ЕГЭ 2018. Литература. Тренажёр

ТЕМА 2. «Слово о полку Игореве»

Краткие выводы по изученной теме

 1. Древнерусская литература относится к XI-XVII вв. Основные жанры древнерусской литературы:

- слово — в светской литературе — историческая повесть или историческая поэма; таковы «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли Русской», «Слово о Мамаевом побоище». В духовной литературе Словом называлась церковная проповедь; таковы, например, «Слова» знаменитого поэта и церковного деятеля XII в. Кирилла Туровского;

- летопись — исторический жанр древнерусской литературы; последовательное описание исторических событий их свидетелем или участником; древнейший вид повествовательной древнерусской литературы;

- жития — жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных церковью. Кроме биографических материалов жития включают молитвы, поучения и т.п. Жития первых русских святых: Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского;

- поучение — произведение, обличающее пороки, приветствующее добродетели, наставляющее верующих в христианской морали. «Поучение детям Владимира Мономаха» написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053—1125 гг.). Обращенный в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания;

- хождения — произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинении Афанасия Никитина, отправившегося в путь с коммерческими целями.

2. «Слово о полку Игореве» — это не воинская повесть в собственном смысле этого слова.

Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории. В отличие от летописи в «Слове...» не ставится задача изложения исторических событий. Автор стремится дать им политическую оценку.

3. Автор «Слова» выражает основную идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц — войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.

4. В «Слове» прославляются победы Святослава Киевского. Автор стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава даже тем, что, вопреки действительным родственным связям, киевский князь в «Слове» именует своих двоюродных братьев — Игоря и Всеволода — «сыновцами» (племянниками), а его самого автор называет их «отцом».

5. Этой же идее — необходимости единства князей — подчинены и исторические экскурсы «Слова»: автор осуждает Олега Гориславича (изменяя на этот укоряющий эпитет действительное отчество князя — Святославич!), «ковавшего крамолы». Он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича — времени единения Руси, тогда как сейчас порознь развеваются «стязи Рюриковы, а друзии Давыдови».

6. «Слово...» состоит из трех частей.

Вступление. Автор определяет свою задачу — рассказать о реальных недавних и трагических событиях, а не забавлять слушателей красивыми песнями и былинами, подобно легендарному сказителю Бояну.

Центральная часть «Слова...». Выступление русских войск в поход.

Затмение солнца. Первое столкновение с половцами. Победа.

Вновь тема грозных предзнаменований.

Поражение русских войск на Каяле. Скорбь автора в связи с этим поражением и его последствиями для всей Русской земли.

Вещий сон киевского князя Святослава о поражении князя Игоря и его брата

Всеволода (Киев в «Слове...» — символ единства русских земель). «Золотое слово»

Святослава — упрек князьям в отсутствии единства.

Плач Ярославны. Ярославна обращается к силам природы, она упрекает ветер,

Днепр и солнце, но одновременно надеется на справедливость природы.

Удачный побег Игоря из плена.

Эпилог. Праздничное и торжественное вступление новгород-северского князя Игоря в Киев.

Выполняем задания для обобщения изученного

1. Сформулируйте патриотическую идею « Слова о полку Игореве ».

2. Дайте краткую характеристику главным героям произведения. Князь Игорь

Князь Всеволод

Князь Святослав

Ярославна

3. Сформулируйте и обоснуйте свое согласие или несогласие с позицией литературоведа.

«В образе Игоря Святославича подчеркнуто, что исторические события сильнее, чем его характер. Его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош...» (Д.С. Лихачёв)

1.     Сформулируйте патриотическую идею « Слова о полку Игореве »__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Дайте краткую характеристику главным героям произведения.

Князь Игорь __________________________________________________________________________________________________________________

Князь Всеволод ______________________________________________________________________________________________________________

Князь Святослав ______________________________________________________________________________________________________________

Ярославна ___________________________________________________________________________________________________________________

3. Сформулируйте и обоснуйте свое согласие или несогласие с позицией литературоведа.

«В образе Игоря Святославича подчеркнуто, что исторические события сильнее, чем его характер. Его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош...» (Д.С. Лихачёв)

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполняем задания формата ЕГЭ

Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!» Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону».

Тогда вступил Игорь князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет — велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тмутараканский идолище! А половцы дорогами непроторенными побежали к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные.

Игорь к Дону воинов ведет. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!

Долго ночь меркнет. Но вот заря свет запалила, туман поля покрыл; уснул щекот соловьиный, говор галок пробудился. Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, себе ища чести, а князю славы.

«Слово о полку Игореве»

1.     Каким в данном эпизоде предстаёт князь Игорь? _______________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором используются приемы устного народного творчества. В чём схоже (или чем различается) использования фольклорных приемов в этом произведении и в «Слове о полку Игореве»?

__________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Остановимся на самом сложном

При оценке ваших развёрнутых ответов на вопросы (ограниченного объёма или сочинения) учитывается глубина понимания проблемы. Если в работе проявлено упрощённое понимание сути вопроса, вы получите минимальный балл, а если полное непонимание — 0 баллов. В этом случае по остальным критериям работа не оценивается, и за весь ответ вы получаете О баллов. Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочтите его. Выделите в нём ключевые слова и понятия. Убедитесь, что все слова в формулировке вам понятны. Не надо писать о произведении вообще, раскрывайте только те аспекты, которые указаны в вопросе. Проверьте себя: если в вашем ответе ключевые слова вопроса не встретились ни разу — вы наверняка дали поверхностный ответ или просто пересказали текст произведения.