Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки

А.В. Кольцов

Слово учителя об А.В. Кольцове

Сначала мы поговорим о творчестве Алексея Васильевича Кольцова. Его стихов мы не читали ни в первом, ни во втором классе. А потом остановимся подробнее на стихотворении «Урожай».

Кольцов жил в первой половине девятнадцатого века и был современником Жуковского и Пушкина. Они знали и ценили творчество Кольцова. Так, как писал Кольцов, в то время никто не писал. Его стихи похожи на русские народные песни. Их поэт часто слышал в деревнях, где бывал в детстве со своим отцом, — тот закупал скот для торговли. К такой торговле он готовил и сына. Образование мальчика мало заботило его, поэтому он позволил ему учиться всего два года. Алексей стремился к знаниям, поэтому много читал. Особенно увлекался поэзией. Спрятавшись от людей, он читал стихи разных поэтов.

В шестнадцать лет Кольцов написал свои первые стихи, напевные, как русская песня. Я прочитаю стихотворение Кольцова «Молодая жница», очень напоминающее народную песню:

 

Высоко стоит

Солнце на небе,

Горячо печет

Землю-матушку.

Душно девице,

Грустно на поле,

Нет охоты жать

Колосистой ржи.

Всю сожгло ее

Поле жаркое,

Горит-горма все

Лицо белое.

***

Голова со плеч

На грудь клонится,

Колос срезанный

Из рук валится...

Душно, жарко ей,

Грустно на поле,

Нет охоты жать

Колосистой ржи...

 

После Кольцова и другие поэты стали писать стихи в духе народной песни. Но первым это сделал именно он. Кольцов писал о деревне, о крестьянах и их труде. Когда читаешь стихотворение «Песня пахаря», кажется, что слышишь голос самого крестьянина:

 

Ну! тащися, сивка,

Пашней, десятиной!

Выбелим железо

О сырую землю.

***

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зернышку сготовим

Колыбель святую.

 

В другом стихотворении поэт обращается к нерадивому хозяину:

 

Что ты спишь, мужичок?

Ведь весна на дворе;

Ведь соседи твои

Работают давно.

Встань, проснись, подымись,

На себя погляди:

Что ты был? и что стал?

И что есть у тебя?

На гумне — ни снопа;

В закромах — ни зерна;

На дворе, по траве —

Хоть шаром покати.

 

Стихотворения Кольцова были известны и читаемы в девятнадцатом веке, их учили наизусть в сельских школах. Неудивительно, что они включены в программу современной начальной школы.

 

Анализ стихотворения А.В. Кольцова «Урожай»

В стихах Кольцова ощутимо звучит мелодия русских народных песен. Белинский говорил, что даже «Пушкин не мог бы написать ни одной песни вроде Кольцова, потому что Кольцов один безраздельно владел тайною этой песни».

В стихотворении «Урожай», и вообще в творчестве Кольцова выразилась могучая, раскованная и в то же самое время сдержанная в своей силе музыка русской речи, степной ее разлив, вольный ее распев. Стихотворение написано народным стихом. Ритм создается благодаря одному главному ударению в строке:

 

Красным полымем

Заря вспыхнула;

По лицу земли

Туман стелется.

 

Но если соединить строки попарно, то ударные слоги будут располагаться так, как в былине:

 

Красным полымем заря вспыхнула;

По лицу земли туман стелется.

Разгорелся день огнем солнечным,

Подобрал туман выше темя гор.

 

Первое ударение в каждой строке падает на третий слог от начала, последнее — на третий слог от конца, а третье располагается свободно.

Стихотворение начинается с описания сменяющих друг друга картин природы: зари, тумана, дня, грозы, радуги, неба и земли после дождя. Поэт изображает круговорот воды в природе: испарение воды — туман, образование облаков и туч, проливной дождь.

 

Разгорелся день

Огнем солнечным,

Подобрал туман 

Выше темя гор;

Нагустил его 

В тучу черную;

Туча черная 

Понахмурилась,

Понахмурилась,

Что задумалась,

Словно вспомнила

Свою родину...

 

Туча захотела вернуться обратно на родину, где стелилась она туманом по лицу земли, пролиться на нее, чтобы совершить полный круговорот воды. Ветер мог разнести тучу, и тогда бы вода пролилась не на родную землю.

Туча опасается, что:

 

Понесут ее Ветры буйные 

Во все стороны Света белого.

 

Суровая туча сделала по-своему:

 

Ополчилася,

И расширилась,

И ударила,

И пролилася

Слезой крупною —

Проливным дождем

На земную грудь

На широкую.

 

Благодаря использованию глаголов-метафор (вспыхнула, стелется, разгорелся, подобрал, нагустил, понахмурилась, понесут, ополчилася, расширилась, ударила, пролилася) вся эта строфа полна движения, динамики, жизни. Здесь и кульминация, и развязка первой части стихотворения.

Обращает на себя внимание многоцветье: красное пламя зари сменяется огнем солнечным. И на какое-то время все меркнет под черной тучей, а после дождя ярче зелень садов и полей:

 

На поля, сады

На зеленые,

Люди сельские

Не насмотрятся.

 

Поэт явно отдает предпочтение постоянным эпитетам, обычным в фольклоре. Эпитеты так же, как в народных песнях и былинах, стоят после определяемого слова: туча черная, ветры буйные, света белого, думы мирные. Такая инверсия помогает сохранять былинный ритм стихотворения. Этому же способствуют подхваты (повторения в захват):

 

Нагустил его

В тучу черную;

Туча черная

Понахмурилась,

Понахмурилась,

Что задумалась...

 

Помогает удерживать ритм и фольклорное повторение предлогов: НА земную грудь НА широкую, НА поля, сады НА зеленые.

Сами звуки родного языка приходят на помощь поэту. Мягко звучат слова со слогами ЛИ— ЛИ— ЛЕ в строках:

 

По ЛИцу земЛИ

Туман стеЛЕтся.

И будто ощущаешь себя стоящим в тумане.

 

Звук У помогает представить, как хмурится суровая туча и воет протяжный ветер:

 

НагУстил его

В тУчУ чернУЮ;

ТУча черная

ПонахмУрилась,

ПонахмУрилась,

Что задУмалась...

ПонесУт ее

Ветры бУйные...

 

Вторая часть стихотворения рассказывает о труде крестьянина. Поэт опоэтизировал труд земледельца. Вместо слова работать он пишет пошли гулять, потому что эти слова передают радость труда.

С приходом весны у крестьянина появляются три заветные думы: первая — достать семенной хлеб и насыпать его в мешки, вторая — посеять хлеб в лучшие сроки и для этого «из села гужом впору выехать», третья — о благословении Бога на работу. Именно строки о третьей думе крестьянина отсутствуют в «Родной речи», а потому нарушается закон троичности. Это, конечно, неправильно. Я прочту вам пропущенные строки:

 

Посмотрю пойду,

Полюбуюся,

Что послал Господь

За труды людям...

 

С пропуском этой строфы исчезает лирический герой, в котором угадывается сам поэт. Он счастлив за крестьян, а потому скрып груженых возов сравнивает с музыкой, а скирды, в которые сложены необмолоченные снопы ржи, — с князьями — так много в них снопов, так высоки они и широко сидят, подняв головы. Закончилась жатва, крестьяне выполнили, что задумали:

 

Видит солнышко —

Жатва кончена:

Холодней оно

Пошло к осени;

Но жарка свеча

Поселянина

Пред иконою

Божьей матери.

 

И эти строки пропущены в учебнике «Родная речь».

Снова наступит весна, и опять появятся у крестьянина те же думы. И только Бог ему помощник, на него он и надеется.

К.И. Чуковский утверждал, что «детское и народное— синонимы». Народная поэтическая традиция, мастерство поэта делают стихотворение «Урожай» интересным современным детям.

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению А.В. Кольцова «Урожай»

  • Есть ли рифма в стихотворении? Приведите примеры.

Дети приходят к выводу, что рифмы нет.

  • Можно ли сказать, что стихотворение звучит напевно, как песня? Не может звучать напевно текст, в котором нет ритма. Ритм этого стихотворения создается за счет равного количества ударений в каждой строке. Сначала попробуем определить, сколько главных ударений в каждой строке:

Красным полымем

Заря вспыхнула,

По лицу земли.

Туман стелется.

 

* Родная речь: Учебник для учащихся начальной школы: В 3 кн. /Сост.: М.В. Голованова, В.Г, Горецкий, Л.Ф. Климанова. — М.: Просвещение, 1994. — Кн. Ш. Ч. 1.

 

В каждой строке одно главное ударение.

А теперь соединим строчки попарно:

Красным полымем заря вспыхнула,

По лицу земли туман стелется.

 

  • На какой слог от начала падает ударение?
  • На какой слог от конца падает ударение?

Третье ударение падает в первой строке на слово «заря», во второй строке — на слово «туман».

Таким образом, в каждой строчке три ударения.

  • Знаете ли вы произведения народного творчества, в которых первое ударение падает на третий слог от начала строки, последнее ударение — на третий слог от конца строки, а третье располагается свободно? (Такой же ритм в былинах. Значит, стихотворение Кольцова написано былинным стихом.)

Это стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть — о природе (с. 156), вторая — о труде крестьян и урожае (с. 157).

Работа над первой частью

  • Какое время года изображает поэт в первой части? Как можно об этом догадаться?
  • Какое время суток изображается в первой строфе? (Утро. Утром часто по земле стелется туман.)
  • А куда девается туман днем? Прочитайте строки, в которых говорится о том, как испаряется туман.
  • Как вы понимаете слова «темя гор»? Где темя у человека?
  • Значит, темя горы — это ее вершина. Туман поднялся выше горных вершин.
  • Что произошло там с туманом? (Он превратился в тучу.)

Тучу поэт описывает как живое существо.

  • Как называется такой прием? (Олицетворение.)

Прочитайте строки, в которых рассказывается о туче как живом существе, со слов туча черная понахмурилась.

  • Почему хмурится туча? Чего она боится? (Что ветры буйные унесут ее далеко от родины.)
  • Где родина тучи? (Там, где она стелилась туманом по земле.)
  • Что сделала туча, чтобы вернуться на свою родину? (Пролилась на нее проливным дождем.)
  • Как называется природное явление, которое поэт изобразил в своем стихотворении? (Круговорот воды в природе.)
  • Какая часть речи помогает поэту передать стремительность действий тучи? (Глаголы.)
  • Кто помнит, как называется прием народной поэзии, когда последнее слово строки повторяется в начале следующей строки? (Подхват, или повторение в захват.)

Найдите в начале стихотворения четверостишия, в которых Кольцов использует подхват.

Найдите в стихотворении постоянные эпитеты, характерные для фольклора. (Туча черная, ветры буйные, свет белый, дуга-радуга.)

Найдите строки, в которых повторяются предлоги так же, как в былинах. (НА земную грудь НА широкую; НА поля, сады НА зеленые.)

Мы убедились, что поэт использует не только былинный ритм, но и приемы народной поэзии.

  • Почему это уместно в данном стихотворении? (Потому что оно о деревне, крестьянах и их труде.)
  • Мне хочется показать вам, что сами звуки родного языка приходят на помощь Кольцову, как любому хорошему поэту.

Учитель пишет на доске:

 

По ЛИцу земЛИ

Туман стеЛЕтся.

 

  • Что помогают представить мягкие сочетания звуков ЛИ, ЛЕ? (Как мягко и плавно стелется туман.)
  • А какие звуки создают картину хмурого неба?

 

НагУстил его

В тУчУ чернУю,

ТУча черная

ПонахмУрилась,

ПонахмУрилась,

Что задУмалась.

 

Послушайте, как воет протяжный ветер в строках

 

ПонесУт ее

Ветры бУйные.

Найдите в тексте строфу:

И с горы небес

Глядит солнышко,

Напилась воды

Земля досыта.

 

Прочитайте эту строфу и следующую и скажите, сочетания каких звуков помогают представить, как ласково светит солнце. (ЛА, ЛЯ, ЛЕ, ЛЮ, ЕЛЬ.)

Работа над второй частью

  • Какие думы появляются у крестьян с приходом весны? (Вовремя посеять хлеб, убрать урожай с полей.)
  • Прочитайте четверостишия, в которых рассказывается о думах крестьянских.
  • О скольких думах рассказано? (О двух.)
  • О скольких думах было бы рассказано в фольклорном произведении? Какое число любимо народом? (Число «три».)
  • Разве мог поэт, который хотел, чтобы его стихотворение звучало, как народная песня, нарушить фольклорную традицию? Конечно, нет. Авторы учебника пропустили строки о третьей думе крестьянина. Я прочитаю их:

 

Третью думушку

Как задумали, —

Богу Господу

Помолилися.

 

Как видите, третья думушка крестьян — о Боге, чтобы он помогал в трудах.

  • Найдите строфы, в которых поэт рассказывает о крестьянах, сеющих рожь, и подумайте, как поэт воспринимает их труд во время сева — как радость или наказание? (Сев — радостный труд. Поэтому поэт вместо слова «работать» употребляет выражение и пошли гулять друг за дружкою.)

Прочитайте выразительно четверостишия о севе так, чтобы мы могли почувствовать, как радостен труд сеятеля, как от души работают крестьяне.

Прошло время, и поднялась рожь, налился у нее колос. Поэт хочет, чтобы и его читатели представили поле золотой ржи. Прочитайте два четверостишия, в которых поэт описывает поле.

  • Какие благозвучные сочетания помогают читателю представить, как плавно колышется море ржи?

Ветерок по ней

ПЛЫвет — ЛОснится,

ЗОЛОтой вОЛной

Разбегается.

 

Прочитайте последние три строфы, в которых поэт рассказывает о том, как крестьяне жнут рожь и вывозят урожай.

  • Почему скрип крестьянских возов поэт воспринимает как музыку? (Потому что он радуется за крестьян.)

В изданиях стихов Кольцова для взрослых написано так:

 

От возов всю ночь

Скрыпит музыка.

 

  • Авторы школьного учебника выбрали более привычную для нас форму слова — «скрипит». Какое слово лучше передает звуки, сопровождающие движение груженых возов? (Скрыпит.)
  • Крестьяне отвозят снопы на гумно, где складывают их в скирды. Почему эти скирды поэт сравнивает с князьями? (Князья выше остальных людей в обществе, и скирды высокие.)
  • Можно ли сказать, что Кольцов хорошо знал жизнь крестьян, что ему были близки их заботы, радости и надежды? (Конечно. Стихотворение Кольцова — о крестьянах и крестьянском труде, о русской природе. Оно трогает душу любого человека — и крестьянина, и не крестьянина. Он рассказал об этом так, как сделали бы сами крестьяне, используя приемы русского фольклора, хорошо знакомые им.)