Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ I. ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Глава 3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

3.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

1. Расскажите о К. Чуковском как исследователе детского творчества.

2. Каковы функции небывальщины и героики в сказках К. Чуковского?

3. В чем своеобразие художественного решения темы “Ребята и зверята” в рассказах О. Перовской и Е. Чарушина?

4. На каких литературных приемах основаны поэтические игры Д. Хармса? В чем заключается художественное своеобразие его произведений для детей?

5. Охарактеризуйте образ чудака в поэзии С.Я. Маршака и в поэзии Д. Хармса.

6. Как сочетаются в стихотворениях С.Я. Маршака игра и публицистика? Какова роль этого приема?

7. В чем заключается художественное своеобразие и художественная традиция сказочных сюжетов в пьесах С.Я. Маршака для детей?

8. В чем своеобразие решения темы “Природа и человек” в произведениях М. М. Пришвина?

9. Какие проблемы поднимает А.Н. Толстой в сказке “Золотой ключик, или Приключения Буратино”? Какова роль золотого ключика в сказке?

10. Как золотой ключик в сказке А.Н. Толстого связан с характерами его обладателей?

11. Как в повести “Детство Никиты” А.Н. Толстой создает образ детства и образ природы? Как эти образы связаны между собой?

12. Как связаны фантазии и поступки ребенка в рассказах Б. Житкова?

13. Раскройте философию труда в рассказах для детей А. Платонова.

14. Как связаны ирония стиля и серьезность морали в рассказах М.М. Зощенко?

15. В чем заключается своеобразие сказок В. Бианки?

16. Как и с помощью каких художественных средств в поэзии Саши Черного раскрываются детские заботы и радости?

17. В чем заключается художественное своеобразие и художественная традиция сказочных сюжетов в пьесах Е. Шварца для детей?

18. Охарактеризуйте мир девочки-подростка в повести Р. Фраермана “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”. Какие художественные средства использует писатель для создания этого мира?

19. Раскройте тему семейных ценностей и гражданского служения в произведениях А. Гайдара.

20. Охарактеризуйте художественные особенности юмористической прозы Н. Носова.

21. Какой предстает детская жизнь в стихах А. Барто и Е. Благининой?

22. Раскройте секреты детской поэзии на материале стихотворных историй Ю. Мориц.

23. Какими предстают родной край и его обитатели в рассказах и сказках К. Паустовского? Какие художественные средства использует писатель для создания этих образов?

24. Как раскрывается тема “Учитель и ученик” в рассказах Ю. Яковлева и Ю. Нагибина?

25. Расскажите о художественном своеобразии рассказов В. Голявкина. Какие способы комического и с какой целью использует писатель?

26. В чем своеобразие повести В. Пановой “Сережа”?

27. Как решается тема “Ребенок как личность” в произведениях Р. Погодина?

28. В чем состоит своеобразие сказок Радия Погодина?

29. В чем проявляются традиции и новаторство в сказках Э. Успенского?

30. Какова роль юмора и каковы способы создания юмористических ситуаций в сказочных повестях Э. Успенского?

31. Каким предстает ребенок в произведениях И. Токмаковой?

32. В чем заключается своеобразие юмора стихов О. Григорьева?

33. Каким в “Денискиных рассказах” В. Драгунского ребенок видит мир, и какие ценности в этом мире для него существуют?

34. Охарактеризуйте особенности юмора в “Денискиных рассказах” В. Драгунского.

35. Как решается проблема “ребенок на войне” в произведениях Л. Воронковой, В. Катаева, В. Богомолова (проанализируйте произведения одного из этих авторов).

36. Как сочетаются юмористическое и поучительное в стихах Б. Заходера?

37. В чем своеобразие лирики детства В. Берестова или Я. Акима (по выбору студента)?

38. Какие уроки жизни можно выучить, попав в сказочный мир Е. Шварца, В. Каверина, Ю. Олеши (проанализируйте произведения одного из этих авторов).

39. Охарактеризуйте современные литературные сказки С. Козлова, Г. Остера, Г. Цыферова. В чем заключается специфика литературной сказки каждого автора?

40. Каким предстает мир животных в произведениях Г. Снегирева, С. Сахарнова, Н. Романовой, Н. Сладкова (проанализируйте произведения одного из этих авторов)?

41. Раскройте тему деревенского детства в рассказах В. Астафьева.

42. Охарактеризуйте творчество современных сказочниц С. Прокофьевой, Т.Александровой (проанализируйте произведения одного из этих авторов).

43. Какова проблематика и художественные особенности повести Ю. Коваля “Недопесок”?

44. Охарактеризуйте специфику современного детского рассказа М. Москвиной, О. Кургузова (проанализируйте произведения одного из этих авторов).