(1880—1921)
Анна Ахматова называла А. Блока — великого русского поэта эпохи Серебряного века — «памятником началу века». Свой творческий путь А.Блок начал как символист, в последующем творчестве он отразил важнейшие социальные проблемы, поэтика символизма присутствовала в его творчестве всегда.
Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге. Отец Александр Львович — юрист, профессор Варшавского университета. Мать А. А. Бекетова — дочь известного ботаника, ректора Петербургского университета.
Раннее детство А. Блок провел в семье деда А. Н. Бекетова, в «благоуханной глуши», в имении Бекетовых Шахматово (Клинский уезд, Московской губернии). «...Мои собственные воспоминания о деде — очень хорошие, — писал Блок в автобиографии, — мы часами бродили с ним по лутам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий...» В «бекетовском доме» господствовали идеалы «народолюбия»; у каждого члена семьи были свои научные и литературные интересы. Почти все Бекетовы занимались переводами. Мать, Александра Андреевна, стала одним из первых в России переводчиков французского поэта Шарля Бодлера. Стихи матери и тетки Екатерины Андреевны были ближе к русской «усадебной лирике». Стихотворение Екатерины Андреевны Бекетовой «Сирень» положил на музыку С.Рахманинов. Бабушка Е. Г. Бекетова была также известной переводчицей. Следует обратить внимание и на близкое окружение семьи Бекетовых — они дружили с Боткиными, Бакуниными, Тютчевыми, дед с юности был знаком с Ф.М.Достоевским, дружен с М.Е.Салтыковым-Щедриным. В зрелые годы А. А. Блок называл семейные отношения, в которых прошло его детство, «музыкой». Родители Блока разошлись вскоре после его рождения, и он глубоко переживал трагедию «безотцовщины». Блок был единственным и горячо любимым ребенком в семье. «Дворянское баловство» (как скажет А. А. Блок позже) привело его к житейской непрактичности, отсутствию «жизненных опытов». Став взрослым, Александр Александрович пытался преодолеть черты «сентиментального воспитания», но связь с высоким «идеализмом» семьи Бекетовых, матерью (самым близким для него человеком в детстве и юности) сохранил навсегда. Большая часть его автобиографии посвящена предкам, родственникам, близким. Стихи Блок начал сочинять в 5 —7 лет; в 1894—1897 годах издавал домашний рукописный журнал «Вестник», в котором помещал стихи, переводы, прозу.
Образование А. А. Блок получил во Введенской гимназии и Петербургском университете. Сначала учился на юридическом факультете, затем перевелся и окончил историко-филологический факультет (славяно-русское отделение).
Пылкая юношеская любовь к К. М. Садовой, посвящение ей стихов «в изрядном количестве» выявила в его мироощущении разлад «между идеалом возвышенной любви и его земным воплощением», этот «разлад» был ощутим в судьбе Блока и вносил трагические нотки в его любовную лирику на протяжении всей жизни. В 1898 году он познакомился со своей будущей женой — Любовью Дмитриевной Менделеевой. Вместе с ней он участвовал в постановке драмы В.Шекспира «Гамлет» на сцене домашнего театра в имении Менделеевых. Блок готовился стать профессиональным актером, посещал драматические курсы, участвовал в любительских постановках.
Роман Блока с Менделеевой иногда называют мистическим. Блок видел в ней олицетворение Вечной Женственности, Прекрасной Дамы. Он посвятил ей 687 стихотворений! Однако во многих из них увидеть реальную женщину, Любовь Дмитриевну Менделееву, трудно — это Небесная невеста, «жена, облаченная в Солнце».
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты...
(«Прозрачные, неведомые гени...», 1901).
В автобиографии Блок отмечал: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой “новой поэзии” я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева». Речь идет о поэзии символистов. Блок вошел в круг петербургских символистов, возглавляемых Д. Мережковским и З. Гиппиус.
Приобщение к философии и эстетике символизма подтолкнуло А. Блока к преодолению романтического индивидуализма. В русле символистской традиции его интересовал поиск всеобщей гармонии. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова А. Блок воспринял поэтику намеков, а от Вл. С. Соловьева — религиозные идеи, интерес к софиологии (вере в скорое пришествие Души Мира — Софии — Царицы Небесной, которое явит преображение всего сущего).
Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — все это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия (реального и романтического). Блок создал свою систему символов, в основе которой лежала идея: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим можно увидеть многое — поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т.д. В его стихотворениях много разных символов — заря, звезда, солнце, белый цвет. Вот как некоторые из них объяснял сам поэт.
Белый цвет служит отличительным признаком посвятившего себя Вечной Женственности; размыкание кругов означало порыв к Ней; ветер был знаком Ее приближения; утро, весна символизировали надежду на встречу; зима, ночь — разлуку. Синий, лиловый цвет означали крушение идеала, отказ от веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой: «жолтый» символизировал пошлость, обыденность (орфография А. Блока). Это небольшая часть символов в весьма упрощенной трактовке. В зависимости от контекста их значения менялись. Некоторые символы довольно неопределенны и трудно поддаются расшифровке. Например, слово «чорный» (орфография А. Блока) — символ грозного, опасного и мистически значительного.
Особенности поэтического стиля А. А. Блока. Ученый В. М.Жирмунский отмечал, что из всего ряда изобразительно-выразительных средств поэт предпочитает метафору, которая обогащается и усложняется: «Метафизическое восприятие мира он сам признает за основное свойство истинного поэта, для которого романтическое преображение мира с помощью метафоры — не произвольная поэтическая игра, а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни».
При этом метафора у А. Блока часто не изображает предмет, а передает его эмоциональное состояние. Нередко такая метафора переходит в символ. В стихотворении «Река раскинулась...» наряду с реальными образами появляется символический образ степной кобылицы.
В. М. Жирмунский заметил, что А. Блок освободил стих «от принципа счета слогов по стопам», уничтожил требования Тредиаковского и Ломоносова «упорядочения числа и расположения неударных слогов в стихе».
Такой стих В. Брюсов назвал дольником. Основа его — тонический стих, который не распадается на одинаковые стопы, а делится на доли, состоящие из речевых тактов, где слово или словосочетание объединяется сильным ударением. Такие стихи напевны и мелодичны, близки к разговорной речи.
Возникают в его поэтике «неточные» рифмы (ветер — вечер, шлагбаумами — дамами), особую красоту приобретает звукопись: «И каждый вечер в час назначенный | (Иль это только снится мне?) I Девичий стан, шелками схваченный, | В туманном движется окне».
Свое первое «Собрание стихотворений» Блок называл «Трилогия вочеловечения». Оно состояло из трех книг, каждую из которых он выстроил как эстетическое и идейное единство: «Стихотворения. Книга первая (1898 — 1904)» включает циклы «ANTE LUCEM» («До света»), «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». «Стихотворения. Книга вторая (1904—1908)» включает циклы «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли». «Стихотворения. Книга третья (1907 — 1916)» включает циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Разные стихи», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина», «О чем поет ветер». Сам Блок считал, что «каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать — “роман в стихах”».
Исследователь Л. Гинзбург, характеризуя лирику А. А. Блока, эти три тома его стихотворений, отмечала наличие мистических устремлений в цервой книге; декадентский индивидуализм и символику обыденного —во второй; конкретность и «классичность» — в третьей.
Творчество А.Блока 1898—1904 годов. В цикл«Стихи о Прекрасной Даме» (названия циклу придумал В. Я. Брюсов) вошли лучшие произведения 1901 — 1902 годов, посвященные Л.Д. Менделеевой. «Однострунность души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке, здесь главы определяются годами, в следующих книгах — понятиями», — заметил А.Блок. Эта книга наиболее яркое явление «младшего символизма», в ней сильно ощущалось влияние философии Вл. Соловьева, но вместе с тем мировые и русские поэтические традиции Тютчева, Полонского.
«Стихи о Прекрасной Даме» имеют отпечаток глубоких мистических прозрений. В дневнике Блок записал, что стихи — это молитва, поэт — апостол, слагающий их в «божественном экстазе», а вдохновение сродни вере. Три облика и три плана лирической героини отмечают исследователи этого цикла: космический — в котором обитает Душа Мира; религиозный — где правит Царица Небесная; бытовой — представляющий нежную, но немного надменную девушку. Стихотворения раскрывают взаимоотношения с подругой, невестой, женой — Любовью Дмитриевной Менделеевой, в которой поэт увидел воплощение Вечной Женственности, христианский символ: «Я в лучах твоей туманности | Понял юного Христа». Появляются образы храмов, соборов, церковных врат.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В третьей строке вместо винительного употреблен родительный падеж. Он придает строке особый смысл, превозносит, возвышает образ, уводит от бытового уровня и передает молитвенно-возвышенное состояние души человека, ожидающего Ее. Прекрасная Дама предстает в туманном облике:
А в лицо мне глядит озаренным
Только образ, лишь сон о Ней.
Оба мира — земной и символический — просматриваются повсюду. Звуки и голоса слегка слышны, приглушенные, таинственные. Господствует белый цвет, потому что события происходят «После света» (Post Lucent). Белый цвет — основной тон героини. Лирический герой цикла стремится в «мир иной», настроение его очень переменчиво, его одолевают надежды и сомнения; любовь становится предвидением ее гибели. Эпитеты «таинственный», «неведомый», «нездешний» подчеркивают непрочность земной жизни, стремление в иной, дальний мир. Противопоставление лирического героя и Прекрасной Дамы чувствуется постоянно. Появляется тема рыцарского поклонения и служения даме сердца. Служение Прекрасной Даме доходит до крайности, лирический герой подчеркивает свое ничтожество перед ее «глубинами», называет себя «тварью дрожащей», чтобы возвысить Прекрасную Даму: «Я — тварь дрожащая. Лучами...» Не только к символической любви стремится лирический герой, но одновременно к земной, реальной женщине: «Я и молод, и свеж, и влюблен, [ <..,> | Неизменно склоненный к тебе». Их встреча реальна, образный ряд конкретен. Правда, в нем присутствуют характерные для романтиков и символистов черты, пейзажный и эмоциональный настрой: «Теплый ветер пройдет по листам — | Задрожат от молитвы стволы, I На лице, обращенном к звездам, — | Ароматные слезы хвалы».
В «Стихах о Прекрасной Даме», по словам В.Я, Брюсова, «как бы совсем нет ничего реального, — все чувства, переживания перенесены в какой-то идеальный мир. “Жизнь” “мучит” поэта, “земля” для него — “пустынна”, он чувствует себя в некой вне- мирной “старинной келье”, на каком-то таинственном “царственном пути”; впереди — “огнистый столп”; свои мечты поэт определяет, как “сны раздумий небывалых”, “как священный сон”, и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет “мысль о теле”, “воскресни дух, а плоть усни!”».
Завершающий цикл первой книги — «Распутья» — открывается стихотворением «Я их хранил в приделе Иоанна, | Недвижный страж, — хранил огонь лампад...», в котором лирический герой, уверенный в себе, называется «пророком», «мудрым царем». Уже во втором стихотворении этого цикла звучат иные ноты — «Стою у власти, душой одинок...», в песнях Офелии — предчувствие разлуки («Он ушел по той же тропинке, I Куда уходило вчерашнее — j уходило вчерашнее...»). Лирический герой все больше расходится с дьявольским миром, намечается разлад в отношениях с Прекрасной Дамой, вместо пути появляются «перекрестки», развилки, сильнее проступает реалистическое изображение, правда Блок от символизма окончательно не отошел. В цикле «Распутья» появляются новые темы, новые образы. В поэзию А.Блока входит тема города, тема социальной несправедливости, образ нищих рабочих («Фабрика»). Однако лирический герой пока еще стоит над происходящим («...Я слышу все с моей вершины...»). Здесь же намечается еще одна тема в творчестве А.Блока — народ и интеллигенция.
Вот они далёко,
Весело плывут.
Только нас с тобою,
Верно, не возьмут!
(«Барка жизни встала...», 1904)
Наряду с белым в текстах все чаще появляется желтый, серый, черный цвета: «По городу бегал черный человек», «Желтые полоски вечерних фонарей,» «В соседнем доме окна жолты...» (орфография А.Блока).
Прекрасная Дама становится «Несравненной», затем «Ясной» и исчезает. Завершается цикл стихотворением «Вот он — ряд гробовых ступеней», в котором новые образы — «гробовые ступени», «белый гроб», «светлая смерть», «окрай неизвестных дорог», «ненастная ночь».
Творчество А.Блока 1904—1908 годов. Образ Незнакомки. Прекрасную Даму в творчестве Блока постепенно вытесняла Незнакомка. В жизни А. Блока в этот период произошла личная драма — Любовь Дмитриевна увлеклась Андреем Белым. Одновременно равнодушие А. Блока к общественной ситуации сменилось напряженным вниманием к жизни города. Поэт участвовал в демонстрации 1905 года, посещал митинги, изучал жизнь рабочих окраин.
Поэт начал поиск своего пути в искусстве, в результате чего отошел от С. Соловьева и А. Белого, на некоторое время почти прекратил общение с Мережковским, сблизился с участниками «сред» Вяч. Иванова и стал посещать «субботы» в театре Комиссаржевской, где читали и обсуждали новые произведения. В это время он участвовал в репетициях «Балаганчика». А. Блок с большим вниманием относился к демократической литературе, писал «О реалистах» и сблизился с новокрестьянскими поэтами, особенно с Н.А. Клюевым.
В статье «Вопросы, вопросы и вопросы» 1907—1908 годов он уже откровенно критиковал символизм. А. Блок все больше ощущал отрыв современной ему культуры от национальных корней. В этот период его главными литературными пристрастиями стали Н. Гоголь и Ф. Достоевский.
В 1908 году вышла новая книга стихов, в которой отразились реалии современной жизни; вместо прежней гармонии воцарился хаос, зазвучали веселые, бодрые ритмы, как в балагане, вырисовывается и образ этого балагана («Балаганчик», «Балаган»). Революционные события Блок воспринимал как борьбу людей с социальной несправедливостью, насилием и пошлостью. Идеалом поэту служила Дева-Свобода («О, Дева, иду за тобой!»). В это время все больше красного (тревожного) цвета наполняло его стихи. Помимо названных тем и образов в этот период в его творчестве появляются и другие: все явственней звучит тема родины; вырисовывается образ Петербурга, который населен нищими, рабочими, блудницами, город сытых и голодных, «веселых и пьяных», где лирическому герою видится Незнакомка, уже не символ гармонии, а, скорее, символ падения лирического героя; углубляется тема «народ и интеллигенция».
В цикле «Город» (1904—1908) отразились перемены в мировоззрении поэта («Холодный день», «В октябре», «Окна во двор», «На чердаке», «Незнакомка», «Сытые» и др.). Между городом на Неве и лирическим героем Блока существует очевидная связь: «Ранним утром когда люди ленились шевелиться, | Серый сон предчувствуя последних дней зимы, I Пробудились в комнате мужчина и блудница, | Медленно очнулись среди угарной тьмы».
Названия стихотворений «Окна во двор», «На чердаке» подчеркивают обстановку, в которой живет лирический герой. «В кабаках, в переулках, в извивах, ( В электрическом сне наяву...», «Улица, улица... | Тени беззвучно спешащих | Тело продать, I И забвенье купить, | И опять погрузиться | В сонное озеро города — зимнего холода...» — так проходит жизнь героя. В стихотворении «Твое лицо бледней, чем было...» (1906) выражается трагедия лирического героя, осмысление собственного падения:
«Мы знали знаньем несказанным | Одну и ту же высоту | И вместе пали за туманом, | Чертя уклонную черту». За этим стихотворением в сборнике следует «Незнакомка» (1906), Лирический герой в трактирном угарном мире встречает Незнакомку: «...Всегда без спутников, одна, | Дыша духами и туманами, | Она садится у окна».
Это стихотворение родилось из посещений пригородов Петербурга, из впечатлений от поездки в дачный поселок Озерки. Стихотворение состоит из двух частей — в первой части изображен самодовольный, разнузданный мир пошлости. Начинается стихотворение описанием общей атмосферы и ее восприятия лирическим героем:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Автор объединяет противоположные по смыслу эпитеты — «весенний» и «тлетворный» (оксюморонность образа); допускает иронию в изображении пошлой обыденности («И каждый вечер, за шлагбаумами, | Заламывая котелки, | Среди канав гуляют с дамами I Испытанные остряки»).
Вторая часть стихотворения передает смиренное отчаяние, одиночество лирического героя («И каждый вечер друг единственный, IВ моем стакане отражен...»). «Друг единственный» — второе «я» поэта. Во второй части появляется Незнакомка. Это главный образ стихотворения. Она лишена реалистических черт, исполнена романтической прелести, отделена от реальной жизни возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка воплощенная Поэзия, Женственность.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Одиночество героев (она тоже «...всегда без спутников, одна») выделяет их из толпы, притягивает друг к другу («И странной близостью закованный | Смотрю за темную вуаль, | И вижу берег очарованный | И очарованную даль»).
В душе лирического героя происходит переворот; угаданная тайна, открывшая возможность другой жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлой обыденности, воспринимается им как обретенное сокровище. Красота, истина и поэзия оказываются в тесном единстве.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Деловитая и бессмысленная суета, снующие взад-вперед «неживые» люди, подчинившиеся движению точно бы оживших машин, — это мотив, к которому Блок возвращается не раз, поскольку в этом торжестве механического движения, «железного века» ему видится окончательная победа и торжество пошлости, И потому-то здесь, за окном вокзального ресторана, и открывается ему очарованная даль.
Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, чисто духовную, но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события. Впоследствии Блок объяснил, что видел свою Незнакомку на картинах Врубеля:
«...Предо мною возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий признак, земное чудо... Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...»
Тема Незнакомки развивается А. Блоком в других стихотворениях («Там дамы щеголяют модами...», «Твое лицо бледней, чем было...», «В ресторане»).
«В ресторане» (1910) написано через четыре года после стихотворения «Незнакомка», но в них много общего — время, место, герои. Повторяется многое из описания «Незнакомки» — шелка, духи: «И вздохнули духи, задремали ресницы, | Зашептались тревожно шелка» («В ресторане»). Однако эта внешняя общность не затмевает и различия. В «Незнакомке» — «духи и туманы», «и странной близостью закованный | Смотрю за темную вуаль...», а в более позднем тексте уже отсутствует элемент загадочности, таинственности — только «духи...»; вместо восхищения, ощущения близости — игра:
Ты взглянула, я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен».
В героине отсутствует гармоничное начало, в ее душе та же хаотичность, что и в атмосфере ресторана («...пели смычки о любви», «...грянули струны», «монисто бренчало, цыганка плясала | И визжала заре о любви»).
Образ «Синего призрака, земного чуда». В лирике А. Блока 1906 года появились стихи, посвященные актрисе Н. Н.Волоховой. М.Гордин вспоминает, что в конце 1906 года в театре В.Ф. Комиссаржевской, где ставили тогда его «Балаганчик», Блок познакомился с актрисой Наталией Николаевной Волоховой. Она была молода. Многие запомнили ее яркую, победную улыбку и «крылатые глаза» (слова Блока). К тому же она была талантливой актрисой. В первой постановке «Балаганчика» Волохова играла одну из масок. И стала героиней блоковского цикла «Снежная маска», прообразом его Снежной Девы.
В ту снежную, вьюжную зиму они часто подолгу бродили по вечернему Петербургу, и Блок знакомил Волохову со «своим», как он говорил, городом. Они шли через пустынное поле, поднимались на высокий мост, вглядывались в цепь электрических фонарей, уходивших далеко в ночную мглу. Спутница Блока невольно видела окружающее его глазами: «даль земная», и в бесконечности пылали костры ночных фонарей. Блок показывал своей спутнице места, где происходили события его пьесы «Незнакомка» (которую он тогда только что окончил и которую Мейерхольд предполагал поставить в театре Комиссаржевской). Они бродили по городским окраинам, шли по набережным вдоль каналов, поднимались на тот мост, где явилась Незнакомка — падшая с неба «звезда Мария», проходили длинную заснеженную аллею, где скрывалась, уходя, Незнакомка, заглядывали в тот кабачок, что служит местом действия «первого видения» пьесы.
В произведениях этого периода — циклах «Снежная маска » и «Фаина», драме «Песня судьбы» — А. Блок воспевал земную женщину и любовные страсти, погружался в «вихри снежные», в «снежный мрак очей», во имя любви готов был сгореть «на снежном костре». В этой новой «встречной» героине А. Блок находил проявление «Души Мира», он пытался разглядеть ее во мгле крутящегося снежного вихря. Однако стихия воспринималась как дисгармония, лишала покоя, рождала страх, неуверенность: «И вновь, сверкнув из чаши винной, | Ты поселила в сердце страх | Своей улыбкою невинной I В тяжелозмейных волосах». «Снежная мгла извилась», «И на дальнем храме безрадостно | Догорел последний крест», «Вьюга пела, | И кололи снежные иглы. | И душа леденела. Ты меня настигла».
Помимо главного образа возникают и второстепенные — образы огня, костра, вьюги, хаоса, масок как символы утраты.
Зданье дымом затянуло,
Толпы темные текут...
Но вдали несутся гулы,
Светы новые бегут...
(«Пожар», 1906)
В цикле «Снежная маска» черты героини романтически условны («неизбежные глаза», «очи девы чародейной», «улыбка струится», «легкий шаг», «снежная кровь»). В соответствии с замыслом поэта происходит борьба белого и синего цветов, которые ассоциируются со снегом, но имеют символическое значение. «На снежно-синем покрывале | Читаю твой условный знак» («Не надо»); «И смотришь в печали, | И снег синей...» («Снежная вязь»).
А. Блок воспевает «земную красоту». «Мне слабость этих рук знакома, | И эта шепчущая речь, | И стройной талии истома, | И матовость покатых плеч».
В следующем цикле — «Фаина» — любовное свидание с героиней стало основной темой его поэзии, а главным мотивом — мотив «растраченной души»,
Творчество А.Блока 1907—1916 годов. Мир действительности в поэзии А,Блока. «Страшный мир» — этим циклом открывается третья книга лирики А. А. Блока, куда вошли стихотворения 1907— 1916 годов. Тема «страшного мира» присутствует и в предыдущих циклах, и в последующих. «Страшный мир» для Блока — это и противоречия буржуазного мира, и реакция после революции 1905 года и мещанское болото, предельное опустошение души, отсутствие воли к жизни — все, что разрушает нравственные ценности. В «страшный мир» попадает лирический герой. Он страдает от своей греховности и безверия («Черная кровь», «Демон», «Двойник», «Жизнь моего приятеля»). «Песнь ада» повторяет тему Данте, правда, герой Блока не просто наблюдает за мучениями грешников в аду, он и сам мученик и в аду встречает самого себя. «Все к пропасти стремятся безнадежной, | И я вослед...» Все чаще и острее звучит идея о повторяемости жизни по кругу, ее безысходности: «Ночь,, улица, фонарь, аптека...» (1912).
Две половины этого знаменитого стихотворения напоминают отражение ночного города в воде канала: второе четверостишие по отношению к первому словно перевернуто. Применяется кольцевая композиция, используются эпитеты, усиливающие идею: жизнь бессмысленна, и смерть бессмысленна. Один из слушателей стихотворения пошутил: он его не забудет, потому что и возле его дома на углу есть аптека. Блок сказал серьезно: «Около каждого дома есть аптека». Для Блока аптека также служит символом перехода из жизни в небытие.
Тему «страшного мира» продолжили циклы «Возмездие» (1908— 1913) и «Ямбы» (1907—1914). Возмездие, наказание за содеянное происходит, если человек соприкасается с миром зла. По Блоку, возмездие — это суд собственной совести за содеянное. В чем вина лирического героя? В первую очередь он виноват в измене, лжи, предательстве высоких идеалов, погружении в мир хмеля и страстей, что привело к разрушению семейного очага. В личной жизни А.Блока также произошел ряд трагедий: смерть ребенка, разлад в семье, утрата мечты и веры. Его настигла расплата — душевная усталость и пустота. Этот мотив звучит во всех произведениях цикла.
Открывается цикл «Возмездие» стихотворением «О доблестях, о подвигах, о славе» (1908). В основу стихотворения положена любовь А. Блока и Л.Д. Блок. Герой обращается к любимой, вдохновительнице его поэзии с исповедью о своих чувствах.
Философская тема полноты и гармонии жизни, тема принятия земных испытаний звучала во многих произведениях А. Блока («О, весна без конца и без краю...»), а в любовной лирике она приняла иную окраску. Это благодарность за ушедшую любовь, любовь неверную. Лирический герой прощает все. Интересна форма стихотворения — исповедальный монолог, обращенный к покинувшей его женщине. Женщине, рядом с которой герой забывал «о доблестях, о подвигах, о славе». Героиня олицетворяла его любовь, молодость («Уж не мечтать о нежности, о славе, | Все миновалось, молодость прошла!»). Ушли и юношеские романтические иллюзии символиста («Ты в синий плащ печально завернулась, | В сырую ночь ты из дому ушла...»). Синий цвет — знаковый образ в философии и поэзии символистов. История любви может быть воплощена в шести строфах («Твое лицо в его простой оправе...»). Каков же лирический герой после измены любимой? Он пытается найти смысл жизни в другом («Вино и страсть терзали жизнь мою»), пытается вернуть ее любовь, затем он достигает понимания, что вернуть прошлое нельзя.
Завершается цикл стихотворением «Как свершилось, как случилось?..», в котором герой пытается проанализировать свою жизнь и осуждает себя за содеянное: «Недостойный раб, сокровищ, | Мне врученных, не храня, | Был я царь и страж случайный. | Сонмы лютые чудовищ I Налетели на меня».
В цикле «Ямбы» тема возмездия трансформируется. Возмездие грозит не отдельному человеку, а миру. Вместе с тем в настроении лирического героя присутствует желание обрести силы для общественного служения, звучит вера и оптимизм: «О, я хочу безумно жить». Задача поэзии — «Все сущее увековечить, | Безличное — вочело- нсчить, I Несбывшееся — воплотить!». Лирический герой, проживая свою «трилогию вочеловечения», теперь не только певец спасительного женского начала, он готов жить заботами своего времени, брать на себя заботы эпохи. От символов Красоты, Вечной Женственности он переходит к «вочеловечению», к земному счастью, к земным идеалам. Вновь возникает тема полноты и гармонии жизни. Доминирующее слово — «пусть» («Пусть душит жизни сон тяжелый, I Пусть задыхаюсь в этом сне...»), но при этом он видит себя; он весь — «дитя добра и света», он весь — «свободы торжество».
Образ Кармен. В 1914 году Александр Александрович познакомился с певицей Л.А.Андреевой-Дельмас, которую увидел в роли Кармен в опере Бизе. «Я потерял голову, все во мне сбито с толку...», — записал Блок после этой встречи. Поэтический вариант звучал иначе: «Сердитый взор бесцветных глаз. | Их гордый вызов, их презренье. I Всех линий — таянье и пенье. | Так я Вас встретил в первый раз...»
Своей новой возлюбленной Блок посвятил цикл «Кармен» и многие стихи цикла «Арфы и скрипки», поэму «Соловьиный сад». В описании Кармен отмечаются черты, привычки Л.Дельмас: ее «нежные плечи», духи, «пугающая чуткость» «нервных рук и плеч», львиное — «в движеньях гордой головы». В лирико-музыкальном цикле «Кармен» звучит дыхание испепеляющей страсти.
Цыганская стихия, любовь, музыка, печаль и радость переплелись в стихах. Блоковская Кармен — и героиня оперы, в которой кипит «И злость, и ревность, что не к Вам | Идет влюбленный Эскамильо...», и современная поэту женщина, которая ему близка и дорога («И песня Ваших нежных плеч j Уже до ужаса знакома...»).
«Сколько счастья было у меня с этой женщиной», — запишет он позже. Это была последняя любовь Блока, а цикл «Кармен» — его последний цикл о любви.
Тема Родины в творчестве А. Блока. А.Блок в 1906 году писал К. С. Станиславскому: «Стоит передо мною моя тема, тема России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей самостоятельной жизни...»
Тема Родины проходит через все творчество поэта. Блок создал свой многоликий образ России — народной, разбойной, кроткой, вольной... В его восприятии родины переливаются интонации А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. В ранней лирике тема родины звучит наряду с другими. Это описание русских пейзажей, обращение к фольклору, народной культуре:
Есть в дикой роще, у оврага,
Зеленый холм. Там вечно тень.
Вокруг — ручья живая влага
Журчаньем нагоняет лень.
Цветы и травы покрывают
Зеленый холм, и никогда
Сюда лучи не проникают,
Лишь тихо катится вода.
(1898)
Блок романтизировал патриархальную Россию, создавал сказочный образ волшебной страны, которая опоясана реками, где водятся русалки и колдуньи («Русь, опоясана реками...»).
Тема Родины развивалась и во втором периоде творчества Блока. В стихотворении «Осенняя воля» поэт продолжал традиции М. Ю.Лермонтова («Родина», «Выхожу один я на дорогу»). В начале стихотворения А.Блока, начинающегося: «Выхожу я в путь,
открытый взорам, | Ветер гнет упругие кусты, | Битый камень лег но косогорам, | Желтой глины скудные пласты», — доминируют интонации одиночества, ощущение печальных просторов родной земли. Они родственны мироощущению М. Лермонтова. Наблюдается сходство с лермонтовским «Выхожу один я на дорогу» в лексике и размере стиха.
Блок создает образ нищей, богомольной, неизменной России, сохраняющейся несмотря на многочисленные исторические бури:
Идут века, шумит война.
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
(«Коршун», 1916)
Стихотворение «Русь» (1906) навеяно фольклорными образами и народными поверьями: «Где ведуны с ворожеями [ Чаруют злаки на полях, | И ведьмы тешатся с чертями | В дорожных снеговых столбах». За этой сказочной картиной робко проступают реалии жизни, жизни бедной и нищей: «утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»...
В стихотворении «Россия» ( 1908) социальные мотивы обострятся, зазвучат во весь голос: «Россия, нищая Россия, | Мне избы серые твои, I Твои мне песни ветровые, — I Как слезы первые любви!»
Боль за Россию и любовь к ней пронизывают все стихотворение. В нем продолжены и развиты мысли, традиции стихотворения «Русь», вот почему первое слово в стихотворении «опять». В этом тексте раскрывается многогранность образа родины: то нищая Россия, расхлябанные колеи, серые избы, то гордая и сильная женщина. Образ России, почти контрастный, приобретает конкретные черты («А ты все та же — лес да поле, | Да плат узорный до бровей...»). Чувством душевной просветленности веет от сірок: «Живую душу укачала, | Русь, на своих просторах, ты, | И йот — она не запятнала | Первоначальной чистоты».
Это стихотворение во многом программное. Образ гоголевской Руси-тройки Блок переосмыслил: не говорит о стремительности движения («...И вязнут спицы росписные | В расхлябанные колеи...»). Неспешный ритм и обилие многоточий также «замедляют» движение текста, уподобляя его размышлению вслух. Есть в этом стихотворении и лермонтовские традиции.
Стихотворение «Россия» вошло в цикл «Родина». Понятие Родина для Блока было широким и многоаспектным, что и определило разнообразие тематики цикла («Посещение», «Дым от костра струею сизой...», «Грешить иль маяться?»). Любовь к Родине у Блока — интимное, глубоко личное чувство: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? | Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!» В цикл вошло стихотворение «На железной дороге» (1910). В нем раскрывается будничная драма девушки — «Лежит и смотрит, как живая, | В цветном платке, на косы брошенном, | Красивая и молодая». Мимо «вагоны шли привычной линией...». Поезд выступает как символ жестокого равнодушия, проносящегося мимо счастья, этим текст перекликается со стихотворением Н.А. Некрасова «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»), с фрагментом из романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Во всех этих произведениях показаны различные грани женской доли. Блок обобщил ситуацию и представил судьбу, жизнь девушки как трагедию многих.
«На поле Куликовом» (1908). А. Блок написал пять стихотворений «На поле Куликовом», которые вошли в цикл «Родина». Весь цикл «На поле Куликовом» — размышления поэта о прошлом, настоящем и будущем страны. Сюжет Блок взял из истории России. Куликовская битва в XIV веке стала важным этапом в освобождении России от кочевников. Однако поэта интересовала связь Куликовской битвы и современной ему ситуации. В статье «Народ и интеллигенция» он писал: «Над городами стоит гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание». Таким образом, А. Блок предчувствовал и воспринимал грядущие события российской истории как позитивные изменения.
Открывается цикл замечательной картиной, изображением родины и любви к ней древнерусского воина.
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя!..
Поэт не описывает само Куликовское сражение. Есть только предчувствие жестокой битвы: «И вдали, вдали о стремя билась, | Голосила мать»; «Орлий клекот над татарским станом | Угрожал бедой...» и т.д. Драматичность событий подчеркивается некоторой отрывочностью повествования, резкостью ощущений и афористичностью. Воин готов к битве, к смерти, он молится о спасении России: «Я — не первый воин, не последний, j Долго будет родина больна. I Помяни ж за раннею обедней | Мила друга, светлая жена!»
Сила, стойкость России, по мнению А.Блока, — в ее неуспокоенности — «И вечный бой! Покой нам только снится...». Образ «степной кобылицы», в котором угадывается Русь, усиливает динамику стиха, вновь напоминает птицу-тройку Н.В.Гоголя.
Символом связи времен у Блока стал образ лебедей: «За Непрядвой лебеди кричали, | И опять, опять они кричат…»
Россия Блока воплощает в себе женское начало: «О, Русь моя! Жена моя!..» В «Осеннем дне», говоря о нищей стране, лирический герой обращается: «О, бедная моя жена». В стихотворениях цикла «На поле Куликовом» отмечается единство времени и пространства. Лирический герой объединяет в себе и древнего воина, и современника поэта.
Цикл «Родина» завершается стихотворением «Коршун». Поэт сосредоточил в нем основные мотивы цикла: русский пейзаж («...Над сонным лугом коршун кружит | И смотрит на пустынный луг»); идею безысходности судьбы («Расти, покорствуй, крест неси»), неизменность российской истории («Идут века, шумит война...»). Завершается стихотворение двумя риторическими вопросами: «Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?», за которыми угадывается беспокойство автора о будущем своей страны.
Весной 1916 года у А.Блока отмечалось снижение творческой активности. Поэт чувствовал это и пытался объяснить: «На днях я подумал о том, что стихи писать мне не нужно, потому что я слишком умею это делать. Надо еще измениться (или — чтобы вокруг изменилось), чтобы вновь получить возможность преодолевать материал».
Послереволюционный этап творчества А.Блока. Время решающих перемен наступило в 1917 — 1918 годах. Под впечатлением от революционных событий Блок создал поэмы «Двенадцать» и «Скифы», публицистическую статью «Интеллигенция и революция». Поэт активно участвовал в строительстве новой жизни (работал в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, в репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, сотрудничал в издательстве «Всемирная литература» и т.д,). В эти же годы А. Блок сблизился с А. М. Горьким.
Благодаря своему романтическому настрою А.Блок воспринял революцию как очистительную силу, способную ликвидировать многовековые противоречия общества.
В статье «Интеллигенция и революция» А. А. Блок выразил свое понимание революции, а художественным воплощением его взглядов стала поэма «Двенадцать». В статье он говорил: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой». Дореволюционная российская история, мировая война представлялась А. Блоку «как долгая, бессонная, наполненная призраками ночь». Поэт видел замыслы революции в том, чтобы переделать все, изменить жизнь: «Они сродни природе... Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное». В революционной буре происходит много того, что «не нравится образованным людям»: «Что же вы думали?., что так “бескровно” и так “безболезненно” и разрешится вековая распря между “черной” и “белой” костью, между “образованными” и “необразованными”, между интеллигенцией и народом?» По Блоку, обязанность художника заключается в том, чтобы «видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит разорванный ветром воздух».
«Двенадцать» (1918) — непосредственный отклик поэта на Октябрьскую революцию. Завершив поэму, Блок написал в своем дневнике: «Сегодня я гений».
Это произведение резко отличается по стилю, по языку от его предыдущих произведений. «Двенадцать» — метафизическая поэма. В соответствии со своим восприятием революции как неудержимой стихии поэт центральным символическим образом «Двенадцати» делает метель: «Ветер, ветер | На всем Божьем свете». На улицах Петербурга «пылит пурга». Метельное начало пронизывает и существование людей (лихач «несется вскачь», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т.д.). Стихийная безудержность замыслов видна в обещаниях двенадцати носителей новой идеи: «Мы на горе всем буржуям I Мировой пожар раздуем». Стихия страстей бушует и в человеке, разгораясь неудержимо. Тема революции возникает в поэме с появлением отряда гвардейцев. В их поступи слышна музыка рождающегося мира. Собирательный образ двенадцати достаточно противоречив. С одной стороны, это бывшие бродяги в примятых картузах и рваных пальтишечках, «голытьба», хозяева улиц, которым «ничего не жаль». С другой стороны, это дозор, устанавливающий порядок, идущий «державным шагом». Позади, в прошлом, остается голодный пес старого мира; в будущем — рай на земле, образ которого теперь понимается по-новому:
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Высшее выражение метельной стихии в человеческом сознании — «свобода без креста» двенадцати дозорных. Она понимается как беспредельная свобода, разрешение нарушать евангельские заповеди, убивать, блудить, приводящая к ощущению полной безнаказанности:
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Революционеры готовы проливать кровь, будь то кровь неверной возлюбленной или буржуя: «Ты лети, буржуй, воробышком! | Мы пью кровушку I За зазнобушку | Чернобровушку...»
Особенность композиции поэмы «Двенадцать» — наличие двух планов изображения: план символический («Ветер, ветер — на всем белом свете!»), план конкретно-предметный (красногвардейский патруль из двенадцати человек идет по ночному городу). В поэме наблюдается перебивка этих планов.
Тема напрасной крови в период революционных бурь раскрыта через любовную интригу. Катька — предательница, но она не просто изменила Петрухе, она гуляла и с офицером, и с «юнкерьем», а теперь гуляет с Ванькой, который стал «буржуем». Конфликт любовный перерастает в конфликт социальный. Убийство Катьки двенадцатью воспринимается как возмездие предателю Ваньке, как акт революционной воли.
Блок верил в близость христианских и революционных идеалов. Преображение мира Исусом (орфография А. Блока) Христом и революционные катаклизмы казались ему родственными. Однако апостолы новой революционной веры — двенадцать дозорных — безбожники, грешники: «...И идут без имени святого I Все двенадцать — вдаль, j Ко всему готовы, | Ничего не жаль...»
В финале поэмы появляется Исус Христос во главе красногвардейцев, далеких от Бога. Исус, шествующий перед безбожниками, — это не только олицетворение веры Блока в святость революции, оправдание злобы народа, но и воплощение идеи искупления Христом человеческого греха, в том числе и греха убийства, и надежда поэта на то, что переступившие через кровь придут к идеалам любви.
Поэт верил в свободу, равенство, братство, которые, по его мнению, принесет революция. Исус не с бойцами, а впереди них — он воплощает высшую сущность революции, которая пока еще недоступна членам революционного отряда. Их число — двенадцать — совпадает с числом апостолов, учеников Христа, несших людям новую веру.
Старый мир в поэме представлен в образе голодного пса, бредущего за дозорными: «Стоит буржуй, как пес голодный, | Стоит безмолвный, как вопрос. | А старый мир, как пес безродный, ) Стоит за ним, поджавши хвост».
В изображении старого мира Блок использует элементы сатиры, за счет которой образы приобретают обобщающее значение: барынька в каракуле; длинноволосый вития, певший под дудку властей. Новый мир надвигается, двенадцать упорно идут вперед, преодолевая метель. Те же, кто относится к старому миру, неустойчивы: один скользит, другой не держится на ногах. Ветер уносит плакат «Вся власть Учредительному Собранию». Стихия революции сносит прочь все, что отжило.
Революционная Россия в поэме — это расколотый надвое мир, изображенный с помощью двух красок — черной и белой. В дневнике Блок записывал: «В России всё опять черно и будет чернее прежнего?» Поэт надеялся на преображение России черной в Россию белую путем революционного очищения. Символика цвета выражает противостояние между злобой старого мира и белым, Христовым, его состоянием. Присутствует в поэме и еще один цвет — кроваво-красный — цвет крови, цвет преступления. Это цвет флага, который «в очи бьется» простреленной головы Катьки. Блок не видел в 1918 году торжества святых идеалов, которые несет революция, но он понимал, что от черного прошлого переход к олицетворяемому Христом светлому будущему не может быть безболезненным, поэтому настоящее в его поэме представлено в смешении всех трех красок.
Ритмика поэмы «Двенадцать» нетрадиционна и не характерна для поэзии Блока. В пределах одной стопы соединяются разные размеры (например, хорей с анапестом). В текст введены ритмы частушки, романса, плясовой, марша, молитвы, раешника. Стиль тоже неоднороден, лексическая полифония достигается за счет смешения политических понятий, жаргона, балагурства в балаганном духе. Есть и непривычные для произведений утонченного Блока босяцкие и даже уголовные интонации (Отмыкайте етажи, | Нынче будут грабежи!»), которые объясняются господством анархии, разумом страстей пролетариата. Гигантское «смещение целого» привело к смещению всех сторон жизни, которое выражено при помощи стилистической и ритмической неоднородности поэмы.
Блок стремился увидеть «октябрьское величие» за «октябрьскими гримасами». Однако в поздней лирике поэта появились мотивы, говорящие о его неудовлетворенности происходящим, о разочаровании. 18 апреля 1921 года он записал в дневнике: «...Вошь победила весь свет, это уже совершившееся дело, и всё теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы».
Переход А. Блока к большевикам единомышленниками, друзьями оценивался негативно. Старые знакомые не подавали ему руки, шептали вслед: «Изменник!». Однако революционная эйфория Блока прошла быстро. Гражданская война воспринималась поэтом как спад «революционной войны». Его разочарование в происшедшем совершенно ясно прозвучало в последнем стихотворении «Пушкинскому дому».
Ю.Анненков вспоминал, что в последний год жизни разочарование А.Блока результатами революции было особенно открытым. «Я задыхаюсь, задыхаюсь! — повторял он. — И не я один: вы тоже! Мы задыхаемся, мы задохнемся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»
Сложные отношения были и в семье поэта. Все это повлияло па его здоровье. Блок почти не писал новых стихов, пребывал в депрессии, ощущал острый разлад с действительностью. Попытки вывезти его за границу для лечения были безуспешны. Ему не дали разрешения на выезд.
Умер А. Блок 7 августа 1921 года, а 10 августа, в день Смоленской иконы Божьей Матери он был похоронен на Смоленском кладбище в Петрограде, в 1944 году перезахоронен на Волковском кладбище.
«Скончался Александр Александрович Блок, первый поэт современности; смолк — первый голос; оборвалась песня песен; в созвездии (Пушкин, Некрасов, Баратынский, Тютчев, Жуковский, Державин и Лермонтов) вспыхнуло: Александр Блок» — гак отозвался на уход из жизни поэта Андрей Белый.
Не менее прочувствованный отклик опубликовал В. В. Маяковский:
Умер Александр Блок
Творчество Александра Блока — целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого.
Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию.
Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк — взяв какое-нибудь блоковское слово, развивают его на целые страницы, строя на нем все свое поэтическое богатство. Другие преодолели его романтику раннего периода, объявили ей поэтическую войну и, очистив души от обломков символизма, прорывают фундаменты ношах ритмов, громоздят камни новых образов, скрепляют строки новыми рифмами — кладут героический труд, созидающий поэзию будущего. Но и гем и другим одинаково любовно памятен Блок.
Блок честно и восторженно подошел к нашей великой революции, ио тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять ее тяжелые реальнейшие, грубейшие образы. В своей знаменитой, переведенной на многие языки поэме «Двенадцать» Блок надорвался.
Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравится?» — «Хорошо», — сказал Блок, а потом прибавил: «У меня в деревне библиотеку сожгли».
Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли» было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме «Двенадцать». Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей.
Поэмой зачитывались белые, забыв, что «хорошо», поэмой зачитывались красные, забыв проклятие тому, что «библиотека сгорела». Символисту надо было разобраться, какое из этих ощущений сильнее в нем. Славить ли это «хорошо», или стенать над пожарищем, — Блок в своей поэзии не выбрал.
Я слушал его в мае этого года в Москве: в полупустом зале, молчавшем кладбищем, он тихо и грустно читал старые строки о цыганском пении, о любви, о прекрасной даме, — дальше не было. Дальше смерть. И она пришла.
Вопросы и задания
1. Прочитайте в учебнике раздел об А. А. Блоке. Вспомните известные вам произведения поэта.
2. Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве А. Блока.
3. Составьте таблицу «Краткая хроника жизни и творчества А. А. Блока».
4. Проанализируйте синхронистическую таблицу (1880—1921) (см. практикум), отметьте, кто входил в окружение поэта. Какие исторические, экономические и культурные события могли повлиять на мировоззрение А. Блока?
5. Проследите, как творчество А. А. Блока связано с его биографией (на примере прочитанных стихотворений).
6. Проследите, как в ранних стихах А. Блока проявились черты поэзии «младших символистов» (на примере прочитанных стихотворений).
7. Охарактеризуйте первое Собрание стихотворений А.Блока — «Трилогию вочеловечения».
8. Прочитайте (выучите) стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Примерами подтвердите влияние философских идей Вл. Соловьева на мировоззрение поэта.
9. Охарактеризуйте лирическую героиню цикла «Стихи о Прекрасной Даме» (отметьте ее лики, имена, сопровождающие ее, «цвета», «звуки»).
10. Какие темы и образы характерны для второй книги стихов А. Блока?
11. Прочитайте (выучите) стихотворение А. Блока «Незнакомка».
12. Отметьте в стихотворении «Незнакомка» реалии Петербурга, символические образы; приведите примеры «двоемирия».
13. Проанализируйте картины первой и второй частей стихотворения «Незнакомка». Какой прием композиции можно отметить? Рассмотрите противопоставление этих частей по следующим направлениям: музыкальность — антимузыкальность; ассонанс (созвучие) — аллитерация (повтор согласных или группы согласных); обыденность жизни — высокое, прекрасное.
14. Почему в стихотворении «Незнакомка» двучастная композиция? Кольцеобразная?
15. Обратите внимание, что в стихотворении «Незнакомка» выражение «и каждый вечер» повторяется. Какую тональность придает повторение слов «и каждый вечер»? Что вносит в мироощущение лирического героя третий повтор?
16. О характеризуйте лирического героя стихотворения «Незнакомка».
17. Сопоставьте стихотворение «Незнакомка» со стихотворением «В ресторане» (тема, образы, поэтика).
18. Почему стихотворение «На железной дороге» А.А, Блок поместил и цикл «Родина»?
19. Как изменилось настроение лирического героя в третьей книге «Трилогии вочеловечения»?
20. Как раскрывается тема Родины в творчестве А. Блока. Проанализируйте стихотворения «Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»).
21. Прочитайте стихотворение А. Блока «О, весна без конца и без краю...». Передайте свое восприятие этого стихотворения.
22. Какой глагол чаще всего употребляется в стихотворении «О, весна Пет конца и без краю...»? Почему? Как он помогает раскрыть жизненную философию лирического героя?
23. Какие противоречия в жизни отмечает поэт в стихотворении «О, весна без конца и без краю...»? Как он их оценивает? Как он к ним относится?
24. Можно ли говорить о мажорности тона этого стихотворения? Прокомментируйте ответ, ссылаясь на текст стихотворения.
25. Охарактеризуйте отношение А. Блока к революции.
26. Как вы думаете, почему поэма названа «Двенадцать»? Обоснуйте свою точку зрения.
27. Как бы вы определили пафос поэмы А. Блока «Двенадцать»: сатирический, восторженный или иной? Докажите свою точку зрения, опираясь на текст поэмы.
28. Что символизирует собой метель в идейно-художественной структуре поэмы «Двенадцать»?
29. Вспомните повесть А. С. Пушкина «Метель». Какова была символика метели в этом произведении? Что общего и чем различаются обра- 1Ы метели в поэме А.А.Блока и в повести А.А.Пушкина?
30. Каковы особенности жанра (лирический, лироэпический) и композиции поэмы? Дайте письменный ответ на этот вопрос.
31. Изменяются ли образы двенадцати красногвардейцев от начала к концу поэмы? Если да, то каким образом? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
32. Как тема двенадцати апостолов решается в поэме и соотносится с ее революционным содержанием?
33. Составьте понятийный словарь темы «А. А. Блок».
План семинара
1. Смысл названия поэмы А.Блока «Двенадцать».
2. Особенности жанра и композиции поэмы А.Блока «Двенадцать».
3. Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать».
4. Многообразие ритмов, интонаций и музыкальных тем в поэме Л. Блока «Двенадцать» как воплощение стихийного начала в революции.
5. Образы красногвардейцев в поэме А. Блока «Двенадцать».
6. Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать».
7. Художественные особенности поэмы.
8. Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать».
Рекомендуемая литература
Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий : в 2 т. / Ю. Анненков. — Л., 1991.
Буслакова Т. П. Русская литература XX века. Учебный минимум для абитуриентов / Т. П. Буслакова. — М., 1999.
Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество / Л. К. Долгополов. — Л., 1978.
Долгополов Л.К. Поэма А.Блока «Двенадцать» / Л.К.Долгополов. — Л., 1979.
Краснова Л. Художественный мир А.Блока / Л.Краснова. — М., 1990.
Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока / Д.Е. Максимов. — Л., 1981.
Минц 3.Г. Александр Блок и русские писатели / 3. Г. Минц. — СПб., 2000.
Соловьев Б.И. Поэт и его подвиг / Б.И.Соловьев. — М., 1980.
Трубина Л.А. Русская литература XX века : учебное пособие для поступающих в вузы / Л.А.Трубина. — М., 1998.