Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 69. Подлинные и мнимые ценности жизни

Цели урока: обучение аналитическому чтению; чтение фрагментов и анализ главы «Соше il faut»; закрепление навыков пересказа-анализа.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Вместе с оценкой работ учитель проводит конкурс на самый интересный вопрос.

II. Беседа (анализ содержания главы)

— В чем состоит идеал человека «комильфо»?

— Как Л.Н. Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

— Что было главным злом этого увлечения?

Работа в группах.

В учебнике-хрестоматии после главы помещен ряд вопросов. Учащиеся, объединенные в группы, готовят совместный ответ на один из вопросов, если возможно, представляют различные точки зрения.

Группа Г. Как вы оцениваете такую участь героя?

Группа 2: Есть ли качества, которые вас привлекают в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?

Группа 3: Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?

III. Пересказ-анализ главы XXI «Сошше il faut»

Эта глава представляет собой композиционно законченную часть, в которой показана проблема, важная для молодого поколения.

Для подготовки пересказа-анализа важно сформулировать главную мысль, на анализе которой учащиеся сконцентрируют свое внимание. В данном случае это может быть следующий вопрос: в чем хочет автор убедить своего читателя и как он это делает.

Определив таким образом проблему, в ходе вторичного чтения-про- смотра отбираются главные, ключевые факты, детали для устного сжатого пересказа-анализа.

В данном случае очень важна вторая часть вопроса, потому что здесь учащиеся должны показать особенности повествовательной манеры Л.Н. Толстого.

На что следует обратить внимание учащихся:

— Какая форма повествования и почему выбирается для этого произведения?

— Как до читателя доносятся чувства и переживания главного героя?

— Почему в главе сильно публицистическое начало и в чем оно выражается?

IV. Беседа

Вновь следует вернуться к ключевому вопросу уроков: почему те изменения, которые происходят с главным героем, можно считать «диалектикой его души»?

Домашнее задание

Перечитать главу «Я проваливаюсь», подготовить пересказ, близко к тексту.