Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 37. Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести

Цели: учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствовать умения и навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки характеристики героев.

Методические приемы: работа в группах, элементы анализа текста, характеристика героев, комментарии учителя.

Оборудование: выставка творческих работ учащихся по повести «Тарас Бульба».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Анализ эпизодов.

2. Вывод по работе групп, подведение итогов.

Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, как объединяет и подбадривает людей метко и вовремя сказанное слово, но и потому, что ему хотелось высказать всё, что было на сердце в этот напряжённый и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости и мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убеждённости в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков. Гневные слова Тараса направлены против тех, кто предаёт общенациональные интересы, думая только о себе, кто гнушается своим языком. Обращения «Панове», «товарищи», «братья», восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Слова его находят отклик в душе казаков.

II. Характеристика Тараса Бульбы

Примерный план

1) Внешний облик, его значение, отражение в характере.

2) Черты характера.

3) Образ жизни, образ мыслей, стремления.

4) Как проявляется характер Тараса в отношениях с женой, с детьми?

5) Как относятся к Тарасу другие герои: его жена, дети, товарищи?

6) Как Тарас Бульба относится к товарищам? Как он относится к врагам?

7) Какие качества проявляет Тарас в бою?

8) Каково авторское отношение к Тарасу Бульбе?

9) Каковы ваши читательские впечатления от этого героя? Совпадают ли иллюстрации, изображающие Тараса Бульбу, с вашими представлениями о нем?

IIL Беседа по теме урока

- Какие черты Тараса Бульбы роднят его с образами былинных героев?

- Какие черты в образе Тараса связаны со временем действия повести? (Тapac был сторонником традиций, унаследованных от отцов и дедов, он считал себя защитником православной веры, был противником новшеств в быту.)

- Что является содержанием жизни Тараса? (Все содержание жизни Тараса - Запорожская Сечь. Там, в битвах и военных походах, прошла его молодость, зрелость, вся жизнь. Поэтому свою главную гордость - сыновей - он стремится скорее отвезти на Сечь.)

- Охарактеризуйте Тараса Бульбу как члена Сечи. (Он -мудрый казак, опытный воин, которого товарищи уважают и избирают своим наказным атаманом. Тарас не задумываясь готов отдать свою жизнь за веру, за Родину, за Сечь. Тарас всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются и в последнем бою под Дубно, когда приказывает он установить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копий, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.)

- Когда вы восхищаетесь Тарасом, а когда он кажется жестоким?

- Почему Тарас приходит к страшному решению - убить Андрия? (В этом эпизоде раскрылась до конца горячая, страстная натура Тараса, сила его характера. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не разглядел в сыне предателя. И как человек страстно убеждённый в своей правоте, он убивает собственного сына.)

- Может ли быть оправдан приговор Тараса? (Самое страшное преступление для Тараса - измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови. Поэтому так потрясён был Тарас, когда увидел Андрия, возглавлявшего вражеский отряд. И первые слова, обращённые к сыну, были: «Как? ...своих, чёртов сын, своих бьёшь?..»)

- Почему Тарас долго глядит на бездыханный труп убитого им сына? (Он сожалеет о сыне: «чем не козак был», но не сожалеет о его смерти и даже отказывается предать тело Андрия земле. И в этом Тарас тоже сын своего жестокого века. Своей беспощадностью к врагам Тарас Бульба похож на героев былин. Он глубоко переживает за попавшего в плен Остапа; присутствуя при его казни, обнаруживает нежные отцовские чувства, а об убитом Андрии не вспоминает ни разу: сын- предатель просто перестал для него существовать.)

- Каково ваше отношение к тому, что сделал Тарас?

- Что изменилось в Тарасе после гибели его товарищей и Остапа? (После гибели Остапа, всех старых запорожцев Тарас остается один. Он воодушевлен только ненавистью к врагам, которым мстит за смерть сына. В конце Тарас становится очень жестоким, даже среди запорожцев, его девиз теперь: «Ничего не жалейте!»)

- Как проявляет себя Тарас перед лицом смерти? (Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все его мысли-о товарищах, о Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе.)

- Как вы понимаете заключительные строки повести?

- Чья смерть - Тараса, Андрия или Остапа - вызвала у вас более глубокое сочувствие? (Обсуждение.)

- Какую черту Тараса Бульбы вы выделили бы прежде всего? (В образе Тараса господствует одна психологическая черта: всепоглощающая преданность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И окрашенное мягким юмором, почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам, и удивительная цельность характера: пронзительные слова любви и скорбной тоски, обращенные к погибающему Остапу, и интонация библейского приговора другому сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к «прекрасной полячке» не могла стать для Тараса оправданием измены отчизне - во всем этом подлинная психологическая достоверность.)

IV. Роль автора в повести «Тарас Бульба»

Было ли то, что описано Гоголем в повести «Тарас Бульба»? Существовали ли на самом деле его герои? Насколько точен писатель в передаче исторических реалий?

Метод Гоголя родствен методу народной поэзии, особенно украинских исторических песен, в которых, по словам писателя, бессмысленно искать «показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции», но зато «можно выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого». Гоголь не только словно видит то, что он описывает, собственными глазами, не только показывает это читателям воочию.

Страстный, взволнованный тон повествования, непосредственное обращение Гоголя к читателям создают приподнятое и тревожное настроение, вызывают глубокое сочувствие казакам, восхищение их подвигами. К читателям обращается Гоголь и тогда, когда рассказывает о присланном сыновьям Тараса благословении их матери, когда свершилось предательство Андрия и погибал в страшных муках Тарас Бульба. Обращается Гоголь и к участникам битвы под Дубно, когда гибнет лучший цвет казачьего войска, случайно погибает славный казак Мосий Шило: «Разлетелась медная шапка, зашатался и грянул лях, а Шило принялся рубить и крестить оглушённого. Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад, и тут же один из слуг убитого хватил его ножом в шею».

В этих обращениях, в лирических отступлениях выражается авторское отношение к героям, их поступкам, к событиям, описанным в повести. На первый план Гоголь выдвигает события, имеющие общенациональный смысл, а герой оценивается по его отношению к общему делу, по его причастности к судьбе этого дела.

Домашнее задание

1. Найти в тексте повести примеры, связанные с интерьером и пейзажем.

2. Ответить на вопросы учебника (с. 243-255).