Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Вместе с оценкой работ учитель проводит конкурс на самый интересный вопрос.
II. Беседа (анализ содержания главы)
— В чем состоит идеал человека «комильфо»?
— Как Л.Н. Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?
— Что было главным злом этого увлечения?
Работа в группах.
В учебнике-хрестоматии после главы помещен ряд вопросов. Учащиеся, объединенные в группы, готовят совместный ответ на один из вопросов, если возможно, представляют различные точки зрения.
Группа Г. Как вы оцениваете такую участь героя?
Группа 2: Есть ли качества, которые вас привлекают в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?
Группа 3: Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?
III. Пересказ-анализ главы XXI «Сошше il faut»
Эта глава представляет собой композиционно законченную часть, в которой показана проблема, важная для молодого поколения.
Для подготовки пересказа-анализа важно сформулировать главную мысль, на анализе которой учащиеся сконцентрируют свое внимание. В данном случае это может быть следующий вопрос: в чем хочет автор убедить своего читателя и как он это делает.
Определив таким образом проблему, в ходе вторичного чтения-про- смотра отбираются главные, ключевые факты, детали для устного сжатого пересказа-анализа.
В данном случае очень важна вторая часть вопроса, потому что здесь учащиеся должны показать особенности повествовательной манеры Л.Н. Толстого.
На что следует обратить внимание учащихся:
— Какая форма повествования и почему выбирается для этого произведения?
— Как до читателя доносятся чувства и переживания главного героя?
— Почему в главе сильно публицистическое начало и в чем оно выражается?
IV. Беседа
Вновь следует вернуться к ключевому вопросу уроков: почему те изменения, которые происходят с главным героем, можно считать «диалектикой его души»?
Домашнее задание
Перечитать главу «Я проваливаюсь», подготовить пересказ, близко к тексту.