Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 34. Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

Цели: показать способы создания образа; развивать навыки анализа текста, монологической речи; дать понятие о «тургеневской девушке».

Методические приемы: пересказ, беседа по вопросам, объяснение учителя, элементы анализа текста.

Оборудование: аудиозаписи «Баркаролы» П.И. Чайковского, песни «Матушка, голубушка».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ XVI главы от лица других персонажей.

2. Вопрос.

- Почему повесть И.С. Тургенев называется «Ася»? Как название связанно с темой повести? (Главная тема повести - любовь, в основе сюжета - история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

Повесть называется «Ася» по имени главной героини. Имя Анна (Ася) означает «благодать». Ася олицетворяет настоящую любовь, благодать, которая была явлена герою, а он это понял слишком поздно. Эта благодать осталась на всю жизнь неизменной, неповторимой в памяти рассказчика.)

3. Сообщение: иллюстрации к повести «Ася».

II. Беседа-обобщение по образу Аси

1. Портрет.

- Можно ли назвать Асю красавицей? Найдите в тексте детали портрета. В чем особенности портрета Аси? (Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной». У нее «самое изменчивое лицо», Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой «тургеневской девушки». В облике своих героинь автору важны обаяние, грация, свобода, искренность, чистота, неповторимость. Портрет Аси подвижен, изменчив, как она сама. Это живой портрет.)

2. Основные черты характера Аси.

- Найдите высказывания об Асе Гагина и Н.Н. (Гагин: «Ее надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней сладить»; «беда, если она кого полюбит!»; «С огнем шутить нельзя»; «Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой в ней эти чувства...»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек - или живописный пастух в горном ущелье»; «Чуткость ее - просто страшна». Господин Н.Н.: «Что за хамелеон эта девушка!»; «этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило. По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость, и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей всегда удавалось... Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на нее»; «все существо ее стремилось к правде... ее душа мне нравилась»; «Ася бы не уехала, если б в ней была хоть тень кокетства и если б ее положение не было ложно. Она не могла вынести того, что всякая другая смогла бы...»)

- Назовите главные черты характера Аси. (Главные черты характера Аси - естественность, наивность, искренность, непосредственность, «окрыленность», способность глубоко чувствовать, стремление к «полету», к подвигу, к самосовершенствованию, самоотверженность, доброта, внутренняя сила, большие духовные запросы; нравственный максимализм.)

3. Ключевые образы, связанные с Асей.

- Найдите такие образы в тексте, прокомментируйте их. (Ключевые образы, символизирующие Лею: Гретхен, мадонна (I глава); легенда о Лорелее, которая, по словам Аси «как полюбила, сама бросилась в воду»; Татьяна, героиня «Евгения Онегина»; образ летящей птицы (глава IX).

Ключевой образ птицы появляется несколько раз: это дом фрау Луизе, казавшийся «огромной, сгорбленной птицей» (глава IV); мечта Аси: «Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели...» (глава IX): Ася, в ожидании тайного свидания спрятавшая голову, «как испуганная птичка» (глава XVI).

Большое чувство заставило героиню повзрослеть. «Крылья у меня выросли - да лететь некуда». В этих словах не просто осознание бесперспективности своей любви, но предчувствие собственной нелегкой судьбы - судьбы мятежной, «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.

В последний раз на страницах повести образ утраченных «крылатых надежд и стремлений» появляется в самом конце, в печальных размышлениях постаревшего героя.)

- Какие образы противопоставлены образу Аси? (Противопоставлены образу Аси образ «коварной вдовы» и образ Ганхен (тоже Анны), служанки из кабачка, недолго горевавшей по жениху, которого забрали в солдаты. Герой видит Ганхен, отправляясь на поиски Аси: «Лицо ее было бледно, но не грустно; молодой красивый парень стоял с ней рядом... а на другой стороне Рейна маленькая мадонна все так же печально выглядывала из темной зелени старого ясеня».)

III. Чтение по ролям и анализ диалога Аси и Н.Н. в главе IX

(От слов: «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву» до конца главы.)

- Какова жизненная позиция Аси? Почему страстность девушки, ее устремленность в будущем вызывают колебание в душе Н.Н.?

Ася постоянно устремлена вверх, ввысь. Она жаждет деятельности, уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг» по силам любому человеку. Н.Н. давно разуверился в подобных вещах. Откровенный, задушевный разговор героев (глава IX) несколько односторонен: он задушевный только для Аси. Она открывает душу, а не герой. Он не испытывает того, что Ася.

Окрыленность - способность человека воспарить над обыденностью. Метафора эта настолько близка и понятна Асе, что она тут же «примеривает» ее к себе («Так пойдемте, пойдемте... Я попрошу брата сыграть нам вальс... Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья»), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в ее устремленности к возвышенно идеальному.

- В чем заключается трагедия Аси? (Большое чувство заставило героиню повзрослеть. «Крылья у меня выросли - да летать некуда». Много стоят эти слова в устах героини! В них не просто осознание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы - судьбы мятежной, «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.)

- Почему счастье героев не состоялось? (Оно заранее было обречено, об этом говорят образы-символы: печальные глаза статуи мадонны с пронзенным сердцем; река, разделяющая городки 3. (господин Н.Н.) и Л. (Гагины), где живут герои; разбитый лунный столб, слова Гагина: «она себя погубит, непременно», «ведь вы на Асе не женитесь».)

Сопоставим психологическое состояние и действия героев в XI- XII главах и увидим, насколько они не соответствуют друг другу:

Н.Н. боится Асиной «странности», боится неожиданностей и беспокойств, которое ему сулит женитьба на ней. Он поступает «благоразумно», «по правилам», «как честный человек», а любовь - нарушение всех правил. Героям не судьба быть вместе. Автор наказывает героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. Осознание чувства любви к нему пришло слишком поздно. Нельзя откладывать любовь и счастье «на завтра».

IV. Слово учителя о «тургеневских» девушках

«Тургеневские» девушки - героини с глубоким внутренним миром, превосходством внутренней красоты над внешней, героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом. Они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это непосредственные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом, самоотверженные, способные на подвиг. Понятие «тургеневская девушка» стало историко-литературным понятием.

V. Итог уроков

Вернемся к вопросу, заданному на первом уроке:

- Повесть «Ася» посвящена любви. Какое отношение, в таком случае, это произведение имеет к историзму Тургенева? (Для Тургенева как писателя важно проявить суть человека. Человек наиболее полно раскрывается именно в любви, показывает свой характер, способности, обнаруживает в себе новые возможности, таланты. Каковы люди, такова и история. Человек, не способный не то что на большое чувство, на самопожертвование, а хотя бы на смелый поступок в любви, вряд ли способен на поступки и в других сферах человеческой жизни.

От чего зависят действия, чувства человека? От окружения, от «судьбы», а может быть, от него самого? По крайней мере, понятно, что пусть хороший, добрый, но нерешительный, бесхарактерный человек мало что изменит в жизни. Изображая такой тип людей в образе героя повести «Лея», Тургенев задумывается не только о судьбе отдельного человека, но и о судьбе страны, о ее исторических путях.)

Домашнее задание

1. Написать сочинение «В чем привлекательность тургеневской героини для современного читателя?».

2. Прочитать материалы пособия «Читаем, думаем, спорим...», посвященные творчеству И.С. Тургенева (с. 112-130), ответить на вопросы.