Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Исключительный успех и славу принесло Достоевскому самое первое из написанных произведений - роман «Бедные люди», появившийся в печати в 1845 г., когда автор только что закончил Главное инженерное училище и почти тут же порвал с военной карьерой, решив целиком посвятить себя литературе. Вслед за Гоголем Достоевский дал в «Бедных людях» реалистические зарисовки петербургского быта и продолжил галерею «маленьких людей», возникшую в русской литературе 30-40-х годов («Станционный смотритель» и «Медный всадник» Пушкина, «Шинель» и «Записки сумасшедшего» Гоголя). Благодаря «Бедным людям» Достоевский сразу вошел в круг литераторов «натуральной школы» и сблизился с Белинским - общепризнанной главой движения.
Однако следующая повесть Достоевского «Двойник» (1846), несмотря на оригинальное и изощренное по психологизму изображение в ней раздвоения сознания, не понравилась Белинскому своей затянутостью и явной подражательностью по отношению к Гоголю. Еще холоднее была принята критиком третья, романтическая повесть - «Хозяйка» (1847), что вместе со ссорой Достоевского с Некрасовым и Тургеневым послужило поводом к разрыву Достоевского со всем литературным кружком, объединившимся как раз в это время вокруг журнала «Современник».
Достоевский вошел в революционный кружок Буташевича-Петрашевского и увлекся социалистическими теориями Фурье. После неожиданного ареста всех петрашевцев Достоевский был приговорен в числе прочих сначала к «смертной казни расстрелянием», а затем, по «высочайшей амнистии» Николая I, - к четырем годам каторжных работ, с последующей отдачей в солдаты.
На каторге Достоевский пробыл с 1850 по 1854 г., после, чего был зачислен рядовым в пехотный полк. В 1857 г. его производят в офицеры и возвращают потомственное дворянство, вместе с правом печататься. Начав вновь писать, Достоевский работает сначала в сугубо комическом роде, во избежание всяких цензурных нареканий. Так возникают две комические «провинциальные» повести - «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), написанные в традициях Диккенса.
За время пребывания Достоевского в Сибири коренным образом меняются его убеждения. От прежних социалистических идей не остается и следа. Во время следования по этапу Достоевский встретился в Тобольске с женами декабристов, которые подарили ему Новый Завет - единственную книгу, разрешенную на каторге, и в течение последующих страшных пяти лет он его вдумчиво читал, и с тех пор идеал Христа стал для него нравственным ориентиром. Кроме того, опыт общения с каторжниками не только не озлобил Достоевского против людей из народа, а, наоборот, убедил в необходимости для всей дворянской интеллигенции «возврата к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».
В 1859 г. Достоевский получает разрешение вернуться в Петербург и сразу по приезде развивает бурную общественную и литературную деятельность. Вместе со своим братом М.М. Достоевским он начинает издавать журналы «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865), где проповедует свои новые убеждения «почвенничества» - теории, очень близкой к славянофильству, заключавшейся в том, что «русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент», по словам самого Достоевского. Образованные классы общества мыслились носителями ценнейшей западной культуры, но при этом оторванными от «почвы» - национальных корней и народной веры, что лишало их правильных нравственных ориентиров. Лишь при условии соединения европейской просвещенности дворянства с народным религиозным мировоззрением стало бы возможным, по мнению почвенников, преобразование русского общества на христианских, братских началах, упрочение будущего России и осуществление ее национальной идеи.
Для журнала «Время» Достоевский пишет в 1861 г. роман «Униженные и оскорбленные», затем там же печатаются его знаменитые «Записки из Мертвого дома» (1860-1861), где Достоевский художественно осмыслил все увиденное и пережитое им на каторге. Эта книга явилась новым словом в русской литературе того времени и вернула Достоевскому его былую литературную репутацию.
В 1866 г. Достоевский работает одновременно над двумя романами: «Игрок» и «Преступление и наказание», из которых последний, по признанию самого Достоевского, «удался чрезвычайно» и сразу выдвинул его в первый ряд русских романистов наравне с Толстым, Гончаровым и Тургеневым. В 1867 г. Достоевский женится вторично на А.Г. Сниткиной и уезжает с ней за границу, где вскоре пишет роман «Идиот» (1868-1869). В 1871 г. появляются «Бесы» - антиниголистический роман-памфлет.
С 1875 г. Достоевский начинает единолично выпускать оригинальное периодическое издание - «Дневник писателя», состоявший из фельетонов, публицистических статей, очерков, мемуаров и художественных произведений. «Дневник писателя» стал для него своеобразной трибуной, с которой он выступал по всем злободневным вопросам европейской и русской общественно-политической и культурной жизни.
Последним, уже предсмертным триумфом Достоевского стала его речь о Пушкине на Пушкинских празднествах в Москве 1880 г., встреченная всеми слушателями с необыкновенным энтузиазмом. Ее можно воспринимать как завещание Достоевского, последнее исповедание его заветной мысли о «Бесчеловечности, воспримиримости» русской души и о великой исторической миссии России - объединении во Христе всех народов Европы.
II. Индивидуальные сообщения учащихся
1. «Подвергнуть смертной казни расстрелянием» (22.12.1849 г.)
2. В Мертвом доме. Годы изгнания. За рубежом и на родине.
3. «Анна Григорьевна Сниткина - горлица среди ворон».
4. Великие романы. Роман-фельетон «Униженные и оскорбленные».
5. Великие романы. Роман-исповедь «Преступление и наказание».
6. Великие романы. Роман-поэма «Идиот».
7. Великие романы. Роман воспитания «Подросток».
8. Великие романы. Роман-синтез «Братья Карамазовы».
9. Пушкинская речь. Болезнь и смерть 8 июня 1881 г.
III. Обмен впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи»
Слово учителя. Автобиографический характер творчества Достоевского. Опубликование в 1845 г. романа «Бедные люди» (известная история с оценкой романа Некрасовым и Белинским). «Я был тогда страшный мечтатель». 1848 г. — создание романа о петербургском мечтателе.
— В какой обстановке разворачивается сюжет произведения?
— Какие события изображены на страницах повести? Пересказать сжато.
— Как чувствует себя главный герой повести? Почему?
— Какие чувства вызвало произведение? Почему?
— Как описан город и как передано авторское отношение к Петербургу?
— В творчестве каких писателей создавался образ Петербурга? Чем отличается повествование Достоевского?
Домашнее задание
Мое представление о главном герое — аналитическое чтение фрагментов текста, где ярче всего проявляется личность героя.