Лучшие экзаменационные сочинения

КЛАССИКА

Л. Н. ТОЛСТОЙ

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В «ВОЙНЕ И МИРЕ»

Уже почти с первых страниц романа можно понять, что Наташа Ростова является любимой героиней писателя.

Толстой показывает ее в том возрасте, когда в человеке происходит становление личности, закладываются основы будущего характера и мышления. Многое зависит от этого периода в жизни каждого человека.

Семья Ростовых — идеал семьи писателя. Здесь царит полное взаимопонимание и существуют теплые отношения между родителями и детьми. В семье преобладает искренняя атмосфера. Каждого ребенка уважают прежде всего как человека, здесь способны выслушать и оценить его мнение, считаются с его чувствами. Писатель изображает семью как единое целое, что бы ни случилось, будь то горе или радость, все переживают сообща. И первый бал дочери родные переживают вместе с ней. «Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово и не устроится все так, как было нужно. Героиня заранее продумала то, как она поведет себя, как будет разговаривать, как будет «стараться принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале». Но вопреки ее планам, все произошло наоборот. Она очень разволновалась и даже забыла то, что предполагала делать. На этом взрослом празднике Наташа остается самой собой, не надевает маску великосветского общества, она не скрывает своих истинных чувств. Детской непосредственностью героиня привлекает Болконского, она «выделялась» из толпы. Наташа и Андрей полюбили друг друга и хотели быть вместе, но должен был пройти год. За это время происходит многое. Ростова — жизнедеятельная натура, не любит скучать и зря проводить свое драгоценное время.

Наташа очень любила охоту. На ней она бывала поглощена травлей, опьянена быстрой скачкой, азартом преследования. Вокруг была «прекрасная природа, потому что в ней все естественно, просто, ясно, и общение возвышает человека, дарует ему подлинное счастье». Все то, что раньше волновало, мучило, приносило горе и печаль, уходит на задний план. Охотник становится частицей единого целого. Поэтому не было смешно или странно, когда Наташа простодушно выражала свою радость: «визжала так, что звенело в ушах». Песня дядюшки после прошедшего пробудила в душе героини что-то родное, исконное, о чем она, может быть, не подозревала, это проявилось в ее пляске. На то повлияло не только умение танцевать, но она «сумела понять все, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в матери, и во всем русском человеке».

В романе можно найти и еще одну сцену, где возникает мотив охоты. После неудавшейся попытки Курагина похитить Наташу она становится «словно подстреленный и загнанный зверь», героиня при встрече с Анатолем не могла поверить, что он сможет воспользоваться ее наивностью, искренностью, что сможет ее обмануть. Она испытала к нему страсть, там не было любви. Наташа впервые в жизни встретилась «лицом к лицу» с подлостью, цинизмом, обманом, произошло первое разочарование в человеке. Это повлекло тяжелые последствия: физическая и душевная боль, разрыв с Болконским, долгие мучительные переживания, так как она была очень чувствительной девушкой.

Но перед самой смертью Андрей все-таки простил Наташу. Все это время ее поддерживал Пьер. Во время войны оба пережили многое и, встретившись, полюбили друг друга, поняли, что они нужны друг другу. После свадьбы Наташа очень изменилась и физически, и морально. Она не смогла бы оставаться прежней Наташей, так как стала матерью четверых детей. Какой должна быть кормящая мать, жена, любящая мужа, которая провела столько бессонных ночей из-за детей, была поглощена заботами о семье, тревожась о долгом отсутствии мужа? Героиня вполне понимала Пьера, в отличие от тех, кто удивляется и опровергает мысли о тайных обществах. «Наташа не сомневалась, что мысль Пьера была великая мысль, но одно смущало ее. Это было то, что он был ее муж».

Такова она — эта прежняя и новая Наташа, образ сложный, развивающийся, цельный, отражение духовной жизни тех русских женщин, перед которыми мы замираем с уважением, восхищением и признательностью.