Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки

С.М. Соловьев

Слово учителя перед чтением стихотворения С.М. Соловьева «Смерть птички»

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением человека, который известен и как философ, и как ученый, изучающий русскую поэзию, и как поэт. Его имя Сергей Михайлович Соловьев.

Родился он в конце девятнадцатого века, то есть более ста лет назад. В его роду были известные всей России ученые. Пытливым умом отличался и сам Сергей Соловьев. С юности размышлял он над тем, что такое добро, что такое истина, что такое жизнь и смерть. Ответы на эти вопросы ищет наука философия. Этому посвятил Сергей Соловьев свои философские работы и стихи.

Прочитаем стихотворение «Смерть птички» и постараемся понять, что волновало и тревожило поэта.

 

Анализ стихотворения С.М. Соловьева «Смерть птички»

О поэзии С.М. Соловьева нельзя говорить, не учитывая его философских позиций. Стержень мировоззрения Соловьева — идея целостности бытия, идея единства всего сущего, всех сфер жизни с Богом.

Безысходны и трагичны первые полторы строфы:

 

Взял умиравшую птицу я в руки,

Видел я трепет последний крыла,

Было в глазах выражение муки,

Свесив головку, она умерла.

Наземь сложив еще теплое тело,

Долго и молча смотрел я в тоске...

 

Переход от жизни к смерти любого живого существа — это таинство, загадка природы. Смерть неизбежна, но смириться с этим трудно, кто бы ни уходил из жизни — птичка или человек. Грустит о смерти птички и лирический герой стихотворения. Взор его обращается вверх. Что же он видит там?

 

Небо сквозь ветви дерев голубело,

Облак недвижно застыл вдалеке.

 

Птичка умерла, а мир недвижен и спокоен. Эта картина навевает мысли не только о бренности бытия, но и о вечности.

В мир звучащий и движущийся автор возвращает читателя такими словами:

 

Ветер над мертвою пел свои ласки,

Пух ее перьев слегка подымал.

 

Смерть — трепет последний — это молчание и неподвижность. Поэтому молча смотрел, потому недвижно было небо. Ласковое пение ветра, его движение все меняет: исчезла неподвижность, зазвучал лес:

 

И беСконеЧные милые СкаЗки,

Старые СкаЗки леСные Шептал.

 

Повторение звуков С, Ш, Ч напоминает звуки ветра, играющего кронами деревьев. Лирический герой теперь уже не только видит и слышит движение, музыку леса, но и ощущает запахи осени: Листьями пахло гнилыми. Звук и движение постепенно нарастают, сливаются, и вот уже возникает иная картина: В выси ходил несмолкаемый свист.

Слова бесконечные и несмолкаемый утверждают мысль о том, что природа — и есть вечность, живущая по своим законам. Они порой кажутся нам жестокими, но и мы, люди, подчиняемся им, как все живое. Ведь и мы часть природы, а значит, частица вечности.

Последний, замыкающий образ этого стихотворения — сорвавшийся лист — символизирует собой существование в вечности:

 

Листьями пахло гнилыми. В древесной

Выси ходил несмолкаемый свист.

Ярко желтея в лазури небесной,

Падал, кружился сорвавшийся лист.

 

До строк о падающем листе такого буйства, насыщенности красок не было. Не было и такого сочетания слов со значением движения: «Падал, кружился сорвавшийся лист». Во всем произведении нет строк мажорнее, светлее, чем эти.

Вопросы для детей по стихотворению С.М. Соловьева «Смерть птички»

•  Какое время года изображает поэт в стихотворении?

•  Как вы это поняли, как догадались?

•  Какие чувства испытывает человек, от имени которого ведется повествование?

•  Что, кроме мертвой птички, увидел он, когда, тоскуя, «долго и молча смотрел»?

•  Какой была природа в момент смерти птички? Прочитайте.

•  А какие строки говорят о том, что жизнь продолжается, хотя все вокруг прощается с птичкой?

Прочитайте строки о сказках леса так, чтобы мы услышали, как он шепчет.

•  Как вы думаете, можно ли сказать, что лист, который падает с дерева, — это как будто утешительный жест природы?

•  Что говорит о том, что рассказчика утешает красота природы?