(1817—1875)
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына. Будущий писатель воспитывался матерью и ее братом — писателем А. Перовским (псевдоним А. Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери и дяди. Мальчик получил хорошее домашнее образование. В 17 лет А. К. Толстой был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем поступил на дипломатическую службу в Германии. В 1843 году он получил звание камер-юнкера.
Литературным творчеством Толстой, поощряемый своим дядей, занимался с раннего возраста. Писал стихи, фантастические повести, и уже первая его опубликованная в 1841 году под псевдонимом Краснорогский, повесть «Упырь» была замечена В. Г. Белинским. В 1840-е годы А.К.Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», оконченным в 1862 году. В этот же период он написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Курган», «Средь шумного бала...» и др.). В 1854 году вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми А. К. Толстой создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.
Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер — начальник над царскими егерями) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Т.Г.Шевченко, об И.С.Аксакове, И.С.Тургеневе). В 1861 году А. К. Толстой добился отставки («Служба и искусство несовместимы...» — написал он парю) и все свои силы и время стал отдавать литературе.
В 1862 году писатель опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан»; в 1866— 1879 годах — историческую трилогию, включавшую трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В последние годы жизни он обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах). Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось и состояние здоровья А. К. Толстого. 28 сентября (10 октября) 1875 года в возрасте 58 лет А. К. Толстой скончался в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.
А. К. Толстой был воинствующим сторонником идеи «чистого искусства». В этой фразе заключен парадокс: тенденциозными стихами боролся Толстой за «искусство для искусства».
Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остается, мечтатели?
Сдайтсся натиску нового времени!
Мир отрезвился, прошли увлечения —
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?»
Други, не верьте! Все та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Тс же нас радуют звезды небесные!
Правда все та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите, во имя прекрасного,
Против течения!
(«Против течения», 1867)
Блестящий сатирик, Толстой беспощадно высмеивал и демагогов из революционно-демократического лагеря, и реакционеров- администраторов, и либералов. Добро, красота, истина, справедливость, родная природа, русский народ и его история — вот главные понятия, составляющие основу мировоззрения А. К. Толстого. Кем остался А. К. Толстой в памяти потомков? Лирик, создавший романсы и баллады, которые принадлежат к лучшим образцам этих жанров; автор драматической трилогии о Смутном времени; прозаик, создавший увлекательные произведения — от повести из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный» до фантастического рассказа «Упырь»; творец поэм, посвященных религиозным и философским проблемам; сатирик, в «Сне Попова» и «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» представивший совершенные образцы этого вида литературы; наконец, создатель (вместе с двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми) пародийной литературной маски Козьмы Пруткова — таков масштаб и диапазон деятельности Толстого.
Велика его роль в формировании и развитии светского романса. Всеобщую известность приобрел романс «Средь шумного бала, случайно...» (1851), музыку к которому написал П. И. Чайковский. В стихотворении поэтично и достоверно рассказано о пробуждении чувства любви. Биографическая основа — встреча поэта на бале-маскараде с его будущей женой С. А. Миллер. «Тайна | Твои покрывала черты» означает, что дама была в маске. Поэтому автор говорит лишь об очах, голосе, стане, смехе.
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Стремления поэта в беспредельное не вносят дисгармонии в его душевный мир. Для него идеал тесно связан с землей.
Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила
И лишь на землю, к нам, ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.
(«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», 1858)
Мир для него, таким образом, является бледным отражением идеала, существующего в небе. Тем с большей жадностью ловит поэт в мире отблеск вечной красоты: он ищет его и в природе, и в человеческой душе. Для него любовь, даже самая сильная и непосредственная, является не сама по себе, а как звено в общем гармоническом сочетании: она просветляет его «темный взор» и заставляет «вещее сердце» понимать,
...Что все, рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова...
<...>
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало...
(«Меня во мраке и пыли...», 1851 или 1852)
Земная любовь кажется Толстому, как земная красота и земная гармония, бледным, несовершенным отблеском живущего в голубом эфире идеала. Земная любовь — это любовь раздробленная, мелкая. Он говорит, отвечая на ревнивые упреки:
И любим мы любовью раздробленной
И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.
(«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», 1858)
Жизнь — это короткая неволя. По ее окончании люди познают столь великую любовь, широкую, как море, для которой земные масштабы кажутся жалкими. Счастье, дарованное человеку поэтическим чувствованием и творчеством, и есть такое временное отрешение от жизни для созерцания, хотя бы мгновенного и неполного, мира небесных идеалов. Чувства сострадания, заботливости, радостного увлечения, разочарования или ревности ослабляются в поэте этим неудержимым стремлением к небу.
Любовь к гармонии и красоте, особой форме этой гармонии, отразилась не только в содержании и духе, но и в форме поэтических произведений Толстого. Самые маленькие пьесы его отличаются стройностью и каким-то особенным изяществом. Чувство меры в нем развито замечательно: он не дает читателю слишком сильно волноваться, не заставляет слишком долго смеяться, ужасаться: он никогда не замыкает пьесу диссонансом.
Широту натуры А. К. Толстого и одновременно любовь к народным формам ее выражения прекрасно демонстрирует следующее стихотворение:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
(«Коль любить, так без рассудку...», 1854)
Любовь к фольклору отразилась не только в лирических стихотворениях поэта. Его обращение к былине, к излюбленному романтиками жанру баллады также во многом объясняется вниманием А. К. Толстого к русской народной поэзии, к ее древним корням.
В былине «Илья Муромец» (1871) А. К. Толстой воскресил образ знаменитого богатыря, «дедушки Ильи», жаждущего даже в старости свободы и независимости и поэтому покидающего княжеский двор Владимира Красное Солнышко:
«...Душно в Киеве, что в скрине, —
Только киснет кровь,
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!
Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою —
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!»
Рисуя героев Руси, А. К. Толстой восхищался их мужеством, самоотверженностью, патриотизмом. Он не только создал баллады и былины по мотивам народного эпоса, но и обратился к русской истории.
Еще в 1840-е годы А. К. Толстым была написана баллада «Василий Шибанов». Князь Курбский, бежавший от гнева Ивана Грозного, послал своего слугу Василия Шибанова с письмом к государю. Шибанов, но остается верным своему боярину и идет на смерть, — подлинный герой баллады:
«...О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе Бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье,
Помилуй мои прегрешенья!»
А. К. Толстой как автор историко-религиозной поэмы «Иоанн Дамаскин», романа «Князь Серебряный», драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») является одним из основоположников исторических жанров в русской литературе.
А. К. Толстой писал о себе: «Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта — не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному...»
Рекомендуемая литература
Жуков Д.А. Алексей Константинович Толстой/Д.А.Жуков. — М, 1982. — (Серия «ЖЗЛ»).
Колосова Н.П. А.К.Толстой / Н. П. Колосова. — М., 1984.
Тургенев И.С. Письмо к редактору по поводу смерти А. К.Толстого // Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / И.С.Тургенев. — М., 1983. -Т. 11.