Уровень I.
Задание 14.
Эпитет. Примеры из текста: в серебряном свете (изобразительный эпитет); тихи и покойны пруды (эмоциональный эпитет); толпы серебряных видений (метафорический эпитет); влюбленная земля (эмоциональный эпитет). Метафора. Примеры из текста: небесная глубина; воздушные ступени; удары солнечных лучей.
Олицетворение. Примеры из текста: пугливо протянули свои корни.
Задание 17.
Композиц. схема текста |
Вступление |
I направл. взгляда |
II направл. взгляда |
Заключение |
Существительные |
В поле ни речи, в тишине, в зное, в неге, ни речи, в глубине, песни, крик чаек, голос перепела |
Удары лучей, массы листьев, тень, ночь, золото, изумруды, топазы, яхонты, стога, снопы, стан, поле, черешни, сливы, яблони, груши |
Сладострастие, нега |
|
Прилагательные и наречия |
Томительно жарки, упоителен, роскошен |
Голубой, незримый океан, сладострастным куполом, прекрасная земля, вверху, серебряные песни, воздушные степи |
Лениво, бездумно, подоблачные дубы, ослепительные удары, живописные массы листьев. статные |
|
Глаголы |
Блещет полдень |
Заснул океан, дрожит жаворонок. летят песни, отдаются голоса |
Зажигают солнечные лучи, прыще7 золото; сыплются насекомые |
|
Однородные члены |
Как упоителен. как роскошен |
Потонувши в неге. обнимая и сжимая... в тишине и зное крик чайки или голос перепела |
Лениво и бездумно, изумруды, топазы, яхонты, располагаются и кочуют |
|
Восклицания |
Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! |
На нем ни облака! В поле ни речи! |
. как полно сладострастия и неги мало- российское лето!! |
Уровень II.
Задание 13. Образец сочинения-повествования с элементам описания «Краски летней ночи». (В тексте выделены образные средства языка.)
Какой-то неведомый художник смешал все краски и размазал их по огромному небесному полотну. Это летняя ночь..
Какое у ночи лицо, можно только догадываться, но в нашем воображении волшебные, неясные черты лица ее, весь ее тайный облик, загадочная сущность так и останутся чудом, разгадать которое не могут люди и до сих пор.
Ночь приходит всегда незаметно, крадучись. Она захватывает отвоеванное пространство с боем: горят кровавые зарницы, в их пламени тонут огромные, безропотные облака, макушки деревьев-гигантов, острые снежные вершины одиноких гор. Все покоряется ей, все трепещет перед нею и все боготворит ее!
И уходит ночь тоже, не прощаясь, как бы обещая вернуться для новых великих сражений и новых великих побед.
Абстрактная лексика (из латинского) - совокупность слов с отвлеченным значением качества, состояния, свойства, действия (Например: холод, жара, любовь).
Антитеза (из греческого] - противоположение, сопоставление логически противоположных понятий, образов, сюжетных, композиционных элементов (Например: Редко да метко). Антонимы (из греческого) - пары слов с противоположными значениями (Например: война — мир, черное — белое, ночь — день). Афоризм (из греческого) - обобщение, глубокая мысль в лаконичной форме, отличающаяся выразительностью и явной неожиданностью.
Идея произведения — главная мысль текста - может быть выражена в нескольких (одном] предложениях текста. Предложение-подсказка темы текста - то предложение, без которого текст потерял бы свой смысл. Может соотноситься с заглавием текста. Идея - тот ответ, который писатель дает на свои вопросы, мысль, которая лежит в основе произведения. Это не просто логическое умозаключение, выраженное в отдельных фразах, а художественная идея. Она выражается в художественных образах, в развитии сюжета. Гипербола — преувеличение размеров или других свойств предмета, явления. (Например: В сто сорок солнц закат пылал). Динамичное повествование (динамика повествования) - повествование, полное движения, действия.
Жанр - вид литературного произведения (рассказ, повесть, роман, очерк, заметка].
Завязка - зарождение конфликта, действия в повествовании. То событие, без которого не было бы сюжета, начало его. Композиция - построение произведения, расположение его элементов. Композиция скрепляет их, подчиняет художественной идее, замыслу автора.
Композиционная схема текста (повествования, описания, рассуждения) - построение текста каждого типа речи по определенной схеме:
К.с. повествования: завязка - развитие действия - кульминация — развязка.
К.с. описания: приглашение к совосприятию (Например: взгляд 1 на___ , взгляд 2 на ), эмоциональное обобщение, вывод;
К.с. рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Коннотация (из латинского] - субъективное осмысление происходящего.
Контекст (из латинского) - относительно законченная часть текста.
Контекстуальный (синоним) - это словосочетание, значение которого можно оценить только в данном контексте. Конфликт (из латинского) - столкновение, борьба героев, идеи, точек зрения, на которых строится развитие сюжета в художественном произведении.
Кульминация - момент наибольшей остроты конфликта, высшая точка напряжения действия в повествовании. Лирическая проза - так чаще всего называют эмоционально насыщенную, пронизанную авторским чувством художественную прозу.
Метафора (из греческого) - вид тропа, когда слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Метафоры могут быть общеязыковыми (Например: вода бежит, стальные нервы) и поэтическими (Например: золото волос - С. Есенин). Метафору нередко составляет «игра» существительных, каждое из которых «теряет» свое прямое значение и приобретает в условиях контекста новое - образное (Например: стрелы молний, стрелы любви, стрелы времени). Метафора может быть глагольной, в этом случае художественный образ создается взаимодействием глагола и существительного (существительного с предлогом) (Например: горит ненавистью, пламенеет любовь, небо рассыпалось в клочья).
Метонимия - перенос значения с одного понятия на другое по принципу смежности (Например: «Мы читаем Чехова» вместо: «Мы читаем произведения Чехова»).
Мотив - образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях писателя (мотив судьбы, мотив бегства). Образ - форма отражения действительности искусством и средство познания мира (Например: образ моря, образ солнца, образ любви).
Образы людей могут иметь обобщенное значение, обозначать определенный тип героев (Например: героический образ, образ «лишнего человека», образ «маленького человека»). Образы людей могут иметь обобщенное значение, обозначать определенный тип героев (Например: героический образ, образ «лишнего человека», образ «маленького человека»). Оксюморон (из греческого) - один из художественных тропов, сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, сочетание несочетаемого (Например: грустная радость). Олицетворение - перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о них говорят как о человеческих существах: (Например: елки шепчутся, туча плачет). Параллелизм (из греческого) - аналогия в построении сюжета, образа, а также однородное построение двух и более предложений.
Предметные образы (образы неодушевленных объектов); некоторые из них могут играть в произведении роль так называемых художественных деталей: портретная деталь, предметно-бытовая деталь, деталь пейзажа, деталь интерьера, языковая деталь.
Проблематика - совокупность вопросов (проблем], которые автор ставит в произведении.
Развернутое повествование - представленное протяженным во времени.
Развитие действия — развертывание событий повествования от завязки до кульминации.
Развязка действия - исход конфликта, его разрешение. Риторический вопрос - одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Р.в. не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.
Синонимы (из греческого) - слова, которые близки по смыслу, значению (Например: рисковать, дерзать, осмеливаться). Выражая одно и то же понятие, они отличаются оттенками значения. Используя синонимические ряды, можно добиться более точного выражения мысли.
Символ - многозначный образ, имеющий, помимо своего прямого значения, еще дополнительное, более глубокое, эмоционально-иносказательное ( Например: море — символ свободы, небо — символ вечности).
Сравнение - сопоставление, уподобление одного предмета или явления другому (Например: И полз, и прятался, как змей). Сюжет (фабула) - последовательность событий, развитие действия в произведении.
Текст - 1 ) связная речь - напечатанная, написанная; 2) содержание какого-либо словесного произведения, авторского сочинения без комментариев; 3) отрывок из словесного произведения.
Тональность повествования - общий стиль повествования, основной «смысловой» мотив текста.
Троп [из греческого) - слово в переносном значении. К тропам относятся различные виды переносных значений. Основной вид тропа - метафора. Троп усиливает эмоциональную, оценочную окраску речи, позволяет дать индивидуальную характеристику явления.
Экспозиция - изложение событий и обстоятельств, предшествующих основному действию произведения. О главном герое сообщают имя, социальный статус, ситуацию, в которой оказался в данный момент герой.
Экспрессивный (из латинского) - содержащий, сообщающий экспрессию, острую выразительность.
Экспрессивная лексика - слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. (Например: глупышка, ворчун, рифмоплет).
Эмоциональная лексика - слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окраску:
1. Междометия (Например: браво! черт побери!)
2. Слова, служащие обозначением чувств, настроений, переживаний или средством выражения эмоциональной оценки (Например: грубость, злоба, ненависть, отвращение, печаль, страх; гадкий, мерзкий, негодный, подлый, скверный; ласковый, любимый, славный, чудесный).
Эпитет (из греческого) - слово, определяющее предмет или явление, выделяющее его свойства, качества или признаки. Эпитетом, как правило, является образное прилагательное, вступившее во «взаимодействие» с существительным (Например: золотое сердце, ледяной взгляд).
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ТИПОВ РЕЧИ
Составные текста и его признаки |
ТИПЫ РЕЧИ |
|||||
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
||||
Тема |
- рассказ о событии и герое («Хамелеон» А.Че- хова; «Лапти», И.Бунина), - о герое и событии («Лошадиная фамилия» А.Чехова; «Юшка» А.Платонова) |
- авторское восприятие объекта или предмета описания (описание летнего дня в Малороссии), — передача его характерных черт и особенностей (элегия «Море» В. Жуковского, фрагмент элегии «К морю» А. Пушкина) |
- анализ явлений или состояний героев (вступление к роману «Герой нашего времени», монолог Печорина в главе «Княжна Мери» М. Лермонтова. «Во всякой книге предисловие... служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критику) |
|||
Идея |
- обличить социальную несправедливость и в то же время высмеять желание героев рассказа угождать «по чину» («Хамелеон» А. Чехова), - пробудить в читателе сострадание к «маленькому человеку» («Юшка» А. Платонова) |
- нарисовать портрет героя, передать особенности его характера (описание Печорина в гл. «Максим Максимыч» М. Лермонтова), - передать восприятие объекта или предмета описания (моря, неба, рощи, гор и т.д. Пейзажные зарисовки в романах «Герой нашего времени», «Война и мир»), — выразить свое чувство (любовь, ненависть и т.д.) к изображаемому (элегия В. Жуковского «Море») |
- исследовать вопрос, заявленный в тезисе рассуждения («Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». «Герой нашего времени») |
|||
Загла вие |
«Ключевые слова: случай («Случай из практики»), событие («В овраге»), рассказ, история, письмо о ком-то... или кого-то («О любви», «Моя жизнь»), имя, фамилия, прозвище, качество характера, род занятий, смысл жизни, мечта, чувства главного героя («Ионыч», «Человек в футляре», «Душечка», «Попрыгунья», «Крыжовник») |
Ключевое слово - существительное, которое обозначает объект или предмет описания (элегия В. Жуковского «Море», отрывок-описание летнего дня в Малороссии в повести Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка», описание Герасима в повести И. Тургенева «Муму», описание Юшки в рассказе А. Платонова «Юшка»). |
Ключевые слова, обозначающие: - объект исследования, анализа («Герой нашего времени» М. Лермонтова, статьи В. Белинского); - вопрос, заданный автором своему читателю («Кто виноват?» А. Герцена, статья Л. Толстого «Так что же нам делать?»); - ответ на вопрос, заявленный В тезисе (статья И. Гончарова «Мильон терзаний», повесть И. Тургенева «Довольно», статья Л. Толстого «Не могу молчать») |
|||
Вопрос к тексту |
О чем или о ком рассказывается? |
Каким автор увидел (небо, море, летний день, героя произведения, его поступок)? |
- Почему это интересует писателя, автора статьи и может быть важно для читателя? — Каково мнение писателя по данному вопросу, теме? |
|||
Составные текста и его признаки |
ТИПЫ РЕЧИ |
|||||
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
||||
Композиционная схема |
1. Экспозиция: у Булдеева разболелись зубы 2. Завязка: пробовал лечить их разными народными средствами 3. Развитие действия: совет приказчика Ивана Евсеича 4. Кульминация: приказчик не смог вспомнить фамилию акцизного 5. Развязка: помощь приказчика запоздала («Лошадиная фамилия» А. Чехова) |
1. Вступление: приглашение к совосприятию красоты летнего дня [Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!) 2. Детальное изображение объекта или предмета изображения: сначала автор приглашает рассмотреть небо, затем обращает свой взгляд на степь, потом - на реку 3. Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод (...как полно сладострастия и неги малороссийское лето!) («Сорочинская ярмарка», описание летнего дня в Малороссии Н. Гоголя) |
1. Тезис: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... 2. Доказательство: Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. 3. Вывод: А годы проходят — все лучшие годы! (М. Лермонтов) |
|||
Языковые средства и композиционные особенности |
1. Преимущественное употребление глаголов и существительных со значением действия, состояния сравнительно с другими частями речи (Он полоскал рот водкой... прикладывал к больному зубу табачную копоть... мазал щеку йодом... А. Чехов. Павлу Петровичу скоро полегчало; но в постели пришлось ему пролежать около недели. И. Тургенев) |
1. Употребление существительных, передающих - восприятие цвета, запаха, формы, вкусовые, осязательные ощущения (зелень, аромат, теплынь); - со значением пространственного расположения предмета (высота, глубина, ширь); - активного и неактивного действия (бормотание, шепот, крик, драка) (Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его по- летом... За ущельем и впереди нас темно-синие вершины горы, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари... и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.) |
1. Употребление существительных с отвлеченным значением (на -ость, -изм, -ени: удивление, волнение, оптимизм, отсталость и т.д.) (Всякое упоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки...) |
|||
Составные текста и его признаки |
ТИПЫ РЕЧИ |
|||||
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
||||
Языковые средства и композиционные особенности |
2. Использование цепочки однородных сказуемых - глаголов активного или неактивного действия, передающих последовательность повествования (Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами) |
2. Использование цепочки однородных сказуемых - глаголов активного и неактивного действия при описании движения, действия предмета или героя (...на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он оставался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок.) — Употребление глаголов выражения состояния типа горячится в споре, болеет душой за дело при описании характера героя: (Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля.) - Употребление глаголов, передающих ощущение цвета, запаха, вкуса, пространственного расположения типа зеленеют (рощи), пышет жаром, виднеется (лес), горчит (зной)) при описании природы (Налево чернело глубокое ущелье...). |
2. Использование цепочки однородных сказуемых — глаголов активного и неактивного действия - как способа создания эмоциональности тезиса и вывода, развернутого, убедительного доказательства (Действительно, трудно не любоваться истинными произведениями искусства, трудно не преклоняться перед талантом народных художников, сумевших сохранить и преумножить традиции древней культуры, завещанные им дедами и прадедами) — Использование глаголов с модальным значением типа быть, находиться, знать, видеть, слышать, спорить, думать, говорить, считать, полагать... (Заметьте, любезный доктор, — сказал я, — что без дураков было бы на свете очень скучно... Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово — для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку...) |
|||
Языковые средства и композиционные особенности |
3. Преимущественное употребление глаголов в прошедшем времени (Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой) |
3. Преимущественное употребление глаголов настоящего времени (В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.) Но иногда в описании используются и глаголы прошедшего времени, (Например, в рассказах А. Чехова, И. Бунина: «Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку...») |
3. Употребление в одном тексте глаголов неопределенной формы и настоящего или прошедшего времени (Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить». Или: Я понимал, что такой словарь нужно составить так, чтобы его можно было читать, как книгу. ) |
|||
Составные текста и его признаки |
ТИПЫ РЕЧ |
1/1 |
||||
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
||||
Языковые средства и композиционные особенности |
4. Употребление наречий порядка действия и повествования типа: сначала, однажды, потом, затем, уже, позднее, скоро, завтра, утром, вечером, а после того как, между прочим, наконец, напоследок... (Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал лечиться заговором.) Но такие наречия могут и отсутствовать в текстах повествования. Тогда их легко восстановить в начале каждого нового абзаца ( Однажды v отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы.) |
4. Употребление прилагательных и наречий, передающих восприятие цвета, запаха, звука, вкусовые ощущения, со значением простран- ственного расположения типа упоителен, золотой, соленый, теплый, верхний, далекий (Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов...) |
4. Употребление вопросительных слов в тезисной части. Это происходит: почему, как, когда, зачем, сколько (времени), неужели это возможно и т.д (Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит?., и как мы встретимся?., и потом, она ли это?..) - Краткость, сжатость тезисной части. - Преобладание простых предложений над сложными. - Использование слов и выражений рассуждения в доказательной части типа потому что, так как, оттого что, в результате чего, во-первых, к счастью, безусловно, наконец... (...я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться...) - Распространенное содержание доказательной части. - Преобладание сложных предложений, простых осложненных над простыми неосложненными в доказательной части. |
|||
Языковые средства и композиционные особенности |
- Использование наречий поворота действия вдруг, неожиданно, вдруг откуда ни возьмись, внезапно, срочно, быстро, когда, мгновенно... (Когда взобрались на длинный, бесконечный холм, ветер еще пронзительнее засвистел в ушах: волки поежились и остановились. Б. Зайцев) Но такие наречия могут и отсутствовать в текстах повествования. Тогда их легко восстановить в начале того абзаца, в котором происходит поворот действия (См. Вдруг Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.) |
- Употребление слов и выражений вывода типа следовательно, значит, разумеется, поэтому, вот почему, и поэтому, значит...(И как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стеклышко на московскую княжну?) - Краткость, сжатость вывода. - Частое употребление в качестве тезиса и вывода конструкции с тире между подлежащим и сказуемым. (Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. - тезис. Или: Одно слово - для нас целая история. - вывод. Или: А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его - я княжеская дочь!.. - вывод.) |
||||
Составные текста и его признаки |
ТИПЫ РЕЧИ |
|||||
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
||||
Языковые средства и композиционные особенности |
5. Употребление конструкций, указывающих на развитие повествования типа: что же было дальше? (Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Или: Ты хочешь знать, что репап я/ На воле?) 6. Использование в тексте прямой речи, диалога, оформленных при помощи глаголов говорения: спросить, сказать, ответить, прошептать, пролепетать, прокричать (- Вспомнил? - спросил генерал. - Никак нет, ваше превосходительство.) 7. Использование тропов (День за днем тускнели его мечть) |
5. Употребление конструкций эмоционального восприятия, восклицания типа: как хорош!.. (Таков уж был человек, Бог его знает! Или: Славная была эта Бэла!) - Употребление предложений, содержащих адресный вопрос типа любишь ли ты... (Знаете ли вы украинскую ночь?) 6. Использование сравнительных оборотов (...а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.) 7. Использование тропов [Душа у Кондрата Семеныча была добрая, открытая) |
5. Употребление вопросительных и восклицательных конструкций, приглашающих к рассуждению типа: почему же (так происходит?), нельзя (допускать подобного!) (Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь, как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью...) 6. Использование утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных слов да и нет (Что если сделать по-другомуг Или: Да, это древнее время) 7. Использование тропов (Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдает ей все свои душевные силы, все свое сердце, весь свой ум) |
|||
Чтение текста похоже на... |
...просмотр последовательно сменяющихся кадров фильма: сначала ты видишь первый эпизод на экране, затем второй и т.д. |
...внимательное изучение рисунка: сначала смотришь на то, что изображено в центре, затем на то, что изображено слева, справа, на заднем плане, и т.д.; ...раскрашивание художественного полотна словами-красками. |
...упражнение: тебе необходимо найти ответ на поставленный автором текста вопрос. |
Глаголы (глагольные формы), которые обозначают интенсивное, энергичное действие, требующее определенных усилий, можно определить как глаголы активного действия. Часто при помощи таких слов создается картина, полная движения, действия каких-либо предметов (героев) или ярко выраженного эмоционального состояния героя. Например: Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. (Н. Гоголь)
Глаголы (глагольные формы), которые обозначают действие не интенсивное, не стремительно развивающееся, а спокойное, плавное, можно определить как глаголы неактивного действия.
Например: Горничная вошла в комнату с графином на серебряном подносе. Одинцова остановилась, велела ей уйти, и села опять, и опять задумалась. Коса ее развилась и темной змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго горела в комнате Анны Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод. Сравни: Горничная вбежала; женщина вздрогнула.