Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки

А.К. Толстой

Слово учителя об А. К. Толстом в первом классе

Я держу в руках знакомую вам книгу «Приключения Буратино». Фамилия ее автора — Толстой. Звали его Алексеем Николаевичем. Возможно, вам известен великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, автор книг «Детство», романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других. Но сегодня речь пойдет о другом Толстом — Алексее Константиновиче. Он был троюродным братом Льва Николаевича. И тоже был писателем.

Сегодня мы будем читать его стихотворение. А сначала я немного расскажу вам о нем.

Родился Алексей Константинович Толстой в 1817 году в Петербурге в знатной дворянской семье, но детство его прошло на Украине в Черниговской губернии. Он полюбил эти места и воспел их в своих стихах:

 

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

 

Алексей Константинович был красивым, сильным человеком, мог узлом завязать железную кочергу. Любил охотиться, бродить с ружьем по лесам, скакать верхом на коне. И еще он любил природу, восхищался ее красотой, жалел каждое деревце, каждую травинку. Эти чувства ярко отражены в его стихах:

 

Острою секирой ранена береза,

По коре сребристой покатились слезы;

Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана...

Лишь больное сердце не залечит раны!

 

Понравилось вам стихотворение? А вот еще одно прекрасное стихотворение Алексея Константиновича Толстого. Оно называется «Колокольчики мои, цветики степные», и мы сейчас его прочтем.

 

Анализ стихотворения А.К. Толстого    — «Колокольчики мои...»

Стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои...» носит песенный характер. Сходство с народной песней придает ему обращение лирического героя к колокольчикам, разговор с ними. Первые четыре строки стихотворения, повторенные с небольшими изменениями в третьей строфе, напоминают песенный припев. Благодаря преобладанию открытых рифм легко пропеваются рифмующиеся слова в конце строк: степные — голубые, мая — качая, стрелой — над собой, мимо — неукротимой, взметаю — не знаю.

Стихотворение веселое, радостное. Автор стремится передать читателям свое настроение — он радуется весне, цветам, степи, быстрой езде. Герой стихотворения молод, потому может стрелой лететь на коне. Но опьянение быстрой ездой не затмевает ему красоты окружающего мира, он любуется ею и хотел бы ее сохранить. Человек добрый и гуманный, он просит прощения у цветов, растущих средь травы, за то, что нечаянно смял их:

 

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

 

В стихотворении только одно повествовательное предложение. Преобладающая интонация — восклицательная. Именно такая интонация лучше всего может передать речь всадника на полном скаку. В конце стихотворения не только восклицательный знак, но и многоточие. Создается ощущение незаконченности. Именно так и должно заканчиваться стихотворение, герой которого еще мчится на своем скакуне. Его полет на коне подчеркнут и женской открытой рифмой, последней в стихотворении: взметаю — не знаю.

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению А. К. Толстого «Колокольчики мои...»

(Учитель выразительно читает стихотворение.)

Мне кажется, что стихотворение А.К. Толстого чем-то похоже на русские народные песни. Такие песни есть на четвертой странице нашего учебника*.

* Родная речь: Учебник для учащихся начальной школы: В 3 кн. /Сост.: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. — М.: Просвещение, 1999. — Кн. I: Ч. I.

Давайте прочитаем эти песни и подумаем, верно ли мое ощущение.

(Учащиеся читают песни «Береза моя, березонька», «Ты, рябинушка раскудрявая».)

• Что общего в этих песнях? (В них люди ласково обращаются к любимым деревьям, разговаривают с ними.)

• Чем стихотворение «Колокольчики мои...» напоминает эти песни? (Герой стихотворения тоже разговаривает с колокольчиками.)

В песнях часто бывает припев — строки, которые несколько раз повторяются. (Для примера можно напомнить припев из «Песенки друзей» на слова С. Михалкова.)

•  Какие строки в стихотворении А.К. Толстого напоминают припев?

Значит, стихотворение это похоже на песню. Так решил и композитор П. Булахов, который написал музыку на эти стихи. Получился замечательный романс, который мы сейчас послушаем.

• Какую картину вы представили, когда слушали романс? (По цветущей весенней степи скачет во весь опор всадник на коне.)

• Именно этот всадник и обращается к колокольчикам, разговаривает с ними. Он герой-рассказчик в этом стихотворении. Нравится ли ему скакать на коне? Прочитайте строки об этом в последней строфе.

•  Чему же радуется герой-рассказчик? (Маю, цветам, быстрой езде.)

• Что можно узнать о герое-рассказчике, читая стихотворение? Как вы думаете, он молодой или старый? (Молодой.)

• Прочитайте строки, в которых рассказчик просит прощения у цветов. Какой человек может извиняться перед цветами?

•  Всякий ли человек пожалеет цветы?

• Теперь нам следует решить, как читать это стихотворение. Интонацию нам подскажут знаки препинания. Сколько повествовательных предложений в стихотворении? Сколько вопросительных? Восклицательных? Значит, преобладают восклицательные интонации.

• Почему поэт решил, что они наиболее уместны? (Они передают возбужденную речь всадника на полном скаку коня.)

• Где преобладают восклицательные интонации — в первой половине стихотворения или во второй?

Верно, во второй. Это значит, что вторую половину стихотворения мы должны читать громче и быстрее.

 

Слово учителя об А. К. Толстом во втором классе

В прошлом году мы читали и учили наизусть стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные...»

• Кто его написал? (Алексей Константинович Толстой.)

• Почему так важно знать и имя, и отчество этого поэта? Потому что нам известны три писателя с одной фамилией — Толстой. Двоих из них и звали одинаково — Алексей. Вспомним, как зовут писателя, автора рассказов «Котенок» и «Филипок».

Лев Николаевич и Алексей Константинович — троюродные братья. Откройте учебник на с. 238—239.* Там, в содержании, рядом с фамилиями писателей указаны даты их жизни. Прочитайте даты жизни Алексея Константиновича (1817—1875) и Льва Николаевича (1828—1910).

•  Кто из них был старше?

* Родная речь: Учебник для учащихся начальной школы: В 3 кн. //Сост.: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. — М., 1993,— Кн. II: Ч. 1.

• Кто дольше жил? (Алексей Константинович — 58 лет, Лев Николаевич — 82 года).

В этом году мы будем читать стихи Алексея Константиновича Толстого и рассказы Льва Николаевича Толстого.

В нашем учебнике нет произведений третьего Толстого — Алексея Николаевича, он написал произведения для детей уже в двадцатом веке.

• Какие книги для детей написал Алексей Николаевич Толстой? (Повесть «Детство Никиты» и сказочную повесть «Приключения Буратино».)

Все писатели Толстые принадлежали к древнему графскому роду. Титулы «князь», «граф», «барон» носили в России самые знатные дворяне.

Алексей Константинович Толстой служил при царском дворе, был придворным царя Александра II. Но больше всего он увлекался литературой и писать начал с шести лет. Интерес к литературе старался пробудить в нем его родной дядя писатель Антоний Погорельский, автор замечательной сказки «Черная курица». Он написал ее для своего любимого племянника Алексея и героя сказки назвал его именем. Погорельский хотел, чтобы племянник вырос благородным и образованным человеком. Так и получилось — никогда Алексей Константинович не сделал ничего такого, за что ему было бы стыдно перед дядей.

Произведения Алексея Константиновича Толстого читают и взрослые, и дети. Я прочитаю одно из его стихотворений, в котором речь идет о том, как, по представлению автора, следует жить:

 

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»

•  Вы, конечно, видели стрекоз и любовались их красотой. Что вам нравится в стрекозах?

•  Когда стрекоз летает много, то слышен легкий звон. Какой из звуков русского языка лучше других передает его — Ш? Р? Л? 3? (3.)

Так же, как и мы, считал А.К. Толстой. Он написал о стрекозах так:

 

Где гнутся над омутом лоЗы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекоЗы,

Веселый ведут хоровод.

 

Поэт рифмует лоЗы — стрекоЗы, а потому повторяемый звук 3 создает впечатление, будто звенят прозрачные крылышки стрекоз.

•  Как называется такой прием? (Звукопись.)

•  А.К. Толстой написал о стрекозах очень своеобразное стихотворение. В нем стрекозы вступают в тайный разговор с ребенком.

Прочтите стихотворение про себя и скажите: где происходит этот разговор? Какую картину вы представляете? (На берегу реки или озера заснула мать, а ребенок подошел к самой воде, потому что его очень заинтересовали стрекозы.)

•  С каких слов началась речь стрекоз? Где она заканчивается?

•  Какие слова стрекоз говорят о том, что они знают о своей красоте? (Третья строфа.)

•  Что такое омут? (Глубокая яма на дне реки, водоворот в реке, опасное место.)

•  Какие слова стрекоз представляются вам лживыми?

•  Действительно ли они любят ребенка, когда говорят: «Мы так тебя любим давно»?

•  Добра или зла желают они ребенку?

•  К чему они стремятся?

•  Как можно назвать того, кто обманом, ласковыми словами толкает другого к гибели? (Коварным.)

Значит, стрекозы в стихотворении А.К. Толстого изображены коварными.

•  Какие слова стрекоз должны были насторожить ребенка? (Подойди же, пока не проснулася мать.)

Мать желает ребенку блага и помешает коварным и злым стрекозам. Они знают об этом.

Чтобы выразительно прочитать стихотворение, нам следует сначала выяснить, как мы будем читать его. Например, как должно звучать первое четверостишие? (Беспечно, радостно.)

Ученики читают первое четверостишие.

• Как будем произносить слова стрекоз — искренне или вкрадчиво и лживо?

•  Какой звук во втором четверостишии следует подчеркнуть, чтобы речь стрекоз звучала вкрадчиво? (Звук И.)

Попробуйте прочитать вторую строфу, подчеркивая и немного растягивая звуки И, стоящие под ударением:

 

Дитя, подойдИ к нам поблИже,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойдИподойдИ же,

Пока не проснулася мать.

 

Теперь с вкрадчивой и лживой интонацией прочитайте слова стрекоз.

Учитель показывает, как читать. Затем дети выразительно читают все стихотворение.