Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие

Урок 26. Литературные сказки

С. Маршак. «Тихая сказка»

Учебные задачи:

• учить умению оценивать поступки героев;

• формировать нравственные понятия о добре и зле, уме и глупости;

• познакомить со сказкой в стихотворной форме;

• работать над навыком правильного чтения отдельных слов и предложений;

Учебные умения:

• выражать свое отношение к прослушанному произведению и героям произведения;

• правильно называть произведение;

• сравнивать сказки авторские и народные;

• называть сказки С. Маршака, вошедшие в круг чтения начинающего читателя.

Учебный материал: сказка С. Маршака «Тихая сказка»; книги с произведениями С. Маршака (большеформатные, иллюстрированные).

Тихая сказка

С. Маршак

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

И его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них —

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

Спит давно народ лесной.

Спит и зверь и птица.

Но во тьме, в тиши ночной

Двум волкам не спится.

Вот идут на грабежи

Тихим шагом волки...

Услыхали их ежи,

Подняли иголки.

Стали круглыми, как мяч, —

Ни голов, ни ножек.

Говорят: — Головку спрячь,

Съежься, милый ежик!

Ежик съежился, торчком

Поднял сотню игол...

Завертелся волк волчком,

Заскулил, запрыгал.

Лапой - толк, зубами - щелк,

А куснуть боится.

Отошел, хромая, волк.

Подошла волчица.

Вертит ежика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?

Принялась она катать

Шарик по дороге.

А ежи — отец и мать —

Колют волчьи ноги. У У

У ежихи и ежа

Иглы, как у елки.

Огрызаясь и дрожа,

Отступают волки.

Так бы скоро не ушли

Восвояси волки,

Да послышался вдали

Выстрел из двустволки.

Пес залаял и умолк...

Говорит волчице волк:

— Что-то мне неможется.

Мне бы тоже съежиться.

Спрячу я, старуха,

Нос и хвост под брюхо!

А она ему в ответ:

— Брось пустые толки!

У меня с тобою нет

Ни одной иголки.

Нас лесник возьмет живьем...

Лучше вовремя уйдем! —

И ушли, поджав хвосты,

Волк с волчицею в кусты.

В дом лесной вернется еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

Тихо,

Тихо,

Тихо...

Комментарии к уроку

1. Работа с книгами сказок: рассматривание, чтение отрывков из знакомых произведений (народные сказки).

2. Слушание сказки С. Маршака «Тихая сказка».

Беседа после чтения:

— Почему автор назвал это произведение сказкой?

— Почему она так называется?

— Что в этой сказке вымысел, а что — правда?

— Как ежи себя защитили?

3. Моделирование обложки: каждую операцию учащиеся выполняют самостоятельно, затем проверяют по образцу. Покажем последовательность операций:

4. Повторное слушание сказки.

5. Работа с текстом сказки (составление схематического плана).

6. Работа по учебнику:

• рассматривание иллюстраций;

• упражнение в чтении слов и предложений;

• чтение зачина и концовки сказки.

7. Выполнение заданий в тетради.

8. Рекомендации: читать книги-сказки С. Маршака; изготовить книжку-самоделку к произведению С. Маршака «Тихая сказка».

Обратите внимание. Для того чтобы сделать книжку-самоделку к сказке С. Маршака «Тихая сказка», подготовьте листы с текстом отрывков из сказки, «напечатанным» букварным шрифтом. Текст разместите в нижней части листа (/4 листа). Большая часть (З/д) листа — чистая, на ней дети вместе с родителями, друзьями или самостоятельно выполнят иллюстрацию к тексту выбранной части. Эту работу ученики выбирают по желанию. Если кто-то из детей не может или не хочет иллюстрировать текст, не настаивайте. Подобные задания развивают интерес к чтению. Отведите на эту работу две недели, а потом оформите книжку-самоделку. На листах непременно нужно указать фамилии детей, а на обороте обложки — оформителей книги (учителя, родителей, старших учащихся). Дети должны видеть востребованность своего труда, чувствовать себя участниками общего дела — создания книжки-самоделки.

На заметку учителю. Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964) больше всего известен как детский поэт. Нет в России ни одного ребенка, которому бы в детстве не читали стихи этого поэта, и ни одного взрослого, который бы всю жизнь не вспоминал строчки из произведений С.Я. Маршака. «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный», «Багаж» и многие другие произведения радуют людей разного возраста. В кругу писателей ходит шутка, что в нашей литературе живет не один Маршак, а целых семь: Маршак — детский поэт, Маршак — автор лирических стихов для взрослых, Маршак — переводчик, Маршак — сатирик, писавший острые эпиграммы и тексты плакатов, Маршак — драматург, пьесы которого идут во многих театрах, Маршак — сказочник и, наконец, Маршак — вдумчивый и внимательный критик, автор глубоких статей о литературе. С.Я. Маршак создал много стихотворений специально для детей. Одна из его книжек так и называется — «Стихи для детей». Маршак открыл для российских детей стихи итальянца Джанни Родари, перевел английские истории о Робине Гуде и Шалтай-Болтае. С.Я. Маршак принадлежит эпохе детства, которая не кончается никогда.