I. Определим тему и главную мысль текста
Задание 1.
1. Прочитай вступление к 2 главе повести Н. Гоголя «Майская ночь, или утопленница».
Знаете ли вы украинскую ночь? Q, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!.. (Текст 2]
2. На какой вопрос отвечает текст?
3. Какова его тема и главная мысль?
II. Построим композиционную схему описания
Задание 2. Построй композиционную схему текста, используя образцы к ранее выполненным заданиям (6, 8, 9, 10, 17.)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
III. Восстановим авторский текст
Задание 3. Восстанови текст, используя слова для справок.
____________________ ли вы украинскую ночь? О, вы не ________________________ украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба ______________ месяц. ________________ небесный свод раздался, раздвинулся еще _______________________ Горит и дышит он. Земля вся в ____________ свете; и ________________ воздух и прохладно-душен, и полон ___________, и движет океан благоуханий. _________________ ночь! ___________________ ночь! Недвижно, ______________ стали леса, полные мрака, и кинули ________________ тень от себя. Тихи и ___________ эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зелёные стены садов. Девственные чащи черемух и черешен _______________ протянули свои корни в ключевой холод и изредка ____________________ листьями, будто сердясь и негодуя...
Слова для справок
Сильнее, видели, помните, большую, гигантскую, подрагивают, шелестят, неги, лепечут, больше, свежести, огромную, знаете, шире, смотрит, задумчивы, покойны, глядит, милая, взирает, всматривается, красном, золотом, божественная, солнечном, чудная, закатном, приглядывается, печальны, упоенно, гигантский, колоссальный, задумчиво, необъятный, чудный, вдохновенно, очаровательная, стыдливо, молчаливы, пугливо, огромный, доверчиво, великолепный, спокойно, прелестный, хороший.
IV. Подготовимся к письменному анализу описания
Задание 4.
1. Найди в тексте существительные, передающие восприятия цвета, запаха, вкусовые и осязательные ощущения, со значением расположения предмета в пространстве.
__________________________________________________________________
2. Найди в тексте прилагательные и наречия, передающие восприятие цвета, запаха, звука, передающие вкусовые ощущения, со значением расположения предмета в пространстве, характера, состояния, передающие размер изображаемого предмета, передающие восприятие автором времени.
___________________________________________________________________
3. Найдите в тексте глаголы активного и неактивного действия, передающие ощущение вкуса, цвета, запаха, характер действия, состояние предмета.
___________________________________________________________________
4. Найди в тексте словосочетания и конструкции-основы тропов.
__________________________________________________________________
5. Найди в тексте цепочки однородных членов, передающих «гамму» чувств, переживаний, цветовых, зрительных, звуковых ощущений, размер изображаемого предмета, «живую» картину действия.
__________________________________________________________________
6. Найди в тексте восклицания типа: «Кто не знает, как хорош летний день?».
_________________________________________________________________
Композиционная схема текста |
Вступление |
1 направление взгляда |
II направление взгляда |
Заключение |
Признаки типа речи |
Приглашение читателя увидеть летний день в Малороссии |
Взгляд на небо |
Взгляд на степь |
Возвращение автора к главной теме описания, эмоциональное обобщение |
Сущ. воспр. цвета, запаха, переда- ющ. вкусовые и осязательные ощущ.; со знач, располож. предмета в пространстве |
||||
Прилаг. и нареч., передающие цвет, запах, звук, вкусовые ощущ., со знач, располож. предмета в пространстве, передающие размер изображ. предмета; передающие восприятие времени |
||||
Глаголы, передающие состояние предмета (героя) |
||||
Словосочетания и конструкции ас- социативного выражения (основа тропов) |
||||
Однородные члены, передающие «гамму» чувств, пережив., цветовые, зрит., звуковые и вкус, ощущ., размер предмета, создающ. «живую» картину действия |
||||
Эмоциональные конструкции, вое- клицания типа «Как хорош!..» |
||||
Задание 6. Прочитай образец анализа текста.
Произведем лингвистический анализ отрывка из вступления к 2 главе повести И. Гоголя «Майская ночь, или утопленница». Эмоциональное начало текста - вопрос, обращенный к читателю, живущему вдали от родной писателю Малороссии: «Знаете ли вы украинскую ночь?». Этот вопрос Гоголь задает и себе, при этом значение глагола «знаете?» изменяется - «помните?». Именно поэтому за экспрессивным вопросом следует не менее эмоциональное восклицание: «О, вы не знаете украинской ночи!», предполагающее недоговоренное автором: «Такой, как знаю ее я».
Просьба-приглашение всмотреться, обратить пристальный взгляд на «необъятный небесный свод», «чудный воздух», «тихие и покойные пруды», «чащи черемух и черешен», понятна читателю: Гоголь помнит украинскую ночь до мельчайших подробностей, такой ее не знает никто. Именно поэтому в тексте дважды повторяются двойные эмоционально-авторские восклицания: «Божественная ночь! Очаровательная ночь!».
Односоставные предложения с главным членом подлежащим, лишенные глаголов движения, состояния, объясняют невозможность для писателя найти слова, которые могут передать восхищение, вырвавшееся единым разом. Это как вздох, и радостный, и грустный, причину которого читателю понять несложно.
Взгляд автора обращен сначала на небо, которое оживает, становится еще необъятнее, «горит и дышит». Интересно, что Гоголь подчеркивает мужское начало неба, называя его «небесным сводом», говоря о небе «он» (горит и дышит). В синонимическом ряду «небо», «небесный свод», «он» акцент делается на словах «небесный свод» и «он» при помощи глаголов «раздался», «раздвинулся» и «горит», «дышит», которые передают его «живое» движение и состояние.
Глаголы и глагольные формы в тексте употреблены в настоящем времени, таким способом подчеркивается желание автора создать единое полотно, а не последовательное движение множества кинокадров. Гоголь создал как бы запечатленное «живое» движение. И в этом, пожалуй, состоит одно из главных отличий описания от повествования.
Второй взгляд автор обращает на землю, которая потонула в серебряном свете. Почему именно в «серебряном», а не в золотом или белом, или в сиреневом? Потому что «с середины неба глядит месяц», а потому свет, который проливается на землю, серебряный. Посмотрите на ночное небо, и вы увидите, что свет этот действительно имеет не белое, а серебряное «звучание». Вы заметите это, если любите свой край, стараетесь разглядеть его краски и услышать его звуки.
Обратим внимание на элегические слова в этом отрывке: месяц, небесный свод, серебряный, чудный, нега, океан, благоухание, божественная, очаровательная, недвижно, вдохновенно, тихи, покойны, девственные, дивно, торжественно, необъятно, чудно, видение, стройно, глубина. Причем некоторые из выделенных слов приобрели элегическое звучание именно в условиях данного контекста, стройно входя в общий стиль описания: месяц, океан, глубина. Таким образом, описание часто подчиняет своему стилю семантику текста, заставляя слова с конкретным значением выражать понятия отвлеченные: «глубина» океана - понятие более конкретное, чем «глубина ночи». Существительное «глубина» сочетаясь с существительным «ночи», образует метафору «океан благоуханий». «Угрюмо заключен» - метафора, в образовании которой участвовало причастие. «Чащи пугливо протянули» и «изредка лепечут листьями» (разговаривают!] — олицетворения.
Состав олицетворений дополняет «будто сердясь и негодуя», образованное на основе деепричастий. В предложении о ночном ветре-ветренике, который «подкравшись мгновенно, целует листья деревьев», олицетворения как будто «нанизаны» на нить предложения; мы отмечаем 6 приемов одушевления природы в одном предложении! Так художник образными словами создает картину, полную активного физического движения и движения лирического чувства.
Конструкции однородных сказуемых и обстоятельств: «протянули» (корни] и «лепечут» (изредка]; «сердясь» и «негодуя» - помогают создать изображение покадровое, развернутое и «озвученное».
Интересно, что в предложениях «Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно...» местоимения «весь», «все», являясь подлежащими, обозначая «субъект» действия, употреблены 4 раза. Почему автор исключает существительные с конкретным значением в роли подлежащих и заменяет их местоимениями, которые имеют значение обобщения? Вглядитесь в картину Гоголя: взгляд писателя уже не скользит плавно по милым сердцу местам, автор как будто высвечивает крупным планом вид сверху вниз, вид снизу вверх и вид изнутри души лирического героя, глазами которого мы увидели красоту украинской ночи.
Трехмерное описание физического движения и движения лирического чувства, а также описание состояния, выраженного цветом и звуком, - еще одно из основных художественных особенностей описания, созданного Н. Гоголем.
Примечание: трудно однозначно определить, каков тип речи приведенного в качестве образца текста: повествование это или описание. Будет справедливым замечание, что описание в «чистом» виде построить крайне трудно, поэтому лучше включать распространенные, развернутые его элементы в текст описательного характера.
Задание 7. Определи тему, главную мысль и цель анализа текста.
Задание 8.
1. Продолжи предложения, используя данный выше образец анализа текста.
1] Эмоциональное начало текста выражено [чем?] ____________________, обращенным к читателю, живущему вдали от родной сердцу Гоголя Малороссии.
2] Значение глагола «знаете» изменяется на [какое?] ___________________
3] За экспрессивным вопросом следует [что?]: _______________________________
4] Именно поэтому в тексте 2 раза повторяются двойные эмоционально - авторские восклицания: «Божественная ______________________!»
5] Односоставные предложения с главным членом [каким?]__________, лишенные глаголов движения, состояния, объясняют [что?] ______________________
6] Взгляд автора сначала обращен (на что?] ___________________, которое оживает, становится еще необъятнее.
7] Гоголь подчеркивает мужское начало неба, называя его [как?] «__________________», говоря о небе [как?] «________________» и «___________________».
8] В синонимическом ряду «небо», «свод», «он» акцент делается (на каких словах?] __________________________
9] Глаголы и глагольные формы в тексте употреблены (в каком времени?] _______________________
10] Таким способом подчеркивается желание автора создать единое полотно, а не (что?] __________________________
11] Второй взгляд автор обращает (на что?] ________________________, которая потонула в серебряном свете.
12] Посмотрите на ночное небо, и вы увидите (что?] __________________________
13] Обратим внимание на элегические слова (какие?] ________________________, ___________________, ___________________, которые приобрели элегическое звучание именно в условиях (чего?] ____________________
14] Описание часто подчиняет своей композиции семантику текста, заставляя слова обозначать (какие понятия?] _________________________ вместо конкретных.
15] Существительное «глубина» (чего?] «______________________» - понятие более конкретное, чем глубина
16] Существительное «глубина», сочетаясь с существительным «ночи», образует (что?] _______________________
17] Метафора «океан благоуханий» продолжает цепочку (чего?] __________________________
18] «Угрюмо заключен» — (какое изобразительное средство?] ___________, в образовании которой участвовало (какое причастие?) _______________________
19] «Чащи пугливо протянули» и «изредка лепечут листьями» - (какое изобразительное средство?) ________________________
20] Состав олицетворений дополняет (какое олицетворение?] «_____________________», образованное на основе (каких частей речи?) ____________________________
21] Художник образными словами создает (какую картину?) _________________________________
22] Конструкции (каких однородных сказуемых и обстоятельств?) _____________________________, помогают создать (какое изображение?] _______________________________
24) Местоимение «весь», «все» являются (каким главным членом?) ___________________, обозначают (какие действия?)____________________, употреблены (сколько раз?) _____________
25) Трехмерное описание физического движения и движения чувства, а также описание состояния - одно (каких особенностей текста? , созданного (кем?)
2. Произведи лингвистический анализ отрывка из вступления ко второй главе.
Задание 9. Вставь пропущенные буквы и объясни орфограммы.
Зна_ете, серебрян_ый, всмотрит_сь, божествен_ый, дыш_т, (в)верху, (не)движно, вдохновен_о, движ_т, (не)годуя, девствен ые, целу_т, мгновен_о, (с)середины, (не)знаете, (из)редка.
Задание 10.
1. Вставь недостающие знаки препинания, объясни их расстановку.
1. Необъятный небесный свод раздался( ) раздвинулся еще необъятнее. 2. Горит и дышит он. 3. Недвижно, вдохновенно стали леса( ) полные мрака( ) и кинули огромную тень от себя. 4. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями( ) будто сердясь и негодуя( ) когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно( ) целует их.
2. Постройте схемы предложений.
1.
2.
3.
4.
Задание 11. Расставь ударения в словах, пользуясь орфоэпическим словарем.
Украинскую, раздался, заключен, изредка.
Задание 12. Используя данные Сравнительной таблицы типов речи, дай устный анализ описания.
V. Подготовимся к сочинению
Задание 13.
1. Прочитай образец сочинения твоего сверстника на тему «Краски летней ночи».
2. Какова тема, главная мысль и цель сочинения? Используй Словарь терминов.
3. Какова композиционная схема сочинения?
4. Отвечает ли заглавие содержанию творческой работы?
5. Найди композиционные и языковые признаки описания в сочинении-образце, используя материалы Сравнительной таблицы типов речи.
____________________________________________________________
6. Составь рецензию на данное сочинение, используя Памятку к написанию сочинения.
___________________________________________________________
Задание 14.
1. Учитывая недочеты в предыдущей работе, составь устно свой текст на тему «Краски летней ночи».
2. Расскажи текст сочинения, опираясь на запись ключевых фраз.
3. Проведи редактирование сочинения.
4. Учитывая недочеты, запиши описание в тетрадь.
____________________________________________________________
5. Выдели в сочинении композиционные и языковые признаки описания.
6. Используя материалы Памятки к написанию сочинения-описания, проведи рецензирование сочинения своего товарища.