Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 23. Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель: выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа.

Оборудование: иллюстрации к поэме.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Словарная работа

Задание: вспомнить значение литературоведческих терминов.

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема - изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)

Идея - главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. (Это то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает.)

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

II Определение темы и идеи произведения

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

- Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста - произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

- Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»)!

- Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема «Мцыри» - судьба романтического героя - сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?

Идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

IIL Сюжет и композиция поэмы

1. Вопросы на усвоение содержания поэмы.

- Что делал Мцыри, вырвавшись из монастыря?

- Что видел он на свободе?

- Что узнал о себе герой за «три блаженных дня»?

- Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

2. Определение сюжета поэмы.

Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. В предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».

3. Композиция поэмы.

- Какова роль 2-й главы в композиции поэмы? (Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в одной строфе, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. Три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

- Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою? Почему поэт избрал форму исповеди? (В центре поэмы - образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание па эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, психологически правдоподобно раскрыть его внутренний мир Мцыри, хотя юноша вначале и заявляет, что расскажет лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху).

Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние оттого, что не попал в родную страну; безнадежность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти все текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определенному персонажу - старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчужденно-враждебно «старик», а затем по- христиански - «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ не исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит все происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.)

- Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? (Можно предварить вопрос индивидуальным заданием: найти в толковых словарях значения слова «исповедь».)

- Композиция монолога-исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена? (Главы 3,4, 5- Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой - дитя, судьбой -монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни.

Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6,7 - Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25 и 26- прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - о родине, свободе, жизни.)

IV. Выводы

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем хронологический порядок изложения событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

Домашнее задание

1. Подготовить рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».

2. Составить цитатный план поэмы.

3. Ответить на вопросы:

- Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

- Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

- Почему погиб Мцыри?