Как научиться писать сочинение-описание. 5-9 классы. Трунцева Т.Н.

II. Учимся писать сочинение-описание

Уровень I. С чего начнем?

I. Определим тему текста и его тип речи.

Задание 1. Прочитай вслух начало повести Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка».

Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его необозримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето! (Текст 1]

Задание 2. Закрой глаза и представь картину, которую «нарисовал» писатель при помощи слов.

Задание 3. Ответь на вопросы.

1. Какова тема текста?

- в тексте описывается летний день в Малороссии;

- рассказывается о событии, произошедшем в этот летний день;

- автор рассуждает, анализирует события, явления или состояния героев в эпизоде.

2. Какой общий вопрос можно поставить к тексту?

- О чем рассказывает Н. Гоголь?

- Как он описывает летний день в Малороссии?

- О чем рассуждает писатель?

Задание 4. Определи тип речи текста (повествование, описание, рассуждение).

Задание 5. Какова цель этого описания? Продолжи.

Цель данного описания - представить читателю «живую картину» летнего дня в Малороссии ___________________________

Задание 6. Определи направление взгляда автора.

1. Сначала автор приглашает нас посмотреть на (небо, землю, реку, степь]? ________________________

2. Второй взгляд мы устремляем на _________________________________

Задание 7. Сколько направлений для изображения выбрал писатель?

Задание 8. Сразу ли начинается описание неба, или автор приглашает читателя вместе с ним представить в воображении «роскошный летний день в Малороссии»?

Задание 9. Заканчивается ли текст описанием степи, или автор, обобщая восприятие увиденного, возвращается к теме отрывка?

Задание 10. Заполни таблицу «Композиционная схема описания», допиши примеры из текста Н. Гоголя.

Вступление

Основная часть

Заключение

Приглашение к совосприятию

Описание того, из чего состоит картина летнего дня

Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод

(примеры из текста]

I взгляд на

(примеры из текста)

(примеры из текста]

   
     
     
     
 

II взгляд на

(примеры из текста)

 
   
     
     
     

II. Составим устный анализ текста

Задание 11. Используя выражения-опоры задания 10, составь план устного ответа.

Задание 12. Используя приготовленные заранее акварельные краски и альбом, сделай набросок-впечатление «Каким я представляю себе летний день в повести Гоголя», «Мой летний день».

III. Подготовимся к письменной творческой работе

Задание 13. Дай объяснение лексического значения слов и сравни с формулировкой в толковом словаре С. Ожегова.

Упоительный — ________________________

роскошный — __________________________

томительный —_________________________

объятия — _____________________________

ленивый — _____________________________

бездумный — ___________________________

ослепительные — _______________________

зажигать — _____________________________

живописные —___________________________

изумруды —_____________________________

топазы —______________________________

яхонты —_______________________________

эфир — ________________________________

осенять —______________________________

статный — _____________________________

нега —_________________________________

Задание 14.

1. Произведи письменный анализ текста, опираясь на План анализа описания.

План анализа описания

1. Какова тема текста?

2. Как связаны предложения в тексте?

3. Какой общий вопрос можно задать к тексту?

4. Как можно озаглавить текст?

5. Какова идея описания, главная мысль автора?

6. Каковы языковые и композиционные особенности описания?

7. Какие выразительные средства использованы в описании?

____________________________________________________________

2. Определи цель использования выразительных средств, опираясь на Таблицу морфолого-синтаксических особенностей изобразительных средств.

3. Опираясь на текст Н. Гоголя, добавь в Таблицу морфолого-синтаксических особенностей изобразительных средств недостающую запись.

Таблица морфолого-синтаксических особенностей изобразительных средств

Изобразительное средство

Пример из текста

Синтаксический

состав

Морфологический

состав

Эпитет -

красочное определение, именная часть сказуемого.

Выражено

1] прилаг. в полной форме,

2] наречием,

3] причастием.

Очаровательная ночь (эмоциональный эпитет)

 

(________ эпитет]

 
 
 

( __________эпитет]

 

( ____________эпитет]

Метафора —

перенос названия предмета (действия, качества] на основании сходства.

Подлежащее,

сказуемое,

дополнение.

Выражено словосочетанием 1] сущ. + сущ.;

2] сущ.+прилаг. с номинативным

значением

Океан благоуханий

 
 
 
 
 
 

Олицетворение -

придание черт, свойственных одушевленным предметам, предметам неодушевленным. Часть грамматической основы

Выражено глаголом и существительным

Гпядит месяц

 
 
 
 
 
 

IV. Восстановим авторский текст

Задание 15.

1. Заполни пробелы, используя слова для справок, при необходимости обращаясь к толковому словарю С. Ожегова.

Как _______________, как _______________летний день в Малороссии! Как жарки те часы, когда полдень _________________ в тишине и зное и голубой _________________ океан, _________

куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая _________________ в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи.

Все как будто ___________________; вверху только, в _____________ глубине, ________________ жаворонок, и ______________ песни летят по воздушным ступеням на _______________ землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи.

_______________ и ________________, будто гуляющие без цели, стоят _______________ дубы, и _________________ удары солнечных лучей зажигают целые ______ массы листьев, накидывая на другие темную, как ________ , тень, по которой только при сильном ветре _________________золото.

Слова для справок

Упоителен — красив — чудесен; роскошен — прекрасен; томительно — очень — слишком; блещет — горит — сияет; неизмеримый — огромный — большой; сладостным — влюбленным; прекрасную — землю; умерло — замерло — застыло; небесной — синей — высокой; дрожит — трепещет — боится; серебряные — звонкие — громкие; влюбленную — радостную — окрыленную; лениво — без желания — с трудом; бездумно — глупо; подоблачные — далекие — высокие; ослепительные — яркие — блестящие; живописные — художественные — выразительные; ночь — чернила — ворон; прыщет — брызжет — капает.

2. Почему Н. Гоголь использовал в тексте именно эти слова, а не другие. (Возьми на заметку слова В. Виноградова: «Предметность - необходимое качество образа».)

V. Подготовимся к письменному анализу текста-описания

Задание 16.

1. Найди в тексте прилагательные, передающие цвет, запах, вкусовые ощущения, прилагательные со значением расположения предмета в пространстве.

________________________________________________________________

2. Найди в тексте наречия, обозначающие запах, вкус, цвет.

_________________________________________________________________

3. Найди в тексте прилагательные и наречия, указывающие на размер изображаемого предмета и передающие восприятие автором времени. Объясни их роль в тексте. (Например: гигантская туча - размер предмета, ночная птица, вечерняя заря - восприятие автором времени]

__________________________________________________________________

4. Найди глаголы активного и неактивного действия, передающие ощущение цвета, запаха, вкуса; обозначающие расположение предмета в пространстве; состояние предмета. Объясни их роль в тексте.

__________________________________________________________________

5. Выпиши из текста словосочетания и конструкции, которые создают основу для тропов (метафор, эпитетов, олицетворений).

__________________________________________________________________

6. Подчеркни синей ручкой цепочки однородных членов, передающих «гамму чувств» автора текста.

7. Подчеркни карандашом цепочки однородных членов, передающих цветовые, зрительные, вкусовые, звуковые ощущения.

8. Подчеркни зеленой ручкой цепочки однородных членов, передающих размер изображаемого предмета, создающих «живую» картину описания.

9. Найди в тексте восклицания, передающие восхищение, удивление автора.

________________________________________________________________

Задание 17. Заполни Таблицу-опору для определения признаков описания, пользуясь Сравнительной таблицей типов речи на стр. 54.

Таблица признаков описания (опорная)

Композиционная схема текста

Вступление

I направление взгляда

II направление взгляда

Заключение

Признаки типа речи

Приглашение читателя увидеть летний день в Малороссии

Взгляд на небо

Взгляд на степь

Возвращение автора к главной теме описания, эмоциональное обобщение

Сущ. воспр. цвета, запаха, передающ. вкусовые и осязательные ощущ.; со знач, располож. предмета в пространстве

       
       
       
       
       
       

Прилаг. и нареч.,

передающие цвет, запах, звук, вкусовые ощущ., со знач, располож.пред- мета в пространстве, передающие размер изображ. предмета; пере- дающие восприя- тие времени

       
       
       
       
       
       
       
       
       

Глаголы, передающие состояние предмета (героя)

       
       
       
       
       
       

Словосочетания и конструкции ас-

социативного выражения (основа тропов)

       
       
       
       
       
       

Однородные члены, передающие «гамму» чувств, пережив., цветовые, зрит., звуковые и вкус, ощущ., размер предмета, создающ. «живую» картину действия

       
       
       
       
       
       
       
       

Эмоциональные конструкции, восклицания типа

«Как хорош!..»

       
       
       
       

Таблица признаков описания (справочная]

Признаки типа речи

Цель использования

Существительные восприятия цвета, запаха; передающие вкусовые ощущения; осязательные ощущения; со значением пространственного расположения

Позволят читателю ощутить запахи, представить краски и услышать звуки «живой» картины.

Прилагательные и наречия цвета, запаха, звука; передающие вкусовые ощущения; со значением пространственного расположения; передающие восприятие времени, состояния, характера состояния; объемность изображения

Пейзажные зарисовки помогают автору «расцветить» создаваемую картину, создать палитру красок, оттенков, звуков и запахов. Способ создания объемной, пространственной картины.

Глаголы состояния предмета (героя] при активном и неактивном действии; глаголы, передающие цвет, запах, вкус; характер действия или состояния

Создают динамичную картину, причем действие развивается в ограниченном отрезке времени, как правило, это настоящее время. Способ создания «живой», красочной, яркой картины.

Словосочетания и конструкции

для ассоциативного выражения (основа тропов)

Способ создания образности.

Однородные члены

Передают «гамму» чувств, переживаний; цветовых, зрительных, звуковых и вкусовых ощущений; создают панорамность изображения; эмоциональность авторского «я», объемность описания; «живую» картину действия; картину развернутого описания.

Риторические восклицания и конструкции эмоционального восприятия; восклицания типа; «Как хорош!»; предложения, содержащие адресный вопрос типа; «Любишь ли ты...»; наглядишься,... и не веришь своим глазам

Приглашают к совосприятию, являются способом выражения авторского чувства; эмоциональный фон описания.

Задание 18.

1. Прочитай образец анализа описания.

Перед нами вступление к «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Что это - стихотворение в прозе или отрывок прозаического произведения, очень напоминающий своим эмоциональным содержанием, стройной композицией, музыкальной ритмикой стихотворение в прозе?.. Этот текст можно назвать эпическим описанием, пронизанным высоким лиризмом.

И действительно, гармония традиционно-поэтического словаря и конкретной номинативной лексики отрывка, равновесие глаголов активного и неактивного действия, состояния и чувствования, умеренное использование качественно-оценочных прилагательных, синтаксический строй и музыкальная ритмика организуют содержание, форму и звучание лирической описательной прозы Н. Гоголя.

Элегических слов в тексте описания 27: упоителен, роскошен, томительно, сладострастный, неизмеримый, нега, подоблачные, ослепительные, изумруды, топазы, яхонты, эфирный, блещет, потонувши, обнимая, сжимая в объятиях, небесная глубина, серебряные песни, воздушные ступени, влюбленная земля, звонкий голос. Они составляют единый смысловой пласт художественного описания природы.

Удивительно, но и среди глагольных форм и глаголов активного - неактивного действия и состояния тоже наблюдается семантическое равновесие. Ср.: заснул, (нет) ни облака, (нет) ни речи, умерло, стоят лениво, накидывает, осеняемые, располагаются, нагнувшиеся, полно сладострастия - 9; обнимая, сжимая, дрожит, летят, отдается, удары зажигают, прыщет золото, сыплются - 8. Не случайно глаголы и глагольные формы в тексте-описании только настоящего времени: разновременность - признак повествовательного характера текста, действие же настоящего времени позволяет передать описательное содержание текста.

Прилагательное прекрасная выступает в предложении в роли дополнения, происходит переход одной части речи в другую: прилагательное становится существительным с абстрактным значением. Таким способом автору текста удается создать картину-портрет земли-женщины. Возлюбленная неба потонула в объятиях, и вокруг все замерло, восхищаясь этим страстным проявлением горячего чувства.

Цепочка однородных обстоятельств потонувши в неге, обнимая и сжимая в объятиях передает не только состояние растворившегося в любви сладострастного купола, но и обозначает характер этого состояния. Движения неба порывисты, откровенны, сильны в своем проявлении.

Так легко, талантливо Н. Гоголь раскрашивает словами- звуками, словами-красками, словами-движениями «полотно своего чувства» к родной земле.

2. Продолжи предложения, используя данный выше образец анализа текста:

1) Перед нами вступление в повесть «Сорочинская ярмарка» И. Гоголя: ___________________________

2) Этот текст можно назвать (как?],______________________ проникнутым (чем?] _____________________________

3) Элегических слов в тексте (сколько?] ,_______________________ они организуют (что?] _____________________________

4) Элегические слова в тексте описания (какие?] ________________________________

5) Они составляют (что?) ___________________________________

6) Действие настоящего времени позволяет передать (что?) _________________________________

7) Среди глаголов активного-неактивного действия и состояния наблюдается (что?) _____________________________

8) Прилагательное «прекрасная» выступает в роли ________________________ (чего?) и становится (чем?) ___________________________

9) Цепочка (каких?) однородных обстоятельств ___________, _________________ передает (что?) __________________, но обозначает (что?) ___________________

10) Таким способом автору удается создать (какую картину?) _______________________

11) Как Гоголь раскрашивает полотно «своего чувства к родной земле»? ___________________________

3. Составь и запиши свой анализ текста 1, используя материалы предыдущих заданий.

VI. Подготовка к сочинению-описанию

Задание 19.

1. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

Сл_дострастный, з_мля, пот_нувши, в_здушные, ум_р- ло, изр_дка, н_бесная, др_жит, отд_ется. В ст_пи, л_ниво, осл_пительно, ж_вописные, ос_няемые.

2. Расставь недостающие знаки препинания, объясни их расстановку.

1. Как упоителен( ) как роскошен летний день в Малороссии! 2. Все как( ) будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок( ) и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю( ) да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. 3. Изумруды( ) топазы( ) яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами( ) осеняемыми статными подсолнечниками. 4. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости.

3. Построй схемы предложений.

1.

2.

3.

4.

4. Определи тему, главную мысль и цель своего описания.

5. Построй словосочетания или предложения к сочинению «Мой летний день», используя слова для справок.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Слова для справок

Бдительный, недремлющий, неусыпный. Безграничный, беспредельный, необъятный, необозримый, бескрайний. Беззаботный, беспечный. Безрассудный, сумасбродный, безумный. Вереницей, цепью, цепочкой, чередой, гуськом, цугом. Веселье, веселость, оживление, оживленность. Верх, верхняя часть, верхушка, макушка, маковка. Ветер, вихрь. Веять, обдавать. Взбираться, забираться, влезать, залезать, лазить, лезть, карабкаться, подниматься, восходить, всходить, взгромождаться. Взволнованный, охваченный волнением, полный волнения, трепетный. Взлететь, подняться в воздух, взмыть, взвиться, взметнуться, взнестись, воспарить, вспорхнуть. Коварный, вероломный. Кокетливый, игривый. Колыхать, колебать, зыбить, волновать. Недоступный, недосягаемый. Независимый, свободный, самостоятельный.

6. Напиши сочинение «Мой летний день», опираясь на материалы Сравнительной таблицы типов речи и Памятки к написанию сочинения-описания.

Памятка к написанию сочинения-описания

1. Какова тема твоего сочинения? (ты описываешь предмет или событие, ты повествуешь об этом событии или рассуждаешь, анализируешь события, поведения героев своего текста?]

2. На какой общий вопрос отвечает сочинение?

3. Какие предложения (или предложение] выражают главную мысль твоего текста?

4. Ты пригласил своего «читателя» к «совосприятию», наблюдению вместе с тобой?

5. Составь композиционную схему своей работы (вступление, основная часть, заключение].

6. Ты заканчиваешь свое описание, обобщая восприятие увиденного, услышанного, запомнившегося, ты возвращаешься к главной теме работы?

7. Проверь: глаголы и глагольные формы в тексте должны быть только настоящего времени, не допускай смешения глаголов разного времени.

8. Выдели в своем тексте все глаголы и определи их тип (см. Сравнительную таблицу типов речи]. Не допускай неоправданных повторов одних и тех же слов.

9. Обязательно включи в свое сочинение художественные прилагательные и наречия (см. Сравнительную таблицу типов речи). Подумай, что теперь изменилось в тексте? Стала ли твоя картина «живой», выразительной?

10. Выдели все существительные и определи их тип («активного действия», «обозначения цвета», «пространственного расположения» и т.д.).

11. Подумай, стало ли твое описание событий объемным, как бы расположенным во всю длину листа, или оно отрывочно, передает изображение только какой-то одной его части?

12. Не допускай невыразительного, серого, неэмоционального описания. Употребляй слова яркие, сочные, интересные.

13. Обратись к Сравнительной таблице типов речи, найди и выдели в своей работе признаки описания. Что создают эти элементы в сочинении? Исключи их из описания. Подумай, интересно ли теперь читать работу?

7. Прочитай образец ученического описания «Мой летний день».

Мой летний день

Как жаль, что лето бывает очень коротким, пролетает стремительно, как тройка резвых лошадей. Но оно всегда чудесно - мое деревенское лето с его прохладной жемчужной росой по утрам, вечерним молочным туманом, вкусным запахом малины в бабушкином саду...

Раскрытое настежь окно приглашает прогуляться по комнате нежные лучи летнего, а потому ласкового солнца. Они ложатся со мною рядом на подушку, с вечера взбитую заботливыми руками моей бабушки, и осторожно - тихо поглаживают меня по щекам, но не мешают мне спать.

Пахнет свежим хлебом, жареной картошкой с грибами, пахнет покоем и уютом. Я слышу где-то рядом размеренное мурчание моего кота Тимофея, который охраняет мой сон от назойливых мух, вкусно зевает, но заснуть не решается.

Вдруг порывистый ветер врывается ко мне в комнату, начинает озорничать с занавесками и разбрасывать по комнате газетные листы. Ветер приносит острый запах дождевой свежести, свежескошенной травы, речной прохлады. Солнечные лучи прячутся ко мне под теплую подушку, кот под надежную защиту - одеяло, и как будто из ведра проливается за окном утренний, веселый, первый за это лето дождь. Я не хочу просыпаться, мне хорошо и покойно. Так бывает, наверное, только в детстве.

8. Напиши рецензию на текст «Мой летний день», опираясь на Памятку к написанию сочинения-описания.

______________________________________________________

______________________________________________________