Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учебного пособия «Русская литература. 9 класс»

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

1. Жизнь великого русского поэта М.Ю. Лермонтова с момента его рождения была омрачена тяжелой семейной драмой. Его мать Мария Арсеньева принадлежала по материнской линии к знатному аристократическому роду Столыпиных, богатых, влиятельных, всегда занимавших высокие государственные посты в Российской империи. Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, твердо знала, что и зять ее будет из такого же славного и богатого рода. Однако жизнь распорядилась иначе. Мария, относившаяся к типу мечтательных и излишне впечатлительных барышень, начитавшаяся сентиментальных романов, влюбилась и вышла замуж за обедневшего помещика неизвестного роду-племени, старше ее на восемь лет, красивого и статного, но не способного дать своим будущим детям ни богатства, ни титула, ни, что было самым главным, знатной родословной. Согласно семейному преданию, род Лермонтовых ведет свое происхождение от шотландского барда-сказителя Томаса Лермонта. Его потомки чаще всего поступали наемниками в армии разных правителей; один из них оказался в России в армии Михаила Романова, верно служил ему, за что и был пожалован царем дворянством и землями под Тулой. (Позже юный Лермонтов услышит от отца легенду о том, что шотландские его предки ведут свой род от знатного испанского герцога Франсиско Лермы, занимавшего высокое положение при дворе испанского короля Филиппа III и бежавшего в Шотландию после смерти короля.) Михаил Лермонтов поверил в эту легенду. Бабушка не поверила и презирала своего незнатного зятя. Мало того, после смерти дочери (мать Лермонтова умерла от чахотки, когда маленькому Мише было чуть больше двух лет) бабушка выдвинула зятю условие: все ее богатство и знатные титулы перейдут к внуку, если его отец откажется от всех прав на сына и будет видеться с ним лишь по ее разрешению. Отец к этому времени увяз в долгах и не мог дать сыну должного образования и высокого положения. Он вынужден был согласиться, обрекая Михаила на полное сиротство. И если ласку матери могла заменить любовь бабушки, то отца ему не заменил никто. Редкие встречи по праздникам еще больше усугубляли одиночество, боль от которого не раз выльется в горькие строчки: «Ужасная судьба отца и сына // Жить розно и в разлуке умереть...»

2. Бабушка, бесконечно любившая своего единственного внука, понимала, как важно дать ему хорошее образование. Она не жалела никаких средств для того, чтобы нанять внуку самых лучших учителей из Москвы и Петербурга. Он получил великолепное домашнее образование, знал несколько языков, прекрасно играл в шахматы, играл на фортепиано и скрипке, сочинял музыку, великолепно рисовал, писал стихи, рано начал заниматься переводами с разных языков, много читал. Подлинным его кумиром стал английский поэт-романтик Дж. Байрон. По просьбе бабушки Михаил был зачислен в Московский благородный пансион — привилегированное учебное заведение для детей аристократии. Он хорошо учился, много писал. В 1830 году он поступает в Московский университет, из которого был отчислен в 1832 году за пропуски занятий. Лермонтова возмущала атмосфера, царившая в университете: доносы, слежка, проследование за свободомыслие. Лермонтов решает делать военную карьеру и уезжает в Петербург, где поступает в юнкерскую школу. Два года однообразных будней, муштры и казармы, тех же доносов, слежки и никакого свободомыслия.

3. Исключенный из Московского университета, Лермонтов попытался поступить в Петербургский университет — ему было отказано. По совету знакомых он поступил в юнкерскую кавалерийскую школу, которая готовила будущих офицеров. Многие из них после школы служили в лейб-гвардии гусарском полку, стоявшему в Царском Селе, почти в Петербурге. Это привлекало Лермонтова. К тому же офицерство всегда было особой средой, среди них было много людей с передовыми взглядами, из этой среды, как известно, вышли многие декабристы. К сожалению, время было другое. Учеба в юнкерской школе характеризуется как «два страшных года», отданные бессмысленной муштре и парадам, пребыванию в казарме, где запрещалось читать даже художественную литературу. Но и здесь ночами, прячась в дальних классах, Лермонтов читал или писал. После окончания юнкерской школы Михаил Лермонтов становится корнетом лейб-гвардии гусарского полка. В этом привилегированном полку несли военную службу представители самых известных аристократических семей России. Очень быстро он входит в высшее общество, где приобретает репутацию «светского льва», пользуется успехом у дам. В этом обществе у него немало друзей, но и врагов не меньше: его злого язвительного языка боятся многие.

4. Большое место в поэзии М. Лермонтова занимает любовная лирика. Надо сказать, что даже в ранний период своего творчества эти стихотворения обнаруживают такое богатство содержания, что становятся похожими на миниатюрный «лирический роман» со своим сюжетом, глубоким философским обобщением, выражающим позицию автора. И даже адресованные конкретному человеку — В. Лопухиной, Е. Сушковой, Н. Ивановой и другим женщинам, они не всегда посвящены только конкретному событию или отношениям поэта с адресатом стихотворного послания: Лермонтов раздвигает рамки стихотворения, «прививает» ему ростки иных жанров. Такова, например, миниатюра «Нищий», адресованная Е.Н. Сушковой. Двенадцать строк, три строфы. Из них лишь последняя непосредственно обращена к адресату. Две же первые представляют самостоятельную картину. Вспомним стихотворение.

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою,

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Скрытый лиризм произведения обнаруживает себя в последнем четверостишии, где поэт выражает свои чувства, «навек обманутые» возлюбленной. Страдания нищего оттеняют страдания лирического героя, который обманут любимой, как нищий — жестокими людьми. В стихотворении о любви возникает глубокая философская тема отношения людей к страданию другого человека. Любовная лирика Лермонтова, в основном, носит трагический характер. Начало этой трагической ноте положила несчастная любовь поэта к Вареньке Лопухиной, которая была его музой и которой он адресовал много стихов (часто они скрывают адресата под буквой «К...»): «Не привлекай меня красой...», «Мы снова встретились с тобой...», «Расстались мы, но твой портрет...» и многие другие.

5. В ранний период творчества (до 1837 г.) Лермонтов в основном выступает как поэт-романтик. Его юношеская лирика — это поэтический дневник человека, углубленного в познание самого себя, противопоставляющего себя обществу, окружающей его пошлой и ничтожной жизни. В своих лирических раздумьях Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления, говорит о своей жажде применить на практике богатые силы свой души, талант и знания. «Мне нужно действовать, я каждый день // Бессмертным сделать бы желал...», — заявляет молодой поэт в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Среди огромного количества стихов этого периода — «Парус», «Я жить хочу! хочу печали», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Жалоба турка», «Предсказание», «Наполеон», «Мой демон», «Монолог», «Один среди людского шума...», «Одиночество» и др. Вершиной лермонтовского романтизма стали кавказские поэмы «Демон» и «Мцыри». И в них романтический герой ощущает себя «избранным», И хотя душа его стремится обрести покой и гармонию, он не в силах избавиться от мучительного одиночества, которое становится расплатой за независимость и свободу. Героя переполняют взаимоисключающие чувства — тоска по невозможному и озлобленность на окружающий мир. Романтический герой у поэта — это вечный оппозиционер. В одном из лучших стихотворений этого периода « Нет, я не Байрон, я другой... * поэт противопоставляет себя Байрону, толпе, океану жизни, самому Богу, восстает против всего мира. Он, подобно парусу, «гонимый миром», плывет по жизни, лишенной для него цели и смысла.

6. Вся жизнь Михаила Лермонтова так или иначе связана с Кавказом. Одним из самых ярких событий детства стала первая поездка на Кавказ, куда бабушка повезла внука поправить его слабое здоровье. Он полюбил Кавказ, его величественную девственную природу, наблюдал с интересом нравы горцев, их праздники, игры, легенды и предания. На Кавказе поэт испытал и первую влюбленность в «девочку лет девяти... ее образ и теперь еще хранится в голове моей...» — напишет он позднее в дневнике. Кавказская тема станет наиболее значимой в творчестве писателя, произведения о Кавказе займут большое место среди ранних романтических произведений: четырнадцатилетний Лермонтов напишет поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи», « Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», целый ряд стихотворений. Произведения о Кавказе Лермонтов создавал в разные годы уже будучи воспитанником университетского пансиона, студентом Московского университета, юнкером в школе. Кавказ станет местом действия его «вершинных произведений» — поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени». По злой иронии судьбы именно Кавказ станет местом ссылки, военной службы и гибели поэта.

7. Поэму «Демон» можно назвать одной из вершин « высокого» романтизма в русской поэзии и делом всей жизни Лермонтова. Он задумал поэму в 9 лет, а к концу жизни написал уже 7 ее редакций. Романтический образ Демона — носителя вселенского зла — привлекал поэта, как и многих других писателей и поэтов. Лермонтов по-новому взглянул на этот образ. Он увидел в нем страдающую душу, которая жаждет любви и перерождения в носителя добра. Своей любовью к Тамаре он пытается искупить свой грех и избавиться от вечного одиночества: «Хочу я с небом примириться, // Хочу любить, хочу молиться, // Хочу я веровать добру». Но Демон обречен оставаться носителем зла, обречен на вечное скитание Богом-отцом за свою непомерную гордость. Законы мироздания сильнее желания гордой личности переродиться. Уязвленный тем, что ангел забирает на небо душу Тамары, которую он считал своей, «...проклял Демон побежденный // Мечты безумные свои, //И вновь остался он, надменный, // Один, как прежде, во вселенной // Без упованья и любви!..»

8. Начинал свою военную службу М. Лермонтов в лейб-гвардии гусарском полку, где служили представители самых знатных аристократических семей. С виду погруженный в шумную, сначала юнкерскую, а потом и офицерскую жизнь с ее грубоватыми «шалостями и буйными развлечениями», затем в жизнь светскую, Лермонтов скоро ощутит отвращение к этой пустой и скучной суете. Он тщательно скрывает от посторонних свою духовную жизнь, много читает и пишет («Боярин Орта», «Маскарад», пьеса «Два брата», роман в стихах «Сашка», роман в прозе «Княгиня Литовская», многочисленные стихотворения). Стремительные изменения в жизни и военной службе произойдут 20 февраля 1837 года: после появления стихотворения «Смерть Поэта» он будет арестован и отправлен на гауптвахту, а потом переведен в Нижегородский драгунский полк, который находился на Кавказе; потом, по просьбе бабушки, его переведут в гусарский полк, стоящий вблизи Пскова. Прослужит он там не более двух месяцев. Император изъявит волю, даст полное прощение «корнету Лермонтову» и согласится на его восстановление в лейбгвардии гусарском полку. Служба в этом полку не доставляла особых хлопот и позволяла много работать над произведениями «Тамбовская казначейша», «Песня про купца Калашникова», новыми редакциями «Демона», стихотворениями «Дума», «Поэту» и другими. Но участие Лермонтова в «кружке шестнадцати», дуэль с сыном французского посланника Баранта снова все изменят в его жизни. Решением самого царя Николая I поручик Лермонтов переводится в Тенгинский пехотный полк и должен отбыть в места боевых действий на Кавказе. Обстановка там была слишком сложной, но Лермонтов был храбрым офицером, не боялся смерти и даже возглавил отряд, весьма успешно воевавший с горцами. Вскоре он был представлен и к переводу в гвардию, и к ордену святого Владимира III степени, и к именному золотому оружию с надписью «За храбрость». Однако ни одно это представление царь Николай I не поддержал. Предоставленный отпуск был прерван, и поэт должен был отбыть на службу в течение 48 часов. Больше вернуться в Петербург он не смог. Военная тема отразилась во многих произведениях: «Бородино», «Сон», «Завещание», «Два великана», «Герой нашего времени», «Валерик» и др.

9. Свой последний отпуск Лермонтов получил благодаря постоянным хлопотам бабушки. Целых два месяца он мог провести в Петербурге. Все складывалось, казалось, благоприятно для поэта. Он смог увидеть вышедший в октябре 1840 года свой первый сборник, в который вошли его лучшие стихи; в феврале вышло второе издание «Героя нашего времени». В журнале «Отечественные записки» была напечатана статья В. Белинского, в которой он назвал Лермонтова первым поэтом и продолжателем пушкинской традиции в русской литературе. По воспоминаниям близких людей, в это время поэт был по-настоящему счастлив.

Его везде отлично принимали: и в светском обществе, и в литературных салонах. Лермонтов заслужил своим творчеством признание публики и интерес к себе как к талантливому русскому писателю. Но счастье оказалось недолгим. Были отклонены ходатайства о награждении Лермонтова за храбрость, проявленную на войне, потом отпуск был неожиданно прерван и поэту следовало в течение 48 часов покинуть Петербург и отбыть на Кавказ. Лермонтов уезжал разочарованный и озлобленный. Свидетельством его дурного настроения стало стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Он решает выйти в отставку и заняться только литературным творчеством. Накануне отъезда Лермонтов побывал у гадалки, которая сказала, что в Петербург он больше не вернется и что его ждет совсем другая отставка.

10. Можно только догадываться, в каком настроении Лермонтов прибыл в Ставрополь 9 мая 1841 года. Ему следовало ехать к месту боевых действий, но он уговорил своего друга и двоюродного брата Александра Столыпина бросить жребий и довериться судьбе. Судьба выбрала Пятигорск, словно вела поэта к роковой развязке.

В Пятигорске Лермонтов встретил своего знакомого по юнкерской школе Николая Мартынова. На одном из вечеров в доме генерал-лейтенанта Верзилина, у которого собиралась аристократическая молодежь, между Лермонтовым и Мартыновым произошла ссора. Лермонтов, не испытывая к Мартынову неприязни, тем не менее зло пошутил над ним. Мартынов, обидчивый и мстительный, расценил это как оскорбление и вызвал Лермонтова на дуэль. Все присутствующие приняли это за глупую шутку: Лермонтов был известным стрелком, Мартынов стрелял плохо. Друзья даже привезли к месту дуэли ящик шампанского, чтобы выпить за примирение. Секунданты уже хотели развести дуэлянтов, как Лермонтов сказал: «Я в этого дурака стрелять не буду» — и выстрелил в воздух. Мартынов же выстрелил в Лермонтова. Его пуля пробила сердце и легкое поэта, он умер практически сразу. Вскоре разразилась небывалая гроза, которая не дала возможности увезти тело Лермонтова в Пятигорск. Лишь несколько часов спустя он был перевезен в город. В 1842 году по личному разрешению царя бабушка перевезла прах поэта в свое поместье Тарханы.