Анализ стихотворения И.А. Бунина «Детство»
А.Т. Твардовский называл Ивана Алексеевича Бунина последним по времени классиком русской литературы и посвятил ему большую литературоведческую статью. В ней есть наблюдение, которое может служить своеобразным ключом к пониманию многих бунинских поэтических произведений: «Бунин — не просто мастер необычайных и тонких запечатлений природы. Он великий знаток «механизма» человеческой памяти, в любую пору года и в любом нашем возрасте властно вызывающего в нашей душе канувшие в небытие часы и мгновения, сообщающего им новое и новое повторное бытие...»
К стихотворению «Детство» сказанное Твардовским относится в полной мере. Мы не только видим гигантский, величавый ствол сосны, но и сами, как тот десятилетний мальчишка, герой стихотворения, ощущаем зной и сухость жаркого летнего дня, буквально на ощупь чувствуем грубую морщинистую, но такую теплую сосновую кору. Стихотворение очень характерно для лирики поэта: весомые, точные слова, почти полное отсутствие метафоричности (лишь бор сравнивается с солнечными палатами да «песок, как шелк»). Стихи инструментованы звуком С, он в каждой строфе, а в последней строке он поддержан еще и звуком 3 — получается как бы звучащий свет: «пахнет не СоСна, а Зной и СухоСть Солнечного Света»...
Последние строки — как заключительный аккорд, утверждающий единство и гармонию всего сущего в мире. Здесь мы подошли к важному для понимания бунинской поэтики моменту: надо запечатлевать мир таким, каков он есть, в богатстве и точности его деталей, потому что мир самоценен. Поэт прямо сказал об этом в стихотворении «Вечер», написанном несколькими годами позднее «Детства»:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Вопросы и задания для детей по стихотворению И.А. Бунина «Детство»
• Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?
• Какие слова помогли поэту передать это настроение?
• Какое слово можно считать ключевым? («Весело».)
• От чьего имени написано стихотворение? Кто является его героем?
• Как можно догадаться, что мальчику нравится в сосновом бору?
• Что радовало глаз рассказчика?
• Что герою нравилось больше: смотреть или вдыхать запахи леса?
• Что делал мальчик еще, чтобы усилить наслаждение от пребывания в лесу?
• Почему именно в сосновом бору мальчик чувствует себя маленьким?
• Почему сосновый бор назван солнечными палатами?
• Может ли пахнуть свет? Имеет ли он запах? Может ли быть свет сухим?
• Если бы вы иллюстрировали это стихотворение, какие цвета использовали бы?
Нарисуйте сосновый лес в жаркий летний день.
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»
В этом стихотворении, как обычно у Бунина, реалистически точное письмо, великолепно схваченные детали, рисующие целостную картину зимнего леса и охоты на оленя. Сюжет стихотворения развивается неторопливо, перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в своей обыденности. Эта неторопливость подчеркивается тем, что стихотворение начинается своеобразной экспозицией — двумя номинативными предложениями, однотипно построенными, то есть существительным предшествуют два прилагательных:
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
Но вот на фоне этого неподвижного пейзажа начинается действие, и вперед выходит глагол, сказуемое обгоняет подлежащее: «В них шел олень...» Прилагательных, употребляемых для описания этого оленя, — тоже два. Этим, казалось бы, должен поддерживаться ритм, заданный первыми двумя строками. Но это сходство лишь подчеркивает различие: определения в первых строчках обыденные, стертые и, будучи поставлены перед подлежащим, звучат не столь выразительно, как индивидуальные (могучий, тонконогий). В четвертой строке остается один эпитет, но зато какой: рога — тяжкие. Почти всю вторую строку занимает одно сложное предложение — идет как бы замедленный показ жизни леса: Здесь елку гнул и белым зубом скреб. Он продолжается и в начале третьей строфы, и эта неторопливость подчеркивается лексически:
Вот снова след, РАЗМЕРЕННЫЙ и РЕДКИЙ,
И вдруг — прыжок!
Все изменилось: на оленя нападают охотничьи собаки, начинается гон. Меняется темп повествования, как и скорость движения: бешено, в стремительности радостно-звериной олень уходит от своих преследователей. Казалось бы, мы пришли к финалу стихотворения. Но следует напомнить о лирическом герое стихотворения, герое-рассказчике. Он не назван, но постоянно присутствует. Ведь если внимательно
перечитать текст, то окажется, что тонконогий красавец с тяжкими рогами, этот могучий белозубый олень, существует лишь в воображении лирического героя, ибо всю картину происходящего он представляет себе по следам: вот след оленя, здесь тропинки, здесь хвойные крестики у поврежденной елки, вот снова размеренный след, вот ветки, обитые рогами во время погони. Но если поначалу образ героя- рассказчика нам приходилось как бы домысливать, то в последней строке он обозначает себя вполне явно. Ведь это именно рассказчик не может скрыть восторга:
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Меняется не только интонация, меняется лексика. Вместо точной и строго описательной (густой, зеленым, глубокий, пушистые, могучий, тонконогий, тяжкие, белый, хвойный, размеренный, редкий, собачий) возникает оценочная (легко, бешено, в стремительности радостно-звериной), а в конце полный ликования афоризм: «Он красоту от смерти уносил!»
Стихотворение написано в 1905 году, но сегодня, почти век спустя, стремление спасти красоту от гибели по-прежнему актуально, и потому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.
Вопросы и задания для детей по стихотворению И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»
• Какое настроение вызывает это стихотворение? Что вызывает в вас эту радость?
• Какие слова помогли поэту передать это настроение?
• Как вы думаете, действительно ли герой-рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывает?
• Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)
• Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)
• Любит ли он природу?
• Всякий ли человек, любящий природу, способен по следам понять то, что произошло, или одной любви к природе недостаточно? Что еще необходимо? (Нужны еще знания, надо знать природу.)
• Какие слова, строки подтверждают, что человек, рассказывающий нам об олене, любит и знает природу?
• Каким изображен олень в стихотворении? В чем его красота?
• Чему радуется рассказчик?
• Как поэт выразил свое отношение к спасению оленя? (Интонацией и оценкой события. В спасении оленя он видит больше, чем сохранение жизни животного, — спасение красоты.)
• Все ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
• Какие строки читаются медленнее, а какие — быстрее?
• Какие слова подсказывают нам темп чтения?
• Где мы будем делать паузы при чтении? О чем говорят тире, многоточия?
• С какой интонацией читать последнюю строфу ? Почему?
Анализ отрывка из стихотворения И.А. Бунина «Листопад»
Торжественно и восхищенно начинается стихотворение:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Дух захватывает от такой красоты. Представить ее помогают многочисленные определения и сравнение леса с теремом. Представляешь высокий деревянный царский терем с резными наличниками. Их напоминают поэту березы, которые желтою резьбой блестят в лазури голубой. Лес похож на деревянный русский терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной.
Бунин, как художник, пишет картину леса словами- мазками. Его палитра богата цветами: лиловый, золотой, багряный, желтый, голубой, лазурь, белый, синий. Все пестро, ярко, радостно.
Стихотворение начинается и заканчивается сравнением: «Лес, словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...» Это сравнение, как рама, обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса. Другие сравнения — как вышки, елочки темнеют, просветы в небо, что оконца, паутины ткани блестят, как сеть из серебра, мотылек, точно белый лепесток, на паутине замирает — помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы. Хозяйка, царица этого прекрасного резного терема, — Осень, и поэт пишет это слово с заглавной буквы. В его стихотворении Осень — тихая вдова:
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Почему такое олицетворение? Почему осень — вдова? Вдовы грустны, они пережили утрату. Бунинская Осень как будто помнит о своих прежних утратах и слезах. И хотя в стихотворении она не плачет, она знает, что красота ее недолговечна. Это СЕГОДНЯ воздушной паутины ткани блестят, СЕГОДНЯ играет ПОСЛЕДНИЙ мотылек, СЕГОДНЯ так светло кругом. Трижды повторяет поэт слово сегодня, чтобы напомнить о том, что завтра может все измениться. Этот солнечный денек может быть и последним. В лесу уже мертвое молчанье. Природа готовится к зимнему сну. Тихо потому, что улетели птицы. Пусто на широком дворе лесного терема — поляне. Безлюдно в царском тереме Осени, лишь играет в дворе последний мотылек, но и он замирает на паутине, точно белый лепесток. Недолго осталось ему порхать, хотя сегодня он и радуется солнечному теплу, и целый день играет. Вокруг мертвое молчанье, нарушаемое только шуршанием падающих листьев. Это шуршанье передают шипящие Ш— Ч— Ж в строках:
Такое мертвое молЧанье
В лесу и синей выШине,
Что моЖно в этой тиШине
РасслыШать листика ШурШанье.
Такая же аллитерация в последней строке:
Завороженный тиШиной.
Осенняя красота недолговечна. Но поэт хочет, чтобы мы не упустили солнечного осеннего денька (ведь он может оказаться последним), вошли в расписной терем Осени и полюбовались им.
Слово учителя перед чтением отрывка из стихотворения И.А. Бунина «Листопад»
Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своем прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать ее «Осенний лес»?
Вспомните стихотворение Пушкина «Осень», в котором он пишет: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».
Подберите синонимы к слову «багрец». (Багрянец, багряный, багровый.) Этими словами называют густой, темный оттенок красного.
• А вы видели багряные листья?
• Почему же никто из вас не назвал такого цвета?
Художники и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы.
Сегодня нам предстоит знакомство со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад». Прочитаем стихотворение и обратим внимание на то, какие краски использует поэт.
Вопросы и задания для детей при работе над отрывком из стихотворения И.А. Бунина «Листопад»
• Какие цвета, краски называет поэт, чтобы передать свое восхищение красотой осеннего леса? (Лиловый, золотой, багряный, желтый, голубая лазурь, просветы неба синеют, серебро, белый, синий.)
• Какие цвета незнакомы вам и вы не можете их представить?
• Какой цвет в описании оказался для вас неожиданным? (Глубо- кий багровый цвет переходит в фиолетовый или издали может казаться таким.)
• Что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его?
• Видели ли вы хотя бы на картинке терем? Может быть, иллюстрируя сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке», художник изобразил его?
• Терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? (Князья, бояре, цари.)
Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный теремной дворец. Он был богато украшен резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.
• Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? (Листья березы.)
• Какие деревья напомнили ему вышки? (Елочки.)
• Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между кленами.)
• Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем же там пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении. (Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца.)
Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в стихотворении. («Лес, точно терем расписной», «Как вышки, елочки темнеют», «Просветы в небо, что оконца», «Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «Мотылек, точно белый лепесток».)
• Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема.)
• Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени? (Олицетворение).
• Какова Осень в представлении поэта — веселая или грустная?
• Как вы догадались? (Поэт называет ее вдовой.)
• Кого называют вдовой? (Женщину, муж которой умер.)
• Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она грустит? (О том, что скоро исчезнет красота.)
• Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса — последняя, недолговечная? (Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое.)
• Почему стало так тихо в лесу осенью? (Птицы улетели.)
• Бунин восхищается красотой осеннего леса. Почему же он не выразил это восклицательной интонацией? (Он будто бы хочет сохранить тишину осеннего леса.)
• Какие слова помогают представить лесную тишину? (Осень вступает в лес тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчанье.)
• Что нарушает тишину? (Листика шуршанье.)
• Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Какие звуки будем выделять? А читать как будем — громко или тихо?
Такое мертвое молЧанье
В лесу и синей выШине,
Что моЖно в этой тиШине
РасслыШатъ листика ШурШанье.
А теперь прочитаем последнюю строку так, чтобы обозначить аллитерацию:
ЗавороЖенный тиШиной...
Как видите, и в этой строке поэт использует звукопись.
Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть это слово.
• Как вам кажется, почему поэт подчеркнул это слово? (Потому что осень непредсказуема, завтра солнечный денек может смениться ненастьем. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.)
• Как мы будем читать это стихотворение — быстро или медленно? (Не торопясь.)
• Почему не следует торопливо читать это стихотворение? (Чтобы передать любование неподвижным лесом.)
• Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую — тише?
• Почему вторую половину следует читать тише? (Потому что именно там поэт говорит о мертвом молчании.)
Будем читать вторую половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.