ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 - 11 КЛАСС

8 класс

Сочинения по русской литературе

ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)

Иван Сергеевич Тургенев — настоящий художник слова, оставивший глубокий след в мировой литературе. Романы, повести, рассказы Тургенева всегда волновали читателей глубиной и актуальностью поднятых в них вопросов, возбуждали протест против несправедливости, способствовали формированию гуманных идей в русском обществе.

С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки»: Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна. В своих романах и повестях писатель изображает наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника женская душа расцветает, пробуждаются к временному торжеству все ее потенциальные возможности.

Вместе с образом «тургеневской девушки» в произведения писателя входит образ «тургеневской любви». Это чувство, по мнению писателя, близко революции: «...однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее не ждало — смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет». Все тургеневские герои проходят испытание любовью —   своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях.

Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка, а затем — падение. По мнению Тургенева, любовь трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен и слабый, и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая любовь распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах природного круга.

Тургенев — тонкий психолог и знаток женского сердца. Он удивительно нежно рассказывает о возвышенной, доверчивой и стыдливой женской любви, заглядывает в самые глубины женского сердца и создает трогательный образ любящей девушки. Обаяние многих тургеневских героинь заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряженного поэтического чувства, изменяются под влиянием светлой и облагораживающей любви.

В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все — «и счастье, и любовь, и мысль», — героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит!». От тургеневского героя Ася ждет ответа на самый болезненный и насущный вопрос русской жизни того времени: «что делать?»

Ася — героиня, наделенная «благородной душой и удивительной силой характера». Господин Н. встречает ее, когда она томится от избытка жизненных и духовных сил, ее тяготит праздность, она вся во власти высоких человеческих порывов, мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Ее терзают мысли, еще неведомые герою повести: «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» — тоска по деятельной, полной полезного смысла жизни уже знакома Асе.

Ася мечтает о подвиге. Нравственное, духовное изменение героини противопоставлено скудости образа главного героя повести. Неровность и противоречивость характера Аси во многом объясняется ее происхождением и двусмысленным положением в обществе: дочь крепостной женщины и барина, она рано начала задумываться над несправедливостью жизни, прямая и открытая, она стремилась к правде и не могла понять, «отчего никогда нельзя сказать всей правды». В сердце «тургеневской девушки» бьются гордость, отвага, стремление к независимости, она считает, что «лесть и трусость — самые дурные пороки». Ася — национальный, типично русский характер, ей близок духовный мир любимой пушкинской героини: «А я хотела бы быть Татьяной». Сначала создается впечатление, что господин Н. окажется достойным Аси, но «сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием» его пугала. Герой обманул самые святые ее надежды.

Тургеневская «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни». От повести к повести обобщение, которое нес в себе образ Аси, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. В «Асе» Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, впервые полюбившем, обостряются все чувства, и герой ощущает поток жизни, его невидимое течение. Тургеневские героини — девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств.