ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 - 11 КЛАСС

6 класс

Сочинения по русской литературе

ГЛУБИНА НРАВСТВЕННЫХ ОЦЕНОК В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»

1 вариант

Целый ряд событий из жизни главного героя Николеньки Иртеньева проходит перед читателями в повести Л. Н. Толстого «Детство». Постепенно мы узнаем не только о разных событиях, но и знакомимся с другими героями: родителями Николеньки, Натальей Савишной, братьями Ивиными, бабушкой и другими.

Рассказчик повествует о прошлом, и мы становимся свидетелями все новых и новых страниц из жизни мальчика.

Николенька Иртеньев живёт сложной душевной жизнью. Наделенный беспокойной совестью, впечатлительностью, ранимостью, он ежедневно, ежечасно решает непростые нравственные задачи. Он проявляет в отношениях к родственникам, прислуге доброту, сострадание, любовь, дружбу, совестливость, милосердие, справедливость, правдивость.

Я думаю, что настоящим человеком, в высшем смысле этого слова, можно назвать лишь того, кто сумел пронести все эти качества через свою жизнь.

2 вариант

Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» занимает важное место в творчестве Л. Н. Толстого. К ее созданию автора привели тревожные раздумья о смысле жизни, о своем месте и назначении, о нравственных и моральных проблемах общества. Он стремился освободиться от розовых очков, сквозь которые люди привыкли видеть «все в превратном виде», хотел понять истинную природу людей и их отношений. Лучшим путем к исследованию «естественного человека», чуждого сословных привилегий, стала для писателя психология ребенка.

В образе главного героя — Николеньки Иртеньева — Толстой отразил собственные переживания, искания и заблуждения. В повести «Детство» он создал картину целого периода человеческой жизни, «счастливой, счастливой, неповторимой поры детства».

Но счастье это состоит не во внешних обстоятельствах, а в совершенстве детской души героя, в поэтичности и цельности мироощущения, присущего ребенку. Николенька, несмотря на некоторую детскую наивность, учится понимать истинные ценности, преследовать всякую тень фальши и неискренности.

События, переживаемые мальчиком, рассматриваются в повести под увеличительным стеклом воспоминаний взрослого рассказчика. Постоянно вмешиваясь в ход повествования, эти воспоминания значительно расширяют его рамки. Ведь на самом деле речь идет не о том, что произошло конкретно с Николенькой, когда он вошел в классную комнату, а о том, что, бывало, происходило в ней с рассказчиком много раз. Таким же образом описывает автор и большинство событий последнего дня, проведенного Николенькой в деревне. Занятия отца с приказчиком, охота, игры, обед — все это в воспоминаниях рассказчика представляется как явления, характерные для всей обстановки детства Николеньки, отражающие его существенные черты и взаимоотношения. Эти черты не ясны самому ребенку, но понятны взрослому человеку, вспоминающему свое детство.

Сменяющие друг друга ощущения ребенка и воспоминания взрослого человека с наибольшей глубиной позволяют нам увидеть и понять внутренний мир героев. Здесь и привлекательный, теплый образ матери Николеньки, выражающей «всегда одинаковую доброту и любовь», от улыбки которой «кругом все как будто веселело». Здесь и в противоположность ей неискренность и жестокость отца, основным правилом которого 0ЫЛО то, что «те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно». Мы видим, какое искреннее чувство «детского удивления, жалости и благоговения» вызывал у героя юродивый Гриша, вера которого была настолько сильна, что он «чувствовал близость Бога».

Любовь Гриши была так велика, «что слова сами собою лились из уст». Мы видим, с какой нежностью относится он к «редкому, чудесному созданию» — Наталье Савишне, вся жизнь которой «была любовь и самопожертвование».

Детский мир Николеньки, ограниченный дворянской усадьбой, наполнен теплом и очарованием. Но не потому, что прекрасен сам мир, а потому, что прекрасна душа воспринимающего его ребенка. И Толстой дает это ясно почувствовать. Запутанное материальное положение семьи, моральная нечистоплотность отца, трагический образ матери, искалеченная жизнь Натальи Савишны, горькая участь, ожидающая Карла Иваныча, — эти детали еще не осознаются Николенькой. Но, выступая в воспоминаниях рассказчика, они раскрывают неприглядную сторону дворянской жизни.

В московском доме бабушки Николеньки открывается фальшь царящих здесь порядков и отношений. Вся эта фальшь постепенно открывается и самому герою.

Не случайно в главе «Детство» звучит глубокая грусть о навсегда утраченном счастье чистоты, непосредственности и безмятежности детского восприятия: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?.. Где те горячие молитвы? где лучший дар — те слезы умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?..»

Процесс духовного развития Николеньки Л. Н. Толстой показывает как процесс противоречивого воздействия жизни на формирующуюся человеческую душу. Здесь развращающему влиянию «тщеславия воспитателей» противостоит благотворное влияние скромных тружеников — учителя Карла Иваныча, экономки Натальи Савишны, крепостных слуг. Именно их жизнь и чувства являются настоящим критерием правды, добра и красоты на земле.