Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Секреты быстрого чтения

Три основных врага быстрого чтения

Еще в 60-е годы XX века писали о двенадцатилетней девочке из Великобритании, Вирджинии Холлфорд, которая читала со скоростью 1200 слов в минуту. Это стало возможным благодаря специальным курсам по чтению. Некоторые читатели ставили рекорды по скорости чтения — до 5000 слов в минуту. Преподаватель быстрого чтения Майкл Фортескью считал, что каждый обычный человек может читать художественную литературу со скоростью 2000 слов в минуту, а книги на специальные темы — со скоростью 1000 слов в минуту.

В разных странах создавались специальные школы по чтению, которые гарантировали своим слушателям фантастические результаты. Так, например, институт динамического чтения Э. Вуд в США обещал своим читателям после прохождения полного курса обучения увеличение скорости чтения в десять раз: со 150—300 до 1500—2000 слов в минуту при чтении специальных текстов, а при чтении «легкого» материала — до 10000—12000 слов в минуту.

Доктор медицинских наук Г. Васильченко писал, что наиболее способные слушатели специальных школ быстрого чтения в Дании достигали скорости чтения до 20000 слов в минуту.

Учителя и владельцы специальных курсов утверждали, что быстрое чтение можно освоить, если избавиться от трех «основных врагов»:

1. Проговаривания читаемого текста про себя. Одни педагоги советовали при чтении отбивать ритм пальцами, другие — что-то держать во рту, чтобы был задействован только зрительный орган.

2. Нацеливания глаз на отдельные буквы, а не на всю колонку. Учителя советовали читать текст не словами, а целыми фразами, абзацами или даже страницами за один взгляд, и тогда успех гарантирован.

3. Возвращения к прочитанному тексту.

Обучение в школе динамического чтения в США, в которой обучался американский журналист Р. Гэнон, было основано на девизе: «Все быстрее и быстрее!». Инструктор этой школы Э. Вуд говорил: «Основное — не понимание, а ощущение скорости».

Слушателей первую неделю обучали тому, как использовать палец вместо аппарата быстрого чтения. Вначале надо было водить пальцем по строчкам, как бы подчеркивая их, за одну секунду — одну строку. Взгляд должен был следовать за пальцем, не возвращаясь к прочитанному. Со временем появлялась привычка следить по тексту зигзагообразно, а затем траектория взгляда уже напоминала вертикальную букву «S». В идеале текст должен был читаться по прямой линии, т. е. взгляд скользить сверху вниз по странице.

Журналист вспоминает, что дома, когда он пробовал читать книги, следя за движением руки, он на десять страниц затрачивал две секунды, т. е. два движения руки, затем снижал скорость чтения до неторопливых восемьсот слов в минуту или двадцати пяти движений руки на страницу. Гэннон отмечал, что когда он быстро просматривал десять страниц за два движения руки, это и были просто два движения и ничего более. Скорость чтения при этом составляла десять тысяч слов в минуту, а на такой скорости чтения он мог уловить смысл только одной строчки, говорящей о том, что какие-то ученые что-то обнаружили. Но, как оказалось, курсы динамического чтения в США именно этому и обучали, большего от слушателей не требовалось.

Повышение скорости чтения

Создатели краткосрочных курсов быстрого чтения в США считали, что любой человек может повысить скорость чтения, если будет выполнять следующие требования:

1. Сознательно читать все быстрее и быстрее, пусть даже с дефектами до тех пор, пока быстрочтение не войдет в привычку. При этом не надо обращать внимание на то, что первое время прочитанный текст будет непонятен.

2. Избавиться от проговаривания текста вслух. Для этого необходимо зажать карандаш зубами так, чтобы его не касался язык и губы, и держать его в таком положении во время чтения.

3. Читать газетный текст (колонку) сверху вниз, используя боковое зрение так, чтобы видеть дальние края строк. Практиковать это следует до тех пор, пока не получится «правильно» прочитать текст. Продолжать практиковаться на чтении книг и журналов.

4. Пользоваться пальцем, как пейсером: передвигать палец сначала по одной строке, затем отчерчивая две строки, затем три и т. д. Использовать всю ладонь, чтобы прочитать текст по вертикали сверху вниз.

5. Закрывать прочитанный текст листом плотной бумаги, чтобы не было соблазна вернуться к прочитанному тексту.

6. Вести записи скорости чтения каждый день. Заставлять себя думать об увеличении скорости.

Упражнение 1. «Созерцание серой точки»

Данное упражнение помогает расширить оперативное поле зрения и провести тренировку внимания. Необходимо выполнять ежедневно и непрерывно в течение трех месяцев, без перерывов и непосредственно перед сном. Первые две недели тренируется внимание, его концентрация. Остальные недели позволяют вам постепенно расширять объем вашего восприятия. Надо стремиться увидеть одновременно с созерцанием серой точки все большие и большие объемы текста (снизу-сверху, справа, слева). При выполнении упражнения движение глаз должно быть фиксировано. Взгляд фиксируйте только на серой точке.

Методика выполнения

1. Напечатайте предложенный текст на отдельном листе бумаги и наклейте его на плотный картон. Прочтите внимательно этот текст. Ни куда не торопитесь, читайте медленно и вдумчиво, но только один раз.

2. Сядьте за письменный стол. Листок положите перед собой. Включите спокойное и ровное освещение. Ноги должны стоять свободно, не перекрещиваясь, руки — лежать на столе, дыхание ровное и спокойное, тело расслаблено. Освободите свою голову от всяких отвлекающих мыслей.

3. В центре страницы с текстом разместите серую точку. Смотрите только на нее и думайте только о ней. Посторонним мыслям не позволяйте проникать в вашу голову. Концентрируйте на серой точке все ваши мысли, ваше сознание должно быть связано только с ней.

4. Смотрите на точку десять минут. Затем закройте глаза, прикройте их ладонью правой руки и сразу же ложитесь спать. Вы увидите с обратной стороны ваших век серую точку. Иллюзия созерцания точки должна быть последним зрительным впечатлением прошедшего дня.

3. Потапова. Ненависть к равнодушию (2100 знаков)

«Минуло почти полвека с того времени, когда сын римского архитектора, двадцатидвухлетний Альберто Пинкерле, уже пробовавший силы в литературе лирическими стихотворениями и новеллами на французском языке, опубликовал в 1929 году под псевдонимом Альберто Моравиа свой первый роман «Равнодушные». Ныне знаменитый писатель, по праву считающийся наиболее крупным мастером современной итальянской прозы, автор многих романов, новелл, пьес и эссе, Моравиа неоднократно рассказывал об обстоятельствах создания этого произведения. «Я хотел написать повесть с внутренней структурой театрального произведения, с единством места и времени, с минимальным числом персонажей, — вспоминает он. — Я тщился написать трагедию, а вместо этого получился роман... В те времена я зачитывался Шекспиром, Мольером, Расином, Гольдони, совсем не читал Фрейда, едва знал русских писателей».

Сначала издатели отказывались публиковать книгу. Моравиа пришлось даже оплатить расходы по ее печатанию. Но после статьи авторитетного критика Дж. Борджезе, обратившего внимание на «Равнодушных», к молодому автору сразу пришло признание и известность. За истекшие четыре с половиной десятилетия книга отнюдь не устарела, последующие творения Моравиа не смогли затмить ее. «Равнодушных» по-прежнему переиздают, переводят, по-прежнему читают. Более того, почти каждую новую книгу маститого автора итальянская критика так или иначе соотносит с «Равнодушными», и такое сопоставление помогает глубже раскрыть новое произведение и придает дополнительное звучание старому. Положительно можно сказать, что «весь Моравиа вышел из «Равнодушных».

Мы говорим в данной связи прежде всего о твердой реалистической платформе писателя и о социально-психологической направленности его творчества. «Равнодушные» при всей своей необычной для прозы театральной структуре являются аналитическим романом, выявившим новые специфические моменты самосознания буржуазного интеллигента XX века. Именно эта проблематика навсегда осталась в центре внимания Моравиа как художника- моралиста, определив и круг его героев, и его видение мира.

Действие «Равнодушных» развертывается в узком мирке буржуазной семьи. Лео, богатый любовник Мариаграции, женщины уже увядшей, матери двоих взрослых детей, стремится соблазнить ее дочь Карлу. Девушка не любит Лео, но быстро уступает ему, надеясь изменить этим свою жизнь: ей опротивела царящая в доме фальшь, однообразие, вечные сцены ревности. Брат Карлы Микеле, вялый и инертный юноша, понимает подлость Лео, разбившего их семью, разорившего их материально. Но сильнее ненависти и презрения — его равнодушие, безразличие к моральным нормам. Микеле заставляет себя ссориться с Лео, неоднократно пытается оскорбить его, а узнав, что Лео сошелся с сестрой, стреляет в него. Но все эти попытки неудачны, ибо они обессиливаются в самый момент действия душевным холодом Микеле, отсутствием подлинного искреннего порыва».

Повторяйте упражнение и по мере выполнения усложняйте его. Вначале расширяйте поле зрения в ширину. Удерживая серую точку в поле вашего зрения. Пытайтесь увидеть всю горизонтальную строку текста целиком. Когда этот прием у вас будет получаться, вы сможете приступить к постепенному увеличению вашего восприятия. Вы должны попробовать увидеть уже две строчки текста внизу и вверху одновременно с серой точкой. Увидеть означает не читать, а именно охватить контуры, очертания окружающих точку слов и предложений. Постепенно вашему взгляду откроются все большие и большие объемы текста. Результатом тренировок станет то, что в конце созерцания серой точки вы вдруг ясно и четко увидите всю страницу целиком, одновременно с серой точкой внутри. Это будет недолго, всего лишь несколько коротких мгновений, но и этого достаточно, чтобы понять, что цель достигнута.

Руководитель Колумбийского университета в Нью-Йорке Юджин Эрлих провел эксперимент среди слушателей школы динамического чтения. Он взял две различные статьи из разных журналов и соединил их в одну. Он брал две строчки из одной статьи и две из другой, причем они были абсолютно не связаны по смыслу. И предложил слушателям прочитать материал. Читая статью с большой скоростью — около 6000 слов в минуту, проверяемые не уловили того, что материал не имел никакого смысла.

Упражнение 2. «Формирование техники использования скоростного чтения»

Данное упражнение научит вас использовать преимущества одного полушария мозга над другим. Если вы думаете, что неспособны к скорочтению, то вы глубоко ошибаетесь. Запомните и повторяйте про себя утверждение: «Я могу быстро читать!»

Пусть это утверждение прочно закрепится в вашей голове. Выполняя предложенное Д. Беннетом упражнение именно в таком порядке, в каком оно написано, вы не только улучшите скорость, но и увеличите понимание большинства прочитанных вами материалов.

1. «Разогрейте» ваш орган зрения — глаза. Для этого по очереди перемещайте глаза: влево, вправо, вверх, вниз. Сделайте несколько вращательных движений глазами. Проделывайте эти простые упражнения без усилий, медленно и легко, не напрягая глаза. Это всего лишь разминка мышц глазного яблока. Выполняйте это упражнение в течение трех минут.

2. Возьмите книгу и откройте ее на странице, которую вы собираетесь прочесть.

3. Закройте один глаз плотной повязкой или рукой. Под повязкой держите глаз открытым.

4. Прочитайте страницу текста с максимальной скоростью, на которую вы только способны. Читайте в своей обычной манере.

5. Держа один глаз прикрытым, постарайтесь вспомнить, о чем вы только что прочитали. Сделайте самому себе сообщение вслух о том, о чем вы только что прочитали, старайтесь быть как можно ближе и точно к тексту автора. Проделайте это в течение двух минут. Если вы ничего не вспомните, не расстраивайтесь — это нормальное явление. Просто подумайте о том, что вы видите сон наяву или это ваше воображение, которое явило все образы из прочитанного текста.

6. Прикройте повязкой или рукой другой глаз и вернитесь к тому месту, где вы закончили чтение.

7. Прикрыв один глаз рукой, прочтите страницу текста с максимальной скоростью.

8. Закончите чтение страницы и постарайтесь восстановить в памяти прочитанное. Сделайте самому себе громкое сообщение вслух о том, что вы только что прочитали. Сообщение должно быть максимально точным. Проделайте это в течение двух минут. Вы можете ничего не вспомнить из прочитанного. Если вспомнить ничего не получается, просто подумайте, что вас посетило какое-то видение, явив вам образы из прочитанного текста.

9. Откройте закрытый глаз и продолжите чтение с того места, на котором вы остановились. Читайте с такой скоростью, на которую вы максимально способны. Попробуйте увеличить скорость. Если скорость чтения будет выше вашей способности проговаривать слова, то это только похвально. Прочтите текста столько, сколько захотите.

10. Остановитесь и постарайтесь восстановить в своей памяти прочитанное.

11. Обратите внимание на скорость вашего чтения и на усвоение материала. Оцените, насколько легко вы можете сохранить в памяти прочитанное.