Литература. Под ред. Обернихиной Г.А.

Николай Семенович Лесков

(1831 — 1895)

«Тридцать пять лет служил Лесков родной литературе. И несмотря на “трудный рост”, невольные и горькие заблуждения, он был и всю жизнь оставался глубоко народным художником и подлинным гуманистом. Всегда горячо выступал он в защиту чести, достоинства человека и постоянно ратовал за “свободу ума и совести”, воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. “Не свет, а лично человек — вот кто дорог мне, и если можно не вызывать страдания, зачем вызывать его”, — писал он, выражая сокровенное свое убеждение... В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что самое его творчество мы вправе назвать литературным подвигом», — написал о H. С. Лескове литературовед В. Ю.Троицкий.

Детство. Начало пути. Николай Семенович Лесков родился в Орловской губернии 4(16) февраля в 1831 года. Отец его, Семен Дмитриевич, был заседателем Орловской уголовной палаты, надворным советником, дворянином по выслуге. Как вспоминал H. С.Лесков, отец его был «человек очень хорошо богословски образованный и истинно религиозный», с «прекрасным умом», честностью и «твердостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов». Полезно познакомиться с фрагментом письма отца H. С. Лескова, в котором он просил сына: «Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах... Уважай деньги как средство, в нынешнем особенно веке, открывающее пути к счастию; но для приобретения их не употребляй мер унизительных, бесславных... Словом, будь моим продолжением, напоминанием обо мне, уходящем!» Своей судьбой и жизнью Николай Семенович подтвердил духовную и нравственную общность с отцом. Дед со стороны отца был священником села Лески Орловской губернии, откуда «вышла... родовая фамилия Лесковы». Дед со стороны матери управлял имением богатого помещика М.А. Страхова.

Детские годы H. С.Лесков провел в Орловской губернии, в деревне. Он «сживался душа в душу» с крестьянскими детьми, «до малейших подробностей» узнал «простонародный быт». Мальчик находился под сильным религиозным влиянием бабушки и матери. Мать Николая Семеновича была «большой воли, трезвого ума, крепких жизненных навыков, чуждой сентиментальности и филантропии, властного нрава». По словам сына писателя А. Н. Лескова, «отношения с первенцем, всех больше, по убеждению многих, перенявшим некоторые черты матери, не были теплы». Как отмечают исследователи творчества Николая Семеновича, в его характере соединились противоречивые черты — крутость и великодушие. С бабушкой он побывал в монастырях, узнал другую жизнь, заинтересовался раскольниками. Детские впечатления H. С.Лескова отразились позже в его творчестве.

Лесков воспитывался вместе с двоюродными братьями и получил начатки образования (французский, немецкий языки), но в их среде мальчик остро ощутил отношение к себе как к простолюдину. В 1841 —1846 годах он учился в Орловской гимназии, много читал, но дважды не сдал выпускные экзамены за третий класс и прекратил учебу.

Работая писцом в уголовном суде, познакомился с этнографом А. М. Марковичем, которому остался обязан «всем... и страстью к литературе», — вспоминал H.С.Лесков. Круг его общения был разнообразен — писатели, фольклористы, этнографы. Позже, уже в Киеве, Лесков общался со свободомыслящей профессурой. В религиозно-философском «новозаветном» кружке студентов-медиков Лесков изучал Евангелие, познакомился со средневековой арабской философией. Он штудировал философские труды И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, А.И.Герцена, известных западноевропейских историков. Привлекали его и гуманистические идеи Р. Оуэна1. Ему хотелось заниматься наукой, обострилась «впервые заговорившая в Орле страсть к живописи», когда он наблюдал за росписью иконостаса церкви Никитин. Он посещал Киевские пещеры, что только усилило его интерес к иконографии. Николай Семенович начал брать уроки гальванопластики2 в типографии Лавры. Сын писателя позже отметит, что именно в Киеве «зародились семена дальнейшего развития страсти ко всем видам художества, от древних фресок и икон к полотнам Эрмитажа, а позже и зарубежным галереям. В Киеве же слагается будущий непременный посетитель всех художественных выставок, ценитель, а иногда и истолкователь появившихся на них картин».

1 Оуэн Роберт (1771— 1858) — английский теоретик социализма и промышленник.

2 Гальванопластика — получение металлических копий с металлического или неметаллического оригинала путем электролиза.

В 1857 году Николай Семенович перешел к «коммерческой деятельности» — стал разъездным агентом в торговой компании в Пензе. Он бывал в Риге, Новгороде, Пскове, Оренбурге, Одессе. Его «хождение но делам» «от Черного моря до Белого и от Брод до Красного Яру» определили географию многих его произведений и особенности его героев — «очарованных» праведников, обогатили его опыт, расширили кругозор. Мало кто из русских писателей так много, как H.С. Лесков, ездил по стране. «...Учился не в школе, а на барках... — говорил он, вспоминая то время, — ...изъездил Россию. В самых разнообразных направлениях, и это дало... большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений». По словам Ю. М. Нагибина, вот откуда пришли в творчество H. С. Лескова праведники, мошенники, юродивые и хитрецы, буяны и тихие созерцатели, доморощенные таланты и придурки, злодеи и народные печальники, со всеми их словечками, ухватками, ужимками и вывертами, с их смехом, слезами, «радостью и отчаянием, высотой и низостью!»

Впечатления детства и юности позволили H. С. Лескову написать о себе: «Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, я вырос в народе... <...> Мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги. Я с народом был свой человек...»

С 1850 года H. С. Лесков начал печатать свои первые публицистические статьи. Вот некоторые их заголовки: «О найме рабочих людей», «Свободные браки в России», «О переселенных крестьянах», «О рабочем классе» и т.д. В них он обличал застарелые нравы, городскую нищету, взяточничество и другие важные социально-политические вопросы. В 1861 году H. С.Лесков переехал в Петербург, где окунулся в политические события. Ему предстояло выбрать, с кем идти — с либералами или революционными демократами.

В 1862 году в Петербурге вспыхнули многочисленные пожары. Возникновение этих пожаров в прессе связывалось с появлением революционных прокламаций. H.С.Лесков выступил с резкой статьей, требуя опровергнуть эти слухи, не щадить негодяев-поджигателей, если их найдут, но «нельзя дать волосу упасть с головы невиновного в столице и находящегося во власти предрассудков напуганного населения». «Пожарная» статья Лескова была неправильно воспринята демократическими и либеральными кругами Петербурга. Передовая общественность расценила выступление H.С.Лескова как попытку натравить органы власти на студентов. Последствия случившегося были для H. С. Лескова печальны: он не мог больше печататься в передовой русской прессе и вынужден был отправиться в длительную поездку как корреспондент. Он побывал в Литве и Белоруссии, на Украине, в Польше (австрийской), Чехии и Франции.

H. С. Лесков и революционные демократы. В 60-е годы XIX века в России происходили острые общественные события: правительственные реформы, набиравшее силы революционно-демократическое движение. Противоречия в общественном сознании привели к спорам и дискуссиям. Особенно явно все это проявилось на страницах журналов «Русская беседа» (славянофильский орган), «Современник», «Искра» (революционно-демократические издания), «Русский вестник» (принадлежал Д. И.Писареву), «Русское слово», «Время» (принадлежали братьям Достоевским). H. С.Лесков принимал практическую программу Н. Г. Чернышевского, одобрял дела «новых людей», «которые можно сделать во всяком благоустроенном государстве», но революционные идеи «перемены декорации» он не поддерживал. Он разделял настроения демократической молодежи, но его отрицательное отношение к крепостничеству имело не политические, а скорее православно-христианские корни.

В 1862 году появились первые художественные произведения H.С.Лескова — нравоописательные рассказы о русском народе «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе».

Ранние произведения H.С.Лескова разнообразны по тематике, но в них есть нечто общее. Как сказал М. Горький: «...он писал не о мужике, не о помещике, а всегда о русском человеке, о человеке данной страны». Публицистическая полемика H. С.Лескова с современниками по актуальным общественным вопросам продолжалась в его художественных произведениях. Например, главный герой повести «Овцебык» — один из наиболее симпатичных Лескову-рассказчику — агитатор-народник, но его проповеди не встречают понимания низов, так как являются революционными. Романы «Некуда» (1864), «Обойденные» ( 1865), «На ножах» (1871) — ярко выраженные антинигилистические произведения.

Конфликт с революционными демократами стал еще более явным после выхода в свет романа «Некуда», который позже сам писатель назвал историческим памфлетом. Его герои — романтики русской революции, которые торопят ее приход, но по существу, они трагические жертвы исторического заблуждения. По мнению Лескова, путь общественного переустройства должен быть иным — через реформы. H. С. Лесков категорически выступал против «внедрения» чуждых идеалов в русскую культуру, отрицательно относился к нигилистам, которые «мутоврят народ», отрицают этические нормы русского общества (брак, родительскую любовь, семейные отношения); в романе противопоставлены «великая сила» отечественных «преданий», христианские семейные традиции и жажда общеполезного труда.

Пытаясь объяснить свою позицию И. С. Аксакову, Лесков говорил, что «“Некуда” частично есть исторический памфлет1. Это его недостаток и его достоинство». Героев романа он называл «нетерпеливцы» (т.е. революционеры), считал их «благородными людьми» и сомневался, что герои романов Ф. М. Достоевского («Бесы»), И.С.Тургенева («Новь») лучше его «страдальцев». После этих заявлений перед H. С.Лесковым закрылись двери журналов демократического толка. В течение десяти лет он сотрудничал лишь с консервативным журналом «Русский вестник».

Цикл повестей о русских женщинахH. С. Лескова интересовала судьба сильной личности в условиях «тесноты русской жизни». В 1860-е годы одна за другой вышли повести «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). «Воительница» (1866), пьеса «Расточитель» (1867), где проявился талант писателя-психолога. H. С. Лесков не только показал знание скрытых процессов национальной жизни, но и сумел художественно воплотить кипение народных страстей. Писателя интересовали характеры сложные, противоречивые, которые не способны противостоять отрицательному влиянию окружающей действительности. Под таким влиянием они подвержены нравственному саморазрушению. Наиболее ярко это проявилось в повести «Леди Макбет Мценского уезда», в которой Лесков изобразил жестокие нравы «темного царства», описав жизнь и преступную страсть купеческой жены Екатерины Львовны Измайловой. В основу сюжета повести положена подлинная история. Писатель с большим художественным мастерством раскрыл трагедию женщины. Катерина Измайлова — девушка из бедной семьи, вышла замуж за богатого купца, попала в дом, где «нет ни звука живого, ни голоса человеческого», человек сильной воли, она наивно-простодушна, по- детски доверчива, не лишена поэтичности, вспоминает о вольном девичестве, мечтает о «ребеночке» и вместе с тем совершает преступления одно за другим. H. С.Лесков вспоминал, что при работе над повестью ему «становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом».

1 Памфлет (от англ, pamphlet) - злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение.

«Купчиха Катерина Измайлова и ее любовник Сергей — ни дать ни взять наивные дети природы, живущие звериными инстинктами и не замутняющие душу никакими нравственными сомнениями. Они готовы не только к прелюбодеянию, но и к нераскаянному убийству — сначала старика-свекра, затем заподозрившего неладное мужа, затем ребенка — сонаследника оставшегося после убитых имущества. В зверином отчаянии Катерина так же легко идет на убийство изменившего любовника и сама гибнет, будучи неспособною хоть сколько-то укротить свои жестокие страсти. Да у нее и в мыслях нет бороться с ними — она влечется ими естественно и бестрепетно», — написал о героях Лескова литературовед М.М. Дунаев.

Героиня Лескова не только преступница, проливающая кровь невинных, как шекспировский Макбет, но и женщина глубоко страдающая. Такой ее представил композитор Д. Д. Шостакович в опере «Катерина Измайлова».

Праведники H. С. Лескова. По мнению писателя, духовная жизнь народа определяется верой: «Народ не расположен жить без веры». С христианской верой H.С.Лесков связывал народные этические и эстетические нормы жизни, национальное сознание и самосознание, национальный русский характер. Он был убежден, что «чем выше совершенство отдельных людей, тем счастливее судьба человечества в целом». Своих праведников Лесков находил в самых разных слоях русского общества: среди духовенства, крестьянства, чиновничества, мещанства.

Праведники — одна из центральных тем в творчестве H. С. Лескова. Впервые заявленная в повести «Овцебык» (1862), она получила глубокое осмысление в рассказе «Однодум» (1879).

Выделяя в характерах героев идеи праведничества, Лесков представляет их как лучшие черты русского национального характера. Концепция праведничества в творчестве Лескова базируется на глубокой христианской вере. Праведник живет в миру, сохраняет «живой дух веры». Его взаимоотношения с людьми строятся на любви и всепрощении, милосердии. Праведник H. С. Лескова деятелен и добр, скромен, в глазах обывателей он почти смешон, для окружающих он блаженный, юродивый.

Юродство в толковании H. С. Лескова часто выступает как одно из проявлений святости. Подобно Л. Н.Толстому, он разделял народное представление о юродивых как о Божьих людях.

Создавая портреты «праведников-страдальцев», Лесков пытался объяснить причины их «терзательств» и трагедий. Николай Семенович Лесков писал о «маяках из народной среды», способных передать силу и отвагу сердца «угнетенного человека». Он упорно шел к решению важной художественной задачи, которую публицист XIX века Н. В.Шелгунов назвал «монографией отдельных типов».

Посетив в 1872 году остров Валаам — эту «незыблемую твердыню русского иночества1, преобладающего здесь во всей чистоте древней христианской общины», Лесков не мог подавить в себе горечь размышлений о странной действительности: «Боже мой! Боже мой! что мы за необыкновенный народ! И кто, какой чужеземец может нас знать и понимать и отводить нам место и значение? Куда стремишься, куда плывешь ты, о святая родина, на своем утлом корабле со своими пьяными матросами?»

1 Иночество — род монашества особо строгого, сопровождающегося многими запретами.

Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы. 6 эти годы Лесков встречается с И. С.Тургеневым, И.А. Гончаровым, сближается с Л. Н. Толстым. Для данного творческого периода характерны поиск нравственного ориентира и идеализация праведников.

«Есть люди, уверенные, что русский народ по преимуществу материалист, — писал Лесков. — Мы сожалеем о людях с таким убеждением, но не упрекаем их: они не виноваты в недостатке способности смотреть на вещи без предвзятых понятий». Эти взгляды определили жизненные представления писателя и своеобразие его художественного мира, подобного которому нет во всей великой русской литературе.

В произведениях Н. С. Лескова 1870-х годов (роман «Соборяне», повести «Запечатленный ангел», «Очарованный странник») раскрылся его талант «неутомимого охотника за своеобразным, оригинальным человеком» (М. Горький). Н. С. Лесков одним из первых в русской литературе сумел передать полноту восприятия мира, возникающую в соединении светского мировоззрения с религиозным представлением в мире.

«Очарованный странник» (1873). С 15 октября по 23 ноября 1873 года газета «Русский мир» печатала новую повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник», его жизнь, опыты, мнения и приключения». Сначала Н. С. Лесков предложил издателям названия «Русский Телемак1», «Черноземный Телемак». Очевидно, автор предполагал, что им создана российская «Одиссея» — книга о странствиях человека из народа. Найденное позднее название «Очарованный странник» подчеркнуло связь повести с художественной традицией древнерусской литературы, в частности с «Хождением за три моря» Афанасия Никитина. Для своей повести Н. С. Лесков избрал форму сказа, т.е. устной исповеди народного героя, благодаря чему обнаружил редкое мастерство в изображении мира средствами слова. При помощи слова ему удалось передать индивидуальную манеру рассказывания, интонацию речи героя.

1 Телемак (Телемах) — сын Одиссея, героя «Одиссеи» Гомера.

В повести двадцать глав. Первая глава — это своеобразный пролог, где автор представляет главного героя повести — бывшего крепостного крестьянина Ивана Северьяныча Флягина, Далее следует рассказ Флягина — человека, много испытавшего на своем веку.

Флягин — это не просто удивительно интересный человек, богато одаренная, неповторимая личность, а живое воплощение могучих физических и нравственных сил народа. Уже в первом портретном описании Флягина Н. С. Лесков сравнивает его с былинным героем Ильей Муромцем. Под стать могучему облику героя его великие порывы и стремления, а также выпавшие на его долю тяжелые испытания.

Историю жизни Флягина называют драмокомедией. Соединение драматичности и комизма возникает из-за несоответствия простодушносте героя корыстной расчетливости людей. Одна из ключевых характеристик героя в повести — «дурак». Вспоминается герой русских народных сказок — Иванушка-дурачок — исконный национальный тип.

В названии произведения заявлена тема странствий. Причины же странствий Флягина определены духовными сомнениями героя.

Когда Флягину исполнилось двадцать лет, он почувствовал над собой «водительство внешнее», т.е. судьбу: «...Что-то плывет на меня чародейное, и нападает страшное мечтание: вижу какие-то степи, коней, и все меня будто кто-то зовет и куда-то манит: слышу даже имя кричит: “Иван! Иван! иди, брат Иван!”»

Биография Флягина разнообразна, жизненные факты часто кажутся фантастическими — одоление первого степного богатыря, усмирение дикого коня-«людоеда», спасение близких и совсем чужих людей, крещение кочевников, переживания искушений земной красотой... Иван Северьянович страдает от сознания собственного несовершенства, и все идет «от одной стражбы1 к другой», не сгибаясь и не подламываясь. Идет навстречу подвигу, способному достойно увенчать его многострастную жизнь.

Разговор попутчиков, в который включается Флягин, идет о жизни простых людей, о подчинении обстоятельствам, о том, что жизнь «борения не переносит». В прошлом и Флягин, и его любимая — красавица-цыганка Груша пытались жить по своим законам. Пройдя через многие испытания, страдания и лишения, он приходит к другому пониманию жизни, в котором христианские законы незыблемы.

Иван Северьянович не столько страдалец, сколько сила деятельная, могучая. На его пояске-обереге2 вытканы слова древнерусской воинской заповеди: «Чести моей никому не отдам». Чтобы достичь нового понимания жизни, Флягин постоянно прорывает сопротивление обстоятельств, «простирается на подвиги», его силы находят себе применение.

1 Стражба — здесь: духовное страдание.

2 Оберег — талисман, оберегаюший от нечистой силы.

После неудавшегося самоубийства Флягин принял решение уйти в свободное бродяжничество — разбой. Вот как он рассказывает обо этом: «Дома завтра и послезавтра опять все то же самое: стой на дорожке на коленях, да тюп да тюп молоточком камешки бей, а у меня от этого рукомесла уже на коленях наросты пошли и в ушах одно слышание было, как надо мной все насмехаются, что осудил меня вражий немец за кошкин хвост (история с барской кошкой Зозинькой. — Г. О.) целую гору камня перемусорить. Смеются все: “А еще, — говорят, — спаситель называешься: господам жизнь спас”. Просто терпения моего не стало, и, взгадав все это, что если не удавиться, то опять к тому же надо вернуться, махнул я рукою, заплакал и пошел в разбойники».

Постепенно изменяется мировоззрение Флягина, «возвеличивается терпение». В плену «очарованный странник» тоскует по Родине: «Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю, и заплачешь».

Интересно избавление Флягина из плена: ему удается обратить татар к христианству. Высшая степень кротости у Флягина, переосмысления ценностей, господства и рабства, изменения представлений о достоинстве связана с решением пойти в монастырь.

Флягин, «красоты любитель», восхищался дивностью мира. Чутко воспринимал искусство пения. Трогательно описывает он звучащую песню: «...то плачет, томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит...»

Речь Флягина стройна и красива. Его «очарованность» жизнью слышится постоянно: «...Ах ты, змея!., ах ты стрепет, степной, аспидский! Где ты только могла такая зародиться?» — восклицает Флягин на конной ярмарке.

«Странствия» Флягина широки — от черноземных степей русского юга до Ладоги и Нижнего Новгорода.

Впервые в русской литературе Лесков предпринял попытку показать простого человека во всей многогранности еще не устоявшегося характера, в процессе обогащения его внутреннего мира, Иван Северьянович Флягин — человек «крепостного звания», родился с большой головой и был прозван Голованом. Все перипетии «обширной жизненности» Ивана Северьяновича проистекают от его удивительного характера. Его жизненная сила направлена на то, чтобы делать добро. Флягин обладает врожденным чувством такта, деликатностью, удивительной душевной тонкостью и щедростью. Неудачи не ослабляют в нем жажды поиска идеала. Иван Северьянович постоянно ощущает свое «единодушие... с отечеством». Его жизненный путь — «хождение за истиной», обретение себя. Процесс его духовного роста направлен на усвоение народной нравственности.

Несмотря на эпизодичность повествования, освещение лишь фрагментов жизни Ивана Флягина, в тексте изложены эмоциональные и нравственные вершины его жизни. Иван Флягин верует и ищет. Его жизненный путь — путь познания Бога и осознания себя в Боге. Деятельная любовь к людям и самопожертвование — это определяющие черты натуры Флягина.

Обстоятельства жизни часто мешали Флягину жить согласно высоким нравственным идеалам. Судьба ставила его в такие ситуации, которые требовали усилий, превышающих человеческие возможности. Это породило сходство Флягина с юродивым, плачущим о погибели русской земли, и с богатырем, готовым постоять за русскую землю. В образе «грешного праведника» автор стремился показать героику русской жизни. Буйный, «азартный до жизни» Флягин чувствует необходимость счастья для каждого, и именно поэтому ему «за народ помереть хочется».

Особенности повествования в прозе H. С.Лескова. Лесковский текст обнаруживает все признаки особой художественной системы. Поэтика H. С. Лескова демонстрирует огромные эстетические возможности образного языка и оригинального способа выражения авторской позиции.

Произведения H. С. Лескова разнообразны по жанру. Это и биография, и философская повесть, и притча, и анекдот, и хроника. Удивительная повествовательная манера Лескова — сказ — связана не только с особым видением реальности, соответствующим жизненному опыту рассказчика, но и с исследованием речевого поведения героя. Выбор рассказчика — наивного, непосредственного, хорошо владеющего словом, имеет огромное значение в поэтике сказа Лескова.

Удивительное своеобразие лесковского художественного мира связано с умением воссоздавать живую разговорную речь. В своих произведениях Лесков часто отказывается от привычного для романа «образа автора», который вездесущ, всевидящ и всезнающ. В романе-хронике (например, «Соборяне») происходит «раздвоение» автора: появляется еще и анонимный рассказчик. Его письменный рассказ обращен к читателю, это скорее доверительная беседа, рассчитанная на ответную реакцию читателя. Форма непринужденного рассказа дает возможность отходить от основной линии, возвращаться к прошлому, что обеспечивает гибкость повествования. Рассказчик-повествователь включает и себя в «читательскую» массу («Мы увидим, знал ли он...»).

Еще одна особенность прозы H. С.Лескова — близость его творчества к фольклору. При первой публикации в 1881 году в журнале «Русь» «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» имел подзаголовок «Цеховая легенда» — это и есть прямое указание на фольклор: легенда была сложена народом. Кроме того, в художественной модели «Левши» можно заметить и элементы волшебной сказки — испытание героя, его странствия (в сказках — перемещение в иное царство), искушение героя благами цивилизации.

Важно отметить оригинальность названий лесковских произведений: в одних названиях есть установка на повествование о чем- то загадочном, нетипичном («Очарованный странник», «Запечатленный ангел»); в других — переплетение реального и мистического («Александрит. Натуральный факт в мистическом освещении»); в некоторых заголовках дано указание на время события («Бродяги духовного чина. Характерное явление церковной жизни XVIII века», «Картины прошлого. Брачные истории тридцатых годов. По запискам синодального1 секретаря...»); на место события («Кадетский монастырь. Из рассказов о трех праведниках»).

1 Синод — один из высших государственных органов в Российской империи в 1721— 1917 голах. После 1917 года Синод — совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Писателю важно уже заглавием привлечь читательское внимание не только к объекту, но и к субъекту речи («Погасшее дело. [Из записок моего деда]», «Печерские антики [Отрывок из юношеских воспоминаний]»), т.е. подчеркнуть в заглавии форму повествования — хроникальную и мемуарную.

Творчество H. С. Лескова в 1877—1884 годах. Этот период был для Лескова очень плодотворным: в различных изданиях печатались его рассказы «Некрещеный поп», «Мелочи архиерейской жизни», «Однодум», «Шерамур», «Кадетский монастырь», «Христос в гостях у мужика», «Привидения в Инженерном замке», «Заметки неизвестного», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», очерк «Печерские антики» и др.

В основу «Сказа о тульском косам Левше и о стальной блохе» (1881) была положена присказка, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». В рассказе рассматривается проблема одаренности русского человека. «Талант, в представлении писателя, не может существовать, если он не подкреплен духовной силой человека, его нравственным стержнем. Левша — неказистый мужичок с выдранными “при ученье” волосами, одетый как нищий — не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы... Образ Левши продолжает собой галерею образов праведников, созданную Лесковым», — писала об образе Левши исследователь Е. Ю. Зубарева.

Важно заметить и другую особенность рассказа — «мотив попранного человеческого достоинства», трагическую судьбу Левши на родине.

В те же годы из-под пера Лескова выходили произведения, построенные на анекдотизме, где писатель показал характерные национальные явления и ситуации («Чертогон», «Штопальщик», «Путешествие с нигилистом», «Старый гений»).

Литературоведы, оценивая особенность авторской манеры H. С. Лескова, выделяют его умение при изображении лучших черт национального характера, высоких нравственных идеалов русского человека высказать откровенную критику отрицательных явлений русской жизни.

Особенности поэтического мастерства и стиля H. С.Лескова М.Горький видел в «искусном плетении кружева разговорной речи» и называл писателя «волшебником слова».

Раскрывая нравственные качества личности, Лесков, по словам Горького, создал «для России иконостас1 ее святых и праведников», но он не идеализировал русского человека, скорее, раскрывал сложность и противоречивость его характера.

1 Иконостас — в церкви стена над алтарем, увешанная иконами.

В 1884 году Лесков, по просьбе П. М. Третьякова, разрешил художнику В. А. Серову писать свой портрет. В 1895 году портрет писателя был выставлен на XXIII Передвижной выставке в Академии художеств, которую Лесков успел посетить.

21 февраля (5 марта) 1895 года H. С. Лескова не стало. По воспоминаниям Е.П.Борхсениус, жены лечащего врача писателя, Николай Семенович «умер тихо, без страданий, лицо было спокойное, бледное, какое всегда было во время сердечных припадков. <...> По его завещанию похороны были самые скромные: ничего, кроме простого деревянного желтого гроба: ни венков, ни речей... Похоронили его на Волковом кладбище на Литературных мостках...»

Вопросы и задания

1. Прочитайте в учебнике раздел о H.С.Лескове. Вспомните известные вам произведения писателя.

2. Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве H. С. Лескова.

3. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества H. С. Лескова».

4. Один из исследователей биографии и творчества H. С. Лескова говорит о «лесковских университетах». Как вы это понимаете? Подтвердите примерами из его биографии.

5. Подготовьте сообщение на одну из тем:

• «Основные темы и проблемы в творчестве Н.С.Лескова (по прочитанным произведениям)»;

• «Кто такие “терпеливцы” (по прочитанным произведениям) Н.С.Лескова»;

• «Русские женщины в изображении Н.С.Лескова (по прочитанным произведениям )» ;

• «Праведники Н.С.Лескова (на примере прочитанных произведений)»;

• «Внутренний мир героев Н.С.Лескова (на примере одного-двух произведений)»;

• «Там, где стоит “Левша”, надо читать “русский народ” (H.С.Лесков)».

6. Прочитайте рассказ Ю.М. Нагибина «День крутого человека». Сравните свое восприятие творчества Н.С.Лескова с его восприятием Ю.М.Нагибиным. Какие выводы Ю.М.Нагибина вы разделяете? С чем вы не согласны? Почему? Свои выводы мотивируйте примерами из произведений Лескова.

7. Объясните смысл названия повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

8. Обратитесь к толковым словарям (В. И. Даля, С. И.Ожегова и др.), выпишите значение слов «очарованный» и «странник».

Что нового появилось для вас в понимании смысла повести после знакомства со словарными статьями?

9. Прочитайте стихотворения Ф. И. Тютчева «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду». Какой образ странника нарисовал поэт в этих стихотворениях? Как перекликаются они с повестью Н.С.Лескова «Очарованный странник»?

10. Обратите внимание на особенности композиции и жанра повести «Очарованный странник»: в произведении отсутствует единый сюжет, но есть сквозная тема, которая состоит из малых фабул и подчиненных мотивов. Что их объединяет?

11. Как вы думаете, почему повесть разбита на короткие главы, каждая из которых имеет завязку и развязку?

12. Прочитайте главы 1, 3, 4, 5, 15 — 20 повести «Очарованный странник». Сопоставьте описание портрета Флягина с былинными богатырями. Какие эпизоды жизни Ивана Флягина сходны с биографией Ильи Муромца?

13. Какие, с вашей точки зрения, неожиданные, нелепые поступки совершает Флягин? Почему? (По прочитанным главам.)

14. Можно ли однозначно оценить характер и поступки героя (хорошо — плохо; положительно — отрицательно)? Объясните свою точку зрения, опираясь на прочитанные главы.

15. В чем Флягин видит высшую цель бытия?

16. Составьте понятийный словарь темы «H. С.Лесков».

Рекомендуемая литература

Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье/Л.А.Аннинский. — М., 1982 (и другие издания).

Аннинский Л.А. Три еретика/Л. А. Аннинский. — М., 1988 (и другие издания).

Тунн Г. П. Очарованная Русь / Г. П. Гунн. — М., 1990.

Дунаев М.М. Православие и русская литература : в 5 т. / М. М. Дунаев. — М., 1997. — Т. 4.

Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова / Б.С.Дыханова. — М., 1980.

Капитанова Л.А. H.С. Лесков в жизни и творчестве/Л.А. Капитанова. — М., 2002.

Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова : по его личным, семейным и несемейным записям и памятям : в 2 т. / А.Н. Лесков. — М., 1984.

Лесков H. С. Избранное : в 2 т. / сост., вступ, статья и комментарий В. Ю. Троицкий / Н. С.Лесков. — М., 1995.

Столярова И.В. В поисках идеала : творчество Н.С.Лескова / И. В. Столярова. — Л., 1978.

Старыгина Н.Н. Лесков в школе / Н.Н.Старыгина. — М., 2000.