Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 20. Подведение итогов по повести A. C. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению

Цели: развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; учить работать над сочинением.

Методические приемы: беседа по вопросам, выступления групп, сообщения учеников, составление плана.

Примечание: в уроках целесообразно использовать материалы пособия «Читаем, думаем, спорим...».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по статье В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (вопросы с. 211).

2. Сопоставление изображения бурана во II главе «Капитанской дочки» с описанием метели из повести А.С. Пушкина «Метель».

II. Беседа по итоговым вопросам

Вопросы могут быть заранее распределены между группами учеников, так как многие из них требуют основательной подготовки. На выступление каждой группы отводится не более 4-5 минут.

III. Подготовка к сочинению

1. Вступительное слово учителя.

«Капитанская дочка» Пушкина-это классический образец, о котором Гоголь писал: «...Здесь нет... никакого наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг... Слов немного, но они так точны, что обозначают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат».

2. Тема, идея, план.

Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, - его стройность, подчиненность единой теме и мысли. А для этого, работая над школьным сочинением, нужно вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Прежде чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим,- писал К.Г. Паустовский, - но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению.

Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над любым письменным высказыванием, в том числе над сочинением, - выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи.

3. Определение и выбор темы.

Примерные темы сочинений:

1) Становление личности Петра Гринева.

2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

3) «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

4) Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

5) Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

6) Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».

IV. Составление планов и комментарии к темам Тема 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

План

1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

2. Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

3. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

4. Истории любви к Маше.

5. «Благие» потрясения.

6. История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяются взгляды на жизнь).

7. Основные черты героя, типичность образа.

Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, в поступках, и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX века) угадывается личность подменного автора «записок» - Пушкина.

Образ Петра Гринева довольно сложный. В романе много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Так дедушка рассказывает внуку о пережитом. Хотя простота вообще свойственна прозе А.С. Пушкина.

- Кто оказал большое влияние на формирование личности юного Петруши Гринева? (Главные уроки жизни Петруша получает не от стремянного Савельича, не от парикмахера Бопре, а от своего отца. Сказывается и влияние любящей, заботливой матери. В образе жизни Петра в родительском доме автор подчеркивает типическую картину жизни недоросля. Среда, формировавшая характер героя, несет в себе и отрицательные, и положительные влияния.)

Читатель узнает, что Гринев умеет быть верным своему слову, умеет по достоинству оценить людей, что он очень наблюдателен. В людях он прежде всего видит хорошее, поэтому супруги Мироновы для него - люди самые почтенные. Иван Кузьмич - человек необразованный, простой, но самый честный и добрый, а Маша Миронова - девушка благоразумная и чувствительная. Петруша сталкивается со злом, с бесстыдной ложью Швабрина. Но в его сердце нет ненависти, он готов простить и пожалеть Швабрина. Он его оправдывает; в клевете его видит досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви.

В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви, сострадание. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли. Личность юного Гринева оформилась, «выкристаллизовалась» под влиянием «благих потрясений». Гринев пережил захват крепости пугачевцами, видел ужасную смерть ее защитников, в том числе гибель родителей любимой девушки, сам едва избежал казни; разочаровался в приятеле (Швабрин оказался предателем и трусом); расстался по велению долга и обстоятельств с Машей, оставив ее в опасности; перенес унижение на «военном совете» и муку бездействия в осажденном Оренбурге; был несправедливо обвинен в измене.. . Все эти потрясения названы им «благими», видимо, потому, что они закалили характер, выявили лучшие качества, позволили оценить счастье свободы и любви, сделали мудрее.

Важные черты героя раскрываются в истории отношений Гринева с Пугачевым: верность долгу, прямодушие, честность, отвага, дипломатичность, умение понять другого человека.

Образ Гринева дан в развитии, черты его характера перед читателями раскрываются постепенно. Его поведение психологически мотивированно. Перед читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного на большое чувство, верного долгу.

Тема 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

План

1. История в творчестве А.С. Пушкина.

2. Рассказчик в повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?

3. Портретная характеристика Пугачева.

4. Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?

5. Пугачев и народ.

6. Взгляды Пушкина на восстание.

Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний; в разговоре вожатого с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления только что усмиренного... бунта казачьего Яицкого войска.

В главе «Пугачевщина» Пугачев - беглый казак и злодей, «самозванец», по определению властей; в главе «Приступ» Пугачев - предводитель народного восстания. Автором отмечена его смелость: «картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди...»

Вот Пугачев сидит в кресле на крыльце комендантского дома. Он вошел в роль государя, который волен казнить или миловать. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: «Унять старую ведьму!» Здесь же отмечается и великодушие Пугачева: он помиловал Петра Гринева, вспомнив заячий тулуп и стакан вина: «Долг платежом красен».

- В каких сценах повести показано, что Пугачев обречен, и скорая гибель его неминуема? (Когда Гринев слышит песню, которую поют Пугачев и его сподвижники - «люди обреченные виселице поют о виселице»; когда Пугачев рассказывает калмыцкую сказку; когда говорит о своих людях, что они ненадежны, воры.)

До самого конца продолжается борьба двух начал в Пугачеве, который находит силы, чтобы достойно уйти из жизни, исполнить последний долг. Петра Гринева Пугачев узнал «в толпе и кивнул головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Гринев испытывал боль за Пугачева, сочувствие к нему. «Емеля, Емеля! - думал он с досадой, -зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь...», «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни...».

Тема 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин

План

1. Что общего у Гринева и Швабрина?

2. Как каждый из героев относится к людям?

3. Как поступают герои в ситуациях выбора?

4. Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?

5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?

Тема 4. Смысл названия повести А.СПушкина «Капитанская дочка»

План

1. Каким было первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?

2. Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева), Шваб- рину, Гриневу?

3. Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?

4. Как относятся к Маше другие герои повести?

5. Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург, к Екатерине II?

6. Основная идея повести. Ее воплощение в образе Маши Мироновой.

Тема 6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

План

1. Положение Савельича в семье помещиков Гриневых.

2. Как проявляется характер Савельича, его качества?

3. Попадает ли Савельич в ситуации выбора?

4. Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?

5. Как характеризует Савельича его речь?

6. Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?

7. Мое отношение к Савельичу.

Домашнее задание

Написать сочинение по одной из тем.

Дополнительный материал*

* Русская литература XIX-XX вв. В 2-х тт. Т. 1. М., 2001.

Проблематика, сюжет, композиция «Капитанской дочки»

Проблематика романа, его жанровые и сюжетно-композиционные особенности обусловлены избранным Пушкиным типом повествования и фигурой рассказчика. Роман написан от первого лица. Это автобиографические записки (мемуары, воспоминания) русского дворянина Петра Андреевича Гринева, который является фигурой вымышленной. С реально существовавшим А.М. Гриневым его роднят только фамилия и сходство некоторых ситуаций: пленение Пугачевым и арест по подозрению в измене. Записки не имеют конкретного адресата. Воспоминания Гринева о молодости - часть семейной хроники и одновременно его исповедь. Не сумев сказать всей правды на суде, чтобы не запятнать честь Маши Мироновой, он адресует рассказ-исповедь о «странных происшествиях» своей жизни потомкам.

Пушкин противопоставил в своем романе не дворян и крестьян, а народ и власть. Для него народ - это не только Пугачев с его «господами енералами», «молодой казак», ударивший саблей по голове Василису Егоровну, изуродованный башкирец, лукавый урядник Максимыч. Народ-это и капитан Миронов, и Маша, и попадья, и Савельич, и единственная крепостная Мироновых Палаша. Трагическая межа разводит героев романа именно тогда, когда они определяют свое отношение к власти. Екатерина II и Пугачев - ее символы. «Народ», как отмечает наблюдательный Гринев, неотступно следовал за Пугачевым, толпился вокруг него.

Одни люди видят в Пугачеве «народного царя», воплощающего их мечту о «чуде» - сильной, но мудрой и справедливой власти, другие - разбойника и душегуба. И те и другие сближаются в своем стремлении к подлинной власти, человечной и милосердной. Именно власть «неправедная», бестолковая и жестокая, отделившая себя от людей, подвела Россию к краю бездны.

Гринев - дворянин, связанный со своим сословием обетами долга и чести, но он смотрит на мир и людей не сквозь сословные «очки». Гринев прежде всего честный и искренний человек, старающийся полно и правдиво передать все, что увидел и услышал. Многое зафиксировано с протокольной точностью. Гринев - гениальный зритель. Он видит все вокруг - и главных участников событий, и «статистов», и детали обстановки. Гринев не просто передает свои впечатления - он пластически воссоздает события. Простодушный, но отнюдь не простоватый и плоский рассказ героя отражает высочайший уровень мастерства Пушкина-повествователя. Гринев необходим автору романа не как говорящий манекен, рупор его идей. Рассказчик в «Капитанской дочке» - это человек со своим взглядом на мир. Он способен увидеть и запечатлеть в слове то, что для другого человека может показаться мелочью, недостойной внимания. Гринев зорко подмечает детали, заставляя их крупно бросаться в глаза (особенно это касается Пугачева). Гринев - несостоявшийся поэт, хотя его стихотворные опыты были «изрядны», но замечательный прозаик. Ему недостает поэтического слуха (см. его стихи «Мысль любовну истребляя...» в главе «Поединок»), зато на мир он смотрит взглядом истинного художника.

Гринев доверяет только собственным впечатлениям. Все, о чем ему известно понаслышке, специально оговаривается или пропускается (см., например, рассказы о положении в Оренбургской губернии в главе «Пугачевщина», о разгроме Пугачева в главе «Арест»). Этим обусловлены разрывы в сюжете «Я не был свидетелем всему, о чем остается мне уведомить читателя...» - так начинается рассказ о поездке Маши в Петербург. Гринев отделяет свои «свидетельства» от «предания», «молвы» и чужих мнений.

Пушкин виртуозно использует особенность любого мемуарного повествования: дистанцию, возникающую между мемуаристом и объектом его воспоминаний. В записках Гринева в центре внимания сам мемуарист, поэтому перед нами как бы два Гриневых: Гринев - семнадцатилетний юноша и Гринев - пятидесятилетний автор записок. Между ними есть важное различие. Юный Гринев вбирает в себя многообразные впечатления, меняется под влиянием обстоятельств, его характер развивается. Гринев-мемуарист- человек, проживший жизнь. Его убеждения и оценки людей проверены временем. Он может взглянуть на все, что с ним произошло в юности (в «мой век»), с высоты своего житейского опыта и нравов новой эпохи. Простодушие молодого Гринева и мудрость Гринева-мемуариста дополняют друг друга. Но самое главное - именно Гриневу-мемуаристу открывается значение того, что он пережил во время бунта. Обратите внимание на временные рамки его записок. Только часть «сюжета» его жизни стала сюжетом записок. Первые главы (с первой по пятую) - увертюра к рассказу о пугачевщине. Самое памятное в его жизни - бунт и Пугачев. Записки Гринева прерываются, когда заканчивается рассказ о «неожиданных происшествиях», повлиявших на всю его жизнь.

Жизнеописание Гринева является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности молодого дворянина - это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека.

Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Мемуарист иронически смотрит на свое детство и семейное воспитание, представляя себя недалеким Митрофанушкой, самонадеянным дворянским недорослем. Самоирония - это взгляд опытного человека, который понял, что семья не смогла дать ему главного: знания жизни и людей. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.

Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

Но главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе - долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную». Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего императрице, - он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью Пугачева.

Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же «человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что «почитал святынею своей совести». Стремлением не запятнать честь Маши был продиктован отказ Гринева назвать ее во время следствия (сама «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев» показалась ему «ужасной»). Из всех испытаний Гринев вышел с честью, сохранив в себе достоинство человека.

Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева («Моя искренность поразила Пугачева», - замечает мемуарист).

Пушкин поставил в романе один из самых сложных вопросов - вопрос о зависимости жизни людей от хода истории. Мемуарист все время подступает к главной «странности» своей жизни, но останавливается, говоря лишь о «странных происшествиях», «странном сцеплении обстоятельств»: «детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!» Судьба Гринева и судьбы других героев романа позволяют сделать выводы о том, как Пушкин понимал зависимость человека от истории.

История - неподвластная людям, враждебная им сила, соизмеримая с судьбой, - разрушила быт, казавшийся незыблемым, втянула Гринева и всех обитателей Белогорской крепости в свой водоворот. Она подвергла героев романа суровым испытаниям, проверяя их волю, мужество, верность долгу и чести, человечность. Во время бунта гибнут родители Маши, Иван Игнатьевич, пугачевцы сеют смерть и разрушения. Однако для влюбленных Гринева и Маши, которые уже не надеялись соединиться, именно исторические события становятся благом. Счастливая развязка их взаимоотношений позволила Пушкину выявить взаимодействие человеческого, частного, и всеобщего, исторического. История, заставившая героев кружить по «бездорожью», вывела их в конце концов на дорогу, ведущую к дому, семье, счастью. «Властелином» их судеб стал Пугачев. Гринев воспринимает его как человека, который «по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан». Но и сами герои должны были проявить лучшие свои качества, чтобы прийти к своей цели.

Пушкин показал в романе темный и светлый лики истории. Она может погубить человека, но может дать его душе «сильное и благое потрясение». В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден. Жесткая и капризная, историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что сама история не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.

Образ Пугачева

История вывела Пугачева из-под своих таинственных покровов, сделав символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной. Прототип пушкинского Пугачева - реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (см. главу «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты Гриневым.

Но Пугачев в пушкинском романе не тождествен своему историческому прототипу. Образ Пугачева - сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ-символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях. Пугачев - персонаж романа, участник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринева. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».

Несмотря на свою «реалистичность», Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и таинственнее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.

В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем - это человек-стихия. Важнейший принцип создания образа Пугачева - превращение, метаморфоза. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. Двойственно уже само его положение как человека - «оборотня»: он казак - человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший чужое имя покойного Петра III (имя для Пугачева-главный атрибут власти). В сюжете романа из «бродяги» он превращается в «великого государя». В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В некоторых эпизодах (см. главы «Незваный гость», «Мятежная слобода», «Сирота») метаморфозы следуют одна за другой: властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы»; нетерпеливый и скорый на расправу человек - рассудительным и примиряющим (глава «Мятежная слобода»). Мотив превращения пришел в роман из фольклора (мифа и волшебной сказки).

Пугачев говорит о вариантах развития своей судьбы: о походе на Москву («Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою!»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже «потягаться» с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.

Пугачев - фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым («Улица моя тесна; воли мне мало»). Власть его кажется безграничной, но он осознает трагизм своей судьбы - это подчеркнуто и в любимой песне Пугачева («Не шуми, мати зеленая дубровушка...»), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом ореоле. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринева - «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет не чувство непомерной вины, а уверенность в несокрушимой правоте. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что щедро дает другим людям. Милосердие для него - унизительная милостыня.

Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. Заячий тулупчик и общеизвестное «долг платежом красен» - слишком простое объяснение всего происшедшего (долг был оплачен, даже с лихвой: Пугачев прислал Гриневу овчинный тулуп, коня и полтину денег). Мемуарист осознает, что этот человек почему-то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье («Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня»). Немалую роль сыграло чувство человеческой близости, возникшее между ними. Но Гринев прозревает в их отношениях другой, высший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, посланным самой судьбой. Мысли о судьбе сопровождают каждый поворот сюжета, каждое изменение в жизни Гринева, связанное с Пугачевым. Как просвещенный человек, мемуарист не склонен верить в пророчества и чудеса. Но Пугачев для него - случай особенный, он - живое воплощение чуда. Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его «вожатым» по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда - логика мифа.

Пугачев одновременно реален и фантастичен, недоступен для понимания. Он - звено, соединившее обыкновенного человека Гринева с миром таинственного и загадочного: с судьбой и историей. С появлением Пугачева в главе «Приступ» Гринев ощущает таинственную взаимосвязь новых обстоятельств своей жизни и предзнаменований, полученных им ранее. Пугачев разрушает привычную одномерность его жизни. Повествование о судьбе Гринева перестает быть линейным движением от эпизода к эпизоду, в котором новое событие просто присоединяется к предыдущему. В романе возникают композиционные и смысловые параллели. Все они связаны именно с фигурой Пугачева.

Образ Пугачева - центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи Пушкин личности такого масштаба не находил.