Учебные задачи:
• учить умению оценивать поступки героев;
• формировать нравственные понятия о добре и зле, уме и глупости;
• познакомить со сказкой в стихотворной форме;
• работать над навыком правильного чтения отдельных слов и предложений;
Учебные умения:
• выражать свое отношение к прослушанному произведению и героям произведения;
• правильно называть произведение;
• сравнивать сказки авторские и народные;
• называть сказки С. Маршака, вошедшие в круг чтения начинающего читателя.
Учебный материал: сказка С. Маршака «Тихая сказка»; книги с произведениями С. Маршака (большеформатные, иллюстрированные).
Тихая сказка
С. Маршак
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
Спит давно народ лесной.
Спит и зверь и птица.
Но во тьме, в тиши ночной
Двум волкам не спится.
Вот идут на грабежи
Тихим шагом волки...
Услыхали их ежи,
Подняли иголки.
Стали круглыми, как мяч, —
Ни голов, ни ножек.
Говорят: — Головку спрячь,
Съежься, милый ежик!
Ежик съежился, торчком
Поднял сотню игол...
Завертелся волк волчком,
Заскулил, запрыгал.
Лапой - толк, зубами - щелк,
А куснуть боится.
Отошел, хромая, волк.
Подошла волчица.
Вертит ежика она:
У него кругом спина.
Где же шея, брюхо,
Нос и оба уха?
Принялась она катать
Шарик по дороге.
А ежи — отец и мать —
Колют волчьи ноги. У У
У ежихи и ежа
Иглы, как у елки.
Огрызаясь и дрожа,
Отступают волки.
Так бы скоро не ушли
Восвояси волки,
Да послышался вдали
Выстрел из двустволки.
Пес залаял и умолк...
Говорит волчице волк:
— Что-то мне неможется.
Мне бы тоже съежиться.
Спрячу я, старуха,
Нос и хвост под брюхо!
А она ему в ответ:
— Брось пустые толки!
У меня с тобою нет
Ни одной иголки.
Нас лесник возьмет живьем...
Лучше вовремя уйдем! —
И ушли, поджав хвосты,
Волк с волчицею в кусты.
В дом лесной вернется еж,
Ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь
Тихо,
Тихо,
Тихо...
Комментарии к уроку
1. Работа с книгами сказок: рассматривание, чтение отрывков из знакомых произведений (народные сказки).
2. Слушание сказки С. Маршака «Тихая сказка».
Беседа после чтения:
— Почему автор назвал это произведение сказкой?
— Почему она так называется?
— Что в этой сказке вымысел, а что — правда?
— Как ежи себя защитили?
3. Моделирование обложки: каждую операцию учащиеся выполняют самостоятельно, затем проверяют по образцу. Покажем последовательность операций:
4. Повторное слушание сказки.
5. Работа с текстом сказки (составление схематического плана).
6. Работа по учебнику:
• рассматривание иллюстраций;
• упражнение в чтении слов и предложений;
• чтение зачина и концовки сказки.
7. Выполнение заданий в тетради.
8. Рекомендации: читать книги-сказки С. Маршака; изготовить книжку-самоделку к произведению С. Маршака «Тихая сказка».
Обратите внимание. Для того чтобы сделать книжку-самоделку к сказке С. Маршака «Тихая сказка», подготовьте листы с текстом отрывков из сказки, «напечатанным» букварным шрифтом. Текст разместите в нижней части листа (/4 листа). Большая часть (З/д) листа — чистая, на ней дети вместе с родителями, друзьями или самостоятельно выполнят иллюстрацию к тексту выбранной части. Эту работу ученики выбирают по желанию. Если кто-то из детей не может или не хочет иллюстрировать текст, не настаивайте. Подобные задания развивают интерес к чтению. Отведите на эту работу две недели, а потом оформите книжку-самоделку. На листах непременно нужно указать фамилии детей, а на обороте обложки — оформителей книги (учителя, родителей, старших учащихся). Дети должны видеть востребованность своего труда, чувствовать себя участниками общего дела — создания книжки-самоделки.
На заметку учителю. Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964) больше всего известен как детский поэт. Нет в России ни одного ребенка, которому бы в детстве не читали стихи этого поэта, и ни одного взрослого, который бы всю жизнь не вспоминал строчки из произведений С.Я. Маршака. «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный», «Багаж» и многие другие произведения радуют людей разного возраста. В кругу писателей ходит шутка, что в нашей литературе живет не один Маршак, а целых семь: Маршак — детский поэт, Маршак — автор лирических стихов для взрослых, Маршак — переводчик, Маршак — сатирик, писавший острые эпиграммы и тексты плакатов, Маршак — драматург, пьесы которого идут во многих театрах, Маршак — сказочник и, наконец, Маршак — вдумчивый и внимательный критик, автор глубоких статей о литературе. С.Я. Маршак создал много стихотворений специально для детей. Одна из его книжек так и называется — «Стихи для детей». Маршак открыл для российских детей стихи итальянца Джанни Родари, перевел английские истории о Робине Гуде и Шалтай-Болтае. С.Я. Маршак принадлежит эпохе детства, которая не кончается никогда.