Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная) 9 класс. Л. А. Симакова

Литература На Рубуже XХ—XХІ Веков

Есть некий внутренний голос — писатель слышит его в часы творчества — голос предостережения и наказа...

Ян Парандовский1

1 Ян Парандовский (1895—1978) — польский писатель.

Современная литература, русская и мировая, унаследовала всё лучшее, передовое, что было создано в области духовной культуры человечеством. В её произведениях раскрыты проблемы совести, долга, гражданской ответственности, героизма.

Главным в русской классике был завет — внимание и уважение к жизни, к человеку, природе, миру в целом. Теперь нам понятно, что это был не только завет, но пророческое предчувствие катаклизмов ХХ века, грядущих испытаний, которым подвергнутся человек и природа. Мировые войны, социальные революции, военные диктатуры и деспотические режимы резко обесценили жизнь, истощили её ресурсы, поставив на последнюю грань выживания. Осуждение ужасов войны и её последствий звучит во многих произведениях русских (М. Шолохова, В. Некрасова, Ю. Бондарева, Б. Васильева и др.) и зарубежных писателей (белорусса В. Быкова, немцев Э. М. Ремарка, Г. Бёлля, американца Э. Хемингуэя и др.).

Напряжённые раздумья писателей об уникальности земной жизни, о нравственной ответственности человека за её сохранение характерны как для русской, так и для мировой литературы. Многие современные писатели и поэты бьют тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек — часть природы и, уничтожая её, он уничтожает самого себя. Эта тема глубоко волновала русских писателей ХХ века М. Пришвина, К. Паустовского, Б. Васильева, Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева и др. Поэт Р. Рождественский в одном из своих стихотворений так говорит о неприемлемой для жизни человека экологической обстановке, сложившейся в ХХ веке:

Аэродромы, пирсы и причалы.

Асфальта много,

Нет травы, воды.

Как мало окружающей природы,

Как много окружающей среды.

В рассказе американского писателя Ю. Андерсена «Оглянись скорее» главный герой отправляется с сыном на места своей юности, где он когда-то ловил форель, наслаждался ароматом хвойного леса и тишиной. Но оказывается, что речка высохла, а там, где она протекала, высятся автопансионаты. Не желая разрушать иллюзий сына, отец продолжает карабкаться вместе с ним по склону. Мальчик должен верить, что озеро и речка, где играет форель, существуют.

О разрушительной силе современной потребительской цивилизации предупреждает в своих фантастических произведениях известный вам американский писатель Рей Бредбери.

О духовно-нравственном оскудении человека как закономерном результате гибели окружающей природы русский поэт В. Фирсов говорит так:

Равновесие природы,

Равновесие души

Мы теряем с каждым годом,

Хоть тужи,

Хоть не тужи.

Реки гаснут,

Лес мертвеет...

И, наверно, потому

Души добрые черствеют,

Чувства передав уму.

«Природу разрушают не только физически, — утверждает современный испанский романист Мигель Делибес. — Разрушают значение природы для человека... у человека отнимают чистый воздух, чистую воду, но ещё отнимают пейзаж, в котором протекала его жизнь. Пейзаж, раньше исполненный для отдельного человека и для человеческого сообщества, личных воспоминаний, личных связей, теперь превращён в безличный и незначительный».

Писатели-реалисты всего мира призывают людей жить в гармонии с природой. Только тогда возникает непоказная, но подлинная доброта, братское отношение человека к себе подобному, формируются устойчивые духовные ценности, которые делают жизнь человека осмысленной и счастливой.

Наряду с реалистическим направлением, которое обогащается новыми духовными исканиями и открытиями, в современной мировой литературе развивается постмодернизм (подробно с этим художественным направлением вы познакомитесь в старших классах). Основополагающие принципы постмодернистской прозы выражены в произведениях итальянцев Умберто Эко (род. 1932) и Итало Кальвино (1923—1985), американца Джона Барта (род. 1930), немца Патрика Зюскинда (род. 1949), чеха Милана Кун- деры (род. 1925), серба Милорада Павича (1929—2009) и других.

Писатели-постмодернисты в своих произведениях обращаются к главному вопросу современной цивилизации: проблеме духовной жизни общества и личности в нём (Р. Бах, П. Зюскинд, П. Коэльо, И. Кальвино, М. Кундера, Х. Мураками и др.)

Книгой, которая заставила весь мир ощутить радость и счастье полёта, называют произведение известного американского писателя и философа Ричарда Баха (род. 1936) «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970). В этом произведении писатель намеренно изображает действующих лиц птицами. Таким образом он призывает читателей быть самими собой, беречь свою уникальность, противостоять жестокости и несправедливости мира.

Своим притчевым характером и афористичностью языка повесть Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» близка к роману известного бразильского писателя Пауло Коэльо (род. 1947) «Алхимик». Эта книга о поисках смысла жизни, о трудностях, которые неизменно встречаются на пути человека, о том, что никогда не стоит поддаваться отчаянию, а идти до конца и прислушиваться к своему внутреннему голосу: «Когда ты чего-то хочешь, вся Вселенная помогает тебе осуществить твою мечту».

Особой популярностью у современных читателей пользуется литература фэнтези. Первые произведения литературы фэнтези появились ещё в первой половине XX века. Особую роль в развитии этого жанра сыграли романы Джона Рональда Руэла Толкиена («Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец»), Клайва Стейплза Льюиса («Хроники Нарнии»), Роберта Ирвина Говарда («Конан») и др. Традиции литературы этого жанра нашли своё продолжение в творчестве многих писателей-фантастов, например, Роджера Желязны («Хроники Амбера»), Кристофера Паолини («Эрагон»), Джоанн Ролинг (цикл романов о Гарри Поттере) и других.

Современная мировая литература настолько разнообразна, настолько непривычна и нетрадиционна, что и в литературоведении, и среди читателей не утихают дискуссии по поводу её дальнейших путей развития.

1. Что вы знаете из уроков истории, рассказов своих близких, телепередач, кинофильмов и других средств информации о драматических событиях, пережитых людьми в ХХ веке?

2. Если вы читали произведения о Второй мировой войне или видели фильмы о её событиях, то расскажите об этом в классе.

3. Вспомните из предыдущих классов изученные произведения писателей ХХ века, посвящённые темам войны, природы и цивилизации (И. Бунин, С. Есенин, Р. Бредбери). Какие важные для себя мысли вы почерпнули из этих произведений?

4. Какие произведения современной литературы, посвящённые темам нравственного выбора, подвига, сохранения жизни и природы, вы прочитали самостоятельно. Расскажите об одном из них.

5. Прочитайте наизусть самые волнующие, запомнившиеся вам строки из изученных ранее стихотворений поэтов ХХ века.

6. Прочитайте статью «Литература на рубеже ХХ—ХХІ веков». Составьте её тезисы, определив самые важные проблемы, отражённые в произведениях современных писателей.