Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учебного пособия «Русская литература. 9 класс»

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

1. Слово-термин «Просвещение» в сочетании со словом «эпоха» — эпоха Просвещения — обозначает историко-культурный период. В русском языке слово «просвещение» имеет значение «передача знаний кому-либо, образование». Во всех языках термин «Просвещение» восходит к корню «свет». Речь идет о «свете» человеческого разума, опираясь на который, как считали просветители, путем правильного воспитания и образования можно создать совершенное человеческое общество. Представителями этой эпохи был Свифт, Дефо (Англия). Вольтер, Дидро, Руссо (Франция), Шиллер, Гёте (Германия). Русское Просвещение представляют М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Радищев, Н. Новиков, Ф. Прокопович, В. Тредиаковский, А. Кантемир. Деятельность просветителей основывалась на принципах безграничной веры в возможности человеческого разума, опираясь на который они мечтали перестроить весь мир. Коренным образом изменилось отношение к человеку и его возможностям. Если раньше все определялось сословными привилегиями, то сейчас многое стало зависеть напрямую от личных качеств и талантов самого человека.

Просветители боролись с политическим деспотизмом, церковным фанатизмом, расовыми и национальными предрассудками, злоупотреблением родительской властью.

Своим оружием просветители избрали слово. Они считали, что проповедь философа, выступление поэта могут изменить мир. Лучшие писатели XVII— XVIII веков были просветителями. Так, Ф. Прокопович выступал за распространение «не токмо Священного Писания», но и светского учения, поддерживая петровские реформы. Н. Новиков в своих журналах «Трутень» и «Живописец» резко критиковал праздность и невежество дворян. Он активно занимался издательской и просветительской деятельностью: опубликовал около 1000 наименований книг, организовал книготорговлю в нескольких провинциальных городах, открыл бесплатную библиотеку в Москве и др. А. Радищев своим творчеством положил начало инакомыслию в русской литературе, поставив ее в оппозицию к власти. Радищев, как и другие писатели-просветители, видел основные причины социальных бед в несовершенстве самого человека и считал, что изменить ситуацию можно только путем образования (просвещения) и самосовершенствования человека. Чем человек просвещеннее, тем он нравственнее.

2. В первую очередь, таким просвещенным и высоконравственным человеком, по мнению просветителей, должен быть монарх. Эта идея «просвещенного монарха* как нельзя лучше воплотилась в личности Петра I, который сделал время своего правления временем невиданных ранее изменений во всех сферах жизни российского государства. Россия не видела раньше таких правителей. Молодой, энергичный, умный, образованный, знающий несколько языков, он тем не менее все время учился: учился воевать, создавать флот, одерживать победы над внутренними и внешними врагами, учился строить государство. При Петре Великом Россия стала могущественной державой с чудесной столицей, построенной по европейскому образцу. Петр I, как ни один монарх, понимал, как важно иметь единомышленников, которые помогали бы ему сдвинуть страну с места, на котором она находилась веками. Благодаря стараниям Петра были открыты новые учебные заведения, Академия наук и Академия искусств. Петр посылал учиться за границу за государственный счет не только боярских детей, но и простолюдинов; он ценил людей не по родовым титулам и богатству, а по их уму, нравственным качествам, готовности служить Отечеству.

3. В XVIII веке в европейском искусстве господствующим направлением становится классицизм — художественная система, в основе которой лежало стремление построить искусство по законам строгой логики. Классицизм, не требуя от художника оригинальности, ориентировал его на выполнение вечных и единых законов, по которым должно создаваться произведение искусства. Во-первых, образцом, эстетическим идеалом искусства объявлялось античное искусство, примеру которого должен был следовать каждый художник. Во-вторых, искусство должно было выполнять дидактическую (воспитательную) задачу, формируя у человека систему ценностей, в которой на первом месте стояло Отечество (государство, монарх), затем семья и только потом — личное счастье.

Одним из основных правил классицизма стала нормативность. Все жанры делились на «высокие», «средние» и «низкие». Нормой определялся выбор темы и героя, языковые особенности произведения. Отступление от норм было невозможным.

4. Русская литература восприняла классицизм совершенно естественно, так как еще в древнерусской литературе существовала строгая система жанров, определенная нормативность. Как и западноевропейские, русские просветители считали необходимым наличие в государстве сильной власти. Но если в Европе классицисты создавали обобщенный образ идеального правителя, то в России такой идеал монарха воплотился в Петре I. Поэтому русских писателей интересовали не столько античные сюжеты и герои,

сколько русская история; для русского классицизма было характерно активное обращение к национальноисторической тематике, наибольший интерес в которой вызывало недавнее прошлое. Русский классицизм имел ярко выраженную сатирическую направленность, которая проявилась в создании произведений «низких» жанров — басни, сатиры, комедии.

5. Начало классицизма в России связано с эпохой Петра I, а его расцвет пришелся на время царствования Екатерины II. При ее более чем 50-летнем правлении Российская империя пережила «золотой век» политического могущества и культурного расцвета, что отразилось в первую очередь в монументальных произведениях архитектуры и скульптуры: величественных дворцах и памятниках Санкт-Петербурга и Москвы (здание Московского университета, дом Пашкова в Москве; Таврический дворец, Казанский собор, Адмиралтейство в Петербурге и др.; памятник Суворову, памятник Минину и Пожарскому, памятник Петру I и др.).

На стыке просветительской традиции и классицизма развивался жанр портрета. Парадный портрет должен был демонстрировать высокое положение и значимость человека. Существовал также камерный портрет, который изображал человека в домашней обстановке. Жанр портрета получил широкое распространение и отразил меняющийся дух великой эпохи.

6. Сентиментализм (от англ, чувствительный) — направление в европейском искусстве середины XVIII века, представители которого особое внимание придавали чувству, жизни сердца. Их герои замечательны не государственными делами или воинскими подвигами, а душевными качествами, глубокими переживаниями, богатой внутренней жизнью.

В русской литературе это направление не получило широкого развития.