Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учебного пособия «Русская литература. 9 класс»

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

1. В личности и судьбе Ломоносова ярко воплотился просветительский идеал человека, который многого может добиться благодаря своему уму, таланту и трудолюбию. Биография М.В. Ломоносова — это биография истинного «самородка* из народа, который воплотил в себе его лучшие качества. Родившийся в семье крестьянина-помора, обреченный жить так, как жили его деды и прадеды, Ломоносов смог самостоятельно обучиться грамоте и продолжить свое обучение дальше. Уйдя из родительского дома, оставшись без всяких средств к существованию, переживая «несказанную бедность», юноша начинает учиться в Славяно-греколатинской академии, терпит насмешки одноклассников, которые были вдвое моложе его, и... делает отличные успехи, пройдя за год сразу три класса. В числе лучших он был направлен на учебу в Германию, где проявил свои многогранные интересы, занимаясь философией, физикой, математикой, горным делом, химией. Не может не удивлять его блестящая академическая деятельность, в которой одно научное открытие следовало за другим практически во всех известных тогда науках: астрономии и географии, геологии и металлургии, навигации и мореплавании, истории и искусстве. Многие идеи Ломоносова получили научное подтверждение лишь спустя 100-200 лет, когда появилось надлежащее оборудование. Очень верно заметил А.С. Пушкин, назвав М. Ломоносова «первым нашим университетом ».

2. В.Г. Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы», подчеркнув тем самым значение ученого как великого реформатора русского языка и литературы. Ломоносов продолжил реформу стихосложения, начатую В. Тредиаковским, распространив тонический принцип на все русское

стихосложение; он показал выразительные возможности ямба, применил сочетание мужских и женских рифм. Предложенные Ломоносовым правила стихосложения стали основой русской поэзии: по ней учились писать «вирши» по-новому. В 1758 году Ломоносов разработал свою знаменитую теорию «трех штилей», дав, таким образом, начало реформе русского литературного языка. В основу ее Ломоносов положил общенациональный язык. Все его слова, по мнению Ломоносова, по стилистической окраске делятся на три рода. В зависимости от количественного смешения слов трех групп создается тот или иной стиль: «высокий» — церковнославянские и русские слова, «средний» — русские слова с небольшим количеством церковнославянских, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских. Каждому стилю соответствуют определенные литературные жанры. Теория «штилей», предложенная Ломоносовым, стала ярким примером образцовости и порядка в литературе с точки зрения классицизма: теперь, приступая к сочинительству, русские писатели четко представляли себе, в каком жанре будут писать и какие слова использовать.

3. Ломоносов был не только великим ученым, но и лучшим поэтом своего времени. Гражданин-патриот, Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе государства, общества, народа. Его волновали и воодушевляли события, имеющие важное значение для страны. Основным и любимым его жанром стала торжественная ода, дающая возможность для публичного выражения чувства национальной гордости. Ода — это торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами. Ода должна выражать восторг, воодушевление автора. Поэтому ей были присущи приподнятый, торжественный язык, риторические вопросы, восклицания, обращения, олицетворение отвлеченных понятий (науки, победы), образы богов и богинь, преувеличения.

Все эти возможности оды широко использовал Ломоносов, прославляя победы русских над врагами («Ода на взятие Хотина»), различные торжественные даты («Ода надень восшествия... на престол... Государыни императрицы Елисаветы Петровны*). Писал он и оды, посвященные научным и религиозным темам («Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве» и др.), тем самым значительно расширив границы оды как жанра.