Информация для учителя
Изученное произведение И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого посвящены молодым людям 15-16-летнего возраста. Естественно, если учащиеся сравнят их жизненный опыт со своим. А это сравнение может воплотиться в сочинение-очерк о себе или о своем современнике.
Ход урока
I. Лекция. Как писать сочинение-очерк?
Очерк — жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.
Вопросы учащимся.
— Почему сочинение ца указанную тему целесообразно писать в жанре очерка?
— Почему указанная тема может считаться общественно значимой?
Продолжение лекции. Очерк похож на рассказ, поэтому можно использовать разные формы изложения (описание, повествования, рассуждения, диалог).
Очерк ярко выявляет личность автора.
Существуют такие разновидности очерка:
путевой очерк (если проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями);
проблемный очерк (если автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах);
портретный очерк (в центре его человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступка
ми героя, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка).
Вопросы:
— Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?
— Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?
Еще раз напомним учащимся, как нужно конструировать публицистическую речь.
Публицистический допускает:
• публицистическую лексику (идеалы добра; переломные годы; свобода и независимость);
• повторы (давным-давно, молодо и свежо);
• антитезы (сила - слабость, вера — безверие);
• риторические вопросы (Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?);
• побудительные и восклицательные предложения (Представьте себе... Вспомните...);
• сопоставительные и противопоставительные конструкции (Как молодые, так и взрослые люди...).
II. Обсуждение ключевых вопросов к теме сочинения
Интересно в начале предоставить слово учащимся — настроить их на размышление об их современнике.
— Чем отличается жизнь современного молодого человека?
— Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?
— Если среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?
— Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?
— Проще или сложнее, по сравнению с прошлым веком, стала жизнь твоего сверстника?
— Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди прошлого века?
Тема считается свободной, потому что ученик сам выбирает, о ком ему писать и какую форму повествования выбрать.
Домашнее задание
Сочинение-очерк (по материалам урока). Итогом может быть выпуск классной газеты, где по выбору учителя и учащихся опубликуются лучшие работы.
Информация для учителя1
Автобиографическая литература существует очень давно. Этот жанр близок мемуарам, но автобиография обычно посвящена не окружению человека, а собственным мыслям, чувствам и переживаниям автора.
1 Учебник Т.Ф. Курдюмовой предполагает изучение отрывков из всех частей трилогии Л.Н. Толстого и сопоставительное изучение автобиографической трилогии М. Горького. Приводится в соответствии с методическими рекомендациями Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2001).
«Детство» напечатано в журнале «Современник» под названием «История моего детства». 1852 год. Подпись под произведением «Л. Н.».
«Отрочество» напечатано в журнале «Современник». 1854 г. Подпись под произведением «Л .Н.Т.».
«Юность» напечатана в журнале «Современник». 1857 г. Подпись под произведением «Л. Толстой».
Изменение подписи как бы отражает укрепление уверенности автора в своей удаче, в праве заявить всему свету, что именно он создал это произведение.
Проследим за тем, что подготовило почву для их создания, как складывалась жизнь писателя в предшествующие годы. Пусть перед учениками предстанет нелегкий процесс «преодоления себя», без которого бы не было блистательного взлета нового писателя, который, напомним, в отличие от множества других авторов, не знал полосы творческих неудач в начале своего пути.
Посмотрим, какие осуществимые цели Л.Н. Толстой ставит перед собой: 1) Попасть в круг игроков и, при деньгах, играть. 2) Попасть в высокий свет и, при известных условиях, жениться. 3) Найти место, выгодное для службы». И все это для того, чтобы «поправить дела» после многочисленных проигрышей.
Верный себе, он тут же создает «Правила для игры», «Правила для общества», в которых намечает «на бале приглашать танцевать дам самых важных», «стараться владеть всегда разговором». Ради этого он ездит к московскому военному генерал-губернатору, женатому на его тетке, к двоюродному дяде князю Михаилу Александровичу Волконскому и т.д.
Мы прочтем в одной из черновых редакций «Казаков» его размышления по этому поводу: «Ум давно уже объяснил ему, что генерал-губернатор есть идиот, а он все-таки изо всех сил желает, чтобы его рука была пожата рукою генерал-губернатора. Ум доказал, что свет есть уродство, а он с трепетом, волнением входит на бал и ждет, ждет чего-то волшебно-счастливого от этого ужасного света».
Продолжается состояние душевного недовольства собой. И тут в одном из романов той поры он прочел о «франклиновском дневнике», который когда-то вел Бенджамин Франклин (1706-1790), американский просветитель, ученый, государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, создатель первой в Америке публичной библиотеки. В дневнике автор отчитывался перед собой в своих слабостях и проступках каждый день.
В марте 1851 г. Толстой дает себе задание: «Составить журнал для слабостей (франклиновский)». Сам дневник до нас не дошел, но в произведениях и набросках той поры, например, в неоконченном рассказе «История вчерашнего дня», названо такое количество недостатков, что только их перечень занимает более страницы. Это и тщеславие в различных его проявлениях, и трусость, к которой отнесены, очевидно, и другие качества, например застенчивость («не мог поклониться Львовой - трусость»), и недостаток энергии, и недостаток терпения, и недостаток последовательности, и слабость характера, «нежничество»... Но все эти упреки никак не связаны с идеалом, который он сформирует впоследствии. Пока Николенька убежден, что недостатки мешают лишь формированию сильного человека.
В это же время ведется работа над первой редакцией «Детства». В нем он уже находит свои важнейшие художественные приемы». Это внутренняя речь (внутренний монолог) и изображение душевных движений через их внешние проявления. Он, например, уже пытается показать, что выражает взгляд и «сложение рта» хозяйки дома. А выражались в этом, как он тут же объясняет, и задумчивость, и насмешка, и важность, и каприз...
Интенсивно работая над повестью, он постоянно создает новые художественные приемы и при этом требует от своего произведения стройности и единства. «Нужно без жалости уничтожать все места неясные, растянутые, неуместные - одним словом, неудовлетворяющие, хотя бы они были хороши сами по себе» (запись в дневнике от 27 марта 1852 г.). Работа над повестью стала для него настоятельной потребностью.
Над повестью «Отрочество» Толстой работал с большими перерывами около полутора лет. Первый набросок сделан 29 ноября 1852 г. на Кавказе. Третий вариант был завершен в Бухаресте
(он попал в Дунайскую армию из Севастополя) в апреле 1854 г. Приемы, которые он нашел при работе над «Детством», продолжают совершенствоваться. Изображение душевных движений через показ выражения лица, улыбку, интонацию голоса, взгляд, жестикуляцию сразу обратило на себя внимание читателей. Завлечено и мастерство в изображении пейзажа: знаменитая гроза была сразу же особо отмечена Некрасовым.
«Юность» стала завершающей в цикле автобиографических повестей. Еще в Севастополе начал он эту повесть и в конце июня 1856 г. приступил к захватившей его работе - ее переделке. 12 сентября была закончена третья редакция повести. Окончив, он перечитал повесть и на отдельном листе дал критическую оценку каждой из написанных глав. Толстой отдал повесть в «Современник», где она и была напечатана.
Интерес к тому, каков я сам, живет в сознании каждого человека. Когда об этом тайном процессе рассказывает талантливый писатель, который предстает перед читателем как честный, смелый и совестливый человек, это удваивает влияние произведения.
Духовная жизнь героя Толстого - Николеньки Иртеньева несколько раз вторгается в читательский мир учеников, и в девятом классе можно как-то суммировать итоги наблюдений за детством, отрочеством и юностью героя.
Автор постоянно находится в пути, неизменно ищет решения самых различных вопросов. Начало пути, которое казалось всем близким родственникам предельно неудачным, обернулось стечением многих удач. Представление к именному оружию за отвагу, творческие успехи начинающего писателя, осознание важности собственных раздумий о будущем - все вдруг сложилось в определении призвания.
Повести Толстого не сентиментальны, хотя именно ему принадлежит формула «золотое детство», они лишены самолюбования. В авторе нет ни грана тех свойств, которые бы могли вызвать чувство неловкости. Обычно возникает благодарный читательский отклик за помощь в формировании доброжелательного отношения к себе самому: читатель проходит своеобразную школу требовательности к себе, которой сопутствует самоуважение.
Меру и степень целесообразной откровенности рисуют строки всех трех автобиографических повестей. Интересны описания попыток литературного творчества будущего писателя. Так, в главе «Стихи» (повесть «Детство») рассказано, как Николенька пытается создать поздравление для бабушки.
«Детство» и «Отрочество» - рассказ о Николеньке Иртеньеве, чьи мысли, чувства и ошибки изображены с полным и искренним сочувствием. Иное дело - изображение юности. В герое сохранились прежние устремления и благородные душевные качества. Но он воспитан в ложных предрассудках аристократического общества, от которых освобождается только к концу повести, и то лишь пройдя через сомнения и серьезные размышления и встретив иных людей - не аристократов. «Юность» - это повесть об ошибках и возрождении.
Николенька в конце концов начнет придавать особое значение «голосу раскаяния и страстного желания совершенства». «Благой, отрадный голос, сколько раз с тех пор, в те грустные времена, когда душа молча покорялась власти жизненной лжи и разврата, вдруг смело восстававший против всякой неправды, злостно обличавший прошедшее, указывавший, заставляя любить ее, ясную точку настоящего и обещавший добро и счастие в будущем, - благой, отрадный голос! Неужели ты перестанешь звучать когда-нибудь?»
Конечно, никак нельзя считать, что повесть - излишне патетическое произведение. По отношению к герою автор часто ироничен. Напомним, например, суждение из гл. XXVI: «...я старался выказать свой необыкновенный ум и оригинальность, к чему особенно я считал себя обязанным своим мундиром».
Глава «Юность» - одна из поэтических глав повести и заслуживает особого внимания класса. Но еще более любопытны и даже поучительны главы, свидетельствующие о его нравственном перерождении. Когда Толстой почти через 50 лет перечитал повесть, он усмотрел в ней некоторую неискренность. Он указал, что «не считал тогда хорошим и важным - мое демократическое направление», прямо указав на XXXI и три последние главы.
Н.Н. Гусев в своем исследовании утверждает, что «Глава «Comme il faut» (XXXI) содержит классическую, нигде более не встречающуюся в нашей литературе характеристику «этого понятия, служившего главным правилом поведения в светском обществе. Николенька уже видит всю пустоту, просто глупость этой основы оценки людей в аристократическом обществе». Исследователь даже утверждает, что самообвинение Толстого нужно полностью отвергнуть. Очевидно, учителю предстоит достаточно обстоятельно осмыслить этот вопрос. Наверное, более вероятно, что Николенька видел все минусы своего идеала, но не сумел сразу отрешиться от его подавляющего влияния, принять без раздумья и оговорок чуждые ему демократические манеры и стиль поведения.
Главная идея «Юности» - рост сознания молодого человека. Тема духовного «воскресения» лежит в основе многих последующих произведений писателя.
Исповедальность и морализаторство есть в повести, но не они привлекают к ней поколения читателей и не они в центре внимания учителя на уроках по ее изучению. Внимание к своей собственной духовной жизни и жестокая требовательность к самому себе, честность в оценках и характеристиках - уроки требовательного самоанализа, без которого не обходится юность. Образец художественно совершенного воплощения юношеских состояний и раздумий предстает перед классом и учителем как предмет уважительного, может быть, даже восторженного рассмотрения.
Программа девятого класса содержит также автобиографический цикл, созданный Максимом Горьким. Герой этого цикла резко полемичен не с Николенькой Иртеньевым, и даже не с его создателем, Львом Толстым, а возможно, с самой судьбой. Вспомним историю двух жизней, сопоставив заголовки автобиографических произведений.
Лев Толстой - «Детство», «Отрочество», «Юность».
Максим Горький - «Детство», «В людях», «Мои университеты «.
Именно полемичность и откровенная публицистичность повестей, созданных Горьким долгие годы спустя после самих событий, дают возможность не столько сопоставлять художественные особенности произведений двух писателей, сколько обсуждать специфику жанра и размышлять о его восприятии читателями.
При обращении к трилогии Толстого часто привлекаются произведения, которые создавались писателем в эти же годы. Они тоже несут в себе отзвуки автобиографичности, воспроизводят события, участником которых был автор, - это «Набег», «Рубка леса», но прежде всего «Севастопольские рассказы».
Подобная ситуация складывается и при изучении завершающей повести горьковских автобиографических произведений. Однако есть и существенная разница. Толстой написал свои автобиографические повести практически с «поля боя», эти произведения фиксируют становление характера чуть позже того момента, когда само это становление происходило. Горький в 20-е годы XX в. на пороге старости решил бросить взгляд на свою юность, молодость. От времени событий, описанных в его повестях, автора отделяли десятилетия.
Повесть «Мои университеты» написана в 1922 году. К ней примыкает цикл автобиографических рассказов: «Время Короленко» (1923), «О первой любви» (1923) и другие произведения, которые обычно рассматриваются как фрагменты неосуществленного замысла четвертой части художественной автобиографии.
В повести «Мои университеты» столь же обилен слой «свинцовых мерзостей», как и в «Детстве», да и гнет этих мерзостей сильней - они уже осмысляются бунтующим против несправедливости героем повести. Обращаясь к сюжету повести, учителя часто даже не упоминают о трагической попытке самоубийства Алеши Пешкова. Волны юношеского суицида, которые периодически возникают по ряду причин, пугают учителя как факт, которому трудно да и неизвестно как противостоять. Разговор на такую деликатную тему требует и доверия учеников, и умелого определения нужного тона. Учитель для себя решает вопрос о возможности его обсуждения, но не нужно полностью исключать и эту трагическую тему.
Созерцание картины «университетов», которые прошел Алеша Пешков, неожиданно становится сегодня очень острой темой, которая откликается на вполне современные проблемы. Проблема эксплуатации, проблема первоначального накопления капитала, проблема справедливости. Размышления над страницами повести Горького помогут не столько их категорическому решению, которое, может быть, и нереально, сколько формированию представления о возможных путях преодоления или смягчения всех этих сложностей, формированию чувства нравственной ответственности.
Произведения художественной литературы активизируют мировосприятие, помогают остроте реакции на все, что нас окружает, будь это порыв ветра или сложное техническое устройство, интересная мысль или возмутительный поступок. Автобиографические произведения делают строже и требовательней реакцию читателя и при этом вызывают в нем больше доверия и участия. Их изучение, а тем более сопоставление, когда оно убедительно мотивировано, прекрасная школа читательского мастерства.