Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учебного пособия «Русская литература. 9 класс»

«Евгений Онегин»

1. Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное его художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин считал, что ему удалось создать свое «лучшее произведение»; критик В. Белинский, оценивая роман, писал: «...стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе». Что предопределило успех произведения? Он во многом зависел от правильно определенных исходных позиций. Пушкин, как показало время, сделал изначально верный шаг в выборе жанра, образов, эстетических принципов. Он решился привить русской литературе новый жанр — роман в стихах, органично сплавляющий в себе элементы эпоса и лирики: роман требовал широкого эпического взгляда на жизнь, динамики событий, «свободного» развития сюжета, связи с современностью; лирика давала возможность эмоционально-субъективно оценивать события, выразив их в поэтическом слове-образе. В романе в стихах «поэтический сюжет складывается как в лирическом стихотворении: поэтический ход, образ, метафора, словесная формула, система рифм, вообще любое поэтическое высказывание может здесь играть роль события» (В. Непомнящий).

В выборе эстетических принципов Пушкин ориентировался на великого Шекспира. «Взглядом Шекспира» он нацелен охватить жизнь во всей полноте, во взаимодействии положительного и отрицательного. Для воссоздания многогранной панорамы русской действительности придумана «онегинская строфа», состоящая из 14 рифмованных строк, последнее двустишие часто афористично и выражает идею.

Пушкин, наподобие Байрона, вводит в повествование автора, «доброго приятеля» Онегина, однако в пушкинском произведении автор — это не сам поэт, а вымышленный персонаж.

В романе точно обозначены исторические реалии, даже время «расчислено по календарю»; в нем поэт особенно тщательно придерживался принципа объективности: создавая образ героя времени, он не мыслит его вне национальных особенностей воспитания и образования. В портрете молодого человека начала XIX века запечатлены как индивидуальные черты, так и черты, наиболее типичные для представителя дворянского общества. Этот герой отразил в себе и изменения, происшедшие в творчестве поэта на пути от романтизма к реализму: уже в первых главах романа Пушкин придерживается принципа изображения героев на фоне реальной действительности. Эти и некоторые другие особенности романа и определили его успех.

2. Процесс написания романа «Евгений Онегин» растянулся более чем на семь лет (по мнению некоторых исследователей — почти на девять!). За это время страна пережила немало: подготовка к восстанию и само декабристское восстание 14 декабря 1825 года, жестокая расправа с его участниками — казнь пятерых организаторов и ссылка на каторгу сотен декабристов, подвиг их жен, последовавших за мужьями в Сибирь, крестьянские волнения — так называемые «холерные бунты». Значительные перемены произошли и в искусстве: романтизм уступил место реализму. Пушкинский роман, его герои не могут быть поняты вне культурной эпохи. Знаковым явлением 20-х годов XIX века была увлеченность романтизмом, и вот в романе Пушкина романтик Владимир Ленский «из Германии туманной» привез «учености плоды», т. е. увлечение романтизмом, в петербургских гостиных появляется «угрюмый, томный» Онегин, в поисках кумира примеряющий на себя маску байроновского персонажа Чайльд Гарольда. Уездная барышня Татьяна Ларина также подражает героиням любимых романтических романов. Романтическая влюбленность, дружба, стремление к романтическим идеалам — все эти качества присущи каждому из молодых пушкинских героев. Но, по законам жизни и психологического развития личности, именно в юности начинается активное освоение молодым человеком современных ему реалий. Пушкинский роман, все теснее сближаясь с реальностью, обретает качества полноценного реалистического романа, отражающего правду жизни.

3. Гибель Владимира Ленского, молодого мечтателя, романтика, объясняется целым рядом причин и ошибок. Многое объясняет возраст и житейская неопытность. Он впервые оказался в сложной ситуации, столкнулся с «обманом друга» и не сделал никаких усилий, чтобы разобраться в причинах эгоистического «отмщения» Онегина. Юношеская горячность, максимализм, недоверие усугубили конфликтную ситуацию, хотя уже на балу у Лариных исчезла острота эмоций, переменились обстоятельства. Восемнадцатилетний поэт накануне дуэли пытается обдумать случившееся: «Он мыслит...» Но его «ум еще в суждениях зыбкий» не может справиться с трудной задачей. Слишком оторванным от реальной жизни оказался молодой романтик. Ему очень недостает понимания действительности. «Сердцем милый невежда», он воспринимает жизнь и людей как человек, у которого чувство преобладает над разумом. Ленский живет сердцем, он верит в людей, в любовь, в дружбу: «Он верил, что душа родная // Соединиться с ним должна», «он верил, что друзья готовы //За честь его приять оковы», он верит, что у Ольги «что за душа!». Романтическая восторженная вера и пылкость, восторженная мечтательность приводят его к трагическому финалу при первом же столкновении с действительностью. Мудрые пушкинские афоризмы обобщают в романе печальный опыт не только Ленского, но и многих других романтиков, оторванных от жизни: «Цель жизни нашей для него // Была заманчивой загадкой»; «Учитесь властвовать собой»; «К беде неопытность ведет»; «Мы все глядим в Наполеоны...»; «Так люди... от делать нечего друзья» и др.

Мудрый Пушкин, который очень хорошо знал реальную жизнь, передает в судьбе романтика Ленского особенность многих своих друзей-декабристов, у которых возвышенные идеалы сочетались со слабым знанием жизни, оторванностью от реальной действительности, так горько разочаровавшей их.

4. Многозначительно звучит пушкинское замечание о Ленском: «Узнал бы жизнь на самом деле...» Автор романа заметил это, размышляя о судьбе, которая могла бы постичь Ленского, останься он в живых: «Быть может, он для блага мира // Иль хоть для славы был рожден», «...Поэта, // Быть может, на ступенях света // Ждала высокая ступень», — спрашивает Пушкин и продолжает: «А может быть и то: поэта // Обыкновенный ждал удел. // Прошли бы юношества лета: //В нем пыл души бы охладел. //Во многом он бы изменился, // Расстался б с музами, женился, // В деревне, счастлив и рогат, // Носил бы стеганый халат; // Узнал бы жизнь на самом деле...» С каким из вариантов судьбы Ленского согласиться? Белинский считал правильным второй вариант, Пушкин же выбрал для своего героя смерть, считая такой итог столкновения поэта-романтика с действительностью наиболее логичным. Что же касается вопроса авторов учебника о том, знание каких жизненных законов могло предупредить трагедию, то для этого необходимо было время, чтобы узнать о жизни больше. Узнать о том, что жизнь — сложна, что в ней есть темные и светлые стороны, что друзья могут предавать, что люди бывают друзьями от нечего делать, что за прекрасной оболочкой милой девушки может скрываться легкомысленная кокетка. Возможно, он понял бы, что не стоит «простодушно обнажать свою доверчивую совесть» перед людьми, подобными Онегину, который «людей, конечно, знал и вообще их презирал». Безусловно, было бы хорошо, если бы жизнь не свела Ленского с Зарецким, «старым дуэлянтом» и «картежником», человеком подлым и ничтожным, но от которого, к сожалению, зависит общественное мнение, не позволяющее мирно разрешить вопросы дуэли, хотя, конечно, стоило бы просто поговорить друг с другом — и все могло решиться по-другому.

5. Татьяна Ларина — любимая героиня Пушкина, «милый идеал» автора, который соответствовал его представлениям о прекрасном и воплотил в себе русский национальный характер. Даже выбор имени героини говорит о тесной ее связи со всем народным: Татьяна — это имя бытовало в пушкинские времена только в простонародье. Она любила русские песни и сказки, верила в народные приметы, гадала вместе с дворовыми девушками. Лучшие качества личности Татьяны, воспитанные в ней няней, уходят своими корнями в народную почву. Для Пушкина это очень дорого: он сам прекрасно осознавал, какую роль в его жизни сыграла няня Арина Родионовна. Удивительно ли, что свои сердечные тайны, свою первую влюбленность Татьяна открывает няне, по ее совету она гадает о своем суженом? Выросшая в деревне, мечтательная, романтичная, «русская душою» героиня любит природу, и Пушкин отводит описанию отношения Татьяны к природе достаточно строк. Для него, очевидно, важно, что «она любила на балконе // предупреждать зари восход...», что Сама не зная почему) // С ее холодною красою // Любила русскую зиму, // На солнце иней в день морозный, // И сани, и зарею поздной // Сиянье розовых снегов, //И мглу крещенских вечеров». Поэт лишний раз убеждает читателя в душевной красоте Татьяны: ведь человек, любящий природу, умеющий понимать и ценить прекрасное, способен увидеть это прекрасное и в другом человеке, понять чувства и переживания другого, не обидеть, не оскорбить, не обмануть. Неудивительно, что эту особенность Татьяны сразу же увидел Онегин («Я выбрал бы другую, // Когда б я был, как ты, поэт. // В чертах у Ольги жизни нет».). Действительно, в Татьяне — всё от жизни, что дорого и поэту.

6. В последней главе романа герой, а вместе с ним и читатель встретятся с Татьяной снова. Прошло время, и Онегин с трудом узнал в блистательной светской даме, которая ничем не уступала первой красавице Петербурга Нине Воронской, ту самую Татьяну, ту девочку, «которой он // Пренебрегал в смиренной доле». Онегин потрясен ее спокойствием, ее равнодушием, тем, «что ей душу ни смутило, // Как сильно ни была она // Удивлена, поражена, // Но ей ничто не изменило: //В ней сохранился тот же тон, // Был так же тих ее поклон». Но это были внешние изменения, которые не затронули душу Татьяны. «В вихре света» она сохранила в себе индивидуальность, независимость, внутреннюю свободу. Она хоть и изменялась в соответствии с возрастом, новым социальным положением (она — жена достойного человека, боевого генерала, она — хозяйка дома, бывать в котором считают за честь самые знатные особы высшего света), но осталась верна себе, своим идеалам. Ее сутью стали святое чувство долга, честность, супружеская верность, ответственность за свои поступки и благополучие ее близких. Все это выразилось в ее ответе на внезапно вспыхнувшее чувство Онегина. Сколько в этом ответе достоинства, прямоты, высоких чувств! «Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна» — говорит Татьяна Онегину, ни в чем не покривив душою. Такие, как она, шли за своими мужьями на каторгу, ценя превыше всего свое достоинство и свой долг перед близкими людьми. В абсолютной реалистичности своего «верного идеала» Пушкин смог убедиться при жизни.

7. Образ Евгения Онегина — заглавного героя романа — вызвал много споров и противоречивых оценок. Следуя «правде жизни», Пушкин создал образ, реалистически отображающий сложность человеческого бытия. Евгений интересен автору и как герой, в котором «отразился век, //И современный человек // Изображен довольно верно, как психологически противоречивый характер, неординарная натура. Автор, «добрый приятель» Онегина, изучил своего героя достаточно глубоко. Многое, что в Онегине ценит и уважает автор, говорит о герое как о незаурядной личности, которую ждет большое будущее. Но автор не может не замечать множества противоречий Онегина. Разобраться в них очень непросто. Его интеллектуальные интересы широки, хотя он и обучен «чему-нибудь и как-нибудь». Он жаждет посвятить себя серьезному делу — но «труд упорный ему был тошен». Ему хочется что-то изменить в своей жизни — но он выбирает для себя позу разочарованного в жизни романтика. Русский по происхождению — но рядится в плащ байроновского Чайльд Гарольда. Прекрасно понимающий душу и состояние романтика Ленского — но убивающий его на дуэли. Не оценивший чувств влюбленной в него Татьяны — но готовый пасть к ее ногам при встрече в Петербурге. Где он настоящий, а где рядится в избранную им для света маску? Что скрывается за двойственностью «опаснейшего чудака» и в чем состоит подлинная сущность его натуры? Все это интересно автору, в этом он приглашает разобраться и своих читателей.

8. Образ Евгения Онегина обобщает собой все, что Пушкин воплотил в героях своих «южных поэм» — кавказском пленнике и Алеко. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее, чувства его охладели, желания исчезли. Но теперь перед читателями не условный романтический герой. Онегин—социальноисторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и особенностями той среды, в которой он сформировался. Белинский сказал об Онегине и о людях этого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется, но он ...очень хорошо знает, что ему не надо, чего ему не хочется: того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Он не нашел применения своим способностям, своим задаткам; разочарованный пустой жизнью светского общества, он попытается воплотить в жизнь свои высокие намерения в деревне, где «ярем он барщины старинной // Оброком легким заменил; //И раб судьбу благословил ». Однако эта деятельность не была ему интересна да и «труд упорный ему был тошен». Попытка читать ни к чему не привела: книги или не удовлетворяли его запросов или только укрепляли его мысли и чувства. Незаурядный его ум и критическое отношение к жизни поставили его над дворянской толпой, он презирал людей и обрек себя на одиночество. Спасти от «душевной пустоты» не смогла любовь: Онегин побоялся сильного чувства, так как выше всего ценил «вольность и покой», он испугался «шепота и хохотни глупцов», сплетен Зарецких и убил на поединке друга. Не рассеяли его скуки, не заполнили жизненной пустоты странствия, вспыхнувшая любовь к Татьяне не нашла ответа. Он никому и даже самому себе не был нужен. Так в образе Онегина в литературе зарождается тип «лишнего человека», который был настолько распространен, что, по словам А. Герцена, «каждый роман, каждая поэма имели своего Онегина, т. е. человека праздного, бесполезного... чужого в своей семье, в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро...».

9. «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или она убила все силы души его, и безотрадная тоска обратилась в мертвую холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» — так писал о герое в своей статье «Евгений Онегин» критик В.Г. Белинский. Анализируя этот образ, Белинский скажет о герое много добрых слов: «Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, в душе его жила поэзия... он был не из числа обыкновенных... людей», «Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание...», «Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро... оставил его, как это делают слишком немногие...» Другой же известный критик Н.А. Добролюбов, размышляя над романом более чем через 30 лет после его написания, дал в своей статье «Что такое обломщина?» резко отрицательную характеристику Онегина. Не отрицая в нем положительных качеств, Добролюбов пишет: «...над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина (т. е. лень), которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Критик И. Киреевский заявлял: «Онегин есть существо совершенно обыкновенное и ничтожное...» Писатель А. Герцен заметил об Онегине: «Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия... в этом обществе он осужден жить... нет ничего общего между ним и народом... он никогда не станет на сторону правительства и... никогда не умеет стать на сторону народа».

Вы прочитали роман, услышали мнение критиков. У вас, конечно же, есть и собственное мнение. Выскажите его. Дискутируйте, друзья!

10. В пушкинском произведении, как, кстати, и в любом хорошем произведении, герои всегда стоят перед проблемой выбора. Как сделать правильный выбор? Какой выбор обеспечивает успех? Где увидеть примеры верно сделанного выбора? Ответ на эти вопросы автор дает образом Татьяны. Именно ее выбор кажется автору достойным. Во-первых, он выделяет, как очень важную, общественную роль Татьяны- княгини. Логично полагать, что «законодательницей зал» Татьяна стала не только благодаря женскому обаянию, но и своему уму, образованности. Надо иметь широкий кругозор, быть интересной собеседницей, чтобы вести разговор «с послом испанским», постоянно поддерживать в салоне «порядок стройный олигархических бесед», чтобы ни в чем и никогда не уронить достоинство своего заслуженного мужа, «изувеченного в сраженьях» генерала.

В придворном обществе, где чувствует себя лишним Евгений Онегин, Татьяна играет значимую роль.

Облагораживающее влияние ее личности ощущает на себе не только ее муж, но и все окружающие: «Старушки улыбались ей; // Мужчины кланялися ниже, // Ловили взор ее очей...» Так Пушкин подчеркивает важную мысль: в любом обществе ценятся искренность, добросердечие, порядочность, простота, уважение к людям, высокие моральные принципы. Общество не может существовать без таких людей. Но и человек не может существовать вне общества — к такому выводу приводит поэт своего читателя.