ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 - 11 КЛАСС

11 класс

Сочинения по русской литературе

 

МАГИЧЕСКАЯ СИЛА ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА

Лирика Есенина, помимо тех стихов, что становились явлениями моды нередко антиобщественного духа, несла в себе общезначимые ценности поэзии — покоряющую искренность выражения человеческих чувств: любви, утрат возраста, с особой остротой переживаемых в молодости, памяти детства, чувства природы, сыновней привязанности к родной земле.

А. Т. Твардовский

«Какое время на дворе — таков Мессия», — сказал Андрей Вознесенский о Владимире Высоцком. Эти слова с полным правом можно отнести и к другому поэту-бунтарю, поэту-хулигану — Сергею Есенину, о котором Максим Горький говорил, что он «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии». Стихи Есенина — сплошная настроенность. Слово, рифма подчинены, покорены чувствам. Их часто даже не замечаешь. Есенин приучает поэзию к искренности, зовет к художественному самоопределению. «Человеческая душа, — считал поэт, — слишком сложна для того, чтобы заковать ее в определенный круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты».

Любовь к родине, лирические чувства человека, христианские мотивы, гражданские стихотворения — о чем бы ни писал Есенин, его поэзия завораживает и манит, заставляет проникать все глубже и глубже в тайны души поэта, открывать свое сердце навстречу взволнованным поэтическим строкам.

Приехав в 1912 году в Москву — молодым, романтически настроенным человеком, свято верящим в благородный подвиг, в святую правду, в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу, — поэт был намерен достойно прожить жизнь, ничем не очернив свою душу. Но трагическое время постоянно гнуло, ломало и в конце концов погубило его. В лирике Есенина отразилась вся трепетная и живая натура поэта, вся его сложная и переменчивая судьба.

Больше всего на свете Есенин любил жизнь. И считал, что продолжать жить стоит, несмотря ни на что. Об этом он откровенно и со всей уверенностью заявляет в стихотворении «Собаке Качалова»:

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Эта великая, всеобъемлющая любовь долгое время была путеводной звездой в жизни Сергея Есенина. Стараясь «забыть ненужную тоску», любовью «тоску леча», он создает прекрасное произведение — цикл стихотворений «Персидские мотивы», где рисует образ голубой и веселой страны, образ ласкового и шафранного рая; раскрывает искусство любви, воспевает ее гармонию и красоту. Любовь предстает здесь во всем своем многообразии, во всей своей полноте: от подарков любимой, ласковых речей, обещаний, душевного чувства, ласк — до рыцарского комплекса исключительности своей возлюбленной, до любви-прощения, любви, в которой исчезает ненависть, до красоты любовного страдания, до ревности, без которой умирает всякая любовь.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий,

Потому, что я с севера, что ли.

Эти воспоминания одинаково волнующие и грустные, потому, вспоминая о русском поле, он просит любимую:

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Есенин часто уходил от реальной жестокой жизни в мир грез, мир природы, мир собственной души. Но вместе с тем он раскрывал перед нами свою душу, отдавал ее людям — всю без остатка. И для того, чтобы наиболее точно передать малейшие оттенки чувств, поэт выбирал самые красивые, самые возвышенные и лирические слова, самые меткие метафоры. При этом сравнения, параллелизмы, метафоры — это не только форма, это, прежде всего, выражение есенинского мироощущения. Поэтическую высоту С. Есенина наиболее ярко выразил образ зимы, ставший не просто образом природы, а в большей степени — образом вселенского мира, душевным состоянием лирического героя: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил...», «Может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг».

Начиная изучать творчество этого прекрасного поэта, мы встречаемся с миром одухотворенной природы, с радостным отношением автора к миру как Божьему дару. Нежная и чувственная любовь к женщине, не менее страстная и глубокая любовь к родине — вот основные мотивы ранней лирики Сергея Есенина:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Поэт восхищался церквами, колокольнями и другими религиозными атрибутами. Он чтил христианские праздники и неоднократно включал их образы в свои стихотворения. Он также искренне исповедовал христианскую веру, верил в Бога, потому что этого требовала его душа. Однако его вера была во многом своеобразной: он представлял Христа неким гением, одаренным светлым умом человека, наделенным благородной душой, являющимся образцом любви к ближнему. По глубокому убеждению поэта, Бог указал, как надо жить, но не сказал, ради чего следует жить. Его очень глубоко интересовал этот вопрос — вопрос о предназначении человека, о его роли на земле. И Есенин пришел к выводу, что истина жизни — в единстве всего мира, что «все люди — одна душа». И эта мысль неоднократно высказывалась в его произведениях. Более того, одна, единая душа — это не только люди, это и природа, и Бог, и Вселенная:

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

 

Или:

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником: «Я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья». Лирический герой раннего Есенина — это пастух в хоромах природы: «Я — пастух; мои палаты — межи зыбистых полей». Следует сказать, что природа для поэта — это не просто леса и поля, не просто ручьи и реки. Любовь к природе, к родным рязанским полям перерастает у него в огромную поэму любви к России:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В пейзажной лирике Есенина особенно ярко отразилась вся Русь — живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль. И здесь поэт — настоящий сын своей родины, сострадающий «стране березового ситца». А сострадая, он не может скрыть своего возмущения, своих бунтарских настроений. Так лирика С. Есенина постепенно переполняется мятежным духом:

Я одну мечту, скрывая, нежу,

Что я сердцем чист.

Но и я кого-нибудь зарежу

Под осенний свист.

И меня по ветряному свею,

По тому ль песку,

Поведут с веревкою на шее

Полюбить тоску.

Он действительно полюбил тоску. Точнее, жизнь заставила его впустить тоску в свое сердце и в свою лирику. Теперь уже далеко в прошлое уходит «хмельной от радости» лирический герой и появляются пригорюнившиеся «девушки-ели», метель, которая плачет, «как цыганская скрипка», черемуха, что «спит в белой накидке». Поэт переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Родина становится другой, но от того не менее любимой. И никакие разочарования не способны погубить поэзию в душе Есенина:

Приемлю все.

Как есть, все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Хотя на самом деле он никогда так и не принял «коммуной вздыбленную Русь».

Не принимая новую жизнь, не понимая смысла происходящих перемен, лирический герой вынужден уступить ей место. И в его стихотворениях звучит теперь скорее отчаяние, а не надежда:

Теперь и Богу негде помолиться.

Уж я хожу украдкой нынче в лес,

Молюсь осинам...

Может, пригодится...

Поэт впустил в свою душу покой. Он получил все сполна, испытал все, что хотел испытать, был «каждый день у других колен». Он прошел путь от крайностей, от мятежности к покою и примирению с жизнью. И все, что видел, что познал, что прочувствовал сердцем, высказал в своих стихах. Потому суждено было настать тому моменту, когда он сказал себе: «Стой, душа. Мы с тобой проехали через бурный положенный путь». В своей последней поэме «Черный человек», навеянной «Моцартом и Сальери» А. С. Пушкина, лирический герой С. Есенина побеждает собственные внутренние терзания, утверждает в душе согласие своих полярных «я». Он не только принимает мир таким, каков он есть, но и себя — как данность, как природное целое. Взявший свое начало в родной земле, в родной природе, он слился с ней полностью при жизни и остался с ней навсегда. А его стихи, поражающие своей красотой и искренностью, продолжают жить в памяти людей, наполняя их то спокойной радостью, то тихой грустью, то восторгом, то тревогой или протестом, то согласием и смирением, то возмущением и жаждой битвы.