Доклады по литературе. 10 класс: учебно-методическое пособие. Аристова М.А.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

«За славой я в столицу торопился»

(Начало творческого пути Некрасова)

Н.А. Некрасов вошел в литературу как автор поэтического сборника «Стихотворения НА. Некрасова», опубликованного в 1856 году и имевшего небывалый успех у современников, невиданный со времен Пушкина. Эта книга явилась итогом многолетней творческой работы — в нее вошло лучшее, что было написано Некрасовым к тому времени. В ней перед русским читателем предстал большой и абсолютно оригинальный русский поэт, со своим неповторимым стилем, со своим взглядом на вопросы искусства и жизни. Но первое выступление поэта в печати было совсем не таким удачным. Его сборник «Мечты и звуки», изданный в 1840 году, в который вошли юношеские стихи начинающего поэта, повторил печальную судьбу первой книги так высоко ценимого потом Некрасовым Гоголя: как и гоголевский «Ганс Кюхельгартен», первый сборник Некрасова был уничтожен самим автором. В докладе постараемся рассмотреть, что же представляла собой эта ранняя лирика поэта, почему его постигла столь явная творческая, неудача и какой урок вынес из своей первой попытки обрести известность и славу Некрасов.

В Петербург Некрасов отправился из родового имения Грешнево Ярославской губернии. Отец Алексей Сергеевич Некрасов забрал сына из Ярославской гимназии, куда Николай поступил в 10 лет, до окончания курса, чтобы отдать его учиться в Петербургский кадетский корпус. Но сам Николай мечтал об ином: его не привлекала военная служба, он хотел поступить в Петербургский университет. Об этом же мечтала и мать будущего поэта Елена Андреевна, которая с ранних лет старалась привить детям любовь к литературе — рассказывала им о великих писателях, знакомила с произведениями Шекспира, Данте, Пушкина. В гимназии, где образование было не на высоком уровне, Некрасов много времени уделял самостоятельному чтению. Его интересы были связаны с популярной тогда романтической поэзией — Жуковского, Пушкина, Байрона. Под влиянием этих писателей он и сам стал пробовать сочинять стихи. Вот как он об этом потом вспоминал: «Чтение романов развило во мне идеализм настолько, что одних ежедневных житейских мелочей мне казалось недостаточно для наполнения пустоты жизни, и я скоро почувствовал стремление к невещественным интересам: с детской доверчивостью к собственным силам принялся я писать стихи... и Боже мой!.. Чего не писал я... и сатиры, и элегии, и поэмы... и драмы... и повести... и все это, не имея понятия ни о сатире, ни об элегии, ни о повести, ни о драме...». Уже тогда юноша мечтает увидеть свои произведения в печати, не подозревая об их незрелости и явной вторичности по отношению к великим литературным образцам.

Вот почему вопреки воле отца Некрасов так стремился поступить в университет: прекрасное гуманитарное образование, которое он смог бы там получить, позволило бы ему на более высоком уровне продолжать свои занятия литературой. Но все обернулось иначе. Узнав, что сын ослушался, отец, который отличался вспыльчивым характером, отказал ему в материальной помощи. Так 16-летний Некрасов остался в большом, холодном, враждебном городе совершенно один — без денег и без какой-либо помощи. Пожалуй, даже Гоголь не испытывал таких лишений и невзгод на первых порах своей петербургской жизни. Много позже Некрасов рассказывал одному из своих знакомых об этом времени: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволялось читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь». Комнату приходилось снимать самую скромную, на Васильевском острове, а чтобы меньше платить, Некрасов поселился там с таким же бедняком, молодым художником Даненбергом. «Чтобы чем-либо кормиться и платить за квартиру, молодые люди стали продавать свои вещи. Вскоре дошло до того, что и продавать-то было нечего. Тогда было решено продать шинель Некрасова, а довольствоваться шинелью Даненберга им обоим... И сапоги у Некрасова и Даненберга были одни, и носили они их по очереди», — так рассказывает писатель Н. Успенский. Не удивительно, что в эти годы Некрасов много и тяжело болел, что еще более усугубляло нужду. Ему даже приходилось иногда ночевать в ночлежных домах, вместе с нищими. Именно тогда он приобрел тот печальный, но очень ценный для писателя-демократа опыт, который позволил ему так точно в своих стихах рассказывать о жизни городской бедноты («Еду ли ночью по улице темной...», «Маша», цикл «О погоде» и др.).

Но все эти невзгоды не сломили решимость юноши, который твердо знал, ради чего пошел на это:

Я отроком покинул отчий дом.

(За славой я в столицу торопился).

В шестнадцать лет я жил своим трудом,

А между тем урывками учился, —

так рассказывал поэт об этих годах в поэме «Мать». Действительно, Некрасов не пренебрегал никаким трудом: давал частные уроки, правил корректуры, писал прошения, письма и т.д. За все это платили гроши, но все же это было лучше, чем ничего. Можно сказать, что в это время Некрасов жил так, как многие из героев произведений Ф.М. Достоевского — его соратника по «натуральной школе», с которым поэт познакомился спустя несколько лет. Но в отличие от них, Николай был тверд в своем намерении поступить в университет и стать писателем. Вот как он сам говорит об этом: «Я решился во что бы то ни стало поступить в университет и стал всеми силами заботиться о средствах приготовиться к экзамену. С утра до вечера в продолжение пяти дней шатался я по рынку, скупая у букинистов и разного рода бродяг книги, нужные для моей цели; мне удалось купить их за весьма дешевую цену, и я с жаром принялся читать историю, географию, грамматику... Около месяца продолжались мои занятия... Я был спокоен и внутренне радовался своим успехам. Но увы! Небольшая сумма, которую я имел, начала истощаться... Скоро дело дошло до того, что мне... нечем было жить, и я принужден был бросить все свои занятия, чтобы приняться за какой-нибудь способ к существованию...». Эти воспоминания объясняют, почему с таким трудом Некрасов поступил в Петербургский университет — ему удалось это сделать лишь после двух попыток. Наконец, он был зачислен вольнослушателем, стал посещать лекции, но опять же из-за нужды регулярно и систематически заниматься не смог.

Но зато теперь он приступил к осуществлению своей заветной мечты — заручившись поддержкой друзей, в 1840 году Некрасов выпускает сборник своих стихов «Мечты и звуки», большая часть которых была написана еще в гимназический годы. И тут начинающего поэта ждал страшный удар: вместо славы и признания он встретил крайне жесткую критику, причем даже со стороны такого метра, как В.Г. Белинский, который в своем отзыве отметил, что «посредственность в стихах нетерпима».

Почему же тот, кто потом стал другом, соратником, идейным вдохновителем Некрасова, так сурово оценил его первые стихотворные опыты? Действительно, юношеские стихи поэта были незрелыми, подражательными и слабыми в художественном плане. Представление о них можно составить по балладе «Ворон». В ней говорится о том, как голодный ворон обращается к коню, который привез рыцаря Тебальда на свидание с невестой Вероникой, и просит, чтобы он убил своего всадника. Конь, обольщенный речами ворона, сбросил и убил всадника — «свершилася воля судьбы». Невеста, увидев мертвого возлюбленного, тоже упала замертво. И завершается эта кровавая история словами: «...ужасный удел / Тебальда постиг с Вероникой». Другие произведения из этого сборника также рассказывают о рыцарях, нечистой силе, фантастических существах и мистических событиях (баллады «Рыцарь», «Водяной», «Пир ведьм» и др.).

Вместе с тем уже в этот сборник вошло несколько стихотворений, отличающихся от романтико-фантастических баллад. В них чувствуется то, что станет отличительной особенностью поэзии Некрасова: стремление выразить в стихах подлинное страдание и боль, сочувствие к униженным и угнетенным:

Кто у одра страдающего брата

Не пролил слез, в ком состраданья нет,

Кто продает

(«Тот не поэт»)

Но подобных стихотворений в сборнике было совсем немного, и они почти не выделялись среди романтической лирики и баллад, составивших его основу. Вместе с провалом этой книги Некрасов не только потерял надежду обрести славу, но и свое материальное положение ему поправить не удалось. Но юноша сделал для себя необходимые выводы из всей этой истории. Он понял, что литература — это очень серьезное дело, которому нужно отдавать все силы души и сердца. Но и этого недостаточно: надо обладать определенными знаниями о жизни, о литературе, надо искать в ней свое место и свой стиль. А для этого ему еще предстояло многое сделать, многое понять, разобраться в текущей литературной жизни.

Вот почему Некрасов почти прекратил писать поэтические произведения и с головой окунулся в журналистику. Он становится постоянным сотрудником таких изданий, как журнал «Пантеон русского и всех европейских театров», «Литературная газета». Их редактором был Ф.И. Кони. Работы у молодого сотрудника было очень много: он печатает очерки, рассказы, повести, фельетоны, критические статьи, рецензии. К тому времени относятся и драматические опыты Некрасова: как и многие другие современные ему писатели, он на заказ пишет небольшие комические пьески и водевили для Александрийского театра — такие произведения легкого жанра были популярны у публики, хотя чаще всего они не были оригинальными произведениями, а лишь переделками из репертуара французских театров. Но уже здесь появляется тот живой, остроумный, меткий язык, который потом будет отличительной особенностью стиля Некрасова. Правда, своим именем он старался эти произведения не подписывать, а пользовался разными псевдонимами: Наум Перепельский, Феклист Онуфрич Боб и т.д. Как тут не вспомнить начало творческого пути А.П. Чехова, ведь и ему тоже пришлось заниматься поденной работой в различных журналах, в основном юмористических, и тоже в те годы будущий великий русский писатель и драматург пользовался псевдонимами: Антоша Чехонте, Брат своего брата и т.д. Каждому из писателей этот непростой период их творческой жизни многое дал не только с точки зрения материала, но и выработки определенных художественных принципов и приемов. Ведь не зря потом поэзия Некрасова так близка «прозе дня», в стихах поэт сумел заговорить о таких «непоэтических» вещах, о которых раньше могли писать только в прозе.

Показательно и то, что именно к раннему периоду творчества Некрасова относится и работа над большим романом, который назывался «Жизнь и похождения Тихона Тросникова» (1843). В нем намечается та тема, которая потом войдет как главная в поэзию Некрасова.. Роман во многом автобиографичен: он повествует о жизни городской бедноты, которой противопоставлена жизнь богачей — генералов, чиновников, знаменитых журналистов. Петербург уже здесь представлен писателем как город страшных социальных контрастов, а сочувствие его целиком на стороне тех, кто живет в нищете и не может даже близко подойти к роскошным особнякам вельмож. «Я узнал, что у великолепных и огромных домов, в которых замечал я прежде только бархат и золото... есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастия и преступления. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома... И сильней поразили меня такие картины, неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург. И не веселят уже меня твои гордые здания и все, что есть в тебе блестящего и поразительного...». Эта картина, нарисованная Некрасовым, поразительно похожа на те, которые мы знаем по произведениям Достоевского. Очевидно, общность идейно- эстетических принципов ощущалась и многими другими писателями-современниками Некрасова, которые вскоре объединились вокруг Белинского. Знакомство с ним Некрасова состоялось в 1841 году и вскоре перешло в дружбу. Именно знакомство с критиком помогло поэту закончить свои «университеты», лучше понять и окружающую жизнь, и свой путь в литературе. В группе молодых писателей «натуральной школы» Некрасов стал одним из лидеров, а с покупкой журнала «Современник» окунулся с головой в редакционно-издательскую работу. В те годы он почти не печатается как поэт, но глубокая внутренняя перестройка уже начала давать свои плоды. Белинский увидел в Некрасове одаренного писателя, приветствовал появление новых стихов, которые были совсем непохожи на раннее незрелое творчество. Одно из таких стихотворений, написанное в 1845 году, вызвало восторг критика. «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!» — сказал Белинский Некрасову. Это было стихотворение «В дороге», которое в знаменитом сборнике 1856 года открывало первый его раздел. Так завершились первые ученические опыты поэта, и перед ним действительно открылась дорога в большую литературу, где он с тех пор занял место одного из самых оригинальных, ни на кого не похожих русских поэтов.

 

Некрасов и русская живопись второй половины XIX века

Все мы знаем, что произведения литературы часто находят отражение в живописи. Ко многим из них талантливые художники делают иллюстрации, отображая средствами другого искусства то, что стремится выразить художник слова, внося при этом свое понимание. Стали знамениты, например, иллюстрации Л.О. Пастернака, отца поэта Бориса Пастернака, к произведениям Л.Н. Толстого, высоко оцененные самим писателем. Бывают случаи, когда тот или иной писатель, обладая талантом живописца, старается раскрыть волнующие его темы не только в слове, но и в красках, как это делал, например, М.Ю. Лермонтов. Но случается и так, что произведения разных видов искусства появляются независимо друг от друга, но их тематика и даже стиль могут оказаться в чем-то очень сходными. Речь в данном случае не идет об иллюстрациях в собственном смысле, скорее, можно говорить о внутреннем родстве, возникающем между художником слова и кисти. Об этом пойдет речь в докладе.

В тот период, когда творчество Некрасова достигло своей зрелости и стало очень популярным в самых широких кругах русского общества, в России появилась целая плеяда молодых художников, которые также работали в реалистической манере и стремились показать самые тяжелые, даже страшные стороны жизни русского народа Борясь против академического искусства, которое стремилось во всем следовать сложившимся стереотипам, группа молодых художников во главе с И.Н. Крамским в 1863 году демонстративно ушла из академии. Это событие стали называть «бунтом четырнадцати» — по количеству участвовавших в этом процессе воспитанников Академии художеств. Затем они создали в Петербурге независимую группу — Артель, которая в 1870 году, объединившись с московскими единомышленниками, стала основой знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Это была первая в истории русского изобразительного искусства самостоятельная организация художников, которая начала систематически приобщать широкие круги зрителей к новейшим достижениям искусства. Художники, которых стали называть «передвижниками», устраивали свои выставки не только в Москве и Петербурге, но и во многих провинциальных городах России. Как в свое время писатели, объединившиеся в группу «натуральной школы», эти художники отстаивали в искусстве принципы реализма и демократизма. Как и в литературном объединении, организованном еще в начале 1840-х годов, среди передвижников оказались самые яркие, оригинальные таланты, которые вскоре превратились в крупнейших русских художников, составивших славу русского искусства. Среди них были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие. Они не только сумели раскрепостить искусство от традиционных шаблонов, проложив дорогу новаторскому реалистическому принципу отражения жизни в живописи, но и вместе с П.Я. Третьяковым, основателем знаменитого на весь мир музея, способствовали усилению роли изобразительного искусства в общественной жизни страны.

У истоков новых процессов в 1860-е годы стал московский художник В.Г. Перов, в творчестве которого ведущей стала именно реалистическая тенденция. Часто на его полотнах правдиво, без прикрас изображается тяжелая жизнь народа. Эта тема оказалась созвучна некрасовской «кнутом иссеченной Музе», а потому можно найти много общего в произведениях поэта и живописца, хотя Перов никогда не иллюстрировал произведения Некрасова. Конечно, он был знаком с творчеством одного из самых прославленных и популярных в то время русских поэтов, в частности, он с большим интересом прочитал появившуюся в 1863 году поэму «Мороз — Красный нос»». Своеобразным откликом на это произведение явилась картина художника «Похороны крестьянина». Далеко не все в ней совпадает с известным эпизодом из поэмы Некрасова, но по тематике, стилю и самому духу эти произведения, безусловно, близки. Оба автора стараются максимально выразительно и достоверно показать безысходность горя крестьянки и ее детей, потерявших мужа, отца, кормильца и защитника. Сцена похорон Прокла у Некрасова показана в первой части поэмы, которая носит красноречивое название «Смерть крестьянина»:

Савраска увяз в половине сугроба —

Две пары промерзлых лаптей

Да угол рогожей покрытого гроба

Торчат из убогих саней.

Так открывается эта часть поэмы. Потом следует рассказ о тяжелой жизни крестьянской семьи, о Прокле и Дарье, их детях Маше и Грише, и лишь потом в XIII строфе, поэт возвращается к горестной картине похорон.

Убитая, скорбная пара,

Шли мать и отец впереди.

Ребята с покойником оба

Сидели, не смея рыдать,

И, правя савраской, у гроба

С вожжами их бедная мать

Шагала... Г лаза ее впали,

И был не белей ее щек

Надетый на ней в знак печали

Из белой холстины платок.

Этот портрет Дарьи резко контрастирует с Памятным всем описанием величавой славянки, данным выше. Живописец не может, как поэт, показать событие во времени Он запечатлевает лишь один момент, а потому его выбор имеет огромное значение в общем замысле картины. Само изображение должно быть максимально сконцентрировано на главном, для чего пишется художественное полотно — и для этого используются различные художественные средства. Перов выбирает действительно один из самых драматичных моментов жизни крестьянской семьи, и для него, в отличие от Некрасова, центр внимания — это страшное горе, которое постигло семью. В выборе художественных средств Перов крайне лаконичен: в центре картины — лошадь, запряженная в сани, на них — гроб с покойником, вдова и двое детей. Если у Некрасова говорится о провожающих повозку односельчанах, о матери и отце покойного, которые идут впереди, то у живописца никого больше на картине нет. Тем самым он усиливает ощущение гнетущего, страшного одиночества, которое охватывает и зрителя, стоящего перед этой картиной.

Другой интересный момент — художник, в отличие от Некрасова, не показывает лица крестьянки. На первый взгляд кажется, что это упущение художника: ведь именно лицо, взгляд («глаза ее впали...») психологически достоверно показывают внутреннее состояние человека. Но Петров использует другие возможности живописи: хотя крестьянка на его картине показана спиной, впечатление от ее горя еще более усиливается. Это интересный композиционный прием: линия согнутой спины и безнадежно опущенных рук, повторенная в очертаниях лошади, саней, гроба, позах детей, передает тоску, одиночество, горе, которое как бы согнуло и людей, и все, что их окружает.

Пейзаж на картине Перова также способствует созданию этого общего впечатления: мы видим пустынную, унылую дорогу, над которой нависла страшная свинцовая туча — вот-вот разразится метель. Общий тон картины тусклый, серо-коричневый, что также отвечает общему настроению. А едва заметная вдалеке полоса заката, создающая контраст этому унылому фону, лишь подчеркивает его безысходность: на фоне этого «луча света» еще ярче прорисовывается скорбная поза крестьянки, ее детей, тощей клячи, везущей гроб с покойником.

Так по-разному, каждый в соответствии с возможностями своего искусства, художник и поэт раскрывают сходную тему — народных страданий. Оба они не просто показывают эту картину, но и выражают в ней свое сочувствие к обездоленным, заставляя и нас сопереживать им.

Другой интересный пример связан с творчеством знаменитого художника-передвижника И.Е. Репина. Можно сказать, что в целом живопись крупнейшего русского художника- реалиста близка и созвучна творчеству Некрасова. Как и поэт, художник с полным правом мог бы сказать: «Я лиру посвятил народу своему...». Особенно ярко близость образов и их изображения средствами разных видов искусства заметна в теме труда бурлаков.

Всем памятна картина Репина, принесшая ему мировую славу, «Бурлаки на Волге» (1873). Помимо этого произведения, художник создал еще две картины на ту же тему — «Бурлаки» и «Бурлаки, идущие вброд». В первой из них Репин изобразил группу бурлаков на фоне спокойной, величественной реки. Но это спокойствие не вызывает чувства умиротворения, а скорее, наоборот — голубая гладь Волги контрастирует с серым пятном — группой бурлаков — и наводит на мысль о неизменном течении их нелегкой жизни. Другая картина показывает бурлаков на фоне черного, покрытого тучами неба. Река неспокойна, а вдали над водой реет птица — буревестник. Эта обстановка наводит на размышления о грядущей буре, которая может разразиться не только в природе, но и среди людей, судьба которых не дает никаких иных надежд на перемены к лучшему.

Но, безусловно, самым ярким полотном художника на эту тему является картина «Бурлаки на Волге». При взгляде на нее сразу вспоминаются слова Некрасова из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется —

То бурлаки идут бичевой!..

Это стихотворение было написано задолго до картины Репина — еще в 1858 году, и было хорошо известно, особенно в кругах демократической интеллигенции. Но оказывается, Репин, создавая свое полотно, не знал произведения Некрасова. «Стыдно признаться, — писал художник впоследствии, — никто не поверит, что я впервые прочитал некрасовский «Парадный подъезд» только уж года два спустя после поездки на Волгу. Я не имел права не прочитать этих дивных строк о бурлаках. И все считают, что картина моя и произошла-то у меня как иллюстрация к бессмертным стихам Некрасова; сообщаю это только в силу правды». Этот пример еще раз доказывает, что независимо друг от друга художники кисти и слова могут обращаться к сходным темам и создавать внутренне созвучные произведения. Более того, и другие стихотворения Некрасова могут быть сопоставлены с картиной Репина.

Всмотримся в нее внимательней. Первое, что бросается в глаза, — общее у всех бурлаков выражение нечеловеческого напряжения, которое согнуло их плечи, обвязанные лямкой. Ведь труд бурлака — тянуть за собой груженую баржу — не случайно считался одним из самых тяжких. Такой труд может уродовать человека, исковеркать его физически и духовно. Не раз об этой стороне труда бурлаков писал и Некрасов:

Унылый, сумрачный бурлак!..

Всё ту же песню ты поешь,

Всё ту же лямку ты несешь,

В чертах усталого лица

Всё та ж покорность без конца.

(«На Волге»)

Сдавленная лямкой грудь исторгает уже не песню, а хрип и стон, похожий на «похоронный крик», как говорит в поэме «На Волге» Некрасов:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бичевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки.

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный, похоронный крик...»

Именно так изображены бурлаки и на картине Репина. Это групповой портрет, но вместе с тем на нем различимы и отдельные лица, фигуры, за которыми стоит личная драма каждого конкретного героя произведения живописца. Вот на дальнем плане фигура согбенного бурлака с поникшей головой, который, кажется, из последних сил тянет свою лямку. Он страшно исхудал, руки болтаются, как плети, и кажется, что еще один шаг — и он упадет. Как верно подметил Некрасов, такому человеку уже все равно, что с ним будет:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть —

Так лучше было бы ещё.

(«На Волге»)

Но есть на картине и другие лица. На переднем плане в первой паре шагают бурлаки сильные, выносливые, которым по плечу их богатырский труд. Они даже чем-то напоминают героя из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Савелия — богатыря святорусского. Но, очевидно, как и у него, их судьба тяжела и беспросветна. Об этом в самой поэме рассказывается в последней главе «Пир — на весь мир», где представлена, широчайшая панорама жизни народа. В этой части очень много песен на разные темы, связанные с народной жизнью, и конечно, есть среди них и песня «Бурлак». Показательно, что в ней речь идет не только о тяжести труда бурлака, об их нелегкой судьбе, но и говорится о стойкости, способности вынести все и не сдаться, не потерять лучшее, что есть в народе — трудолюбие, силу, бодрость, способность не унывать и сохранять любовь к ближним:

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, «Дубинушку» стонал;

До места барку дотянул

И, в бане смыв поутру пот,

Беспечно пристанью идет...

Он бодро шел, жевал калач,

В подарок нес жене кумач,

Сестре платок, а для детей

В сусальном золоте коней.

Он шел домой — неблизкий путь,

Дай Бог дойти и отдохнуть!

Вот и молодой бурлак, изображенный в центре группы на картине Репина, как будто хочет сорвать с себя лямку. На его лице выражение какого-то удивления: может, он задумался о своей жизни и жизни своих товарищей, а может, решил что-то поменять в своей судьбе?

Так и у Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» после песни «Бурлак» Гриша Добросклонов задумывается о судьбе всего народа и страны:

С бурлака мысли Гришины

Ко всей Руси загадочной,

К народу перешли.

Так два художника в своих произведениях стремятся не только правдиво показать самые страшные стороны народной жизни, но и выходят на уровень больших социальных проблем, которые они ставят перед русским обществом и заставляют средствами своего искусства задуматься и попытаться найти на них ответ. Для нас же каждое из таких творений — это возможность соприкоснуться с высоким искусством и поразмышлять вместе с их творцами о мире и месте в нем человека.

Литература к разделу

1. Бойко М.И. Лирика Некрасова. — М., 1977.

2. Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. — М., 1998.

3. Мальцева К.В. Изучение произведений Н.А. Некрасова в школе. — М., 1953.

4. Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. — М, 1971.

5. И.Е Репин. Далекое — близкое. — М., 1937.

6. Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. — М., 1988.

7. Скатов Н.Н. Некрасов. — М., 1994.

8. Степанов НЛ. Н.А. Некрасов. — М., 1962. s

9. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. — М., 1971.