(1937—1972)
Творческое наследие драматурга Александра Валентиновича Вампилова невелико по объему — всего несколько пьес и рассказов. Между тем невозможно переоценить ту роль, которую сыграл Вампилов в истории русской драматургии XX века.
Александр Валентинович родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Александром будущего драматурга назвали в честь А. С. Пушкина — 1937 год был годом столетия со дня смерти поэта. Через несколько месяцев после рождения Александра его отец был арестован по доносу в НКВД и в 1938 году расстрелян, а спустя 19 лет реабилитирован.
Художественные таланты Александра Вампилова проявились еще в детстве — в школе он научился играть на домбре, мандолине и гитаре.
Закончив школу, с 1955 по 1960 год Вампилов обучался на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета. С 1958 года на страницах иркутской периодики стали появляться комические рассказы молодого автора под псевдонимом «А.Санин, студент госуниверситета». Затем А.Вампилова приняли в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и в Творческое объединение молодых при Союзе писателей. В 1961 году в Иркутске вышла первая книга Вампилова «Стечение обстоятельств» — сборник юмористических рассказов. Это была единственная книга писателя, изданная при его жизни.
В 1962 году по направлению газеты «Советская молодежь» А.Вампилов несколько месяцев проучился на Высших литературных курсах в Москве. В том же году была написана первая пьеса Вампилова — «Двадцать минут с ангелом». Вернувшегося на родину молодого и талантливого автора назначили ответственным секретарем «Советской молодежи».
Оставив работу в газете в 1964 году, А.Вампилов принял участие в творческом семинаре драматургов в Комарове. В ноябре этого же года журнал «Театр» опубликовал его пьесу «Дом окнами в поле». Вскоре же в Иркутске в коллективных сборниках были опубликованы его рассказы.
Через год А. Вампилов снова оказался в Москве, куда он отправился в надежде пристроить в один из театров свою пьесу «Прощание в июне». Эти попытки не увенчались успехом, и начинающий драматург поступил на Высшие литературные курсы Литинститута.
Пьеса «Прощание в июне» все-таки была поставлена в 1966 году, но на подмостках Клайпедского драмтеатра.
В феврале 1966 года Вампилова приняли в Союз писателей. В этом же году он закончил работу над пьесой «Старший сын» («Предместье» в первоначальном варианте).
По окончании учебы на Высших литературных курсах в 1967 году А.Вампилов возвратился в Иркутск. Летом этого же года он завершил работу над пьесой «Утиная охота».
В «Утиной охоте» (1967) внимание драматурга сосредоточено на тех процессах, которые происходят во внутреннем мире героя, суть которого принято обозначать понятием «антигерой». Критик Л.Аннинский называет время, в которое писалась пьеса, поворотным моментом в литературе: герой-романтик уступил место «людям опыта». Зилов — герой того же типа, что и главные герои Вампилова из других пьес.
Импульсом к сюжетной завязке пьесы «Утиная охота» послужила шутка друзей Зилова, пославших ему траурный венок. Шутка чуть не обернулась трагедией — морально готовый к переоценке многих ценностей, Зилов оказался на грани жизни и смерти. Пограничная ситуация растревожила память героя. На сцене разворачивается действие, которое совершается в сознании Зилова. Мысленно он вновь проделывает тот путь, который и привел его к душевно-духовному перерождению.
По форме драма А. Вампилова «Утиная охота» является исповедью. При этом автор, как бы самоустраняясь, не предлагает герою обстоятельства, в которых определенным, нужным автору образом раскрылся бы его характер, а передоверяет герою право самостоятельного отбора ситуаций, проясняющих его душевное состояние.
Композицию пьесы можно охарактеризовать как спектакль в спектакле. Одну сюжетную линию составляют взаимоотношения Зилова с друзьями. Другая же линия связана с эволюцией его внутреннего мира.
Шутка с траурным венком, очевидно, должна была снять напряжение, возникшее в их отношениях после скандала, который тот устроил накануне. Вроде бы, все логично: Зилов, цинично разыгрывающий всех, и сам должен был оценить злой розыгрыш. Однако благополучной развязки, на которую рассчитывали друзья, не получилось. Траурный венок стал импульсом к завязке другой пьесы.
Мотив смерти, возникающий в «Утиной охоте», заставляет вспомнить героя пьесы Вампилова «Случай с метранпажем»1 (1968) Калошина. Эпиграф, предпосланный к «Случаю с метранпажем», отсылает читателя к гоголевскому «Носу»: «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают». Сюжетная модель вампиловского «анекдота» явно ориентирована на сюжет гоголевского «Ревизора»: хамовитый невежа — администратор гостиницы «Тайга» Калошин, бесцеремонно обошедшийся с постояльцем-москвичом, пугается до смерти, узнав о том, что тот — «метранпаж» из газеты.
Прием саморазоблачения положен и в основу сюжета «Утиной охоты». Зритель становится свидетелем воспоминаний Зилова, в которых он показан как сын, друг, муж, инженер. Ипостаси разные — суть одна. И выразить ее можно словами самого Зилова, обращенными к жене Галине: «...Мне все безразлично, все на свете». Жизнь Зилова вроде бы полна событий. Новоселье, работа, друзья, жена, любовница, телеграммы отца... С другой стороны, наблюдая за героем, невозможно избавиться от ощущения пустоты.
Герой остается один — таков печальный итог его игры в отношения с близкими людьми. И предпринятая Зиловым попытка самоубийства символизирует осознание и приятие им собственной вины в случившемся.
Финал пьесы остается открытым, решение конфликта может быть многовариантным.
В 1969 году в Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова состоялась первая постановка пьесы «Старший сын», в которой принимал участие и сам автор. Несмотря на успех, которым пользовались пьесы А Вампилова в провинции, ни один театр Москвы или Ленинграда не взялся за их инсценировку. В 1971 году была завершена работа над пьесой «Прошлым летом в Чулимске», и в это же время в серии «Репертуар художественной самодеятельности» публикуется «Случай (История) с метранпажем1».
1 Метранпаж (от франц, mettre en pages — букв, укладывать в страницы) — рабочий, сверстывающий в типографии наборный материал и окончательно подготавливающий набор для отправки в машину.
С 1972 года пьесы А.Вампилова ставятся и на театральных подмостках Москвы и Ленинграда. На малой сцене Ленинградского большого драматического театра был поставлен спектакль «Два анекдота» по дилогии драматурга «Провинциальные анекдоты», включающей две одноактные пьесы «Случай с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». В московском Театре им. Ермоловой поставлена пьеса «Прошлым летом в Чулимске», а Театр им. Станиславского инсценировал «Прощание в июне».
За два дня до своего 35-летия (в августе 1972 года) А.Вампилов погиб на озере Байкал. Последняя пьеса драматурга «Несравненный наконечник», начатая им в 1971 году, осталась незавершенной.
Уже после гибели драматурга по пьесе «Старший сын» на ленинградском телевидении режиссер В.Мельников снял фильм с одноименным названием. Фильм был награжден премией «За лучший сценарий экранизации» на XIII Международном фестивале телефильмов в Праге. В 1979 году В. Мельников осуществил экранизацию пьесы «Утиная охота» на киностудии Ленфильм. Фильм называется «Отпуск в сентябре», исполнителем главной роли в нем стал известный актер Олег Даль. В 1983 году композитор Геннадий Гладков по пьесе «Старший сын» написал оперу.
Интерес к творчеству и личности А. Вампилова не ослабевает до сих пор. Публикуются его книги, инсценируются его пьесы. С пьесами А. Вампилова теперь знакомы не только российские, но и зарубежные любители театра. В поселке Кутулик, на родине драматурга, открыт музей. Имя А. Вампилова носит Иркутский Театр юного зрителя.
Вопросы и задания
1. Прочитайте в учебнике раздел об А. В. Вампилове.
2. Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве А. В. Вампилова и подготовьте сообщение о биографии драматурга. Составьте план ответа.
3.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А. В. Вампилова».
4 По синхронистической таблице (см. практикум) проанализируйте
события 1960— 1970-х годов и соотнесите их с этим этапом в жизни А. В. Вампилова. На основе анализа подготовьте краткое сообщение.
5. Перечитайте (или прочитайте) пьесу А. В. Вампилова «Утиная охота».
6. На сайте Иркутского областного фонда А. В. Вампилова (http:// vampilov.irkutsk.ru/wamp.htrnl) ознакомьтесь с воспоминаниями о драматурге и подготовьте сообщение на тему «А. В. Вампилов в воспоминаниях современников».
7. Подумайте, какие особенности драматургии А. В. Вампилова позволяют сравнивать ее с творчеством В. М. Шукшина?
Рекомендуемая литература
Венок Вампилову. — Иркутск, 1997.
Стрельцова Е. Плен утиной охоты. Вампилов. Творчество и судьба / Е. Стрельцова. — Иркутск, 1998.
Сушков Б. Александр Вампилов : размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга / Б.Сушков. — М., 1989.