Уважаемые коллеги!
Используя разработки уроков развития устной и письменной речи, которые содержат справочный и дидактический материал, упражнения для закрепления навыков написания сочинения-описания, Памятки и т.д., вы сможете сделать свою подготовку к данному виду работы системной, продуманной, а значит, результативной. Найдите время прочитать материал, предложенный автором этого пособия, и, возможно, какие-то из рекомендаций, способов и приемов работы пригодятся и вам, и вашим ученикам.
Свои отклики и замечания высыпайте на адрес издательства. Они будут учтены при переиздании. Решим сложную творческую задачу вместе!
Спасибо!
УРОК 1
ТЕМА: Тема, главная мысль и композиционная схема описания. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: развивать устную и письменную речь учащихся в процессе формирования их творческого воображения; отрабатывать навыки устного рисования с использованием опорного лингвистического и литературоведческого материала; закрепить умения учащихся в построении композиционной схемы текста-описания. ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Практическая тетрадь: У.І, задания 1 -13.
2. Альбомные листы и краски для индивидуального задания.
3. Запись на доске:
а] таблица Композиционная схема описания;
б] слова-опоры и термины для составления комментария при построении композиционной схемы текста.
4. Эпиграф: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках» (Л. Толстой].
ХОД УРОКА:
I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ УРОКА
II. РАБОТА В ПОСОБИИ
Задание 1 .У. Это задание может выполнить ученик, заранее подготовивший выразительное чтение.
Задание 2.У.
Задание З.П.
Задание 4.У.
Задание 5.П.
Задание 6.П.
Задание 7.У.
Задание 8.У. 1. Вступление к описанию начинается двойным эмоциональным авторским восклицанием. Во вступлении текста-описания мы читаем: «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!», которое организует, ведет за собой красочное описание и создает определенный настрой восприятия читателем «тишины и зноя неизмеримого океана-неба», «серебряных песен жаворонка», «ослепительных ударов солнечных лучей», «реки в зеленых рамах» - «Упоительного, роскошного и томительно жаркого» летнего дня.
2. Здесь уместно объяснить значение слов «фокус», «направление взгляда», показать, используя репродукции картин художника-пейзажис- та Ф. Васильева «Мокрый луг», 1872 , А Куинджи «Днепр утром», 1881, направления взглядов художников небо - степь; небо - степь - Днепр.
Н Гоголь выбрал для наблюдения два основных направления: память сердца диктует писателю те слова, которыми он может выразить большую любовь-восхищение украинским небом и степью Он рисует портрет «незримого океана-неба» и отраженной в нем жаркой, знойной, живой степи. Кроме того, в тексте передано и авторское восприятие реальной, невымышленной картины неба и полей, авторское чувствование, «упоение» летним днем. Но все эти направления объединены общей задачей - изобразить «многоликое» состояние живой природы.
Задание 9.У. Учениками в домашнем, предварительном, задании по словарю терминов в конце пособия определяется значение слов «кольцевая композиция», «экспрессия» На уроке учитель объясняет значение слова «совосприятие»
И в заключении вновь звучит авторское торжественно и гордо. «Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!» Кольцевая композиция усиливает художественное воздействие авторских слов на читателя Так создается экспрессия, то есть возникает ситуация «напряжения описания». Н. Гоголь, обобщая, создает картину объемную, яркую, насыщенную цветом и звуком.
Задание 10.Л.П. Ученики дописывают в графы примеры из текста Гоголя, предварительно ребята вспоминают, из каких структурных элементов состоит композиционная схема текста описания. При необходимости учитель может напомнить, что во вступлении содержится приглашение автора к совосприятию и т.д
Ответы. Учитель открывает обратную сторону доски, на которой запись Таблицы им была сделана заранее, ребята сверяют свои варианты ответа с записью на доске.
Вступление. Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Основная часть. I взгляд на небо; тишина и зной неизмеримого океана.
II взгляд на степь; прекрасная степь Вывод. Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!
Задание 11 .П. Составьте план устного ответа, используя выражения-опоры задания 10. Перескажите текст Н. Гоголя.
Задание 12.
1. У. Составьте устно текст сочинения-описания на тему «Мой летний день», используя знания композиционной схемы текста-описания. [ Во время составления рассказа (подготовка 10 мин.) слабые ученики, используя приготовленные заранее акварельные краски и альбомный лист, делают наброски на тему: «Каким я представляю летний день в повести Г оголя», «Мой летний день». Пейзажи могут быть подготовлены учениками и заранее, тогда у учителя появится возможность в эти 10 мин. услышать устный рассказ этих учеников по рисунку, исправить речевые ошибки в работе. Направить логику описания в нужное русло.)
2.У. Расскажите свои сочинения на заданные темы, используя материалы Памятки к написанию сочинения-описания. (В качестве образца учитель читает сочинения их сверстников (см. раздел «Ответы» к заданию 12)).
III. ВЫВОДЫ УРОКА
1. Прежде, чем приступить к написанию сочинения-описания, необходимо составить композиционную схему описания, которая будет основой плана твоего сочинения.
2. Композиционная схема подскажет тебе, о чем нужно писать в начале работы, в середине, в конце.
3. Испытывая затруднения в составлении текста, сначала нарисуй на альбомном листе картину, которая возникла в твоем воображении; обрати внимание на краски, которыми ты воспользовался - теплые, холодные тона? В картине преобладает целая палитра красок или только несколько цветов? Подумай, почему ты сделал такой выбор?
4. Помни слова Г. Винокура о том, что «действительный смысл художественного слова никогда не замыкается в его буквальном смысле».
Д.З. Напишите работу на тему: «Каким я представил себе летний день в повести Н. Г оголя» или «Краски летней ночи». Для выполнения задания используйте записи в практической тетради, сделанные на уроке: материалы таблиц, слова-опоры и термины Словаря.
УРОКИ 2-3
ТЕМА: Элементы лексической работы как этап подготовки к сочинению. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКОВ: развивать устную и письменную речи учащихся при восстановлении авторского текста; отрабатывать навыки определения лексического значения слов по толковому словарю, в условиях контекста; выявлять роль выразительных средств в авторском тексте и использовать приобретенные знания при составлении ученического текста.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Толковый, орфографический, орфоэпический словари.
2. Практическая тетрадь: У.І, задания 13-18.
3. Эпиграф: «Предметность - необходимое качество образа» [В. Виноградов].
ХОД УРОКА:
I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ УРОКА.
II. РАБОТА В ПОСОБИИ
Задание 13.П. Работу следует проводить в парах: учащиеся хорошего уровня подготовки помогут слабым ученикам понять содержание словарной статьи.
Задание 14.
1 .П. Обратить внимание на вопрос: какие выразительные средства языка использовал автор для описания летнего дня?
2. У.
3. П. Это задание для учащихся с хорошим уровнем подготовки, оно также выполняется в парах слабый - сильный с целью в режиме «рабочего образца» оказать помощь слабому учащемуся и сохранить темп урока.
Учитель предлагает определить выбранные им предварительно образцы тропов из текста Н. Г оголя в соответствующую графу и при этом консультирует учеников относительно информации в первой графе «Изобразительное средство». Материал для комментария находится в Словаре терминов. Ребята добавляют запись в таблицу практической тетради. Эпитет - В серебряном свете (изобразительный эпитет)
Тихи и покойны пруды (эмоциональный эпитет)
Толпы серебряных видений (метафорический эпитет] Влюбленная земля (эмоциональный эпитет)
Метафора - Небесная глубина Воздушные ступени Удары солнечных лучей
Олицетворение - Пугливо протянули свои корни
Задание 15.
1. П.
2. У. Слова для справок написаны на доске. 5 учеников поочередно выполняют это задание у доски, подчеркивая выбранное слово в ряду предлагаемых учителем, объясняют свой выбор, пользуясь информацией из толкового словаря С. Ожегова.
Задание 16.
1 .Л.П. Например: зеленый ковер трав - прилагательное цвета; горячий, терпкий воздух - прилагательные, обозначающие запах, вкус; бездонный край - прилагательное, обозначающее расположение предмета в пространстве.
2. Л.П. Например: горько -запах, вкус; темно, светло - цвет.
3. Л.П. Например: гигантская туна - размер предмета; ночная птица, вечерняя заря - восприятие времени автором.
4. Л.П. 5.Л.П. 6.Л.П.
7.Л.П. 8.Л.П. 9.Л.У.
Задание 17.П. Задание выполняется группой учащихся с хорошей подготовкой под руководством учителя или в парах слабый - сильный. Учитель сначала приводит примеры тропов и синтаксических средств, далее ученики самостоятельно заполняют таблицу.
Задание 18. Подготовка к письменному анализу текста-описания.
1. У.
2. Л.У.
2а.У. Разбейте на части текст анализа-образца и перескажите его. (Учащиеся хорошего уровня подготовки пересказывают весь текст образца анализа.)
3. У.П. Можно использовать знак включения (V), добавляя в текст образца свои элементы ответа или наоборот, добавьте в свой вариант ответа элементы анализа-образца.)
3а.У. Проверьте по орфографическому словарю и справочнику по орфографии и пунктуации написание сложных слов и расстановку знаков препинания в предложениях своего анализа текста.
III. ВЫВОДЫ УРОКА:
1. Чтобы научиться составлять описание, необходимо уметь определять изобразительные средства языка, знать их роль в тексте.
2. Необходимо выстраивать предложения в описании на основе изобразительных средств языка.
3. Анализ текста-описания помогает приобрести навыки определения изобразительных средств и их использования в устной и письменной речи.
Д.З. Закончить написание анализа текста Н. Г оголя, выучить запись в Сравнительной таблице признаков типов речи (в разделе «описание»), подготовиться к выполнению заданий 19: устно составить текст сочинения на тему «Мой летний день».
УРОК 4.
ТЕМА: Сочинение-описание «Мой летний день»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: развивать устную и письменную речь учащихся в процессе подготовки и написания сочинения-описания; использовать приемы пересказа текста-образца описания «Мой летний день», конструирования предложений по лексическим опорам; отрабатывать навыки предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок в тексте письменной работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Практическая тетрадь: У.І, задание 19.
2. Толковый и орфографический словари, справочник по орфографии и пунктуации.
ХОД УРОКА:
I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ УРОКА.
II. РАБОТА В ПОСОБИИ.
Задание 19.
1 .П.У. Выполняя задание, используйте орфографический словарь и словарь-справочник по орфографии и пунктуации. Работа проводится в парах сильный - слабый: учащиеся хорошего уровня подготовки проверяют выполнение задания слабыми учениками, учитель консультирует сильных учащихся, направляет работу в парах по объяснению орфограмм.
2. П.У. Самостоятельная работа происходит с использованием материалов справочника по пунктуации, учитель консультирует учащихся слабого уровня подготовки.
3. П. Конструирование производится в парах сильный - слабый.
4. У. 5.П.
6. У. Перед работой ученики обсуждают домашние заготовки сочинений. Задание выполняется по Сравнительной таблице типов речи и материалам Памятки к написанию сочинения в группах: 1 гр. «Композиционная схема сочинения», 2-4 гр. «Признаки описания в работе», 5гр. «Советы Памятки к написанию сочинения».
7. У.
8. П. Как результат работы можно провести конкурс-представление интересных работ.
III. ВЫВОДЫ УРОКА
1. Чтобы написать хорошее сочинение-описание, необходимо иметь представление о композиционной теме текста этого типа речи, признаках описания и их роли в его создании.
2. Выполняя творческую работу, помните - для ее написания необходим опорный лексический материал.
3. Изобразительные средства языка - необходимые элементы описания, обязательно используйте их в своей работе.
4. Нужно обязательно сверять результат своего творчества с рекомендациями Памятки к написанию сочинения, тогда вы избежите логических, фактических и речевых ошибок.
5. Пользуйтесь орфографическим словарем и справочником по орфографии и пунктуации, чтобы избежать ошибок в написании слов и расстановке знаков препинания.
Д.З. Закончите написание сочинения «Мой летний день», проиллюстрируйте свое сочинение, подготовьтесь к выполнению задания У.II.
УРОКИ 5-6.
ТЕМА: Анализ текста описания как подготовка к сочинению.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКОВ: отработать навыки определения, темы, главной мысли описания; научиться составлять композиционную схему текста данного типа речи; привести в систему работу-восстановление авторского текста с опорой на лексический ряд слов-синонимов; отработать алгоритм подготовки к устному и письменному анализу текста описания как этапа подготовки к сочинению.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Практическая тетрадь: У.ІІ, задания 1-12.
2. Словарь терминов, орфоэпический словарь, справочник по орфографии и пунктуации.
Эпиграф: «...действительный смысл художественного слова никогда не замыкается в его буквальном смысле» (Г. Винокур]
ХОД УРОКА:
I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ УРОКА.
II. РАБОТА В ПОСОБИИ.
Задание 1.
1 .У. Текст читаетучитель или ученик, заранее подготовивший выразительное чтение отрывка из повести И. Гоголя.
2.У. З.У.
Задание 2.Л.П.
Задание 3. Л.П. 3. П.У. Почему Гоголь выбрал для своего текста именно это слово, а не другое? Ответ обоснуйте.
Задание 4.Л.П.
1. 2. 3. 4. 5. 6. Работа выполняется в группах по кол-ву заданий (6).
Задание 5.П.
Существительные. Вступление—ночь. 1 взгляд—месяц, небосвод. 2 взгляд— земля, воздух, нега, океан благоуханий, мрак, тень, холод, чаща, ветер. Заключение— ландшафт, ночь.
Прилагательные и наречия. Вступление—. 1 взгляд—необъятный (небосвод]. 2 взгляд—серебряный (свет], чудный (воздух], прохладнодушен (воздух], божественная (ночь], неподвижно, вдохновенно, огромная (тень], тихи и покойны (пруды], темно-зеленые (стены], девственные (чащи], пугливо, ключевой холод, изредка, прекрасный, мгновенно. Заключение— торжественно, необъятно, чудно, серебряные (видения], стройно, божественная, очаровательная.
Гпаголы. Вступление — всмотритесь. 7 взгляд — глядит (месяц], раздался (небосвод], раздвинулся, горит и дышит. 2 взгляд—движет (океан благоуханий], стали (леса], кинули (огромную тень], протянули (корни], лепечут листьями, целует (ветер]. Заключение— возникают.
Словосочетания и конструкции. Вступление— всмотритесь в нее (в ночь]. 7 взгляд — глядит месяц, необъятный небосвод, горит и дышит небосвод. 2 взгляд — чудный воздух, воздух полон неги, воздух движет океан благоуханий, божественная ночь, стали леса, кинули огромную тень от себя, тихи и покойны пруды и т.д. Заключение—ландшафт спит, все дышит, на душе необъятно, серебряные видения, божественная ночь, очаровательная ночь.
Однородные члены. Вступление—. 7 взгляд—раздался, раздвинулся (небосвод], горит и дышит (он], и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. 2 взгляд — неподвижно, вдохновенно (стали леса] и кинули тень, тихи и покойны (пруды], холод и мрак (вод], стены садов, чащи черемух и т. д. Заключение—все дивно, все торжественно, на душе необъятно, чудно.
Восклицания и вопросы. Вступление— Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! 7 взгляд—. 2 взгляд — Божественная ночь! Заключение— Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Задание 6.У. Текст читает учитель, комментируя и объясняя значение терминов. Информация о них содержится в Словаре терминов.
Задание 7.У.
Задание 8.П. Ученики определяют значение терминов в Словаре терминов.
Задание 9.У. Задание выполняется в парах сильный - слабый; с использованием орфографического словаря.
Задание 10.
1 .У. Задание выполняется в парах сильный - слабый: ученики с хорошим уровнем подготовки помогают слабым ученикам находить объяснение в словаре-справочнике, учитель выполняет роль консультанта.
2.У.
Задание 11 .У.
Задание 12.
12.а.У. Перескажите образец анализа текста Н. Г оголя. Учащиеся со слабым уровнем подготовки разбивают текст анализа на 4 части и пересказывают, опираясь на материал предыдущих заданий, учащиеся с хорошим уровнем подготовки пересказывают текст в полном объеме.
12.6.У. Добавьте в текст анализа собственные выводы, используя знак включения (V] или наоборот, в свой текст анализа добавьте элементы анализа-образца (V].
III.ВЫВОДЫ УРОКА: Возьмите на заметку слова Г. Винокура о том, что «действительный смысл художественного слова никогда не замыкается в его буквальном смысле»
Д.З. Подготовиться к письменной творческой работе «Краски летней ночи».
УРОК 7.
ТЕМА: Сочинение-описание «Краски ночи».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: отрабатывать навыки составления текста-описания с использованием опорных слов и конструкций; развивать устную и письменную речь учащихся в ходе системной работы-редактирования и рецензирования текста-образца ученических сочинений и текста-результата творчества.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Практическая тетрадь: У.ІІ, задания 13-14.
2. Сравнительная таблица типов речи (в разделе «описание»), Памятка к написанию сочинения.
3. Орфографический словарь, справочник по орфографии и пунктуации.
ХОД УРОКА:
I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ УРОКА.
II. РАБОТА В ПОСОБИИ.
Задание 13.
1 .У. Образец в разделе «Ответы».
2. У.
3. У. Задание выполняется по аналогии с заданиями уровня I.
4. У.
5. Л.У. Задание выполняется по Сравнительной таблице типов речи (в разделе «описание»),
6. УП
Задание 14.
1. У.
2. У.
3. У. Возможна работа в парах слабый - сильный. Учитель выполняет роль консультанта.
4. П.
5. Л.П. Задание выполняется по Сравнительной таблице типов речи.
6. У. Работа может проводиться в парах сильный - слабый; можно провести конкурс на самую интересную творческую работу «Краски летней ночи».
III. ВЫВОДЫ УРОКА.
Д.З. Дописать сочинение-описание.