Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 86. Слово о Есенине и его судьбе.

Образ родины в лирике поэта

Цель урока: расширить знания учеников о личности Есенина и его творчестве; показать своеобразие его лирики; совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Выразительное чтение стихотворений Блока (наизусть).

2. План статьи о Есенине из учебника-хрестоматии.

И. Чтение стихотворений и беседа о творчестве С.А. Есенина

Хорошо, если стихотворения Есенина прозвучат уже в начале урока. Пусть ученики прочитают свои любимые стихи, фрагменты. Наверняка в любом классе найдется хоть несколько человек, которые знают и любят поэзию Есенина. Можно включить запись стихотворений в исполнении артистов или прослушать песни на стихи Есенина.

Беседа после этого должна быть короткой. Скорее, это обмен мнениями: Что вас привлекает в поэзии Есенина? В чем причина столь широкой популярности его стихов?

III. Слово учителя

Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Образ родины в лирике поэта неотделим от образа природы. Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, бережное к ней отношение.

IV. Анализ стихотворений

Эту часть урока можно построить как совместную работу. Учитель задает вопросы — ученики отвечают, подбирают примеры, учитель и сам участвует в обсуждении. Сборник лирики Есенина должен быть у каждого.

— Как Есенин изображает природу? Какие художественные приемы характерны для лирики Есенина?

Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, // Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, // край ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! // Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся // Скирды солнца в водах лонных, // Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»...

Заметим, что в последнем примере найден звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты, — звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление, — «стозвонный», звон слышен и аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима — аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам // белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц // Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки // Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает

ячменная солома», — и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом», «И горит в парче лиловой // Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.

— Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? (Несколько минут на выполнение задания.)

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные — то нежные, то яркие — цвета и оттенки. В лирике Есенина и краски, и движение, и звуки мира. И запахи.

— Найдите примеры изображения запахов.

«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т.д.

— Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки... Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души — с весенним цветением, образ лирического героя — с кленом. Найдем примеры.

Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира природы-родины. Мы начали урок со слов Есенина. Закончим тоже его словами: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине».

Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение Есенина (по выбору учеников).

2. Ответить на вопросы учебника-хрестоматии по творчеству Есенина.

Информация для учителя 1. С.А. Есенин «О себе»1

1 Есенин С.А. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М., 1970. С. 187.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда. Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.

Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.

От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции. С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.

После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.

В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.

Что касается остальных автобиографических сведений,- они в моих стихах. 2

2. Жизнь и творчество С.А. Есенина (по А. Козловскому)

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, - все это корнями уходило в детство.

Для понимания феномена Есенина следует иметь в виду, что он родился и рос в религиозной семье. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепцы, странники, они пели духовные стихи - о рае, о Миколе, о Лазаре, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обетованной, о непременном грядущем рае, об ином мире - и эти темы отзовутся потом в его творчестве. По субботам и воскресеньям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Есенин не был церковным человеком; в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Константиновском земском училище по закону Божию и чтению на церковнославянском языке он получил пятерку, но по природе своей был «забиякой и сорванцом». Эта двойственность натуры поэта - стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность - выразилась в его лирике.

Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. В нем была страсть к чтению. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. Есенин рано открыл в себе поэтический дар: писать стихи начал еще в земском училище.

В 1912 г. он приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он конфликтует с хозяйкой конторы, в которой работает, конфликтует с отцом, который его содержит, работает в книжном магазине и увольняется оттуда: он поэт! стихи его прокормят! В 1913 г. он устраивается на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина - получает и финансовую независимость, и возможность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского.

В 1916 г. вышел в свет его первый поэтический сборник «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Молодой Есенин - нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу. Христианин по мировоззрению, воспринимал мир как единое целое, уверяя, что «все люди - одна душа», что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего.

Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х годов - жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник. В поэзии Есенина этого периода проявились особенности его стиля. Он выстраивал метафорические ряды: «Дымом половодье / Зализало ил. / Желтые поводья / Месяц уронил», сочетая их с образами, в которых выражал непосредственные, точные значения. Он обратился к романсному стиху с характерной для него синтаксической простотой, законченностью фразы в границах строки: «Выткался на озере алый свет зари. / На бору со звонами плачут глухари. / Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется, на душе светло». Пристрастие к диалектизмам, от которого он вскоре отказался, не умаляло точности и строгости стиля.

В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние фольклора, философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, сосредоточенность на судьбе крестьянства. В художественной системе их произведений проявились как тенденции символистской поэтики, так и черты постсимволистской литературы, в частности обращенного к вещному миру акмеизма. Среди писателей крестьянского направления следует назвать Н. Клюева и С. Клычкова.

В 1918 г. Есенин познакомился с поэтами-имажинистами, и его творчество претерпело некоторую эстетическую переориентацию. В его лирике обозначились тенденции позднего авангардизма.

Стихи Есенина активно публиковались в журналах и коллективных сборниках, он стал одним из самых популярных поэтов России. Вышли сборники его поэзии «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Голубень» (1918), «Исповедь хулигана» (1921) и др. С мая 1922 г. до августа 1923 г. Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии, Франции, Италии, США.

3. Образ России в лирике С.А. Есенина

Россия стала главным образом лирики Есенина. Тема родины раскрывалась им отнюдь не в одических, гражданских или героических аспектах. Вслед за А.С. Пушкиным он придал ей интимную, чувственную трактовку. Опять же по-пушкински он рисовал Россию сочными, определенными красками: «О Русь - малиновое поле / И синь, упавшая в реку...» В есенинских цветах - религиозная, иконописная точность. Такая же прозрачность, определенность - и в восприятии лирическим героем России.

Объединяющим началом в развитии темы России является знакомый по поэзии Пушкина, Лермонтова, Блока мотив дороги. Художественный мир в этом стихотворении динамичен. Есенин - поэт покоя, но не статики. Русский космос в постоянном движении: дроги запели, равнины и кусты бегут, степи звенят, синь опрокинулась, что также соответствовало пушкинскому восприятию России.

В пейзажных рисунках поэзии Есенина, как правило, присутствует мотив космоса, вселенной. Даже в конкретике его пейзажного образа нет скрупулезности натуралиста. Характерная для его поэтики метафора не является лишь художественным приемом. Троп в его эстетических воззрениях - художественная форма выражения синтеза двух миров, космического и земного. Этой гармонией его художественное восприятие отличалось от романтического сознания, основанного на трагизме несоединимости ни двух миров, ни родственных душ, ни идеалов и реальности. Вскоре он нашел определение своему стилю - мистическое изографство, иначе - двойное зрение, в котором соединяются метафизическое мышление и подобие («изо...») описанного («...граф») реальному миру.

Традиционно в поэтике есенинского творчества метафоры, параллелизмы, сравнения, эпитеты выделяют по тематическому признаку. В одних случаях эти художественные приемы отражают зоологическое претворение мира типа: «Ягненочек кудрявый - месяц / Гуляет в голубой траве», «Рыжий месяц жеребенком / Запрягался в наши сани», «Младенцем завернула / Заря луну в подол», «Отелившееся небо / Лижет красного телка»; в других - литургическое отношение к миру, и тогда русский пейзаж становится храмом, а крестьянский быт - богослужением в нем: «Земля молитвенником красным / Пророчит благостную весть», «Когда звенят родные степи / Молитвословным ковылем», «У лесного аналоя / Воробей псалтырь читает».

В пейзажах Есенина и раннего, и позднего периода выразился панпсихизм, т.е. вера во всеобщую одушевленность природы. Его метели плачут, как цыганские скрипки, трава собирает «медь с обветренных ракит», ивы «трясут подолом» и т.д.