Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 46. Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш»

Цели: развивать навыки сравнительной характеристики героев, навыки анализа текста; проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет М. Горького, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I. Сообщение ученика «История создания рассказа “Челкаш"»

Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали следующие события: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «.. .Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе “Челкаш”».

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя В.Г. Короленко у крыльца его квартиры. «Было уже девять часов утра, - пишет Горький, - когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

- Значит - попробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришел домой и тотчас сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

- Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

- Радует меня удача ваша...

Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча следил за его глазами - в них сияло так много милой радости о человеке.

Радость о человеке - ее так редко испытывают люди, а ведь это величайшая радость на земле».

IL Слово учителя о роли художественных средств в рассказе «Челкаш». Беседа

В рассказе «Челкаш» большая роль отведена композиции - построению произведения. Композиция подчинена одной цели - наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

- Как раскрываются в композиции образы героев?

- С помощью каких художественных приемов создаются образы? (Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия - порт. Огромные машины, созданные человеком и поработившие его, маленькие фигурки обезличенных людей, рабов созданного их же руками, резко контрастируют с картиной свободной морской стихии. В общей системе образов образ порта существенно важен, так как он объясняет причину существования чел- кашей-людей свободных, противопоставивших себя порабощенной массе.)

- Назовите приемы, с помощью которых создается образ порта, определите их роль. (Прежде всего богатая звукопись - ассонансы и аллитерации на «р» и на шипящие и свистящие: «Звон якоРных Цепей, гРохот СЦепления вагонов, подвоЗяЩих гРуЗ, металлы Ческий вопль желеЗных листов, дРебеЗЖание иЗвоЗЧиЧьих телег...» - передает шум, грохот, скрежет порта.

Яркость, отчетливость образам придают эпитеты («дикая музыка труда», «звонкий воздух», «страстный гимн»), метафоры («звуки... рвут пыльный, звонкий воздух», «гиганты- пароходы... глубоко вздыхают», «железные животы судов») и сравнения («жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль»). Олицетворения оживляют картину: «металлический вопль железных листов», «волны моря... ропщут», «насмешливая нота презрения». Важна роль бессоюзия, придающего динамизм описанию.)

- Как связано описание морского порта с основным сюжетом рассказа? Определите наиболее значительные контрасты рассказа. (Описание морского порта - рамка, в которую «оправлен» сюжет: столкновение старого портового волка, контрабандиста Гришки Челкаша, похожего на хищную птицу, вольного, любящего море и риск, с крестьянским парнем Гаврилой, с наивными голубыми глазами, мечтающим заработать деньги и завести собственное хозяйство. Острая конфликтность сюжета определяет резкую контрастность изображаемого: порт и порабощенные им люди, вольный Челкаш и раб денег Гаврила.)

- Каково значение портрета Челкаша? С помощью каких приемов написан портрет? (Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей»; «всклокоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал». Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам - орлу, соколу, ястребу.)

- Как строится портрет Гаврилы?

- В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького - Челкаша и Гаврилы? (Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт», то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».

В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!» Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».)

- Какую роль играет пейзаж в произведении? В какой степени море вообще является своеобразным действующим лицом в рассказе? Какое настроение создают картины моря? (Пейзаж принимает активное участие в произведении. Челкаш любит море, а Гаврила боится его. И море, вначале спокойное, начинает волноваться по мере обострения конфликта между героями. Пейзаж моря дан в живописноромантической манере. Он придает и образу Челкаша некоторую романтическую окраску, помогает раскрыть положительные качества этого героя; с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ничтожество Гаврилы. Море является участником рассказа: оно меняет психологическое состояние и настроение героев, оно вызывает определенный строй чувств и мыслей человека, влияя на исход дела. Наконец, описание бурного моря символизирует грядущую очищающую бурю. В описании природы звучит радость жизни, величие красоты мира. Природа пробуждает лучшие чувства в человеке.)

- Чем отличается отношение к морю Челкаша и Гаврилы? Подтвердите свои мысли текстом. (Челкаш преображается, глядя на море, приобщаясь к его могучей красоте: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной... На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны». У Гаврилы другой взгляд. На вопрос Челкаша: «Хорошо море?» Гаврила тупо отвечает: «Ничего, только боязно в нем...» Со стороны Челкаша это вызывает презрительную усмешку: «Боязно! Экая дура!». Отношение персонажей к «свободной стихии» раскрывает их суть.)

- Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?

- В чем вы видите особенности романтизма Горького?

III. Анализ эпизода

1. Чтение по ролям последней сцены - драмы, разыгравшейся между Челкашом и Гаврилой (глава III).

2. Беседа.

- Кто, по-вашему, виновен в ссоре героев?

- Каким в сцене ссоры предстает каждый их героев?

- Почему Челкаш отдал деньги Гавриле?

- Кому сочувствует автор, кого обвиняет?

IV. Работа с иллюстрациями

Задание: Рассмотрите иллюстрацию Б. Дехтярева к рассказу (с. 108). Подберите к ней цитату из текста. Ответьте на вопросы:

- Как композиция иллюстрации раскрывает характеры героев?

- Какую роль играет изображение природы на рисунке?

V. Итог урока

- В.Г. Короленко сказал Горькому о рассказе «Челкаш»: «...самое хорошее в нем то, что вы цените человека таким, каков он есть». К какому герою относятся эти слова? Согласны ли вы с этим суждением?

- В каких строках, по-вашему, заключена главная идея произведения? Докажите свою мысль. («Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!»

В психологической драме, разыгрывающейся между Челкашом и Гаврилой, вор Челкаш выглядит неизмеримо человечнее, благороднее крестьянского парня Гаврилы. Но эти человечность и благородство относительны. Челкаш нравственно вырастает только в сопоставлении с мелким собственником и себялюбцем Гаврилой. Горьковские герои, подобно Челкашу, красивы, когда они противостоят трусам и собственникам. Неслучайно сила природы противостоит порочной жизненной практике обоих героев.)

Домашнее задание

1. Подготовить сравнительную характеристику Челкаша и Гаврилы с использованием цитат.

2. Придумать темы сочинений по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького.

3. Прочитать «Песню о Соколе» М. Горького (пособие «Читаем, думаем, спорим...», с. 177-181), ответить на вопросы.