Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная) 9 класс. Л. А. Симакова

Лирика античной Эллады

Малые формы литературы возникли в конце VIII — нач. VII вв. до н. э. и были продиктованы потребностями времени. Утверждение рабовладельческих отношений как господствующих знаменовало рождение рабовладельческих государств — городов-полисов. Между родовой аристократией и народом-демосом велась острая борьба за власть. В этой борьбе широко использовалась поэзия: краткие обращения к народу облекались в стихотворную форму. Вожди аристократов-эвпатридов и демагоги — вожди демоса хорошо знали силу «крылатого» слова, его влияние на древних эллинов, ценивших гармонию и красоту. В стихах-отзывах отражалась животрепещущая современность, и в борьбу были втянуты все слои рабовладельческого общества.

В этих условиях постепенно угасает интерес к эпосу. Во-первых, не было творца эпоса, равного Гомеру. Во-вторых, хотя эпос и не терял своей привлекательности для слушателя, но события далёкого прошлого, воспетые в нём, меньше интересовали эллинов, чем напряжённая, требующая участия народа современность.

Наступил послегомеровский период древнегреческой литературы. Первые стихи создавались по аналогии с народными песнями. Они пелись под аккомпанемент музыкальных инструментов: струнных (лиры, арфы, кифары) или духовых (флейты, свирели, дудки). Более благородной считалась поэзия в струнном сопровождении. Так исполнял свои стихи-обращения к народу Солон (638—558 гг. до н. э.) — один из замечательных поэтов и гуманнейших народных вождей и реформаторов. К сожалению, из его поэтического наследия сохранилось очень мало. Вот как писал о себе Солон:

...Если ж родину свою

Я щадил, не стал тираном и насилий над страной

Не творил, своей же славы не позорил, не сквернил,

В том не каюсь: так скорее я надеюсь превзойти

Всех людей...

Перевод Ф. Зелинского

Боевые и походные песни — эмбатерии — прославили имя Тиртея (первая половина VII в. до н. э.). Поэт воспевает мужество, воинскую доблесть спартанцев, призывает к бою, к защите отечества:

Доля прекрасная — пасть в передних рядах ополченья,

Родину-мать от врагов обороняя в бою...

Перевод О. Румера

Как и Солон, Тиртей писал талантливые элегии — двустишия.

Ещё один распространённый жанр эллинской лирики — ямбы. Отцом и зачинателем этого жанра был Архилох (VII в. до н. э.). Воин и поэт, он не был избалован судьбой; зарабатывал на жизнь опасным трудом воина-наёмника. Архилох так определил своё жизненное призвание:

Я — служитель царя Эниалия1, могущего бога,

Также и сладостный дар муз хорошо мне знаком.

Перевод В. Вересаева

1 Эниалий — одно из прозвищ свирепого бога войны Арея.

Герой гомеровского времени считал величайшим позором для воина брошенный на поле боя щит. Но время изменилось. Изменилось и понятие смысла жизни: главное — сама жизнь. В стихах Архилоха — энергия молодых народных сил, рвущихся в бой. Его творчество оказало огромное влияние на развитие и культуру Эллады. Неслучайно в этом жанре творили многие античные поэты.

И всё же самым близким нам, людям двадцать первого века, является песенный жанр — мелика. Она появилась почти одновременно с ямбической, элегической и торжественной поэзией. В мелосе (песне) или мелике (лирической песне) наиболее полно выражено личное лирическое начало. Мелическая лирика сопровождалась струнной музыкой. Её возникновение и развитие связано с островом Лесбос и его центром — красивым и богатым городом Митилена. Тут родились Сапфо и Алкей, выдающиеся поэты Античности. Со всех концов Эллады приезжали сюда эллины учиться поэзии. Руководителем женской поэтической школы была Сапфо, а мужской — Алкей.

О Сапфо (конец VII — нач. VI вв. до н. э.), как и об Алкее, известно немного. Происходила она из аристократического рода. Во время гражданской войны эвпатридов и народа находилась, как и Алкей, в изгнании. Была замужем, имела дочь Клеиду и двух братьев, к которым обращалась в своих стихах-песнях. Как самая выдающаяся, греческая поэтесса изображена на монетах и многочисленных вазах. Современники называли её «десятой музой». До нас дошло несколько фрагментов стихотворений Сапфо. Наиболее полные среди них «Гимн Афродите» и «Богу равным кажется мне». Любовь, природа, философские и сатирические высказывания свидетельствуют о многогранности поэтического таланта Сапфо. Один из сохранившихся сборников её стихов был сожжён в Византии христианскими фанатами.

Вместе с Сапфо славу основоположника эллинской мелики разделяет Алкей. Он был активным участником политической борьбы. Его стихи преисполнены мужества, призывов к борьбе за родину, резких выпадов против политических противников. Два стихотворения Алкея привлекают особое внимание: «Буря» и «Буря не унимается». Картины морской стихии имеют аллегорический смысл.

В стихах лесбосских поэтов подкупает непосредственность чувств, глубокая искренность и художественное совершенство. Неслучайно эти стихи и сегодня читаются как современные.

Современно звучат и стихи Феогнида, Мимнерма, Анакреонта. Последний имел более счастливую судьбу. Его имя прошло через много веков, а поэзия всегда пользовалась успехом. Любовная лирика, застольные песни, воспевание радостей жизни — темы его стихов, ставшие образцами для подражания в последующие века (анакреонтическая поэзия). Поэт оказал огромное влияние на мировую литературу. В России к его творчеству обращались М. Ломоносов, Г. Державин, Н. Карамзин, К. Рылеев, В. Кюхельбекер. Лучшие переводы из Анакреонта принадлежат А. Пушкину.

1. Какие условия жизни эллинов вызвали к жизни малые формы поэзии?

2. В чём необычность древнегреческой поэзии? Почему мелика считалась более возвышенной, чем ямбическая и элегическая лирика?

3. Чем отличительна поэзия Алкея, Сапфо и Анакреонта?