Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки

С.А. Есенин

Слово учителя о С.А. Есенине

Сегодня нам впервые предстоит прочитать стихи Сергея Александровича Есенина. Это поэт начала двадцатого века. Он один из самых известных и любимых в нашей стране поэтов. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами.

(Звучит песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер».)

Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Оно и сейчас стоит на крутом берегу реки Оки среди рязанских раздолий. Место это очень красивое. Подойдешь к Оке — широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока вьется лентой далеко-далеко.

Нельзя не восхищаться красотой этих мест! И Есенин любил их, они навсегда остались для него родными. Он так и писал:

 

Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

 

Свою страну поэт называл страной березового ситца, ее воспевал в своих стихах, и казалось ему, что нет на земле места прекраснее: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Константиново было дорого Есенину не только потому, что в этом селе прошло его детство, но и потому, что именно там он ощутил себя поэтом, там написал первые стихи. Вот как рассказал он об этом в стихотворении «Мой путь»:

 

Жизнь входит в берега.

Села давнишний житель,

Я вспоминаю то,

Что видел я в краю.

Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою.

Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя.

Божница старая,

Лампады кроткий свет.

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Под окнами

Костер метели белой.

Мне девять лет.

Лежанка, бабка, кот...

И бабка что-то грустное,

Степное пела,

Порой зевая

И крестя свой рот.

............

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.

 

И верно, всю душу выплеснул Сергей Есенин в свои стихи. Потому они так трогают нас. Поэтическое творчество Есенина удивительно своеобразно, мы еще не раз будем читать его стихи и слушать песни на слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки:

 

Оставляю песенку про Русь:

Запевая, обо мне подумай,

И тебе я в песне отзовусь...

 

Анализ стихотворения С.А. Есенина «С добрым утром!»

Прекрасна природа в изображении великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. В его стихах она печалится и радуется, засыпает и просыпается, и во всех своих изменениях полна красок, звуков. Читателей привлекает яркая метафоричность его стихов.

Как и в других стихах, в стихотворении «С добрым утром» природа одушевленная. Когда задремали звезды и наступило утро, радостно проснулись березки — улыбнулись, растрепали шелковые косы. Все рады, и даже крапива шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Используя прием олицетворения, поэт создает образ русских красавиц-березок, которые распустили шелковые косы, чтобы причесаться и к встрече с солнцем стать еще краше. Они украсили себя зелеными сережками, на которых горят серебряные росы. И шалунья-крапива хочет быть прекрасной, встречая солнце, вот и обрядилась ярким перламутром.

Стихотворение радостное, праздничное. Настроение создает лексика: брезжит свет, румянит, улыбнулись березки, горят серебряные росы, обрядилась ярким перламутром.

Рисуя картину рассвета, Есенин обращает внимание на то, как изменяется природа. Каждая строчка в первых двух строфах начинается с глагола: задремали, задрожало, брезжит, румянит, улыбнулись, растрепали, шелестят, горят. Благодаря этому картины природы в его стихотворении — живые. В динамичных трех строфах поэт сумел передать нам многое!

Для поэзии С. Есенина характерно многоцветье. И в этом стихотворении поэт обращает внимание на краски летнего утра, когда все становится ярким и сияющим, как золото, серебро и перламутр. Повторяющиеся звуки З, С помогают представить, как блестят исчезающие звезды и играет свет в зеркале затона:

 

Задремали ЗвеЗды Золотые,

Задрожало Зеркало Затона,

БреЗжит Свет на Заводи речные

И румянит Сетку небосклона.

 

Утро только вступает в свои права, вокруг тишина, и потому в первой строфе в описании рассвета преобладают только зрительные наблюдения поэта. Но уже в следующей строфе поэт озвучивает картину утра. Подул легкий ветерок, просыпается все живое. Поэт наслаждается шелестом березок и шепотом крапивы. Их подчеркивают звуки Ш— 3— С— Ч:

 

УлыбнулиСЬ Сонные береЗки,

РаСтрепали Шелковые коСы,

ШелеСтят Зеленые Сережки

И горят Серебряные роСы.

У плетня ЗароСШая крапива

ОбрядилаСЬ ярким перламутром

И, качаяСЬ, ШепЧет Шаловливо:

«С добрым утром!»

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению С.А. Есенина «С добрым утром!»

  • Какие слова, кроме строки «Задремали звезды золотые», помогают догадаться, что поэт описывает раннее утро? (Брезжит свет.)
  • Найдите в стихотворении олицетворения. Почему поэт использует их?
  • На кого похожи в стихотворении Есенина березки? Как они готовятся встречать солнце?
  • Почему Есенин называет крапиву шалуньей? Как можно догадаться, что и она готовится к встрече с солнцем и радуется?
  • Какие слова помогают читателям представить краски раннего утра? (Звезды золотые, зеркало затона, свет румянит сетку небосклона, зеленые сережки, серебряные росы, яркий перламутр.)
  • Какие из этих слов вы считаете эпитетами, то есть определениями, которые подчеркивают свойства предметов?
  • Природа в стихотворении меняется или остается неизменной?

Прочитайте первое слово в каждой строчке двух первых четверостиший. (Задрожали, брезжит, румянит, улыбнулись, растрепали, шелестят, горят.)

  • С какой части речи начинает поэт каждую строку? Почему он начинает строки с глагола? (Он хочет показать, как быстро все меняется утром, ведь утро — это переходное время между ночью и днем.)
  • Прочитайте строки, в которых говорится о звуках раннего утра. Какие звуки в словах этих строк помогают услышать шелест и шепот листьев? (Ш — 3 — С — Ч.)

Попробуйте прочитать две последние строфы, подчеркивая эти звуки, чтобы слышались шепот и шелест. Послушайте, как звучат сами слова шепот, шелест.

  • Какие звуки в первой строфе помогают представить, как блестят исчезающие звезды и играет свет в зеркале затона? (3 — С)

Прочитайте первую строфу, подчеркивая звуки 3, С так, чтобы захотелось зажмуриться. Видите, и Есенин, подобно другим поэтам, придает значение не только словам, но и звукам родного языка.

  • Какое настроение создает это стихотворение?

Нарисуйте картину, под которой можно будет написать: «Задремали звезды золотые».

 

Слово учителя перед чтением стихотворения С.А. Есенина «Береза»

Вы, наверное, слышали выражение «модная песня». Так говорят о песне, ставшей известной, популярной. Правда, мода скоро проходит, и такие песни забывают.

Но есть песни, которые не подвластны изменчивой моде. Их пели наши предки и будут петь потомки. Я говорю о народных песнях. Эти песни находят отклик в душах людей, потому что выражают их чувства и мысли. Среди русских народных песен есть немало таких, где поется о деревьях: ивушке, грушице, яблоньке, о дубе, березе, липе. Обычно это очень трогательные, красивые, порой печальные песни, напоминающие о родных местах, об ушедшей юности.

Мы послушаем некоторые народные песни о деревьях.

(Звучат песни «Среди долины ровныя», «Во поле береза стояла», «Липа вековая».)

Каждое дерево по-своему красиво. И песни о них очень хороши. Знал и любил эти песни и Сергей Есенин. Об этом он написал в стихотворении «Над окошком месяц. Под окошком ветер». В нем вспоминает он народную песню «Липа вековая», которую мы только что слушали. Стихотворение Есенина положено на музыку и стало песней. Сейчас мы послушаем ее.

 

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий —

И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку

Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.

Под чужую песню и смеюсь и плачу.

 

Россию Есенин называл страной березового ситца и не раз признавался в любви к березке:

 

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

 

Или так:

 

Березки!

Девушки-березки!

Их не любить лишь может тот,

Кто даже в ласковом подростке

Предугадать не может плод.

 

Березы напоминали поэту стройных девушек, и он радовался им, как милым людям:

 

Вернулся я В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.

 

Есенин писал, что от радости он березке каждой был ножку рад поцеловать. Березы казались ему красивыми в любое время года. Сегодня мы прочитаем стихотворение Сергея Есенина «Береза» — о том, как хороша береза зимой.

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению С.А. Есенина «Береза»

  • Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение Есенина «Береза»? (Белая, черная, серебряная, бледно-розовая, золотистая.)

Вот какое многоцветье, хотя поэт описывает заснеженную березу! Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чем он пишет. С этой же целью поэт использует сравнения.

  • С чем сравнивает он снег в первой строфе?
  • С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки березовых веток? (С белой бахромой.)

Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приемы.

  • Вы запомнили, как называется прием, используемый им в первой строфе, когда береза принакрылась снегом точно серебром?

В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость

  • Как называется такое сравнение? (Скрытое сравнение называется метафорой.)

Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой прием называется олицетворением. Поищите олицетворения в тексте стихотворения. (В первой и последней строфах.)

Вы наблюдательны. А теперь я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.

  • В каком значении — прямом или переносном — употреблено слово горят? (Конечно, в переносном. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова.)
  • Аоткуда взялся золотой огонь? Что поэт так называет? (Свет зари.)
  • Что такое «заря»? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом.)
  • Атеперь вопрос для самых догадливых. Как долго стоит береза в сонной тишине? (От утренней зари до вечерней. Именно так надо понимать слова обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а потом — на западе.)
  • Апочему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти строки:

А заря, ЛЕНИВО

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

(Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.)

  • Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения. Какая строка, по-вашему, подсказывает, как именно надо его читать? (И стоит береза в сонной тишине.)
  • Как будем читать стихотворение — быстро или неторопливо? Громко или не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую березу? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараемся передать чувства автора, его любование березой.)

 

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»

В стихотворении Сергея Есенина «Черемуха» два образа: черемухи и ручья. Черемуха, как прекрасная девушка, расцвела весной, принарядилась, и ее красота покоряет, дурманит, пьянит. Ручеек, веселый шумный непоседа, бежит, струится.

Он очарован черемухой, поэтому своей волной гремучею обдает ее ветки и вкрадчиво под кручею ей песенки поет. Все озарено ярким солнечным светом, сверкает серебром и золотом горит. У черемухи ветки и зелень — золотистые, трава под нею сияет в серебре, и ручеек — серебряный. Все вокруг не только сияет, но и благоухает: роса — медвяная, черемуха — душистая, зелень — пряная. Дивную картину дополняет и звуковой ряд: гремит ручеек и поет песенку красавице черемухе.

Как и многие стихи Есенина, это стихотворение метафорично. Рассказывая о ручейке, поэт использует олицетворение. Сравнение и ветки золотистые, что кудри завила позволяет и черемуху представить похожей на кудрявую девушку.

Картина природы, созданная поэтом, предстает как живая, благодаря множеству глаголов: расцвела, завила, сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдает, поет.

Журчание ручейка, звук гремучей волны подчеркивают звуки Р—ПР—Т—СТР—БР—Р.

 

А Рядом у ПРоТалинки

В ТРаве, между коРней,

БежиТ, СТРуится маленький

СеРеБРяный Ручей,

 

который вкрадчиво под КРучею поет песенки черемухе.

Свет, слепящий глаза, передают и лексика, и звуки 3, С:

 

Кругом роСа медвяная

СполЗает по коре,

Под нею Зелень пряная

Сияет в Серебре....

Черемуха душиСтая,

РаЗвеСившиСь, Стоит,

А Зелень ЗолотиСтая

На Солнышке горит.

 

В русском фольклоре есть песни и о дубе, и о березке. Поэт развивает эту традицию, воспевая не только березу, но и клен, черемуху. Песенный характер придает стихотворению инверсия: черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, волна гремучая.

Вопросы и задания для детей по стихотворению С.А. Есенина «Черемуха»

В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черемуха» два героя — черемуха и ручей. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей волной гремучею ей ветки обдает.

  • Нравится ли ручью черемуха? (Да, он ей песенки поет.)
  • Хочется ли ручейку понравиться черемухе? (Да, поэтому он поет песенки вкрадчиво.)
  • Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки...» (Р-ПР-Т-СТР-БР-Р.)

Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.

  • Атеперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие звуки в этих строках передают журчание ручья? (Р—ГР—КР—КР.)

Прочитайте строки, подчеркивая эти звуки.

  • Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы понравиться ей. Какой прием использовал поэт, чтобы ожил ручеек и стал в чем-то походить на человека? (Олицетворение.)
  • Похожа ли на "человека черемуха? (Да, она ветки золотистые, что кудри, завила.)

В этой строке есть и олицетворение, и сравнение.

  • Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, и черемуха озарены ярким солнечным светом? (Ветки золотистые, сияют в серебре, серебряный ручей, «зелень золотистая.)
  • Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки 3—С. Воспользовался ли таким приемом Есенин? Попробуем прочитать первые восемь строк о черемухе, подчеркивая эти звуки.

А теперь прочитаем строки о черемухе со слов Черемуха, душистая, разбесившись, стоит и тоже подчеркнем звуки 3—С.

Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полней, поэт хотел, чтобы мы и запахи представили.

  • Какими словами поэт говорит о запахах? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)

Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручейке. (Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

  • Как будем читать стихотворение — быстро или неторопливо? (Неторопливо, с любованием.)
  • Какие строки, по-вашему, можно читать чуть быстрее?

 

(А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.)

 

Перед этими словами и после них можно сделать паузу побольше.

 

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Воробышки»

Каждая строфа в стихотворении С. Есенина «Воробышки» состоит из двух предложений и представляет законченную картину. Рифмуются последние слова в каждом предложении: сосняка — облака, холодна — у окна, поплотней — сильней, окна — весна. Мужская рифма создает ощущение законченности. Последние строки в каждом предложении выделены даже графически и подобны обрамлению.

В первой строфе волшебница-зима убаюкивает природу. Ее ауканью вторит звон стволов промерзших сосен: они откликаются СтоЗвоном СоСняка. «Аукающие» рифмы подобны ауканью зимы: АУКАЕТ-бАЮКАЕТ, глубОКУЮ - далЕКУЮ. Все дышит тоской. Облака и сами не рады, что они седые и тоскливо плывут в неведомую страну далекую. Олицетворение в этой строфе делает картину живой, яркой.

Плавное движение облаков подчеркивают благозвучные сочетания ЛУ—ЛЫ—ЛЕ—ЛА в строках:

 

Кругом с тоской гЛУбокою

ПЛЫвут в страну даЛЁкую

Седые обЛАка.

 

Ключевые слова в строфе — тоска глубокая.

Во второй строфе показана холодная красота зимы, которая ковром шелковым стелется, но больно холодна. Сравнение метелицы с шелковым ковром позволяет представить гладкий снег, по которому еще никто не ходил. Он, конечно, красив, но автор, вроде бы, и не рад этой красоте, потому что ему тревожно за воробышков. Он жалеет их, как жалел бы сиротливых деток, а потому и сравнивает с ними птичек.

Главное чувство в этой строфе — тревога, а в следующей — жалость.

Поэт противопоставляет маленьких, нежных пташек бешеной злой вьюге и жалеет их. Он изображает воробышков, которые тянутся к человеческому жилью и, согревая друг друга, жмутся поплотней. Согласные Ж, 3, Ш, С в строках о воробышках будто передают их дрожь:

 

ПриЖались у окна.

ОЗябли птаШки малые,

Голодные, уСталые,

И Жмутся поплотней:

Звуки 3, С в строках

Стучит по Ставням Свешенным

И Злится вСе Сильней

 

передают злость вьюги, в них слышится свист ветра, а стук ставен — в чередовании СТ—Т—СТ.

 

СТучиТ по СТавням свешенным.

 

Последняя строфа — самая светлая. В ней — ожидание счастливых весенних дней. Стихотворение о зиме заканчивается словом весна. И поэт не жалеет для нее добрых слов. Она прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица.

Поэт проводит читателя по «лестнице чувств», позволяя ему разделить с ним тоску и тревогу, жалость и надежду. Не вечна зима, придет время, и воробышков, и людей согреет красавица весна. Надо терпеть и ждать.

Вопросы и задания для детей по стихотворению С.А. Есенина «Воробышки»

(После выразительного чтения стихотворения учителем.)

  • Что вы узнали о поэте, написавшем это стихотворение? (Поэт зимой ждет весны, жалеет птичек. Он добрый человек.)
  • Есенин дал нам почувствовать, как сурова зима, чтобы и мы пожалели маленьких голодных пташек. Как называет он воробьев в своем стихотворении? (воробышки игривые, пташки малые, голодные, усталые, пташки нежные.)

Таких слов не нашел бы человек, равнодушный к воробьям. Читая стихотворение, и мы разделяем чувства поэта. Он дал нам ощутить, как сурова зима, чтобы и мы пожалели маленьких голодных пташек. Не каждый умеет рассказать так, чтобы другие могли представить, о чем говорит рассказчик, и разделить его чувства. Давайте вместе пронаблюдаем, как Есенин добивается того, чтобы и мы почувствовали, что чувствовал он сам.

  • Сколько строф в этом стихотворении?
  • Сколько предложений в каждой строфе?
  • В каждой строфе поэт рисует картину. Четыре строфы в стихотворении — это четыре картины. И в каждой свои герои. Кто главный герой в первой строфе? (Зима.)
  • Кто главный герой во второй строфе? (Метелица.)

В третьей и четвертой строфах говорится о воробышках, нежных пташках. Они и есть главные герои. Итак, в каждой строфе свои герои, и все они вызывают разные чувства у поэта. Мы будем говорить об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно.

  • Какие слова можно считать главными, ключевыми в первой строфе, потому что именно они выражают чувства поэта? (Стоской глубокою.)

Значит, глубокая тоска — это настроение первой строфы. (Учитель пишет на доске: «1. Глубокая тоска».)

  • Что же создает тоскливое настроение? (Ауканье зимы, звон промерзшего леса.)

Прочитайте рифмующиеся слова так, чтобы мы услышали ауканье зимы: АУКАЕТ — баЮКАЕТ, глубОКОЮ — далЕКУЮ.

Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен, слова «СтоЗвоном СоСняка».

Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукосочетаний создается впечатление озноба, звенящего на морозе дерева?

  • Сочетания каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу? (ЛЫ—ЛЕ—ЛА:ПЛЫвутв страну даЛЕкую седые обЛАка.)

Видите, строка звучит красиво, потому что поэт использует звукопись.

  • Акакой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (Олицетворение.)

(Учитель пишет на доске слова «звукопись», «олицетворение».)

  • Что делает зима, будто человек? (Аукает, баюкает, хочет усыпить лес.)
  • Можно ли сказать, что и облака очеловечены? (Конечно. Они седые, как человек, и наделены чувствами: с тоской глубокою покидают родину.)

А теперь попробуем выразительно прочитать первую строфу так, чтобы передать и ауканье зимы, и звон стволов промерзших сосен, и глубокую тоску облаков, которую вполне разделяет и сам поэт.

(Несколько учеников читают первую строфу.)

  • Вторая строфа тревожна. Главное чувство здесь — тревога.

(Учитель пишет на доске: «2. Тревога».)

  • Что же вызывает тревогу поэта? (Зимний холод и судьба воробышков.)
  • Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег? С чем сравнивает его Есенин? (Снег, по которому еще никто не ходил, похож на гладкий шелковый ковер.)
  • Значит, чтобы мы лучше могли представить картину, поэт использовал прием сравнения. Есть в этой строфе и еще одно сравнение. Найдите его. (Учитель пишет слово сравнение на доске.)

(Воробышки игривые сравниваются с сиротливыми детками.)

  • Почему именно такое сравнение подобрал поэт? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них.)
  • Прочитайте вторую строфу так, чтобы мы пожалели воробышков. (Ученики читают вторую строфу.)
  • Жалость к воробьям особенно сильно выражена в третьей строфе.

(Учитель пишет на доске: «3. Жалость».)

  • Почему так жалко воробышков поэту? (Им холодно, голодно и, наверное, страшно.)
  • Почему им может быть страшно? (Потому что вьюга злится и бешено ревет.)
  • Какой прием использует поэт, когда говорит, что вьюга злится? (Олицетворение.)
  • Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках третьей строфы? (С—3.)
  • Прочитайте эти две строчки, подчеркивая С, 3, чтобы мы почувствовали злость вьюги.
  • Акакие звуки в первом предложении этой строфы передают дрожь воробышков? (3—Ш—Ж.)
  • Выразительно прочитайте третью строфу, передавая дрожь, страх воробышков и бешенство вьюги.
  • Прочитайте про себя последнюю строфу и скажите, какое чувство преобладает в ней? (Надежда.)

(Учитель пишет на доске: «4. Надежда».)

Прочитайте последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что весна придет, что надо надеяться и ждать.

(Ученики читают последнюю строфу.)

  • Итак, какими приемами воспользовался поэт в этом стихотворении, чтобы мы могли лучше представить зимние картины и разделить его чувства? (Олицетворение, сравнение, звукопись.)

А теперь выразительно прочитаем все стихотворение, стараясь передать главное чувство в каждой строфе. Какие это чувства, у нас написано на доске. Прочтите стихотворение сначала про себя, а потом мы будем читать его вслух.

 

Слово учителя о С.А. Есенине перед чтением стихотворения «Я покинул родимый дом»

Сергей Есенин называл себя гражданином села, поэтом золотой бревенчатой избы.

Можете ли вы объяснить, почему он так говорил о себе? Верно. Поэт родился и вырос в селе Константиново на Рязанщине и всю жизнь считал, что нет ничего лучше родных раздолий. Ему были дороги низкий дом с голубыми ставнями, небо, такое серое осенью, что напоминало поэту ситец — самую дешевую ткань, которая быстро линяет, теряет цвет от стирки и солнца. О своих родных местах Есенин написал так:

 

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

 

Но поэт знал, что весной и летом исчезнет серенький ситец, небо станет таким ярким, что больно на него смотреть — только синь сосет глаза. Голубое яркое небо отражается летом в реках, озерах, и голубого кругом так много, что поэту вся страна казалась окрашенной в этот цвет. Он так и называл ее: «Голубая Русь».

Образ голубой Руси он хранил в сердце, будучи далеко от дома — в Петербурге, Москве, за границей. Об этом мы знаем из его стихов:

 

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

.............

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Но угасла та нежная дрема,

Все истлело в дыму голубом.

Мир тебе — полевая солома,

Мир тебе — деревянный дом!

 

Есенин боялся, что пока он находится вдалеке от родного дома, там что-то изменится. Вот и просил поэт клен, росший неподалеку от его избы, посторожить ее, сохранить все вокруг таким, каким запомнил. И казалось ему, что кудрявый клен его понимает, как человек, и что они с кленом похожи:

 

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

...........

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

 

Анализ стихотворения С.А. Есенина « Ночь»

Стихотворение Сергея Есенина «Ночь» подобно тихой песне о красоте ночи. Песенный характер придают стихотворению повторы. Вторая строфа похожа на припев в песне, и трижды повторяется слово серебрится в третьей строфе:

 

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

 

Это же слово наряду со словом серебрит, употребленным дважды, определяет основной цвет, которым окрашена для поэта картина летней ночи на берегу реки. Дневные летние картины в стихах поэта многоцветны, здесь — один цвет, которым окрашено все: и река, и ручей, и трава. Повтор звуков С, Ц (тс) помогает представить, как своим блеском луна все вокруг серебрит:

 

СеребриТСя река.

СеребриТСя ручей.

СеребриТСя трава

Орошенных Степей.

 

Лирический герой наслаждается не только красотой ночной природы, но и тишиной. Ключевыми словами стихотворения являются слова «тихо», «тишина». Они и определяют интонацию при чтении его детьми.

Если тихо прочитать стихотворение, выделяя звуки Ч, Ш в первых двух строках второй строфы, то получится легкое шептание:

 

НоЧЬ. Вокруг тиШина.

РуЧеек лиШЬ журЧит.

 

Ночную тишину нарушает лишь журчание ручейка. Это подчеркивают сочетания звуков: РУЧ—ЖУРЧ, РУ—РИ—РЕ.

 

Ночь. ВокРУг тишина.

РУЧеек лишь ЖУРЧит.

Своим блеском луна

Все вокРУг сеРЕбРИт.

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению С.А. Есенина «Ночь»

  • Без какой краски не мог бы обойтись художник, если бы хотел проиллюстрировать стихотворение «Ночь»? (Без серебряной.)
  • Что же он должен был бы посеребрить? (И речку, и ручей, и траву.)
  • Апочему все серебрится ночью? Пишет ли об этом поэт? (Потому что светит луна: «Своим блеском луна все вокруг серебрит».)
  • Какие звуки, по-вашему, помогают представить блеск речки, ручья, травы? (Звук С: СвоимблеСкомлуна вСе вокруг Серебрит. Звуки С и Ц в третьей строфе.)

Прочитайте вторую и третью строфу, подчеркивая эти звуки.

  • Каким представляете вы рассказчика в этом стихотворении? (Он любит природу, радуется ее красоте.)
  • Где он находится, что делает? (Влесу, у речки, стоит один ночью и вслушивается, всматривается, замечает все.)
  • Как вы думаете, о каком времени года рассказывает поэт? (О весне. Рассказчик обращает внимание на то, что ночью смолк соловей.)
  • Как следует читать это стихотворение — тихо или громко? Как вы догадались? Какие слова подсказали вам это? (Слова тихо, тишина — ключевые, в этом стихотворении.)
  • Как будем читать стихотворение — быстро или неторопливо? (Неторопливо, чтобы передать состояние покоя.)
  • Какие звуки мы произносим, прикладывая палец к губам, когда хотим призвать других к тишине? (Ш, Чили ТС.)

Прочитайте первые две строфы, выделяя звуки Ч, Ш. Чувствуете, что эти звуки как будто призывают нас читать слова тише?

  • Что нарушает тишину ночи? (Журчание ручья.)

В самих словах ручеек журчит как будто слышится бег воды. Произнесите все вместе: РУЧ — ЖУРЧ. А теперь всю строку: «РУЧеек лишь ЖУРЧит» так, чтобы выделить эти звуки.

  • Мог бы рассказчик днем услышать журчание ручейка? (Нет. Днем слишком шумно.)
  • Чем это стихотворение напоминает песню? (Оно напевно. Вторая строфа повторяется подобно припеву.)
  • Нам надо определить, между какими строфами будем делать большую, а между какими — меньшую паузу. (Конечно, пауза меньше будет там, где строфы теснее связаны по смыслу.)
  • Какие же строфы связаны по смыслу больше, чем другие? (Вторая и третья.)

Значит, читая стихотворение, мы самую маленькую паузу сделаем между ними, а самую большую — перед последней строфой. Тогда слушатели догадаются, что после паузы — заключительные слова.

Старайтесь читать напевно, чтобы сохранить песенный характер стихотворения. Читайте так, будто боитесь нарушить покой и тишину прекрасной весенней ночи в лесу.