Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки

А.Н. Майков

Слово учителя перед чтением стихотворения А.Н. Майкова «Весна»

Вы уже знаете, что поэты часто уподобляют явления природы человеку. В их стихах буря плачет, солнце смеется, березка грустит.

• Как называется такой прием? (Олицетворение.)

• Олицетворение часто лежит в основе стихов.

• В первом классе мы читали стихи А.С. Пушкина о зиме. Помните ли вы, какой образ создает Пушкин, рассказывая о зиме? ( Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница зима.)

Помните ли вы, в виде кого изображает зиму Ф.И. Тютчев в стихотворении «Зима недаром злится»? Его мы читали в первом классе. (В виде злой ведьмы, старухи.)

• Как вам кажется, почему в стихотворении Пушкина зима — волшебница, а в стихотворении Тютчева — ведьма злая? (Пушкин рассказывает о начале зимы, когда она желанная гостья. Тютчев рассказывает о конце зимы, когда все от нее устали и ждут теплой весны.)

Мы будем читать стихотворение Аполлона Николаевича Майкова «Весна», в котором поэт тоже использует олицетворение. Он изображает весну молодой красавицей, а зиму — старухой. Но его зима уже не сопротивляется весне, как зима в стихотворении Тютчева, которая, снегу захватя, пустила, убегая, в прекрасное дитя. В стихотворении Майкова она чувствует свой конец и прячется от весны.

 

Анализ стихотворения А.Н. Майкова «Весна»

Неизбежность весны — тема стихотворения А.Н. Майкова «Весна». Ключевые слова — «победный флаг». Поэту кажется, что пестрые бабочки, подобно флагу победы, летят следом за Весною. Она пришла, и все возродилось к жизни.

В основе стихотворения — олицетворение. Для поэта времена года настолько одушевлены, что он даже пишет их с прописной буквы: Зима, Весна. Зима изображена как старуха, седая, тщедушная. Она уже приготовилась к смерти — на ней белый саван. Образ седой зимы традиционен для русской поэзии. Она седая от снега. А снег и зима неразделимы для нас. К весне тает снег и зима теряет прежнее великолепие. Поэтому Майков изображает зиму тщедушной, старой. Пышное одеяние ранней зимы к весне делается подобным савану — погребальной одежде. Снег дольше сохраняется там, где прохладнее, куда не сразу попадают солнечные лучи: в оврагах, кустах. Поэт создает яркую, образную картину: в погребальном саване, подбирая его, чтобы не намок, зима ползет в овраг, в кусты, чтобы спрятаться там. Почему «поползла»? Снег стаивает медленно на пригретых солнышком местах, вот и создается впечатление, что он уползает туда, где прохладнее. Но и там снег не вечен: найдут и по оврагам.

А какова Весна? Она веселая «царица цветов», примчавшаяся в золотой колеснице яркого солнечного света. Она улыбается, потому что знает свою силу. Вокруг нее войско: «благовонные теплые ветерки», рои пчел и отряды бабочек, птицы с их «чиликаньем и пеньем». В самих звуках третьей строфы слышится и лепет молодой листвы (ЛЫ — ЛИ — ЛУ — ЛИ), и птичий щебет (чиликанье, пенье):

 

А [ш]то [ш]ума, [ш]то гудеНЬЯ

ТепЛЫх ЛИвней и ЛУчей,

И ЧИЛИКАНЬЯ и пеНЬЯ!..

 

Все радуется весне — шумит, поет, благоухает, летает. Радуется и рассказчик. Свои чувства он передает интонационно. В стихотворении только восклицательные предложения — оно звучит ликующе.

Вопросы и задания для детей после чтения учителем стихотворения А.Н. Майкова «Весна»

• Какие знаки препинания стоят в конце каждого предложения? (Только восклицательный знак.)

• Очень редко бывает так, чтобы в стихотворении были только восклицательные предложения. Почему поэту другие интонации были просто не нужны? (Он не хочет выразить ничего, кроме радости.)

•  Чему же так радуется поэт? (Не просто весне — победе весны.)

•  Как мы будем читать стихотворение? (Радостно, весело.)

Прочитаем стихотворение, обращая внимание на интонацию, и постараемся представить картины, которые рисует поэт. Попытаемся также определить, почему он выбирает то или иное слово.

• В стихотворении красавица Весна появляется на золотой колеснице. Почему поэту кажется, что ее колесница из золота? (Весной ярко светит солнце, его лучи кажутся золотыми.)

• Поэт говорит, что она появляется вместе с войском. Кто же служит в ее войске? (Благовонные ветерки, рои пчел, отряды пестрых бабочек, птички.)

• Как вы догадались, что в войске Весны есть птички — ведь слова птички нет в стихотворении? (Поэт говорит о чиликанье и пенье. Это могут делать только птицы.)

• С чем сравнивает поэт отряды бабочек? (С победным флагом весны.)

• Кажется ли вам такое сравнение удачным, точным? (Да, потому что бабочки летают, когда все вокруг цветет, а это может быть только весною.)

В последнем четверостишии есть слова, которые можно считать ключевыми для всего стихотворения. Попробуйте их найти.

Да, слова победным флагом — главные, ключевые в этом стихотворении, поэт хочет передать радость от того, что Весна победила. Значит, читая стихотворение, мы постараемся их интонационно подчеркнуть.

•  Какое войско у Весны — тихое или шумное?

Прочитайте строки о весеннем шуме. (Третья строфа и вторая строка последней строфы.)

• Какие сочетания звуков в третьей строфе подобны лепету листьев — благозвучные, приятные? (ЛЫ—ЛИ—ЛУ—ЛИ.)

•  Какие звуки передают и жужжание пчел, и чириканье птиц? (Ш—Ч,.)

• Итак, все, что несет весна, радостно и приятно. Как называет ее поэт? (Красавица, царица цветов.)

• Если бы вам пришлось проиллюстрировать стихотворение, как бы вы изобразили Весну? Где была бы ее колесница — в воздухе или на земле?

•  А где поместили бы Зиму?

•  Как бы выглядела Зима на вашем рисунке?

Майков изображает ее в саване. Саван — это одежда для мертвых. Зима его надела, потому что приготовилась к смерти.

• Почему она его подбирает? (Боится, что он намокнет, ведь снег тает. А возможно, и саван Зимы из снега. Она подбирает его, потому что, пока есть снег, Зима еще жива...)

•  Почему Зима «ползет», а не бежит?

•  Почему она ползет в овраг, в кусты?

• Удастся ли ей сохраниться в кустах? Что говорит поэт? (Да найдут и по оврагам!)

• Хочет ли поэт, чтобы мы пожалели Зиму? (Нет, он рад победе Весны.)

Будем читать стихотворение, стараясь передать радость, ликование поэта.