Прочитайте отрывки из статьи В. Есипова «Кто он, майор Пугачёв?».
По ходу чтения отмечайте самые важные, на ваш взгляд, мысли автора статьи.
Напомним, что символичность, причём не нарочитую, не назойливую, писатель считал одной из важных сторон своей прозы... В связи с этим можно с достаточной уверенностью говорить, что важнейшая деталь, которую Шаламов взял из истории о самом громком колымском побеге, - это сакральное число бежавших: двенадцать. Именно столько героев в рассказе «Последний бой майора Пугачёва». Для Шаламова-поэта это число имело особое значение - за ним и тень апостолов, и тень знаменитой поэмы любимого А. Блока. И он был вправе полагать, что чуткие читатели примут этот ассоциативный ряд в рассказе о героях, которые предпочли лагерной неволе - смерть...
Несомненно, символичной, с мощной семантической нагрузкой, является и фамилия главного героя рассказа. Само по себе краткое и энергичное сочетание «майор Пугачёв». свидетельствует о глубокой трансформации замысла писателя. Новая фамилия героя, конечно же, не случайна - она богата и историческими, и литературными аллюзиями. Как мы полагаем, для Шаламова важнее были литературные, а именно пушкинские, связанные с «Капитанской дочкой» (Пушкин - его вечный спутник и постоянная опора в искусстве). Разумеется, можно увидеть за фамилией «Пугачёв» и стремление писателя показать своего рода историческую преемственность смелого побега из лагеря с пугачёвским бунтом. Но с точки зрения поэтики важно другое: этой явно «книжной», «пушкинской» фамилией писатель хотел, скорее всего, подчеркнуть романтичность образа главного героя.
В том, что образ майора Пугачёва, как говорится, собирательный, вобравший в себя черты многих безымянных колымских протестантов, - сомнений нет. Но этот образ, безусловно, и романтический: в нём Шаламов воплотил свой идеал, свою мечту - и мечту всех заключённых - о возможности сопротивления лагерным унижениям и насилию. Так же возвышенны, романти- зированны в рассказе и образы других участников побега. Не случайно в его финале (в очерке этого нет) устами Пугачёва дважды патетически повторяется фраза о «лучших людях его жизни»: «Никто не перенёс так много разочарований, обмана, лжи. И в этом северном аду они нашли в себе силы поверить в него, Пугачёва, и протянуть руки к свободе. И в бою умереть. Да, это были лучшие люди его жизни».
Ценой сопротивления, ценой недолгой свободы в лагерной Колыме могла быть только жертвенная героическая смерть. Мученики могут превратиться в героев - через деяние, через победу над собой, через собственную кровь. Эта философия жертвенного поступка, личной Голгофы - сугубо шаламовская. История безымянного майора и других колымских заключённых, решившихся на протест, не могла его не взволновать и не восхитить - как восхищали его с юности подвиги русских революционеров. В этой истории он увидел и себя, и свою судьбу, и подтверждение своих жизненных принципов. В обыденной жизни такие отважные поступки крайне редки, а на Колыме - тем более. Поэтому так страстно и вдохновенно написан, исполнен высокой патетики «Последний бой майора Пугачёва» - колымский парафраз христианского «смертию смерть поправ»... 1 2 3
1. Какие мысли вы отметили? Почему они показались вам важными?
2. Что позволяет автору статьи говорить о Шаламове-поэте?
3. Какие аргументы приводит автор в защиту своей оценки образа майора Пугачёва как романтического?