Наши глаза — это удивительный орган. Их можно назвать фотоаппаратом мозга. Глаза человека способны различать свыше десяти миллионов различных цветов и оттенков, они содержат сто тридцать миллионов рецепторов света (фоторецепторов). И каждый из рецепторов способен уловить до пяти частиц световой энергии в секунду. Наши глаза способны менее чем за секунду расшифровать изображение, состоящее из миллиардов единиц информации, причем с идеальной точностью.
Ученые подсчитали что для того, чтобы создать искусственный орган, который бы полностью копировал и повторял функции человеческого глаза, понадобилось бы шестьдесят восемь миллионов долларов, и сам орган был бы по размерам близок к зданию.
Еще в древности было известно о свойстве человеческих зрачков расширяться и сужаться в зависимости от освещения и удаленности от объекта. Китайские торговцы драгоценными камнями использовали этот феномен давно и, показывая клиенту товар, следили за реакцией его зрачков, ожидая, когда они у него расширяться. После чего торговец начинал расхваливать свой товар, называя соответствующую цену.
Если в процессе быстрого чтения какая-то информация покажется интересной для вас, то зрачки немедленно расширятся, и в глаз будет попадать больше света. Получается, чем больше вас заинтересовывает какой-то текст, тем шире становятся зрачки, тем больше мозг «приподнимает занавес», давая возможность себе и вам получать гораздо больше данных в секунду, без приложения всяких видимых усилий.
Высказывание о том, что у наблюдательного человека глаза на затылке, соответствует истине. Так как затылочная доля мозга на самом деле осуществляет чтение, направляя движения глаз по странице в поисках информации, которая интересует мозг. Изображения, которые расшифровываются рецепторами света, находящимися в сетчатке глаза, пересылаются по зрительному нерву в область мозга, который отвечает за зрение, а именно в затылочную часть головы.
Глаза не двигаются постоянно по линии текста, так как такое движение приведет к тому, что изображение может оказаться вне фокуса. Глаза совершают небольшие и регулярные «скачки». Каждый скачок переводит наши глаза от одной точки приостановки к другой, причем скачки глаза — не больше одного слова. Мы же думаем, что заставляем двигаться наши глаза так медленно и так быстро по строчкам текста, как мы пожелаем.
Свойства глаз таковы, что они могут видеть только в момент приостановки, потому что, когда они двигаются, они проделывают это с необычайно огромной скоростью, которая у них постоянна и не поддается контролю. Если вы внимательно осмотрите комнату, то убедитесь, что отчетливо можете видеть только в том случае, если глаза неподвижны. Если же вы начнете очень медленно перемещать свой взгляд, то глаза совершают быстрые скачки с предмета на предмет, а вы будете видеть только в паузах между скачками. Число пауз зависит от вас самих, можно сделать больше, а можно — меньше.
Глаза не совершают плавного перемещения по странице текста, они двигаются маленькими прыжками слева направо, делая приостановки, чтобы усвоить несколько слов и продолжить свое скачкообразное движение, и повторять такой процесс снова и снова, поглощая информацию во время пауз. Вы делаете меньше пауз, когда читаете быстро и больше пауз — если читаете медленно.
На рисунке 20 показано, как двигаются глаза того, кто читает медленно. Движения глаз обозначены стрелками, а приостановки — точками.
Рис. 20. Схема движений глаз у плохого читателя
Хороший читатель делает более длинные прыжки по тексту (см. рис. 21). Между очередными приостановками глаза, он успевает улавливать до шести слов сразу.
Рис. 21. Схема движений глаз у хорошего читателя
Причиной дополнительных пауз у плохого читателя становится неуверенность в том, что он правильно понял прочитанный текст и многократные возвращения. Почти на каждой строчке глаза неопытного читателя возвращаются назад, чтобы проверить изображение. Такая привычка приводит к большому количеству приостановок, за счет чего снижается скорость чтения и картина, которую рисует мозг, нарушается, а восприятие искажается.
Научные исследования показали, что если неумелым читателям не позволяли бы возвращаться назад к только что прочитанному тексту, то у 80 из 100 процентов участников глаза усваивали прочитанную информацию ничуть не хуже, чем у умелых читателей.
Если предположить, что на каждую приостановку затрачивается одинаковое количество времени, где-то полсекунды, то вырисовывается очень интересная картина. На чтение стандартной строки, которая содержит 12 слов, плохой читатель потратит 7 секунд, в то время как быстрому читателю понадобится всего лишь 2 секунды.
Процесс чтения достаточно сложен, и все эти постоянно чередующиеся приостановки и скачки осуществляются на рефлекторном уровне и зависят от скорости и способности мозга обрабатывать информацию. Этот процесс осуществляется так же рефлекторно и автоматически, как и движения во время еды, — практически полностью отсутствует контроль со стороны сознания. Мозг сам определяет количество информации, которую он может принять и обработать в единицу времени, и скорость, с которой глазам надо передавать ему эту информацию.
Примечательно то, что средняя продолжительность приостановок для всех взрослых читателей одинакова — примерно одна пятая доля секунды. Эта продолжительность не зависит от того, трудный или легкий текст, быстрое или медленное чтение. Скорее всего, причина во времени, необходимом мозгу для обработки информации. Одно только ясно, что люди, которые быстро читают, тратят на каждую остановку ровно столько времени, сколько и те, которые читают медленно. Поэтому медленное чтение связано с большим количеством остановок, а быстрое чтение — с малым количеством остановок. Если проигнорировать «скачки» глаз от одной остановки до другой, то время чтения составит количество остановок, умноженное на одну пятую доли секунды.
При чтении обозреваемые участки текста должны совмещаться между собой по смыслу и по контексту, поэтому на это затрачивается больше времени, чем на «видение» материала.
При приостановке глаз слова считываются по обе его стороны, в пределах его поля зрения. Глаз разделяет текст на несколько фрагментов, словно фотографируя их. Глаза только видят текст, но не читают его, за них эту функцию выполняет мозг. Только мозг способен выхватить из текста главную информацию, прочитать интересующие вас слова. Глаза выбирают точку обзора. Как они это делают, почему в одних случаях приостанавливаются между словами, а в других нет — абсолютно непонятно. Глаза делают фотографирование текста, а мозг обрабатывает информацию и осмысливает ее.
Многие считают, что для хорошего понимания и осмысливания текста надо читать медленно и внимательно. Следует ли отсюда, что увеличение скорости чтения уменьшает понимание текста? Нет, это совершенно не так, новейшие исследования в области скорочтения показали, что чем выше скорость чтения, тем выше и степень усвоения текста.
Прочитайте любое предложение очень медленно. Например: «Ко-ор-ди-нат-но изме-ри-тель-ная ма-ши-на — устрой-ст-во для изме-ре-ния фи-зи-чес-ких, ге-о-мет-ри-чес-ких ве-ли-чин.
Оказывается, читать медленно — это очень трудно и тяжело. Получается, что наш мозг не предназначен для того, чтобы читать в очень медленном темпе. Читая медленно, вы как бы настраиваете мозг читать еще медленнее и понимать все меньше и меньше.
Если текст сгруппирован, мозгу легче справиться с поставленной задачей и он работает комфортно, когда чтение идет со скоростью не ниже 400 слов в минуту. Отсюда следует, что рост скорости чтения автоматически ведет к лучшему пониманию текста.
Поле зрения человека по вертикали составляет одну третью часть расстояния по горизонтали. Поэтому читатель может за один раз охватить до пяти строк печатного текста одним взглядом. У медленных читателей поля зрения по вертикали и горизонтали неоднократно перекрещиваются. Можно с уверенностью сказать, что поле зрения человека представляет собой эллипс. У быстро читающего человека перекрещивания полей зрения случаются гораздо реже, чем у читающего медленно. Но если текст труден для понимания, человек читающий быстро тоже делает гораздо больше остановок, чем обычно, и скорость чтения у него снижается, а поля зрения все больше перекрещиваются.
Наша цель — увеличить количество читаемых слов за одну приостановку, ликвидировать вредные привычки возвращаться к прочитанному тексту (регрессию). Если среднее время ваших приостановок составляет секунду, то, уменьшив его до половины секунды на каждую приостановку, вы увеличите скорость чтения в два раза. Уменьшить время приостановок совсем не трудно, если вспомнить, что глаза способны улавливать информацию, даже если приостановка составляет одну пятисотую долю секунды.
Упражнение 1. «Уменьшить приостановку»
1. Приготовьте карточки с написанными на них цифрами.
2. Возьмите специальную карточку, чтобы закрывать числа.
3. Открывайте каждое число на какую-то долю секунды, чтобы рассмотреть его.
4. Число должно быть открыто и в мгновение ока закрыто.
5. В пустую клеточку рядом с числом впишите то значение, которое вы уловили.
6. Проверьте правильность своего выбора.
7. Продолжайте угадывать числа, переходя от столбца к столбцу, пока не дойдете до конца каждой из страниц.
8. По мере продвижения вперед увеличивайте количество цифр в числах, усложняя упражнение.
9. Если у вас получилось записать шестиразрядные числа и при этом не сделать ошибки или их будет мало, то это улучшит вашу способность к чтению и запоминанию сразу же одного или нескольких слов.
Приведенные ниже примеры содержат разнообразные группировки цифр. Это позволит вашим глазам привыкнуть к определенному уровню сложности, а затем можно будет переходить к следующему заданию.
Приведенные ниже числовые упражнения позволят развить свойства как горизонтального, так и вертикального видения. Перед тем как начать читать, выберите наиболее подходящий для вас метод метауказывания, сконцентрируйте все свои силы до предела. Постарайтесь установить личный рекорд по скорочтению.
26 |
76 |
||
74 |
23 |
||
79 |
06 |
||
82 |
40 |
||
63 |
28 |
||
91 |
96 |
||
73 |
88 |
||
22 |
77 |
||
53 |
84 |
||
35 |
45 |
||
29 |
15 |
||
66 |
21 |
||
24 |
60 |
||
25 |
83 |
||
31 |
49 |
||
46 |
99 |
||
02 |
78 |
||
13 |
58 |
||
85 |
87 |
||
2 |
18 |
||
43 |
03 |
||
20 |
05 |
||
67 |
66 |
||
277 |
825 |
||
953 |
864 |
||
833 |
779 |
||
425 |
544 |
||
013 |
744 |
||
736 |
565 |
||
736 |
764 |
||
490 |
458 |
||
226 |
216 |
||
363 |
168 |
||
129 |
077 |
||
646 |
562 |
||
903 |
865 |
||
726 |
641 |
||
271 |
877 |
||
736 |
655 |
||
411 |
755 |
||
813 |
668 |
||
361 |
866 |
||
413 |
302 |
||
058 |
110 |
||
908 |
199 |
||
864 |
617 |
||
862 |
982 |
||
956 |
847 |
||
864 |
211 |
||
525 |
880 |
||
865 |
267 |
||
737 |
626 |
||
837 |
108 |
||
107 |
103 |
||
747 |
411 |
||
747 |
217 |
||
109 |
716 |
||
837 |
870 |
||
251 |
975 |
||
215 |
112 |
||
8638 |
8810 |
||
7875 |
3624 |
||
1178 |
5686 |
||
6067 |
2364 |
||
0188 |
5565 |
||
2277 |
4565 |
||
7452 |
5335 |
||
3343 |
7802 |
||
7675 |
8801 |
||
2244 |
7706 |
||
9880 |
4333 |
||
7702 |
4422 |
||
8612 |
0277 |
||
7653 |
5376 |
||
9871 |
2376 |
||
7623 |
3354 |
||
7657 |
4365 |
||
5433 |
5670 |
||
8766 |
6587 |
||
6543 |
5567 |
||
3777 |
3457 |
||
7544 |
3475 |
||
7056 |
7534 |
||
1074 |
5734 |
||
8765 |
6288 |
||
7654 |
7125 |
||
7655 |
0166 |
||
8764 |
6787 |
||
1154 |
5467 |
||
5325 |
1156 |
||
8674 |
1761 |
||
6423 |
4523 |
||
7534 |
3354 |
||
0653 |
3165 |
||
5737 |
1075 |
||
8655 |
2071 |
||
7374 |
4198 |
||
6118 |
0611 |
||
8686 |
3537 |
||
7703 |
2754 |
||
5423 |
1173 |
||
8762 |
9275 |
||
8277 |
4828 |
||
5702 |
8567 |
||
8930 |
9861 |
||
5028 |
2284 |
||
58638 |
73745 |
||
77875 |
76355 |
||
11978 |
87764 |
||
60267 |
11654 |
||
01888 |
53825 |
||
22477 |
86274 |
||
74352 |
64323 |
||
33043 |
75134 |
||
76275 |
06453 |
||
22544 |
57837 |
||
98780 |
86655 |
||
77902 |
73574 |
||
48612 |
61918 |
||
79653 |
86086 |
||
98271 |
77303 |
||
76523 |
54523 |
||
76857 |
87262 |
||
54233 |
82777 |
||
87466 |
12754 |
||
65143 |
41173 |
||
3537 |
59275 |
||
2754 |
44828 |
||
1173 |
68567 |
||
9275 |
89861 |
||
48283 |
52284 |
||
85767 |
22841 |
||
59861 |
73740 |
||
55763 |
62874 |
||
77864 |
32334 |
||
65411 |
75164 |
||
82535 |
53064 |
||
88010 |
15565 |
||
53624 |
24565 |
||
95686 |
53635 |
||
23364 |
78402 |
||
825277 |
389482 |
||
864130 |
953982 |
||
779503 |
833563 |
||
544019 |
425932 |
||
744988 |
013548 |
||
565014 |
736478 |
||
764655 |
736902 |
||
458839 |
490543 |
||
216411 |
226790 |
||
168794 |
363037 |
||
077653 |
129686 |
||
562697 |
646258 |
||
865579 |
903765 |
||
641001 |
726423 |
||
877696 |
271699 |
||
655655 |
736175 |
||
755460 |
411894 |
||
668765 |
813538 |
||
866844 |
361722 |
||
302090 |
413443 |
||
110680 |
058245 |
||
199284 |
908121 |
||
617568 |
864377 |
||
982278 |
862987 |
||
847130 |
956532 |
||
211764 |
864467 |
||
880084 |
525832 |
||
267101 |
865538 |
||
626298 |
737763 |
||
108501 |
837105 |
||
103765 |
107790 |
||
411583 |
747857 |
||
217541 |
747644 |
||
716679 |
109644 |
||
870329 |
837893 |
||
975080 |
251356 |
||
112839 |
215543 |
||
348638 |
988810 |
||
720875 |
391624 |
||
116778 |
563786 |
||
606567 |
236234 |
||
018838 |
556545 |
||
227798 |
234565 |
||
745229 |
556335 |
||
334309 |
788802 |
||
767595 |
880871 |
||
224475 |
770603 |
||
988065 |
454333 |
||
770233 |
468422 |
||
861247 |
029877 |
||
765321 |
537456 |
||
987148 |
237667 |
||
767623 |
335413 |
||
761157 |
454365 |
||
543573 |
568670 |
||
876649 |
652487 |
||
654334 |
556547 |
||
377756 |
345767 |
||
752844 |
345675 |
||
702556 |
753764 |
||
107884 |
573465 |
||
872665 |
628888 |
||
766154 |
711425 |
Правило. Каждый раз, когда вы пытаетесь читать быстрее, ставьте своей целью повысить предыдущую максимальную скорость чтения хотя бы на одно слово в минуту. Такой постановкой вопроса вы не будете угнетать сами себя, но зато окажется, что вы легко сможете преодолеть поставленный вами рекорд скорости. В конечном счете это приведет к значительному повышению скорости чтения.
Следующим правилом для вас пусть станет повышение скорости на десять слов в минуту.
В результате опытов специалисты, которые анализировали, фотографировали и классифицировали движения глаз различных читателей, пришли к выводам, что для людей читающих быстро характерно:
— меньшее количество движений, совершаемых глазами в обратную сторону;
— меньшее количество остановок;
— ритмичные движения глазами.
Исходя из этого был сделан вывод, что читателям необходимо двигать глазами более ритмично, совершать меньше приостановок и воздерживаться от движений назад. Как оказалось, среднестатистическому читателю весьма трудно принять все это к сведению и попробовать следовать предложенным советам. Если человек попытается сократить количество приостановок, он сможет это сделать, соблюдая определенный ритм чтения, что весьма трудно сделать. Подобную ритмичность крайне трудно соблюдать. Читатель должен менять скорость чтения в зависимости от трудности или легкости материала и делать это довольно быстро. Поэтому можно сказать, что суть быстрого чтения состоит в гибкости. Читатель, который будет стараться делать ритмичные движения глазами, просто будет пропускать трудные участки текста и не сбавлять скорость.
Проводивший исследования доктор психологии Э.С. Пуолтон определил, что если заставлять участника эксперимента читать через небольшое отверстие, которое перемещается вдоль строки текста по словам, то его глаза все равно возвращаются назад, хоть слова уже нельзя увидеть. Избавиться от возвращения глазами назад нельзя, сосредоточив внимание на движении глаз, этого можно достичь, если сконцентрировать все внимание на содержании текста.
Проведенные Гарри Мак Лафлина из Лондонского университета недавние исследования показали, что расширение поля зрения человека не оказывает никакого воздействия на скорость чтения и уровень понимания прочтенного материала. То, что человек увидел участок текста, состоящий из четырех-пяти слов, за одну сотую секунды еще не значит, что он его прочитал и осмыслил. Наш мозг не успевает переработать данные слова. Это означает, что мы в любом случае будем использовать только небольшую часть своей зрительной способности.
Наши глаза невозможно научить читать лучше, они не нуждаются в различных тренировках. Продуктивность чтения зависит от того, как вы видите напечатанные строки.
Чтобы сохранить зрение и при этом не лишить себя удовольствия, получаемого от чтения, надо создать благоприятные условия для этого. Лучше всего читать при хорошем дневном свете, расположившись у окна, чтобы на книгу не падали прямые солнечные лучи. Слепящий свет от солнца ничего хорошего глазам не дает, он причинит не меньше вреда, чем недостаточное освещение. При чтении лампа должна стоять с левой стороны, иначе на книгу будет падать тень. Читать в сумерках вредно, так как приходится слишком сильно напрягать зрение.
Во время чтения задействованы мышцы всего тела, а не только глазные. Поэтому при чтении рекомендуется занять удобное положение, стул надо поставить так, чтобы его край самую малость, на три—четыре сантиметра заходил под стол. Руки (до локтей) должны лежать на столе. Не стоит слишком низко наклоняться над книгой, это создает дополнительную нагрузку позвоночнику и способствует искривлению осанки, приводит к развитию сутулости, у детей часто развивается близорукость. Книга должна лежать так, чтобы линия взгляда была перпендикулярна поверхности книги. Отсюда следует, что книга должна находиться на столе на небольшой подставке, расположенной под углом 45 градусов по отношению к столу. Можно создать импровизированную подставку, но помните, что поверхность книги и плоскость стола должны составлять 45 градусов. Расстояние 30—40 сантиметров наиболее благоприятно для зрения.
Многие любят читать лежа, но в таком положении глаза слишком напрягаются, и снижается острота зрения. При этом книга не всегда находится строго перпендикулярно линии взгляда, и не всегда правильно освещена.
Не рекомендуется читать во время езды, так как книга находится в постоянной вибрации, и расстояние до глаз постоянно меняется, что вредно для зрения.
Упражнения для глаз
Упражнение 1
1. Посмотрите на ваше левое колено.
2. Посмотрите на ваше правое колено.
3. Посмотрите назад и вперед, пока не появится желание сощурится и часто моргать.
4. Сделайте глазами вращательные движения. Диаметр окружности должен быть настолько большой, насколько это вообще возможно.
5. Продолжайте вращать глазами сначала по часовой, затем против часовой стрелки. Повторите 5 раз.
6. Остановитесь и закройте глаза. Очень плотно сожмите веки. Откройте глаза, закройте глаза так плотно, насколько сможете, откройте — плотно закройте, откройте — плотно закройте. Повторите 5 раз.
7. Начните напевать песенку в ритме «Парру Birthday».
8. Сосчитайте от 1 до 10 и от 10 к 1.
9. Начните напевать песенку в ритме «Happy Birthday».
10. Глубоко вдохните и сразу выдохните.
11. Повторите упражнение 4 раза.
Упражнение 2
1. Глубоко вдохните через нос.
2. Задержите дыхание и досчитайте до трех. Представьте себе, что через вдох вы вбираете в себя все напряжение из тела.
3. Резко и быстро выдохните через широко открытый рот.
4. Сделайте глубокий вздох, при этом плечи должны быть опущены и расслаблены.
Упражнение 3
1. Закройте глаза.
2. Повторите два упражнения, приведенные выше, но уже с закрытыми глазами.
3. Не забывайте правильно дышать.
4. Осознайте, что с тем, что вы «видите» внутри себя, все хорошо.
Упражнение 4
1. Выберите какой-нибудь объект, находящийся на расстоянии 30 см и более.
2. Внимательно посмотрите на него.
3. Посмотрите на какой-нибудь объект, находящийся на расстоянии 2,5 см от глаз.
4. Посмотрите по очереди на один, затем на другой предмет, на один — на другой. Сфокусируйте пространство между ними, сначала ближе, затем дальше.
5. Повторите пункты 1—4 упражнения 10 раз.
6. Посмотрите на какой-нибудь объект, находящийся близко слева, затем посмотрите далеко направо.
7. Посмотрите близко направо, затем далеко налево.
8. Повторите пункты 6 и 7 упражнения 10 раз.
9. Большой палец руки поместите перед собой на расстоянии вытянутой руки.
10. Перемещайте палец в разные стороны и следите за ним глазами. Голову держите прямо, взгляд фокусируйте на ногте большого пальца.
11. Выполняйте движения 30 секунд.
12. Остановитесь. Глубоко через нос втяните воздух, выдохните через рот.
13. Очень сильно зажмурьте глаза.
14. Глубоко вдохните, полностью расслабьте тело.
15. Повторите последние пункты 12,13 и 14 упражнения 7 раз.
После выполнения упражнений откройте книгу и почитайте в течение 1—2 часов. Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше будет результат.