История создания повести. Н. В. Гоголь задумал создать произведение «Шинель» уже в 1836 году, когда он поспешно уехал из России в Европу. По свидетельству П. В. Анненкова1, источником сюжета повести стала история чиновника, потерявшего ружьё: «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200. В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, когда, как взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнав о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспомнить без смертельной бледности на лице».
С. Бродский. Иллюстрация к повести «Шинель»
Н. Гоголь несколько изменил основной сюжет, рассказав в своей повести историю жизни чиновника, копившего в течение долгого времени не на ружьё, а на шинель. Такая замена обусловлена тем, что Гоголь никогда не интересовался оружием, не был охотником, но знал толк в хорошей одежде, даже коллекционировал её. Писателю было важно показать, что происходит с человеком, лишившимся необходимой, жизненно важной вещи (в данном случае — тёплой шинели, без которой не прожить в России зимой). Гоголю самому пришлось испытать тяготы скудного быта мелких чиновников.
1 Павел Васильевич Анненков (1813—1887) — русский литературный критик, историк литературы и мемуарист.
Произведение о чиновнике, который долго копит на шинель, приобретает её, теряет и через некоторое время, простудившись, умирает, может показаться незамысловатым, очень простым, однако и образ центрального героя, и сам сюжет повести имеет особую значимость в творчестве Гоголя.
Впервые «Шинель» появилась в третьем томе «Сочинений Николая Гоголя», вышедшем в свет в начале 1843 года. Она была опубликована среди других повестей: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего», «Рим». Кроме «Коляски» и «Рима», все эти произведения называют «петербургскими повестями». Это определение не принадлежит самому Гоголю, но оно очень удачно объединяет их в один цикл. Для всех этих повестей характерна атмосфера большого столичного города, острота конфликтов, переплетение реального и фантастического, обращение к теме «маленького человека» («Записки сумасшедшего», «Шинель»).
Повесть «Шинель» произвела сильнейшее впечатление на современников, несмотря на то, что она была напечатана почти одновременно с главным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842). Прочитав её, Белинский сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». «Колоссальным произведением» назвал «Шинель» русский писатель и общественный деятель А. И. Герцен. Глубокий гуманистический смысл повести увидели многие прогрессивные русские критики и читатели.
Обратимся к тексту повести
1. «Для того, чтобы постичь Гоголя... надо или родиться Гоголем, или, совершенствуясь духовно, преодолев в себе читательские стереотипы и мыслительную инерцию, научиться читать и мыслить заново», — писал в своей статье «Во что верил Гоголь» современный русский писатель Виктор Астафьев.
Чем интересно для вас было чтение повести «Шинель»? Понятны ли вам моменты фантастического в ней?
Мнение писателя
«Поверхностный читатель увидит в этом рассказе лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный — не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть насмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое «заставляет задуматься», не поймет, о чём же написана «Шинель». Подайте мне читателя с творческим воображением — эта повесть для него!»
В. Набоков
Какую, по вашему мнению, цель поставил перед собой Гоголь, обратившись в своей повести к проблеме «маленького человека»?
2. В начале повести Гоголь знакомит нас с мелким чиновником, портрет которого о многом говорит читателю: «…в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на
вид подслеповат, с небольшой лысинкой на лбу...». Однако несколько насмешливый тон повествования меняется.
Что мы чувствуем и видим далее в описании Гоголем своего героя?
3. Прочитайте отрывок из текста от слов: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения...» и до конца абзаца «...свет признаёт благородным и честным» и поразмышляйте, почему чиновники, такие же, как и Акакий Акакиевич, позволяют себе насмехаться и издеваться над ним? С какой целью Гоголь вводит здесь эпизодический образ молодого человека? Как в этом эпизоде меняется тон повествования?
Кукрыниксы. «Оставьте меня... Зачем вы меня обижаете?»
Углубимся в текст повести
4. Каков же внутренний мир Акакия Акакиевича? Даёт ли нам право Гоголь думать о нём как о бесчувственном человеке?
5. Как описывает Гоголь состояние души Акакия Акакиевича, его естественные человеческие порывы в эпизодах, связанных с пошивкой новой шинели?
6. Обратите внимание на скрытую в повести антитезу: Акакий Акакиевич, с удовольствием переписывающий дома служебные бумаги, и «значительное лицо», репетирующий перед зеркалом своё поведение в новой должности и звании. Какие мысли вызывает у вас сравнение Акакия Акакиевича и «значительного лица» в домашней обстановке? В чём смысл этого противопоставления?
7. «Самый торжественный» день в жизни Акакия Акакиевича становится для него днём жизненной катастрофы. Как же ведёт себя герой повести в труднейшей для себя ситуации? Способен ли этот несчастный и униженный человек к протесту?
8. Почему, изображая крушение самых долгожданных надежд Акакия Акакиевича, Гоголь обращается к фантастическому гротеску?
9. Многим может показаться, что чиновник, снимающий чужие шинели, — это определенно Акакий Акакиевич, то есть его призрак. Но В. Набоков считает, что «Гоголем намеренно замаскирована самая важная информация, главная композиционная идея повести. Человек, которого приняли за бесшинельный призрак Акакия Акакиевича, — ведь это человек, укравший у него шинель». Что даёт право В. Набокову утверждать это?
Мнение литературоведа
«В свете проникновенных слов о человеческом в Акакии Акакиевиче («Я брат твой») мы уже иными глазами смотрим на смешное и забавное в нём. Смех заставляет отнестись к человеку с пониманием, с сочувствием... И не одному читателю, по мере развития повести, становилось не по себе, что он мог вначале посмеяться над причудами и недостатками этого гонимого и страдающего существа. В расчеты Гоголя как художника-гуманиста, без сомнения, входило намерение вызвать это «раскаяние».
Ю. Манн
Менялось ли ваше отношение к герою повести в процессе её чтения и обсуждения? В чём вы видите проявление гуманистического смысла повести «Шинель»?
Для дискуссии
10. Нигде не подтверждая и не опровергая показания своих персонажей, Гоголь создаёт ощущение таинственного, сверхъестественного. Зачем он это делает?
Для самостоятельной работы
11. Подготовьте устное сочинение на одну из тем:
• Трагедия «маленького человека» в повести Гоголя «Шинель».
• «Существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное».
Для будущих филологов
12. Подготовьте выступление на тему: «Маленький человек» в произведениях мировой литературы» по одному из произведений:
• А. Чехов. «Смерть чиновника»;
• Р. Акутагава. «Бататовая каша».
Повышаем Теоретико-Литературную Компетентность
О «маленьком человеке» в литературе
Понятие «маленький человек» в литературе обозначает таких героев, которые занимают одно из низших социальных мест в обществе.
В художественном произведении «маленький человек» часто находится в конфликте с высокопоставленным человеком, «значительным лицом», как мы наблюдаем это в повести Гоголя «Шинель».
Тема «маленького человека» имеет интернациональное распространение, а её истоки относятся к глубокой древности. Одним из первых произведений в европейской литературе, посвящённых теме «маленького человека», считается роман «Векфильдский священник» английского писателя О. Голдсмита (1766), в котором уже просматривается типичная для этой темы сюжетная линия (преследование бедного человека, совращение его дочери помещиком и т.д.).
В XIX веке тема «маленького человека» в русской литературе разрабатывалась необычайно остро и последовательно, особенно после выхода в свет повести А. Пушкина «Станционный смотритель», с которой вы познакомились в 7 классе. Многие современники Пушкина, читатели из народной среды, узнали себя и свою трагическую судьбу в образе Самсона Вырина. В повести Пушкин заставляет читателя с неослабевающим вниманием наблюдать за тем, как постепенно угасает смотритель, которого оскорбили, лишили дочери, пытались расплатиться деньгами за единственную, горячо любимую Дуню.
Тема «маленького человека» пронзительно прозвучала и в повести Гоголя «Шинель». Её герой Акакий Акакиевич Башмачкин, этот униженный и забитый человек, по мнению Гоголя, имеет право на лучшую жизнь и гуманное отношение к себе. Вводя в повествование эпизоды, связанные с приобретением и кражей шинели, писатель ещё резче подчёркивает остроту социального конфликта: существование Башмачкина настолько беспросветно и бедно радостями, что обычная жизнь кажется ему олицетворением подлинного человеческого счастья. В поисках украденной шинели Акакий Акакиевич сталкивается со «значительным лицом», речь которого состояла из трёх фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?»
Фантастический характер финала повести (призрак умершего Башмач- кина сдирает шубы «со всех плеч, не разбирая чина и звания, в том числе и с плеч «значительного лица») подчёркивает содержащийся в «Шинели» протест и предупреждает, что Башмачкины могут стать мстителями за их поруганное достоинство.
Один из первых случаев употребления самого понятия «маленький человек» встречается в статье В. Белинского «Горе от ума» (1840). «Сделайся наш городничий (из «Ревизора» Гоголя) генералом — и, горе когда он живёт в уездном городе, горе маленькому человеку... тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека».
1. Раскройте смысл понятия «маленький человек» в литературе.
2. Почему Гоголь в своём творчестве обращается к проблеме «маленького человека»?
3. Прочитайте самостоятельно повесть Гоголя «Записки сумасшедшего» и подумайте над тем, что хотел сказать автор этой своей повестью?
Расширяем Культурный Кругозор
П. Анненков, знавший Гоголя ещё в Петербурге и потом в Италии, автор знаменитых мемуаров, правдивый и наблюдательный, вспоминал о нём: «Он говорил, что для успеха повести и вообще рассказа достаточно, если автор опишет знакомую ему комнату и знакомую улицу. У кого есть способность передать живописно свою квартиру, тот может быть весьма замечательным автором впоследствии». Мелочи быта, одежды, привычки — всё это детали, из которых у Гоголя складывается образ действительности, характер человека.
Замечательный художник А. Венецианов писал: «Я никогда не занимал моих учеников исключительно перспективою, производимые ими внутренности комнат никогда не вели их к так называемому перспективному роду живописи, а были и должны быть началом правил знакомства глаза с натурою». Это так близко к высказываниям Н. Гоголя, как будто мы — больше чем через 100 лет — услышали беседу молодого писателя с художником. Такая беседа могла произойти, потому что Гоголь посещал класс Венецианова в Академии художеств.
Почему современники Гоголя, хорошо знавшие писателя, посчитали важным оставить эти воспоминания?
Проверим Свою Компетентность
Подготовьте аргументированные ответы на вопросы в развёрнутой форме:
1. В чём заключён идейный смысл комедии А. Грибоедова «Горе от ума»?
2. Кто из героев пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» в наибольшей степени противопоставлен Чацкому?
3. Почему комедию А. Грибоедова «Горе от ума» относят к первой в русской литературе реалистической пьесе?
4. Судьбоносные периоды в жизни и творчестве А. С. Пушкина.
5. Лирический герой вольнолюбивой лирики А. Пушкина (или стихотворений А. Пушкина о поэте и поэзии, или стихотворений о любви).
6. Мое любимое стихотворение А. Пушкина (прочитайте его наизусть).
7. Онегин — «страдающий эгоист, эгоист поневоле» (В. Белинский).
8. Чем современен пушкинский Евгений Онегин сегодня?
9. Татьяна — любимая героиня Пушкина.
10. Почему роман Пушкина «Евгений Онегин» критик В. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни»?
11. Главные, определяющие периоды в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
12. Как выражена сила протеста Лермонтова-гражданина в его стихотворении «Смерть поэта»? (прочитайте наизусть отрывок из этого произведения).
13. Мое любимое стихотворение М. Лермонтова (прочитайте его наизусть).
14. Объясните смысл названия романа М. Лермонтова «Герой нашего времени».
15. Причины противоречивости характера Печорина.
16. Мое отношение к Печорину.
17. Значение композиции романа М. Лермонтова «Герой нашего времена» в раскрытии его идейного замысла.
18. Почему роман «Герой нашего времени» считается первым в русской литературе социально-психологическим романом?
19. Гоголь и Украина.
20. Трагедия «маленького человека» в повести Н. Гоголя «Шинель».
21. В чём заключён гуманистический смысл повести Н. Гоголя «Шинель»?
22. Значение фантастических элементов в повести Н. Гоголя «Шинель».