Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Периферическое зрение

Чтобы понять, что такое периферическое зрение, следует проделать небольшой опыт.

1. Поместите прямо перед собой, на расстоянии примерно 40 см, указательный палец.

2. Пристально на него посмотрите. Вы видите свой палец отчетливо и ясно, поскольку сфокусировали свой взгляд на нем. Изображение поступает в ваш мозг через глаза и ту часть оптической системы глаза, которая отображает объекты, находящиеся прямо перед ней на прямой линии.

3. Обратите внимание, что кроме пальца вы видите еще множество других предметов, расположенных справа, слева, сверху, снизу от вашего пальца.

4. Сфокусируйте взгляд только на пальце. Все равно вы видите предметы, которые находятся по обеим сторонам от него, хоть и не так ясно, как видите палец.

5. Все что вы видите помимо пальца, все изображения предметов, которые получаем со всех сторон пальца, — это и есть периферические изображения.

Если механизм мысленного отображения недостаточно развит, то при чтении может возникать нечеткое, медленное и неэффективное видение. Упражнения на восприятие заставят мозг реагировать быстро и точно на картинку, передаваемую во время фиксации взгляда.

Упражнение 1

1. Возьмите в руки карандаш.

2. Внимательно прочитайте каждую строчку.

3. Отметьте слово, идентичное ключевому слову, которое стоит в строчке первым.

4. Старайтесь выполнить упражнение с максимальной скоростью.

5. Сконцентрируйтесь. Засеките время.

6. Зрительно сфотографируйте ключевое слово. Скользите по строчке в поиске идентичного слова, не думая о значении.

7. Если не удалось найти и «сфотографировать» ключевое слово в строчке, не возвращайтесь назад. Переходите на следующую строчку.

8. Не проверяйте слова на соответствие, пока не закончите все двадцать пять строчек.

9. Запишите сколько времени вам понадобилось для выполнения упражнения в специальную тетрадку по следующие схеме:

Затраченное время количество найденных слов

10. Сверьте ключевые слова и найденные вами в тексте. Запишите результат в специальную тетрадку.

11. Идеальное время, за которое вы должны правильно выполнить 25 пунктов, — 30 секунд.

1. БОЧКА / точка тучка ручка бочка кочка дочка

2. ШАПКА / шахта шашка сабля шапка шавка давка

3. ПИТЬ / жить быть пить бить лить жало жито

4. САЛОН / слон стон склон салон вагон неон

5. КОТ / тот крот код удод скот кон клон кот

6. ЛАМПА / рампа дамба карамба рама дама лампа

7. СТОЛ / скол стол столб смол сокол соло сталь

8. ТОЧКА / ночка тучка дочка строчка кочка стачка

9. МАЙ / дай чай гай рай лай май вай чей

10. ВАГОН / талон галлон баллон медальон вагон салон

11. КОЗА / коса роса краса коза оса ваза егоза

12. ГАЛЕТА / победа конфета галета комета карета

13. МАШИНА / резина картина машина дрезина трясина

14. БОЛЬ / моль толь роль боль гость злость масть

15. ЕЛЬ / дрель сель гель ель цель трель отмель моль мель

16. УРАН / буран ураган урок уран уркаган урок урна

17. ФАНАТ / гранат франт бант фара фаза фата фанат

18. ХЛОПОК / халат холоп хлопок халва хлам хаджа ханума халиф

19. РУЧКА / речка рюшка рюмка рубка рябка рыбка ручка рулька

20. СТАН / кран стон звон стан стакан стол сталь

21. МАСКА / миска киска манка марка маска милка матка мурка

22. КАНАТ / корабль кайман карат кунак король канва канат

23. СОБОР / набор отбор ковер шатер забор запор собор

24. ТЕЛЕФОН / таксофон вагон телефон талон тантал табун

25. ТРОСТЬ / кость гость злость трость масть страсть

Упражнение 2

Упражнение аналогично упражнению 1, но в некоторых строчках, но не во всех, ключевое слово будет появляться не один, а два раза.

1. Зрительно сфотографируйте глазами ключевое слово.

2. Быстро скользите глазами по строчке, отыщите слово, идентичное ключевому, не думая о его значении.

3. Если ключевое слово не удалось отыскать, не возвращайтесь назад, переходите к следующей строчке.

4. После выполнения упражнения запишите, сколько времени вы затратили на него в специальную тетрадку по следующей схеме:

Затраченное время количество найденных слов Число повторений — 35.

5. Подсчитайте количество найденных ключевых слов и сравните их с числом, данным в конце упражнения.

Если вы выполните упражнение за сорок пять секунд — это будет отличный результат.

1. КОШКА / прошка матрешка кошка поварешка татушка

2. КОПЫТЦЕ / корытце корица косица копытце курица

3. БАДЬЯН / роман бадьян диван рыдван бадьян кальян

4. СОК / ток бог рог сон сок сноп сок сук клаксон сон

5. ТОРТ / корт кот тигр торт тот обормот удод торт кит

6. КОРИЦА / сестрица курица куница душица корица

7. ГОМОН / талон вазон гомон гамак галлон радон

8. ВАТА / дата рада мара вата ванна ватин вата

9. КЛЕН / тон дон клен клей улей водолей клеймо

10. БАРАН / брак барак барин баран барабан баркас

11. ЦЕНА / целина длина цена цент ценник цинга

12. ПРИМА / длина примак примат прима примас

13. ТОЛК / волк воск болт толк долото вор ворс

14. БЕРЕТ / багет берет валет табурет букет берет батут

15. ОВОД / повод довод овод обод коготь

16. БАЗАР / товар базар барин барак баран база

17. ПЛУТ / плот удод плита плут плод плуг

18. ДАМА / Кама яма рама дама мама дома дама

19. МАЖОР / мотор мохер ажур мажор морока толок

20. ЯМА / яшма ямка яма язва яшма язва якорь

21. ШОФЕР / мажор шофер шатер шифер шофер шифон

22. КАСКА / кастор касса каска маска кастет киста каска

23. ФАРАОН / бульон фараон фанфарон барон фараон франт фосфор

24. БЕРЕГ / берет багет батон бекон берег брикет бред

25. ВОЛК / толк болт воск вол волк вор волос волк

Проанализируйте результаты выполнения упражнений на восприятие и ответьте на следующие вопросы:

Комфортно и уверенно вы чувствовали себя при выполнении этих двух упражнений или испытывали дискомфорт?

Какое из упражнений было более легким?

На сколько ваше время отличается от времени, отведенного на каждое упражнение?

Какое упражнение вы выполнили более точно?

 

Мозговое чтение

Человек читает не столько глазами, сколько мозгом. Глаза лишь прибор, который передает зрительные импульсы в мозг, где происходит преобразование и обработка этих импульсов. Мозг по- разному реагирует на эти импульсы: быстро, медленно, с задержкой или мгновенно, все зависит не от качества и остроты вашего зрения, а от гибкости вашего мышления. Глаза можно приравнять к оптическому прибору, например фотоаппарату. Глаза только запечатлевают картинку, а всю остальную работу проделывает мозг — преобразовывает, сортирует, хранит информацию. Глаза могут фокусироваться на строчке текста до двенадцати раз, а на странице текста до ста раз фокусироваться и до ста раз расслабляться.

Если понаблюдать за читающим человеком, то можно заметить любопытную картину: глаза фокусируются в какой-то точке или в начале строки и остаются неподвижными буквально сотые доли секунды. Именно в момент такой кратковременной приостановки и происходит считывание текста, осуществляется процесс чтения, и в зависимости от способностей глаза могут сфотографировать слово, фразу или целое предложение. Затем глаза стремительно перемещаются вправо, фокусируются, читают и опять стремительно перемещаются вправо, и так до конца строчки. Затем глаза перемещаются влево, фокусируются на начале следующей строчки и так далее (см. рис. 10). Процесс повторяется снова и снова.

Рис. 10. Графическое изображение процесса чтения

Таким образом, в чтении главным центром концентрации внимания являются не глаза, а мозг человека. Он является главным направляющим движения глаз, его координатором. Читатель лишь воспринимает целые абзацы, и даже страницы. Один из самых простых способов усвоения прочитанной информации — научиться пользоваться указкой так, чтобы она летала по тексту, а глаза порхали за ней.

В дополнение к использованию этого метода можно расширить применение периферического восприятия текста, если держать книгу на большем удалении от глаз, чем при нормальном чтении. Располагая книгу таким образом, вы позволите своему периферическому зрению охватывать всю страницу целиком, видеть ее более отчетливо.

Преимущество такого чтения состоит в том, что пока ваше центральное зрение удерживает в своем поле одну или две строки, на которых вы концентрируетесь, ваш мозг использует периферическое зрение, чтобы вновь просмотреть уже прочитанное вами и предварительно просканировать тот текст, который вы вскоре будете читать. Таким образом мозг помогает вам запомнить пройденный материал, усваивать будущий материал.

Дополнительным плюсом такого чтения является то, что глаза не так сильно напрягаются и устают, совершая приостановки, для этого им требуется гораздо меньше мускульных усилий.

 

Природа чтения

Глаза, как мы знаем, являются прямым продолжением мозга, и во время чтения они двигаются вдоль печатных строчек. Следовательно, чтение можно назвать умственным процессом. Много лет назад психологи установили, что глаза читают (видят) только тогда, когда совершают приостановки. Поэтому чтение — это серия повторяющихся фиксаций, которые совершают глаза, читая строчки текста. Способность видеть большое поле, охватывать взглядом большую область непосредственно связано со способностью читать. Размер поля чтения влияет на скорость чтения. Установлено, что приостановки занимают около 94 процентов времени чтения, в то время как скачки занимают всего лишь 6 процентов.

У опытного читателя время, затраченное на фиксацию, гораздо меньше, чем у начинающего. Опытный читатель совершает гораздо меньше возвратов назад, к уже прочитанному, в результате материал читается непрерывно и плавно, что не вносит искажения в общую картину, созданную мозгом. Это позволяет читателю без труда следить за мыслями, изложенными в книге или статье.

Избавиться от неоправданных возвратов (регрессий) движений глаз и научиться их подавлять помогут специальные упражнения.

Упражнение 1. «Указательные пальцы рук»

1. Возьмите книгу.

2. Указательный палец левой руки двигайте горизонтально слева на право по читаемой строчке.

3. Указательный палец правой руки двигайте сверху вниз с правой стороны текста.

4. Пальцы препятствуют возвратным движениям глаз, постоянно двигаясь дальше и дальше.

Упражнение 2. «Вращение головы»

1. Расслабьте шею.

2. Резко поверните голову вправо.

3. Резко поверните голову влево.

4. Взгляд следует за движением головы.

Упражнение 3. «Полет взгляда»

1. Быстро пронеситесь взглядом по потолку.

2. Пробежите взглядом по полу, стене.

3. Пронеситесь взглядом по панораме за окном.

Упражнение 4. «Шире — уже»

1. Широко откройте глаза.

2. Плотно, насколько возможно, прищурьтесь.

3. Спокойно закройте глаза.

4. Упражнение повторите 12 раз.

5. Поморгайте 30 секунд.

Упражнение 5. «Лампочка»

1. В течение 2—3 секунд смотрите на яркую лампочку.

2. Закройте глаза, прикройте их ладонями.

3. Отдохните.

Упражнение 6. «Пишем взглядом»

1. Напишите взглядом цифры от 1 до 33.

2. Напишите взглядом все буквы алфавита от А до Я.

3. Напишите взглядом фразы: «Нить Ариадны», «Созвездие Кассиопеи», «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила», «Батюшка-Питер бока наши повытер, братцы-заводы унесли наши годы, а матушка-канава и совсем доконала».

Для увеличения скорости чтения, необходимо:

— уменьшить количество фиксаций на одну строчку текста;

— увеличить ширину поля зрения;

— избавиться от возвращений к началу строчки;

— сократить время приостановок.

Опытный читатель за одну фиксацию считывает несколько слов, неопытный — только отдельные слова или части слов, или слоги. При чтении одной строчки опытный читатель совершает три- четыре фиксации глаз и два-три движения, а у неопытного получается пять-шесть фиксаций и девять-десять движений глазами. Таким образом, время, в течение которого глаза не видят у неопытного читателя, значительно больше, чем у опытного.

Из этого следует, что если вы хотите увеличить скорость чтения, то необходимо, чтобы ваши глаза за одну приостановку зрительно сфотографировали не одно или два слова, а целые фразы, а то и строчки. Чем больше вы слов «сфотографируете» за одну фиксацию, тем быстрее будете читать. Это одни из факторов, который может ускорить ваше чтение.

Мы знаем, что чтение — это умственный процесс, осуществляемый не глазами, а мозгом. Люди не теряют способность читать, даже потеряв зрение. В таком случае им глаза заменяют пальцы, которые становятся чувствительным продолжением мозга.

Если ваши глаза передают в мозг информацию очень медленно — отдельными словами, то очень трудно будет уловить законченную мысль текста, так как мысли обычно передаются законченными фразами и предложениями, а не словами. Например, имя «Настя» ни о чем не говорит, а в одном слове «хорошая» мало смысла. Слово «девочка» хоть и обладает полным значением, но все же содержит гораздо меньше смысла, чем целая фраза «Настя — хорошая девочка».

Если человек читает по отдельным словам, он и в мозг подает команду — «читать медленно». В результате происходит значительная задержка информации вплоть до получения смыслового слова, с которым может работать мозг. Опытный читатель посылает в мозг целую фразу «Настя — красивая девочка», при этом не происходит разрывов и задержек в ходе мышления.

Еще одним условием быстрого чтения является восприятие и интерпретация большого количества слов за одну фиксацию. Это достигается постоянной и упорной тренировкой, просто знаний в таком деле недостаточно. Вы можете сколь угодно долго и много повторять себе, что расширили поле зрения и в результате будете читать быстро и много, но далеко не продвинетесь, пока не начнете долго и упорно тренироваться. Это можно сравнить с обучением езде на автомобиле. Если человек никогда не садился за руль, но знает всю теорию вождения, он будет неумело нажимать ногами на различные педали и пальцами на кнопочки. Его знания сами по себе не превратятся в физические действия тела. Если вы хотите стать опытным и хорошим автомобилистом, надо тренироваться с опытным инструктором и доводить свои действия до автоматизма, до уровня рефлекторных навыков, позволяющих действовать телу эффективно, без сознательного контроля со стороны разума. Первое время человек должен тщательно и настойчиво изучать каждый элемент движений. Затем, путем тренировок, практики, создаются полезные навыки, которые заставляют тело действовать чисто автоматически, рефлекторно.

Так и с чтением, чтобы научиться быстро читать, и при этом не терять смысл прочитанного, необходимо постоянно и с большим усердием тренироваться, выполнять интеллектуальные задания, избавляться от вредных привычек, формировать устойчивые навыки. Только тогда широкое поле зрения и быстрая умственная реакция на печатный текст станут автоматическими, и мозг сможет концентрировать свое внимание на основных мыслях и идеях, изложенных в книге, статье, докладе и т.д.

 

Фотографическая память

Откройте книгу на любой странице и посмотрите на нее в течение двух секунд. Попробуйте вспомнить какое-нибудь слово, предложение, фразу из этой страницы. Подумайте, узнаете ли вы эту страницу, если вам показать ее опять.

Методы, которые описаны ниже, позволяют тренировать периферическое зрение и способность работы системы глаза — мозг в дружном тандеме (см. рис. 11).

Очень полезно тренировать фотографирование глазами на быстрых скоростях, не ставя перед собой цель понимать то, что вы запечатлели в своем мозгу. Сразу же после этого следует потренироваться на своей обычной, нормальной скорости чтения.

Рис. 11. Методы тренировки периферического зрения

Такими тренировками вы приучаете мозг к более быстрому темпу чтения. Проще начать тренироваться на материале, который вам уже знаком. Таким образом вы принесете себе двойную пользу, повторите пройденный материал и дадите пищу для работы вашей системе «глаза—мозг». После проведения ряда тренировок попрактикуйтесь, используя методы на всем, что вы читали до сих пор, постарайтесь работать на высоких скоростях.

 

Основные методы метауказывания

Охват пары строк

Техника охвата пары строк похожа на методику работы с указкой, которая была использована нами для управления глазами. Отличие состоит в том, что теперь нужно будет охватывать не одну, а две строки сразу.

Упражнение «Две строки»

1. Возьмите свою любимую указку.

2. Плавно передвигайте ее под парой строк.

3. Немного приподнимите ее, когда вам надо вернуться к началу следующей пары строк.

4. После этого опять плавно передвигайте указку.

Выполнение этого упражнения на ряду с горизонтальным видением позволяет привыкнуть к использованию и вертикального видения. Это окажется не так уж и сложно. Многие народы с давних времен отдают предпочтение вертикальному видению (японцы, китайцы). Если вы владеете нотной грамотой, то освоить вертикальное видение вам не составит никакого труда.

Переменный охват строк

Этот метод идентичен охвату пары строк. Он позволяет усвоить за раз столько строк, сколько вы в состоянии усвоить. У некоторых продвинутых читателей за один раз получается усвоить до восьми строк одновременно.

Проход в обратном направлении

Преимущество такого чтения в том, что оно позволяет удвоить скорость благодаря обратному проходу глаз для усвоения информации, а не просто для возвращения к началу следующей строки.

Обратное чтение справа налево, нет так и трудно, как это кажется. Многие народы (арабы, израильтяне) предпочитают именно такое чтение текста.

Если у вас получается за одну приостановку читать четыре или пять слов, то чтение будет происходить в нормальном порядке. Нагрузкой для мозга в этом случае будет необходимость разместить осмысленные им куски текста в нужном порядке, так как это осуществляется при складывании пазлов. Так, например, бывает, когда прочитаешь незаконченное предложение, и мозг не может его осмыслить, пока не получит информацию, которая придаст смысл этому предложению. Примерно по такой же системе работает чтение в обратном порядке. При таком чтении используются точно такие же движения рук, как и при охвате пары строк или при переменном охвате, меняется только движение, оно становится обратным.

Движения для визуального указывания

К таким движениям относятся:

— вертикальная волна;

— S-образное движение;

— зигзаг;

— петля;

— двойная указка;

— ленивое «S».

Каждое из этих движений можно выполнять с разной скоростью и под разными углами. Для прочтения страницы текста и понимания его смысла потребуется около 30 секунд, при беглом поверхностном просмотре страницы — 10 секунд.

В методе «вертикальная волна» (см. рис. 12) создается впечатление, что читатель читает, спускаясь вдоль вертикальной линии вниз посередине страницы.

Рис. 12. Вертикальная волна

На самом же деле глаза скользят по тексту ритмичными волнами, слегка двигаясь и влево и вправо, но в целом спускаются вниз по центру страницы. При таком методе используется как прямое, так и обратное чтение, а также по максимуму задействуется горизонтальное и вертикальное периферическое зрение.

S-образное движение (см. рис. 13) в комплексе сочетает в себе движения в прямом и обратном направлении.

Рис. 13. S-образное движение

Такое движение может быть использовано для охвата пары строк, одной строки или переменного охвата строк.

При движении «зигзаг» (см. рис. 14) задействовано все поле периферического зрения. Используя такой метод, необходимо мягко скользить указкой на несколько строк вниз по диагонали, выполняя в конце строки небольшую петельку, при разворачивании указки в обратном направлении и скользя ей вниз по строчкам дальше. Затем в конце следующей строки опять указкой делается маленькая петелька и продолжаем скользить наискось вниз по строчкам.

Рис. 14. Движение «зигзаг»

Используя этот и другие методы можно делать движения по горизонтали длиннее или короче. Можно двигать указку до конца строки, а можно — не доходя несколько слов до конца и до начала строки, улавливая своим периферическим зрением слова, расположенные неподалеку от указки.

Движение «петля» (см. рис. 15) напоминает «зигзаг». Главным отличием является то, что в конце и в начале следующего движения по диагонали при «петле» делается не маленькая петелька, а петлей охватываются большие зоны текста, которые усваиваются в результате одной приостановки. Читатели, освоившие методы скорочтения, очень часто отдают предпочтение именно такому продвинутому методу.

Рис. 15. Движение «петля»

В движении «двойная указка» (см. рис. 16) используются сразу две указки. Часто одной из указок служит указательный или большой палец, с другой стороны — обыкновенная тонкая указка. Две указки ритмично и с одинаковой скоростью двигаются вниз по полям книжной страницы, а глаза в это время фиксируют всю информацию, которая находится между ними.

Рис. 16. Движение «двойная указка»

Этот метод помогает мозгу определиться с тем, где и в каком месте должны двигаться ваши глаза. Вам не потребуется приостанавливаться в каких-то специальных местах, эту работу за вас выполнит мозг.

Следующее движение — ленивое «S» (см. рис. 17) — сочетает в себе элементы трех видов: зигзага, вертикальной волны и S-образного движения.

Рис. 17. Движение ленивое «S»

При использование данного вида движения вы просто скользите по страницам указкой, выполняя движения, соответствующие написанию обычной и зеркальной буквы «S». На одной странице, в зависимости от формата книги, обычно умещаются три—пять вертикальных и горизонтальных движений.

Рассмотренные методы могут применяться для нормального чтения, для тренировки глаз, в качестве упражнений для развития периферического зрения, упражнений для развития скорости чтения, а также для беглого просмотра текста или для поиска необходимой информации в тексте.

Упражнение 1

1. Попробуйте использовать на практике каждый из методов метауказывания.

2. Уделите каждому методу не менее 10 минут.

3. В процессе освоения метода меняйте скорость чтения и глубину понимания смысла.

Упражнение 2

1. После выполнения первого упражнения выберите три наиболее подходящих для вас метода метауказывания из девяти выученных (переменный охват, охват пары слов, обратное чтение — проход в обратном направлении, «зигзаг», «петля», «вертикальная волна», «двойная указка», S-образное движение, «ленивое S».

2. Поработайте с уже прочитанным вами материалом, используя эти методы. Вам будет гораздо легче освоить методы и привыкнуть к ним.

Упражнение 3

1. Выделите из своего времени 5 минут для чтения.

2. Воспользуйтесь самыми удобными методами.

3. Начните читать, улавливая смысл прочитанного.

4. Постепенно наращивайте скорость чтения.

5. В конце 5 минут чтения уровень вашего понимания должен составлять около 10 процентов от прочитанного.

6. Это упражнение позволяет глазам привыкнуть к более быстрому темпу чтения.

Упражнение 4

1. Варьируйте самыми различными скоростями чтения при использовании методов метауказывания.

2. Не пугайтесь, если на низких скоростях чтения понимание текста будет у вас полностью отсутствовать.

3. При достижении определенного ритма, наиболее приемлемого для вас, все станет понятно.