Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 30. Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор»

Цель: развивать навыки рецензирования, монологической речи.

Методические приемы: анализ творческих работ; рецензирование кинофрагментов, викторина.

Оборудование: иллюстрации к комедии; фрагменты телеспектакля или художественного фильма «Ревизор».

Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких сочинений

II. Викторина

- В каком году состоялась премьера комедии «Ревизор»?

- Кто из героев комедии брал взятки «борзыми щенками»?

- В каком городе Хлестаков прокутил последние деньги?

- В какой губернии находится «собственная деревня» Хлестакова?

- Какие сочинения Хлестаков приписывает своему перу?

- Кто действительный автор «Юрия Милославского»?

- О ком из героев городничий говорит: «худенький, тоненький... ну точно муха с подрезанными крыльями»?

- Сколько денег получил Хлестаков от чиновников?

- На что он их хочет потратить?

- С какими жалобами приходили к Хлестакову слесарша и унтер-офицерша?

- Кого ставила в пример Марье Антоновне Анна Андреевна?

- О какой «кавалерии» говорит городничий: «А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо...»

- О ком говорит гостья городничего: «Да, она такова всегда была; я ее знаю: посади ее за стол, они и ноги свои...»?

- На какой улице в Петербурге жил приятель Хлестакова Тряпичкин?

- О ком в письме Хлестакова говорится: «глуп, как сивый мерин»?

- Кто из чиновников назван в письме Хлестакова «свиньей в ермолке»?

- Сколько лет прослужил городничий?

- Закончите фразу городничего: «Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде...»

- Сколько времени, по указанию Гоголя, длится немая сцена?

III. Просмотр фрагментов телеспекталя или художественного фильма и обсуждение

Примечание. Предлагается просмотреть фильм С. Газарова, выпущенный в 1996 году. Фильм поставлен с целой плеядой знаменитейших актеров. Это Н. Михалков, Е. Миронов, М. Неелова,

Э. Гердт, О. Янковский. А. Леонтьев и другие. Обсуждение фильма углубит понимание комедии, а также позволит поставить очень важную и спорную проблему современной интерпретации классических произведений.

Обсуждение фильма должно быть свободной дискуссией при умелом руководстве учителя. (На наш взгляд, актеры в фильме совершенно убрали ощущение того самого страха, которое и создает всю комическую интригу, придавая миражам кажущуюся реальность, то есть актеры как бы отошли от авторского замысла).

Примерные вопросы для беседы:

- Какое впечатление оставил у вас фильм?

- Какие сцены до просмотра вы представляли иначе?

- Какие актеры, по-вашему, в своей интерпретации отошли от авторского замысла?

- Какие новые комические детали в исполнении актеров вы увидели в фильме?

- Что позволяет режиссерам так по-разному интерпретировать произведение?

- Сохранился ли, на ваш взгляд, в этой киноверсии гоголевский замысел комедии?

- Почему комедия популярна и актуальна и в наши дни?

IV. Тест (см. приложение)

Ключ к тесту:

Вариант I: 1 - б; 2 - а, б, в, г; 3 - а, б, в, г, е; 4 - в; 5 - в; 6 - в; 7 - г.

Вариант II: 1 - а, г, д, е; 2 - а, б; 3 - в; 4 - в; 5 -а; 6 - а; 7 - в. Домашнее задание

Перечитать повесть И.С. Тургенева «Ася».