень. Мрачными красками описывает он ее, усиливая впечатление эпитетами: от угрюмых небес, плакал сумрачный лес.

Следующие строки просты и безыскусны, но в них большое радостное чувство — пришел конец томительному ожиданию, наступила зима:

 

И что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок...

 

Здесь начинается вторая, и основная часть стихотворения. Это настоящий гимн русской зиме, ее величию и красоте. Но в то же время это и гимн русскому народу, русскому национальному характеру, его отваге, силе и стойкости:

 

Да и нам ли подчас

Смерть не встретить шутя,

Если к буре у нас

Привыкает дитя?

 

Поэт любовно иронизирует, описывая русского мужика: все нипочем ему — ни мороз, ни жара! Закален русский человек матушкой-зимой, с ранних лет привыкает он к бурям и ненастьям:

 

И разгул непогод

С ранних лет ему люб,

И растет богатырь,

Что под бурями дуб.

 

Сама природа растит, лелеет русское дитя:

 

Когда мать в колыбель

На ночь сына кладет,

Под окном для него

Песни вьюга поет.

 

Поэтому русский характер сродни русской природе. Бескрайни русские просторы — широка и вольна русская душа!

Стихотворение метафорично, вот примеры того:

 

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, Бог знает о чем,

Плакал сумрачный лес.

***

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

 

Использует автор и сравнение: «Как алмазы, горят капли сдержанных слез», «Ирастет богатырь, что под бурями дуб».

Применяет поэт и прием аллитерации: «В СТеКЛа оКон СТучаЛ...» (здесь мы слышим, как бьются ветки в окно под порывами ветра); «Ирастет Богатырь, что поД Бурями ДуБ...» (чередование звуков П— Б подчеркивает, как крепко упирается в землю, прочно стоит на ней мальчик).

Автор обращается к зиме, как к живому существу:

 

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам.

 

Зима живет и проявляет себя по-разному: она может быть и врагом, и помощницей. Здесь автор обращается к народному эпосу, к поверьям, к языческой религии, когда обожествлялись силы природы, ее стихии. Русской широкой душе всегда была желанна зима-матушка: зимой начинались гулянья, отдых от трудовых весенних, летних, осенних забот. Угадываются фольклорные традиции в некоторых словах и выражениях. «Хмельный пир» — это ратная битва, и поэт говорит о том, что зима — помощник русскому народу в борьбе против «незваного гостя», она заодно с народом, это их общее дело. (И действительно, не только наполеоновским войскам, но много позже и фашистам довелось узнать силу суровых русских морозов).

Определенный смысл вкладывает автор в словосочетание «белый пух»: зима приготовит врагу белый саван и уберет пухом последнюю постель. Ведь известно, что по русскому обычаю умершему по традиции желают, чтоб земля была ему пухом.

Символика русского фольклора близка и понятна Никитину, и поэт стремится донести ее своеобразие до читателя.

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению И.С. Никитина «Встреча зимы»

  • Прочитайте строчки об осени. Как вы думаете, как относится поэт к этому времени года? Почему? Какие слова помогают нам это понять?
  • Прочитайте отрывок о зиме. Как вам кажется, огорчается поэт или радуется приходу зимы? Почему? Какие слова помогают это понять?
  • Какие две части можно выделить в стихотворении?
  • Скем сравнивает поэт русское дитя?
  • Какие люди являются героями стихотворения?
  • Как относится поэт к простому русскому человеку? Как вы думаете, почему? Какие качества русского характера раскрываются зимой? Прочитайте строчки, в которых это отражено.
  • Какими словами выражает поэт свое отношение к Родине и своему народу?
  • Найдите в первой части стихотворения строчки о лесе. Может ли лес плакать? Почему автор так пишет о нем? Как называется прием, когда неодушевленный предмет изображается как живой?
  • Как обращается автор к зиме? Создается ли впечатление, что обращаются к человеку?

Найдите в тексте другие олицетворения.

  • Почему поэт считает зиму верным другом русского человека?
  • Какую песнь предлагает поэт пропеть зиме?
  • Что называет он «хмельным пиром»? (Это фольклорный символ битвы.)
  • Что за белый пух предлагает он постелить врагам, и о какой постели идет речь? (Это тоже фольклорный символ для обозначения снега и могилы.)

 

Анализ стихотворения И.С. Никитина «Весна на степи»

Стихотворение Ивана Саввича Никитина «Весна на степи» написано народным стихом в духе народного поэтического творчества.

Прежде всего, народный стих всегда напевен. А русский напев протяжен, мелодичен. Читая стихотворение «Весна на степи», не только слышишь песню, но, кажется, будто и сам поешь.

Послушайте:

 

Сте-епь ши-иро-ока-ая,

Сте-епь бе-езлю-юдна-ая,

О-отче-его ты та-ак

Смо-отри-ишь па-асму-рно-о?

 

Такой эффект создается благодаря использованию слов с большим количеством гласных, особенно в конце строки, который обычно и тянется в русских песнях.

Народный стих — стих тонический. Он строится на равном или примерно равном количестве ударений в строках.

В этом стихотворении в каждой строчке одно сильное ударение (основное ударение).

 

Степь широкая,

Степь безлюдная,

Отчего ты так

Смотришь пасмурно?

Где краса твоя,

Зелень яркая,

На цветах роса

Изумрудная?

 

В народных стихах рифмы, как правило, нет. Нет ее и в стихотворении «Весна на степи». Рифма здесь появляется словно случайно и всего несколько раз.

Для того чтобы еще больше приблизить свое стихотворение к народному стиху, автор использует в нем некоторые устойчивые фольклорные эпитеты: степь широкая, залетные птицы, небо ясное, небо — голубой шатер, золотой венец солнца красного.

И форму слов выбирает такую, которая привычна уху простого человека; расстилалася, волновалася, пораскинулось, жизнию.

Эти слова очень украшают стихотворение, придают ему особый, народный колорит.

Автор рисует яркую картину не только словами, но и сочетанием звуков в строке.

В первом четверостишии поэт не пишет прямо о том, какая степь в данный момент, но из его обращения к ней мы понимаем, что день ненастный, хмурый, просторы степи тоскливы, даже безрадостны:

 

Степь широкая,

Степь безлюдная,

Отчего ты так

Смотришь пасмурно?

 

Обратите внимание на звуки в этой строфе, они помогают нам представить широту степи и безлюдье:

 

Степь ширОкая,

Степь безлЮдная,

ОтчегО ты так

СмОтришь пАсмурно?

 

О — У — О — А — эти звуки, словно эхо в пустоте, словно сильный ветер, несущийся по голой степи, он будто завывает. И в то же время создается ощущение простора, бескрайности.

Совсем другое настроение в последнем четверостишии:

 

Новой жизНИю

ВЕЕТ ТЕплый ДЕНЬ.

ВЕТЕрок на грудь

К ТЕБЕ проСИтся

 

Чувствуешь, будто повеяло теплом. Этот эффект создают сочетания согласного с мягким гласным. Кажется, будто светит солнышко, легкий ветерок колышет густые травы степные, играет с ними или кто-то песенку поет.

Произведение построено на контрасте, в нем используется антитеза. Сначала степь описывается хмурой, пасмурной, и тут же говорится о том, какая степь бывает красивая, солнечная весной. Это сравнение придает стихотворению особую яркость. Читаешь его, и кажется, словно идет по степи русский человек и поет про нее красивую песню. И душа его так же прекрасна, как бескрайняя степь весной.

Вопросы и задания для детей по стихотворению И.С. Никитина «Весна на степи»

  • Какой день описывается в первом четверостишии? (Хмурый, пасмурный.)
  • Какие слова создают такое представление у читателя? {Безлюдная, смотришь пасмурно.)
  • Какие звуки помогают наиболее ярко передавать это состояние степи, когда она будто плачет, жалуется? (О — У — О — А.)
  • Как изменяется настроение рассказчика? (От грусти к радости.)
  • Какие слова определяют настроение в последнем четверостишии? {Новойжизнию, теплый день, ветерок.)
  • Найдите слова, которые передают красоту степи. {Бархат зелени, росы жемчуга, небо ясное, голубым шатром пораскинулось, золотой вен ей, солнца красного.)
  • Почему поэт использует достаточно много прилагательных в стихотворении? (Чтобы ярче описать красоту степи.)
  • Почему поэт сравнивает осеннюю степь с мертвецом нагим?
  • Как называется прием, когда неодушевленное изображается как живое? (Олицетворение.)
  • Можно ли считать обращение автора к степи олицетворением?
  • Похоже ли это стихотворение на песню? Чем? (Много гласных, в конце — напевность.)
  • Прочитайте первую строфу. Сколько основных ударений в строфе стихотворения? (Одно.)
  • Встихотворении «Весна на степи» И.С. Никитина нет рифмы. Почему же оно называется стихотворением? (Оно ритмично из-за равного количества ударений в строках.)
  • Какие слова в стихотворении употреблены в той же форме, что и в народных стихах?

Слово учителя перед чтением стихотворения И.С. Никитина «Русь»*

Вы уже знакомы с творчеством Ивана Саввича Никитина. Во втором классе читали некоторые его стихотворения. Вспомните, какие стихи этого поэта мы читали ранее. («Полно, степь моя, спать беспробудно», «Утро», «Встреча зимы».)

Но русским читателям девятнадцатого века имя этого поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека.

Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте определить, какие чувства испытывали люди, прочитавшие его.

*Родная речь: Учебник для учащихся начальной школы: В 3 кн. /Сост.: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. — М.: Просвещение, 1994. — Кн. III. Ч. 1.

Вопросы и задания дня детей по стихотворению И.С. Никитина «Русь»

  • Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похожее на протяжную песню? (Потому что поэт написал его былинным стихом.)

Чтобы убедиться в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе две строки попарно и проставим ударение.

Вот, например:

 

Мурава лугов ковром стелется,

Виноград в садах наливается.

 

  • На какой слог от начала строки падает ударение?
  • На какой слог от конца строки падает ударение? (На третий слог от начала и на третий слог от конца.)

Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.

  • Есть ли в стихотворении рифма? (Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворении ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два их них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогах, а третье располагается свободно. Такой же ритм и в стихотворении «Русь».)
  • Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих? (Былины воспевают богатырей — защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина — не только степи и горы. Родина — это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание.)

Выпишите устойчивые, характерные для фольклора эпитеты вместе с определяемыми словами в именительном падеже.

Начнем со второго четверостишия и запишем: «Тучи темные», «камыш густой».

Далее учащиеся работают самостоятельно.

Вот что могут выписать школьники: снег, что белый пух, море синее, мгла непроглядная, поле чистое, богатырская сила, старина святая, черный день, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, православный люд, свет белый, слава громкая, Русь могучая (16 примеров).

Обычно мы прилагательное ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога.

Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое. Такой прием называется инверсией. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая закончится прилагательным, ударение обязательно придется на третий слог от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.

Проставьте в выписанных вами прилагательных ударения.

Прочитайте те пары слов, в которых нет инверсии.

  • Падает ли в них ударение на третий слог от конца? (Нет.)

Прочитайте те пары слов, где есть инверсия.

  • Куда падает ударение в прилагательных? (На третий слог от конца.)
  • Итак, почему Никитин использует инверсию? (Чтобы стихотворение звучало, как былина.)

Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на четыре части.

Первая часть заканчивается на с. 160 словами:

 

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

 

Прочитайте этот отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допустят те, кто интонационно присоединит последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так: Вижу — даль степей зеленеется или Цепи гор стоят великанами. Необходима пауза после третьей строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова зеленеется, великанами в отдельную строку.

Работа над первой частью после чтения ее учащимися

  • Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает свою Родину? (Ее необъятность.)
  • Расскажите о своем понимании этих строк:

 

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю.

 

  • Где «горами лед ходит по морю»?
  • Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги.)
  • Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (Волны.)
  • Какие приемы использует поэт в этих строках? (Олицетворение, сравнение.)
  • Расскажите о том, как понимаете следующую строфу:

 

И пожар небес

Ярким заревом 

Освещает мглу

Непроглядную.

 

О какой непроглядной тьме говорит поэт, и что называет он «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием.)

Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной природы рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к своей Родине.

Обратите внимание, что каждое из этих двух четверостиший представляет собой одно восклицательное предложение. Восклицательная интонация подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.

Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, передав восклицательную интонацию.

  • Какими словами поэт подчеркивает величие Руси? (Русь державная, в красе царственной.)

Вся первая часть направлена на то, чтобы показать царственную красоту необъятной Родины.

  • Как можно озаглавить первую часть? (Необъятная, царственная Русь.)

Этот заголовок учитель пишет на доске, а учащиеся — в тетрадях.

Работа над второй частью

Прочитайте про себя четыре четверостишия, следующие за первой частью.

  • Какой знак стоит в конце каждой строфы?
  • Скакой интонацией следует читать каждое их этих четверостиший?

Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.

  • К кому обращены эти вопросы? (К Родине.)
  • По-вашему, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или он знает его? (Конечно, он знает ответ. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает, и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называются риторическими. Риторикой часто пользуются ораторы, поэты. Встречается этот прием и в русском фольклоре. Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды начинает четверостишия одинаково: «У тебя ли нет».)

Прочитайте эти четыре строфы так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.

Эту часть мы озаглавим так: Риторические вопросы.

Работа над третьей частью

После риторических вопросов начинается третья часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое своей Родины. Эта часть заканчивается на с. 161.

Чтение третьей части.

  • Знаете ли вы, о каких победах Руси напоминает поэт?
  • Какие строки, по-вашему, рассказывают о недавней войне с войсками Наполеона?
  • Рассказывая о войне с Францией в 1812 году, Никитин так же, как в стихотворении «Встреча зимы», прибегает к символике, принятой в фольклоре. (Учитель вместе с детьми вспоминают песню «Здравствуй, гостья-зима».)
  • Как называет Никитин в этой песне битву? (Хмельный пир.)
  • Как называет он врагов? (Гость незваный.)
  • Где поэт стелет постель для незваного гостя? (Под сугробами.)
  • Ав стихотворении «Русь» как названы враги? (Туча черная, гроза, гости.)
  • Как в этом стихотворении поэт называет битву? (Кровавый пир.)
  • Вчем усматривает поэт силу Руси? Почему она победила Францию? (Сила в единстве. На борьбу поднялся весь народ.)

Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни испытаний:

 

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жен,

Приняла гостей

На кровавый пир.

 

Прочитайте четверостишия, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона:

 

И в глухих степях,

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные,

Бури севера

О них плакали!

 

  • Этими словами заканчивается третья часть. Как ее можно назвать? (Русь непобедимая.)

Работа над четвертой частью

На с. 162 последняя, заключительная часть стихотворения. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.

  • Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине.) Прочитайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению двух последних четверостиший вслух.
  • Как следует читать последние два четверостишия? (Торжественно, взволнованно.)

Учащиеся читают последние две строфы. Задание на дом— выучить две последние строфы наизусть.

Еще раз прочитаем заголовки частей:

  1. Необъятная, царственная Русь.
  2. Риторические вопросы.
  3. Русь непобедимая.
  4. Объяснение в любви Родине.
  • Какие же чувства и свои, и многих русских людей выразил поэт в стихотворении «Русь»?

 

Анализ стихотворения И.С. Никитина «Музыка леса»

Для стихотворения Ивана Саввича Никитина «Музыка леса» характерна неспешность, плавность. Темп задают многосложные слова в конце первых четверостиший. Они читаются протяжно, и ударение в них падает на третий слог от конца: развер-ну-у-лися, опроки-и-нулисъ, разлива-а-йтеся. Стихотворение звучит, как широкая протяжная песня. И это не случайно, ведь оно написано народным стихом. В народных стихах часто нет рифмы. Нет ее и в этом стихотворении.

В каждой паре строк три ударения, и всегда первое падает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца, как в былине:

 

Без конца поля развернулися,

Небеса в воде опрокйнулись.

За крутой курган солнце прячется,

Облаков гряда развернулася.

 

И читается стихотворение так же напевно, как былина. Музыка леса — тихая музыка. Хочется читать эти стихи негромко, потому что тихо солнце прячется, тени крадутся, лес провожает день тихой музыкой. Стихотворение яркое, метафоричное. Лес провожает день тихой музыкой, тени крадутся и собираются в густом лесу, облака подобны горам, дворцам, соединенным серебряными и стальными мостами.

Стихотворение можно разделить на две части.

В первой части описана красота летнего вечера на лесной опушке. Она заканчивается словами провожает день тихой музыкой. Поэт подчеркивает, что все кажется необычным в предзакатный час: лес покрыт краской розовой, облака золотятся в солнечных лучах, вот и кажутся они медными горами и золочеными дворцами, их цвет напоминает поэту серебро, сталь, медь, золото. Зримая красота переполняет душу лирического героя, и в душе его начинает звучать музыка, хотя ему кажется, что он слышит музыку леса.

Во второй части стихотворения лирический герой говорит о себе, своих чувствах, переживаниях, возникших при общении с природой.

Он сравнивает летний вечер в лесу с вечерами его детства, проведенными в тесной горенке, со стенами темными, освещенными лишь огоньком лампады перед образом. Слабый свет первой звезды напоминает ему огонек этой лампады:

 

Огонек горел

Перед образом,

Как теперь горит

Эта звездочка.

 

Почему же герою стихотворения эта горенка так же мила, как и золотые дворцы природы? Да потому, что в этой

горенке он был с милой матушкой, на груди которой он дремал вечерами, слушая ее песни. Эти тихие вечера были наполнены любовью матери и сына, нежностью и таким умиротворением, что песни казались звуками райскими, а жизнь — неземной.

Такие же чувства — спокойствие, умиротворение, умиление — охватывают героя, когда матушка-природа поет, провожая день тихой музыкой. Вспоминается милое детство, а безотрадный день забывается.

Стихотворение носит автобиографический характер. За лирическим героем мы угадываем самого автора и его чувства.

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению И.С. Никитина «Музыка леса»

  1. Учитель выразительно читает стихотворение
  2. Закрепление знаний о былинном стихе

В этом году мы не в первый раз читаем стихи Ивана Саввича Никитина. Какие стихи этого поэта мы читали? По- разному звучат его стихи. Откройте книгу на с. 158—159. Прочитайте уже известные вам стихи Никитина.

  • Скажите, на какое из этих двух стихов похоже' по звучанию стихотворение «Музыка леса»? (На стихотворение «Русь».)
  • Как вы объясните такое сходство? (Оно написано народным стихом, былинным.)

Чтобы доказать, что стихотворение написано былинным стихом, соединим попарно строки и проставим ударение:

 

Без конца поля развернулися,

Небеса в воде опрокйнулись.

 

  • Встроке три ударения, первое падает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца. Есть ли в стихотворении рифма? (Ее нет, как это часто бывает в народных стихах.)
  • Почему, по-вашему, поэт выбрал для этого стихотворения былинный стих? (Былинный стих звучит неторопливо, в нем чувствуется широта наших просторов. Поэту

хочется, чтобы читатели представили, как без конца поля развернулися, как облаков гряда развернулася. Наша земля так же бескрайна, как небо. Здесь и родился былинный напев, неторопливый, вольный, широкий. Былины уже не слагают, а былинный стих продолжает жить в нашей поэзии, не забывается.)

Это стихотворение можно разделить на две части. Первая часть заканчивается словами Сам не знаю я, что мне весело... После них стоит многоточие, а значит, при чтении необходима большая пауза.

Прочитайте эту часть и подумайте, как можно ее озаглавить. (Вечерний лес. Лес вечером. Тихая музыка вечернего леса.)

  • Рассказчик уверяет, что он не знает, почему ему весело. Он говорит: «Сам не знаю я, что мне весело». А вы догадались, почему весело, светло на душе у человека в вечернем лесу?

III.  Дети выразительно читают первую часть

  1. Работа над первой частью стихотворения
  • Нравятся ли вам стихи?
  • Как вы понимаете слова небеса в воде опрокинулись? (Они отражаются в воде.)
  • Где находится герой-рассказчик? Что вокруг него? (Лес, поля, на которых растет рожь. Он стоит на берегу либо озера, либо реки на лесной опушке.)
  • Что делает рассказчик? (Он любуется природой, разглядывает облака.)
  • Где увидел рассказчик горы медные, дворцы золоченые? (На небе. Это облака похожи на горы и дворцы.)
  • Что напоминает рассказчику цвет облаков? (Серебро, сталь, медь, золото.)
  • Почему так сверкают облака, что блеском напоминают эти металлы? (Их освещает заходящее солнце.)
  • Как много красивого увидел рассказчик! Но как он мог услышать музыку? Кто-нибудь играл или пел в лесу? (Музыка звучала в душе у человека, который радовался красоте.)
  • Почему ему эта музыка казалась тихой? (Вокруг было тихо.)
  1. Работа над второй частью стихотворения

Прочитайте про себя вторую часть стихотворения и подумайте, как можно ее озаглавить. (Воспоминания о детстве. Воспоминания о счастливом детстве.)

Прочитайте две последние строфы в первом столбце на с. 249.

  • Что такое «горенка»? «образ»? (Горенка, горница — комната в избе. Образ — икона в углу горницы. Перед образом вешали лампаду и зажигали ее.)
  • Про какую звездочку говорит поэт в последней строфе первого столбца? (Солнце зашло, и на небе появилась первая звездочка. Она мерцает, как маленький огонек лампады.)
  • Рассказчик говорит, что музыка леса напомнила ему другую музыку, которую он где-то слышал. Что напомнила ему музыка леса? (Песни матери в детстве.)
  • Как вы понимаете слова звуки райские? (Как в раю. Значит, райские звуки — приятные звуки.)
  • Почему материнская песня была так приятна? (Потому что рассказчик очень любил мать.)
  • Почему, любуясь природой, рассказчик вспоминает счастливое детство, свою матушку? (Он был счастлив рядом с матерью. Он счастлив и теперь, любуясь вечерним лесом).
  • Можно ли догадаться, какая жизнь сейчас у рассказчика — радостная, счастливая или безрадостная? (Несчастная, ему хочется хоть в лесу забыть безотрадный день.)
  • Как вы понимаете слово «безотрадный»? (Лишенный отрады, радости.)
  • Что делает автор, чтобы доставить себе радость? (Вечером он идет в лес, радуется тишине и красоте, вспоминая свою матушку.)
  • Можно ли сказать, что рассказчик несчастен? (Нет. Жизнь его нелегка, но он умеет находить радость в красоте окружающего мира.)
  • Как мы будем читать это стихотворение — быстро или медленно? Отрывисто или плавно, нараспев?

Содержание каждой строфы можно было бы уложить не в четыре, а в две строки. Но поэт не захотел так сделать потому, чтобы мы после каждой строки делали паузу, читали несколько нараспев. Ведь стихотворение о музыке, а потому поэт выбрал размер былинного напева. Обратите внимание на то, что в нем есть и восклицательные, и вопросительные предложения.

Прочитайте только те строфы, в которых есть восклицательные предложения.

А теперь прочитайте строфы, в которых содержится вопрос.

  1. Ученики выразительно читают вторую часть стихотворения.

 

Слово учителя после чтения стихотворения и работы над ним

Стихотворение «Музыка леса» носит автобиографический характер. Это значит, что в нем нашли отражение факты жизни самого поэта.

Известно, что Иван Саввич Никитин рано потерял мать, которая была доброй, милой женщиной. Отец поэта не вынес горя и запил. Он не смог заботиться о сыне, и старшим в семье стал Иван Саввич. Ему пришлось тяжким трудом на постоялом дворе зарабатывать на жизнь. Утешением были для него природа и стихи, которые он слагал.

Давно нет поэта, а чувства, которые он выразил в стихах, трогают нас, не оставляют равнодушными. И все же его поэзия светла, хотя много стихотворений печальных и горьких. Его судьба может послужить уроком для тех, кто отчаялся. Поэт утверждает: как бы тяжело ни складывалась жизнь, надо уметь находить в ней радость.