Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учебного пособия «Русская литература. 9 класс»

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

1. Развитию личности и таланта великого русского поэта А.С. Пушкина способствовали многие жизненные обстоятельства. Семья, в которой он родился, была просвещенной. В дом его отца Сергея Львовича Пушкина, любителя искусств и словесности, были вхожи известные русские писатели Н. Карамзин, К. Батюшков, В. Жуковский, чьи беседы привлекали внимание пытливого серьезного мальчика. Дядя Пушкина, Василий Львович, был известен как поэт. Умный и наблюдательный, Саша рано заинтересовался литературой, пристрастился к чтению серьезных книг, чему способствовала прекрасная отцовская библиотека, в которой были произведения русских и западноевропейских писателей XVII—XVIII веков.

Он рано овладел французским, но уже с детства полюбил родной русский язык, на котором говорили его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна, дядька Никита Козлов. Няня, которая «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками», ввела его в мир старины, народного быта, народной поэзии.

Не избалованный родительской любовью, будущий поэт рано стал самостоятельным, стойким в самых различных жизненных испытаниях, что имело значительное влияние на события его последующей жизни.

Огромную роль в формировании личности Пушкина сыграл Царскосельский лицей, в котором он провел шесть лет. Здесь он нашел настоящих друзей, среди которых было немало будущих декабристов. Профессора лицея, люди передовых политических взглядов, формировали у своих воспитанников дух политического свободомыслия, любовь к Родине и народу. В лицее в полную силу раскрылся поэтический дар Пушкина, который проявился еще в детском возрасте. Поэтическое становление поэта идет неразрывно с духовным. Отечественная война 1812 года, победа над Наполеоном, героизм русского народа-победителя, передовые идеи, принесенные офицерами из-за границы, — все это впитывалось Пушкиным, чтобы воплотиться в истинных шедеврах поэзии. Пушкин быстро проходит годы ученичества у классицистов XVIII века и поэтов начала XIX века: Жуковского, Батюшкова. Ясность и глубина мысли, критическое отношение к творчеству своих учителей предохраняют Пушкина от ученического подражания. «Вреду своим путем», — скажет он в послании Батюшкову. Это свое, пушкинское, сказывается уже в лицейских стихах.

2. Исследователи жизненного и творческого пути Пушкина единогласно сходятся в одном: «Он был человеком без детства» (Ю. Лотман. Александр Сергеевич Лушкин. Л.: Просвещение, 1883. с. 13). Ни в одном своем стихотворении он не упомянул отца или мать, теплые воспоминания о детской поре относились или к бабушке Марии Алексеевне, или к няне Арине Родионовне, которые любили мальчика и окружали его заботой и лаской. «Мать с отцом относились к сыну равнодушно, холодно. Он был крайне самолюбив, а родители часто грубо оскорбляли его самолюбие, смеялись над ним; он не прощал этого, замыкался, жил своей жизнью... Родители тяготились им, а он тяготился родителями и думал лишь об одном: как бы вырваться из родительского дома, где так много мелочных дрязг, унижений, внешней пышности и мелочных расчетов малодушного и ленивого отца» (Б. Шатилов. Пушкин). «Заменой мира детства, мира, к которому человек, как правило, обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, мира, в которой он узнает, что доброта, сочувствие и понимание — норма, а зло и одиночество — уродливое от нее отклонение, для Пушкина стал лицей» (Ю. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин). Шесть отроческих лет, проведенных в лицее, были для него поистине счастливым временем. «Представление о лицее как о родном доме, о лицейских учителях как о товарищах, а о лицеистах как братьях окончательно оформилось в сознании поэта в середине 1820-х годов, когда лицейские воспоминания уже слились в картину далекого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в воспоминаниях...» (Ю. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин). Счастливым можно считать и время, когда молодой поэт служит в Коллегии иностранных дел: он спешит окунуться в праздную светскую жизнь, встречается со старыми друзьями, заводит новых, много пишет, бывает в театрах, принимает живое участие в общественной и литературной жизни. Он полон творческих замыслов.

3. Творческий дар поэта пробудился рано. К сожалению, первые поэтические опыты Пушкина не сохранились, до нас дошли произведения, датированные годами пребывания его в лицее. В стихотворном послании к одному из учителей «Моему Аристарху» (1815) Пушкин пишет о том, как у него рождаются стихи: «Сижу ли с добрыми друзьями, // Брожу ль над тихими водами //В дубраве темной и глухой, // Задумаюсь, взмахну руками, // На рифмах вдруг заговорю...» Самым ранним дошедшим до нас стихотворением Пушкина- лицеиста является стихотворение «К Наталье» (1813), написанное в духе любовных посланий того времени. Первым его произведением, появившимся в печати, было стихотворение «К другу стихотворцу» (1814), в котором Пушкин пытается размышлять над темой судьбы художника: он утверждает, что поэт не тот, «... кто рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас ». Уже ранняя лицейская лирика по богатству мыслей, по художественному уровню ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. На лицейском экзамене 1815 года в присутствии восхищенного Державина Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе», в котором сливаются историческая и современная темы: он воспевает сынов России, поднявшихся на защиту Отечества, их мужество и героизм. Стихотворение проникнуто пафосом свободы, мыслями о благоденствии народов там, где нет рабства. Эта мысль ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815), в оде «Вольность» (1817), стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Сказки» (1818), «Деревня» (1819) и др. Вместе с вольнолюбивыми мотивами в поэзии Пушкина звучат мотивы наслаждения жизнью, веселья («Торжество Вакха», «Веселый пир»), усиливаются элегические мотивы, носящие предромантический характер. Но особое место в его ранней (лицейской) лирике занимает тема дружбы, которая останется одной из важнейших тем его поэзии именно благодаря счастливым лицейским годам. К годовщинам лицея будут создаваться стихи-воспоминания с обязательным указанием даты —19 октября. В них — любовь к друзьям, верность лицейскому братству, которые особенно ярко отразились в стихотворении «19 октября» (1825 г.):

...нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей и много писал о дружбе, адресуя друзьям свои послания: «И.И. Пущину», «Послание к Юдину», «Мой первый друг, мой друг бесценный!», «Дельвигу», «Князю А.М. Горчакову», «К Чаадаеву» и др. Безумному светскому обществу, в котором поэту придется жить, он всегда предпочитал тесный круг друзей: «И, признаюсь, мне во сто крат милее // Младых повес счастливая семья, // Где ум кипит, где в мыслях волен я», — так пишет он в 1819 году своему лицейскому товарищу Горчакову. Такая дружба, выросшая на основе общих интересов, — самая высокая.

4. Одной из отличительных особенностей Пушкина как писателя была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. В произведениях, не дошедших до нас, он пробовал свои силы в разных жанрах: баснях, стихотворениях, написал поэму и комедию. В лицейские годы он осваивает жанры элегии, оды, послания, поэмы, комедии, романа. До нас дошло около 120 стихотворений Пушкина-лицеиста, но это далеко не все, что написано им в эту пору. С первых лет своего творчества Пушкин стремился к большим поэтическим формам: он пишет поэму «Монах» (1813), от которой придет к атеистической поэме «Гаврилиада», сказочную поэму «Бова», пробует свои силы в драматургии (большая комедия в стихах «Философ», до нас не дошедшая). В лицее им была начата и поэма «Руслан и Людмила».

5. Южная ссылка станет для поэта счастливейшим временем в силу целого ряда обстоятельств: потрясений «от красот южной природы», знакомства и дружбы с удивительной семьей Раевских, впечатлений от жизни народов Кавказа и Крыма, тесного общения с декабристами. В это время Пушкин много работает над собой и творчески осваивает опыт мирового романтизма. Его поэзия начала ссылки отразила политические настроения и интересы: он пишет в 1821 году стихотворение «Кинжал», призывающее к борьбе с самовластием; в стихотворений «Наполеон» Пушкин размышляет над судьбой бывшего смирителя свободы; в послании «В.Л. Давыдову» выражает надежду на близость революции; в стихотворении «К Овидию» сравнивает свою судьбу изгнанника с судьбой римского поэта Овидия, сосланного императором Августом. Свободолюбивые мотивы навеяны событиями греческого восстания весной 1821 года (стихотворение «Гречанка верная! не плачь, — он пал героем», «Война», повесть «Кирджали»). Размышления над собственной судьбой поэта-изгнанника вызовут целый ряд произведений так называемого «байронического цикла», среди которых стихотворение «Погасло дневное светило...», «Мне вас не жаль, года весны моей...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Земля и море», «Я знаю край...» и др. Пушкинская лирика изобилует романтическими символами: грозы, океана, ночи как поры поэтических настроений, наполняется лирической экспрессией, жаждой идеально прекрасного. Стилистическое разнообразие произведений предшествующих лет сменяется единством романтического стиля, и даже собственное поведение поэта заметно ориентируется на некий единый идеал, которым стал романтический герой. Главными чертами этого героя были одиночество, разочарованность, «равнодушие к жизни и ее наслаждениям», «преждевременная старость», символами этого героя стали образы Узника, Изгнанника, бури, грозы, морской стихии, дикой природы. Эти образы воплотили в себе и личные переживания поэта, и его увлечения Байроном, и тягу к романтическому идеалу.

6. В годы южной ссылки имя Пушкина стало известно всей читающей России. Основу его известности во многом составили поэмы, получившие название «южных» как по месту их создания, так и по специфическому «южному» романтическому колориту, напоминавшему «восточные поэмы» Байрона. В этот цикл вошли поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1823).

Уже в первой своей поэме «Кавказский пленник» Пушкин создает сюжет, соответствующий требованиям романтизма: он переносит действие произведения на Кавказ, где на фоне дикой природы разворачиваются события, главным героем которых становится русский пленник. «Людей и свет изведал он // И знал неверной жизни цену. // В сердцах друзей нашел измену, //В мечтах любви безумный сон... // Свобода! он одной тебя // Еще искал в пустынном мире», — так характеризует поэт своего героя, разочарованного, преждевременно состарившегося душою, ничего и никого в мире не любящего. Попав в плен к горцам, он через некоторое время начинает испытывать интерес к их жизни, обычаям, их свободолюбие и непокорность близки ему, но по-прежнему «таил в молчаньи он глубоком // Движенья сердца своего, // И на челе его высоком // Не изменялось ничего». Влюбленной в него юной черкешенке он не может ответить взаимностью: не посвящая ее в историю своей жизни, пленник скажет о себе: «...умер я для счастья, // Надежды призрак улетел...» Освобожденный девушкой, он приходит к русским постам, обретая свободу. Но что его ждет там, откуда он бежал раньше, — неизвестно. Открытием этой лиро-эпической поэмы стали как сам герой, в котором многие современники увидели «свое собственное отражение», так и образ «юной девы гор» — черкешенки. Открыл поэт для русской культуры и Кавказ: его величественную девственную природу, национальные традиции и обычаи горцев, открыл его гордый свободолюбивый народ. В этой поэме Пушкин впервые попытался осмыслить проблему разочарованности молодого человека того времени, эту «преждевременную старость души», которая стала, отличительной чертой молодежи XIX века» (Пушкин).

7. На вторую половину 20-х и начало 30-х годов пришелся расцвет реалистической лирической поэзии Пушкина. В ней особенно ярко, отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, перипетии его жизни. «Живость, пылкость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами любви, горячий темперамент, влекущий к жизни», — так характеризовал личность Пушкина Н. Чернышевский. Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощенным в стихах о любви.

Тема любви зазвучала в пушкинском творчестве, когда «пора пришла» и отрок Саша Пушкин попытался в поэтическом слове выразить чувство юношеской влюбленности. Отроческие стихи Пушкина-лицеиста еще грешили подражательностью, надуманностью образов, но в них уже угадывался настоящий талант, способность тонко чувствовать и выразить это в слове: «Болезнь любви неизлечима», «Пускай умру, но пусть умру любя!» В юношеских стихах преобладает вымысел и мечта, воображение рисует образ идеально прекрасной возлюбленной; влюбленным, поэтом управляет скорее ожидание любви, чем сама любовь. Подлинная поэзия любви родится с первым чувством любви, вспыхнувшим в период южной ссылки. Образ возлюбленной становится более достоверным, хотя и соединенным с романтической таинственностью. Высокой поэзией исполнены стихотворения «Редеет облаков летучая гряда...», «Храни меня, мой талисман...*, «Сожженное письмо». В них — образ истинно любящего мужчины, преданного возлюбленной, всегда желающего счастья той, которую он любит. Нередко тема любви сливается с лирическим пейзажем, гармонирующим с чувством, которое владеет поэтом. Таковы, например, стихотворения «Кто знает край, где небо блещет...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Ненастный день потух...» и др. В зрелый реалистический период содержание любовной лирики обогащается философскими размышлениями о красоте и божественной сущности женщины. Стихотворения становятся более простыми внешне, но чрезвычайно богаты чувствами, раскрывающими душевный мир героя, способного возвышенно чувствовать и мыслить. «Я вас любил...», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Не пой, красавица, при мне», «Мадона», «Признание» и другие стихотворения раскрывают любовь как глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — чудесный дар жизни. И в этой вере — тайна воздействия поэтического слова Пушкина.

8. Замечательной чертой Пушкина-писателя было его постоянное внимание к политической жизни России и Западной Европы, особенно к революционным и народно-освободительным движениям. Размышления о причинах неудач народных восстаний, изучение истории России привели Пушкина к выводу, что настоящим творцом истории является народ, что исторический деятель успешно правит, если народ его поддерживает, а он заботится о народе. Что происходит в периоды великих социальных потрясений? Как ведет себя народ, что движет им? Размышления над этими вопросами приводят поэта к мысли о создании произведения на тему власти и народа. В 1824 году творческое воображение Пушкина захватывают события конца XVI — начала XVII века. Стремясь воссоздать «одну из самых драматичных эпох новейшей истории» России — время правления Бориса Годунова, Пушкин избирает драматический жанр — трагедию. Именно сценическое действие, в котором события разворачиваются на глазах зрителей, характеры раскрываются наиболее полно и ярко, могло, по мнению Пушкина, решить двоякую задачу его замысла: во-первых, создать произведение, которое на историческом материале решало бы важнейшие вопросы современности — о взаимоотношении власти и народа, о роли народа в истории, и, во-вторых, создать реалистическую, подлинно народную трагедию. Пушкин блестяще осуществил и то, и другое. На избранном пути ему, естественно, не могли помочь ни классицисты, ни романтики. Пушкин обращается к творчеству Шекспира, В. Скотта, изучает «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. Но он пойдет дальше своих учителей: во-первых, сделает главным героем своего произведения народ; во-вторых, покажет обусловленность характера человека, его мыслей и чувств породившей его средой и эпохой. Своим «Борисом Годуновым» он создал такую художественноисторическую трагедию, равной которой не было в то время во всей мировой литературе. Разрушив догмы классицизма, Пушкин развернет действие своей трагедии в разных местах и временных пространствах — на московских площадях, в царских палатах, в лесу, на литовской границе, в год коронации Бориса и вступления на престол Лжедмитрия. Нет в трагедии и романтического разделения прошлого и настоящего, отсутствует авторский субъективизм. Но позиция автора ясна: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!» По Пушкину, нравственная чистота — одно из важнейших качеств монарха. Ее отсутствие ставит под угрозу судьбу всей страны, всего народа.

9. Еще в лицейские годы в своем первом появившемся в печати стихотворении «К другу стихотворцу» (1814) Пушкин, размышляя о роли поэта и поэзии, скажет: поэт не тот, «...кто рифмы плесть умеет // И, перьями скрипя, бумаги не жалеет... // Певцы бессмертные ... // Питают здравый ум и вместе учат нас...» Эту мысль о великом назначении поэта и поэзии Пушкин пронес через все свое творчество, никогда не изменив этому назначению. Программными произведениями на эту тему могут считаться стихотворения «Пророк» (1826), «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэту» (1830), «Поэт и толпа» (1828), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). Во многих его стихотворениях постоянно присутствует мотив сопричастности поэтического дара божественному промыслу («святая лира», «небес избранник», «божественный посланник», «арфа серафима», «душа в заветной лире мой прах переживет»). Вот почему в его стихотворении «Пророк» «глаголом» жечь сердца людей может только тот, кто к этому служению вызывается самим Творцом. Именно по воле Творца глагол — т. е. слово, речь, язык преображенного в Пророка человека обладает чудодейственной силой и может воздействовать на людей. «Пророк* — это стихотворение-метафора и лирическое откровение, в котором утверждается реальное присутствие божественного начала в поэте. Эту же мысль о непохожести художника на других людей, о сопричастности его высшему миру Пушкин утверждает в стихотворении «Поэт и толпа». Его поэзия не продается, она не служит «черни тупой», которая хотела бы диктовать «небес избраннику* свои требования: «свой дар, божественный посланник, //Во благо нам употребляй... » Однако поэт не творит в угоду толпе, он дороже всего ценит свободу, которая дает ему вдохновение и желание творить.

Завершает цикл о назначении поэтаи поэзии стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В нем пророчески провозглашается идея бессмертия поэта, высказывается мысль о значимости истинно народной любви, благодаря которой к поэту (его творчеству) «не зарастет народная тропа». Снова звучит в стихотворении-завещании мотив божественной причастности поэта; призыв «Веленью божию, о муза, будь послушна...» углубляет идею священной природы искусства. Оценивая свои заслуги, Пушкин вместе с тем пророчески утверждает величие поэзии: «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал».

10. Размышляя над историческими реалиями Российского государства, пытаясь осмыслить роль в истории русских самодержцев и народа, Пушкин постоянно обращается к теме Петра I. Для поэта Петр — «один есть целая всемирная история». В «Стансах» (1826) создается положительный образ царя-преобразователя: «Он смело сеял просвещенье...», «Он всеобъемлющей душой // На троне вечный был работник». Поэт призывает царя Николая I, взошедшего на трон: «Семейным сходством будь же горд; //Во всем будь пращуру подобен: // Как он, неутомим и тверд, //И памятью, как он, незлобен*. Тема Петра I углубится Пушкиным в первом прозаическом произведении «Арап Петра Великого», поэме «Полтава» и поэме «Медный всадник». В поэме «Полтава» (1828) запечатлена грандиозная панорама Полтавского боя, в котором Петром была одержана достойная победа над королем Швеции Карлом XII. Поэт воспевает полководческий гений Петра, который «промчался пред полками, // Могущ и радостен, как бой...», поднимая русских воинов в атаку. Победив в Полтавской битве, пируя со своими соратниками, он «за учителей своих // Заздравный кубок подымает». Учителя Петра — это шведы, в сраженьях с которыми Петр учился побеждать и был благодарен сильному противнику за военную науку. Победа в Полтавской битве наглядно показала военную мощь России и укрепила ее международное положение, в чем, несомненно, была огромная заслуга Петра I. Позднее, в зрелый период жизни и творчества, отношение Пушкина к царю Петру I как к преобразователю России приобретет несколько иную окраску. В поэме «Медный всадник» (1833), написанной на основе подлинных фактов наводнения 1824 года в Санкт-Петербурге, основанном, как известно, по воле Петра, на мшистых и топких землях, Пушкин пытается осмыслить неразрешимое противоречие в образе Петра — преобразователя России и виновника массовой гибели народа. Поэт проводит зримую параллель между последствиями природной стихии и результатами преобразований Петра Великого: сошедшего с ума героя поэмы неотступно преследует железный исполин, созданный скульптором Фальконе. Если в начале поэмы поэт изображает Петра, стоящего «на берегу пустынных волн» и полного «великих дум» о создании города, в котором «все флаги в гости будут к нам», который будет «окном в Европу», то далее волей поэта Петр будет восприниматься героем — «маленьким человеком», — как «с простертою рукою кумир на бронзовом коне», «... чьей волей роковой // Под морем город основался... // Ужасен он в окрестной мгле!..» Поэт сделает вывод: «С божией стихией // Царям не совладеть», — и это звучало как грозное предупреждение власть имущим.

11. Пушкину, родившемуся в дворянской семье и воспитанному гувернерами-иностранцами, произнесшему первые слова на французском, повезло, что были в его жизни люди, познакомившие его с русской речью, народным творчеством, народным бытом. Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал много рассказывала внуку о его предках, и, может быть, именно тогда у Пушкина зародились интерес и любовь к русской истории, которые по ходу его становления, творческого роста все чаще ассоциировались с русским народом. Уже в 1819 году в стихотворении «Деревня» поэт «печально замечает // Везде невежества убийственный позор» и направит свой юношеский гнев на то, что является позором российского государства, — «барство дикое», которое «присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». Так в его поэзию приходит мысль о страдании и унижении обездоленных, о народной судьбе. Эту «судьбу человеческую, судьбу народную» Пушкин исследовал в трагедии « Борис Годунов ». Народ, собственно, и есть главный герой трагедии, появляясь в самом ее начале и завершая ее. По мнению поэта, народ — творец истории, подлинная основа государства, без его поддержки бессильны и цари, и бояре. В народе живет неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией, это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против угнетателей. Сила народа — в присущей ему нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца, не прощает и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти. В 30-е годы, став свидетелем крестьянских восстаний, Пушкин остро почувствовал антикрепостнические настроения народа. Крестьянская тема становится центральной в прозе Пушкина 30-х годов. В Болдино он начинает «Историю села Горюхина», в которой планирует обрисовать постепенный упадок крепостной деревни, обнищание крестьянства, произвол помещиков, крестьянский бунт. Безотрадную картину деревенского быта поэт покажет в стихотворении «Румяный критик мой...». В 1832 году Пушкин начинает писать роман «Дубровский», в котором среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношении крестьян и дворян. Особой остроты роман достигает в изображении настроений крепостных крестьян: Пушкин не идеализирует их, показывая, что в среде самих крепостных можно встретить противоречивые отношения, что крепостное право развращает людей, делая их холопами. Есть в романе и образы крестьян, бунтующих против помещиков. Именно крепостнический гнет, жестокость помещиков вынуждают народ бунтовать — таков идейный смысл образов крестьян, и эта мысль Пушкина будет продолжена в «Капитанской дочке». В этой повести он нарисует яркую картину стихийного крестьянского восстания. Народ в произведении не безликая масса. Белогорские казаки, изувеченный башкирец, татарин, крестьянин с уральских заводов, поволжские крестьяне, соратники Пугачева и сам предводитель восстания создают широкую картину народного восстания, которое в изображении Пушкина в силу проявления жестокости и насилия с обеих сторон превратится в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

12. Каждый из нас, читателей, любящих хорошую книгу, может сказать: «Мой Пушкин» — и назовет любимую сказку, стихотворение, поэму, повесть, роман, а может, просто какие-то строки, которые запали в душу, остались в ней, повлияли на нее. «...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...», — говорил о Пушкине В.Г. Белинский. Восстановим его мысль далее: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит ее особенность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека». Это бесспорная истина, ведь и сам поэт, оценивая свое творчество, сказал: «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал...» Читая произведения Пушкина, мы учимся любить: любить Отечество («Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»), любить своих друзей («Мой первый друг, мой друг бесценный...»), любить женщину («Я помню чудное мгновенье: // Передо мной явилась ты, // Как мимолетное виденье, // Как гений чистой красоты»). Пушкин открывает для нас, как «беречь честь смолоду», показывает, как «жалок тот, в ком совесть нечиста», учит, как выстоять в сложные моменты жизни («Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна»). У него мы находим ответы на многие злободневные вопросы нашей жизни: что такое красота? как достичь совершенства? в чем смысл жизни? что может противостоять неумолимо бегущему времени? Результаты его поэтических исканий отчеканены в словесных формулах философского содержания: «Если жизнь тебя обманет, //Не печалься, не сердись! //В день уныния смирись: // День веселья, верь, настанет». Даже в трудные минуты, когда «...я с отвращением читаю жизнь мою, //И трепещу, и проклинаю, //И горько жалуюсь, и горько слезы лью», поэт находит в жизни то, что в любых условиях делает ее прекрасной: «Еще дуют холодные ветры // И наносят утренни морозы, // Только что на проталинах весенних // Показались ранние цветочки; // Как из чудного царства воскового, // Из душистой келейки медовой // Вылетала первая пчелка, // Полетела по ранним цветочкам // О красной весне поразведать, // Скоро ль будет гостья дорогая...» Так, в исканиях, ошибках и прозрениях рождается жизнеутверждающий взгляд поэта на мир и человека в нем; эта жизнеутверждающая энергия через пушкинскую поэзию вливается в души читателей и становится их достоянием.