Литература. Под ред. Обернихиной Г.А.

Новокрестьянская поэзия

Ядром группы новокрестьянских поэтов были Н.А. Клюев (1884-1937), С.А.Есенин (1885-1925), П.В.Орешин (1887-1938),

С.А.Клычков (1889—1937). Еще в группу входили П.Карпов, А. Ширяевец, А. Ганин, П. Радимов, В. Наседкин, И. Приблудный. При всем различии творческих индивидуальностей их сближало крестьянское происхождение, неприятие городской жизни и интеллигенции, идеализация деревни, старины, патриархального уклада жизни, стремление «освежить» русский язык на фольклорной основе. С.Есенин и Н. Клюев предпринимали попытку объединиться с «городскими» писателями, которые, по их мнению, сочувственно относились к «народной» литературе (А. М. Ремизов, И. И. Ясинский и др.). Созданные ими в 1915 году литературно-художественные общества «Краса», затем «Страда» просуществовали несколько месяцев. После революции большинство новокрестьянских поэтов оказались невостребованными в жизни и литературе со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, им пришлось стать свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были репрессированы и расстреляны как кулацкие поэты.

Клюев Николай Алексеевич (1884 — 1937) был наиболее зрелым поэтом в этой группе. С.Есенин однажды сказал о Клюеве: «Он был лучшим выразителем той идеалистической системы, которую несли все мы».

Родился будущий поэт в крестьянской семье. Отец его служил урядником, мать, Прасковья Дмитриевна, происходила из семьи старообрядцев. Она, «былиншица, песельница», обучала сына «грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости». Печататься Н. Клюев начал с 1904 года; с 1905 года приобщился к революционной деятельности, распространял прокламации Всероссийского крестьянского союза в Московской и Олонецкой губерниях. Был арестован, после освобождения вновь возвратился к нелегальным занятиям. Революционные идеалы Н. Клюева были тесно связаны с идеями христианской жертвенности, жаждой страдания за «сестер» и «братьев» «с молчаливо-ласковым лицом».

Я надену черную рубаху

И вослед за мутным фонарем

По камням двора пройду на плаху

С молчаливо-ласковым лицом.

(1908)

В 1907 году началась переписка Н. Клюева с А. Блоком, который сыграл значительную роль в судьбе начинающего поэта. Л. Блока занимали вопросы взаимоотношений интеллигенции и народа, очевидно, поэтому он с интересом отнесся к крестьянскому поэту (как и к С.Есенину), познакомил его с современной литературой, способствовал публикации его стихов в журналах «колотое руно», «Бодрое слово» и др. Н.А.Клюев изучил идеи теоретиков русского символизма — А. Белого, Вяч. Иванова, Д, Мережковского о «народной душе», «новом религиозном сознании», «мифотворчестве» и как бы откликнулся на неонароднические искания, взял на себя роль «народного» поэта, певца «красоты и судьбы» России.

В 1911 году вышел первый сборник его стихов «Сосен переиюн» с посвящением А. Блоку и с предисловием В. Я. Брюсова. Стихотворения этого сборника высоко оценили С. Городецкий, В. Брюсов; Н. Гумилев в рецензии на этот сборник написал: «На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью И бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: "Мы предутренние тучи, зори росные весны” (эта цитата из стихотворения Клюева “Голос из народа”). Высшая ценность для пони — Народ. Герои — люди близкие к природе, Богу. Поэт с болью пишет о страданиях “мужика, бичуемого и распинаемого, шмурованного в мертвую стену — нужды, голода и нравственного одиночества”».

Выступая от лица народа, Николай Алексеевич клеймил интеллигенцию, предсказывал появление новых сил, идущих на смену разрушающейся культуре:

Вы — отгул глухой, гремучей,

Обессилевшей волны,

Мы — предутренние тучи,

Зори росные весны.

В стихах Н. А. Клюева главная тема — возвеличивание Природы И обличение «железной цивилизации», «города» (как и в поэме С. Есенина «Сорокоуст») и «людей ненуждающихся и ученых» («Вы обещали нам сады»1. Знаток и собиратель фольклора, Н. Клюев один из первых предпринял попытку перейти в стихах на стилизованный язык народной поэзии, используя такие жанры, как песня, былина. Сборник Н. Клюева «Лесные были» состоял в основном из стилизаций народных песен («Свадебная», «Острожная», «Посадская» и др.). Вослед ему С.Есенин написал сборник «Радуница».

1 У К. Бальмонта: «Я обещаю вам сады...».

Н. Клюев радостно приветствовал свержение самодержавия. В стихотворении «Красная песня» он ликовал по поводу этого события:

Распахнитесь орлиные крылья,

Бей, набат, и гремите, грома, —

Оборвалися цепи насилья,

И разрушена жизни тюрьма!

Весной 1917 года вместе с С. А. Есениным он выступал на революционных митингах, собраниях. После Октябрьской революции Н.Клюев прославлял советскую власть, «мучеников и красноармейцев» и даже... красный террор: «Убийца красный — святей потира1...». Ему казалось, что революция свершилась в интересах крестьянства, что придет «мужицкий рай»: «И цвести над Русью новою [ Будут гречневые гении».

1 Потир (от греч. poter) — сосуд для освящения вина и принятия причастия, используемый в церковных церемониях.

В 1920-е годы поэт пребывал в растерянности... Он то воспевал, то оплакивал «погорелую», навсегда уходящую в прошлое «деревню-сказку» (поэмы «Заозерье», «Деревня», «Погорельшина»).

В поэме «Логорелыцина» изображена эпоха Андрея Рублева, но в произведение проникли и современные Н. Клюеву ритмы, фразы. Лирический герой встречается как с историческими, так и с внеисторическими образами. В строках, посвященных современной ему деревне, звучат боль и страдание, — поэт отмечает утрату духовных ценностей, распад русской деревни:

Не стало кружевницы Прони...

С коклюшек ускакали кони,

Лишь златогривый горбунок,

За печкой выискав клубок,

Его брыкает в сутеменки...

А в горенке по самогонке

Тальянка гиблая орет —

Хозяев новых обиход.

В годы «великого перелома» эта поэма не была напечатана, и Клюев писал: «Я сгорел на своей “Погорелыцине”, как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском».

В 1934 году Клюев был арестован, а в 1937 году расстрелян.

Клычков Сергей Антонович (1889—1937) родился в Тверской губернии, в старообрядческой семье. С. Клычков был связан с революционной молодежью, в декабрьском восстании 1905 года выступал на стороне пролетариата. Первый поэтический успех ему принес сборник «Потаенный сад». Критик Вяч.Полонский писал о С.Клычкове: «Прелестный и нежный поэт. У него безукоризненная рифма, певучая легкость стиха, непринужденная песенность размеров». В его ранней поэзии отмечается романтическое мироощущение деревни и неприятие крестьянским поэтом «индустриальной» цивилизации. Прибежищем поэта становится сказочный «потаенный сад», время действия отнесено в далекое патриархальное прошлое — в «золотой век». Образ деревни, который рисует поэт, неустойчив, реальность оборачивается фантазией:

Не видит никто и не слышит,

Что шепчет в тумане ковыль,

Как лес головою колышет,

И сказкой становится быль...

Предчувствие перемен наполняет его стихи грустью. Клычкова называли певцом таинственного: природа у него одушевлена, заселена русалками, лешими, колдуньями и другими сказочными героями.

Лель цветами все поле украсил,

Все деревья листами убрал,

Слышал я, как вчера он у прясел

За деревнею долго играл...

Легко почувствовать связь поэзии С. Клычкова с народными песнями, особенно лирическими и обрядовыми. Рецензенты его первых книг сопоставляли творчество Клычкова с творчеством Н. Клюева. Однако мироощущение Клычкова было иным, поэтому в его творчестве отсутствовали революционно-бунтарские настроения; практически не встречалось резких нападок на «город», «интеллигенцию», что было характерно для новокрестьянской поэзии. Родина, Россия в поэзии Клычкова — светлая, сказочная, романтическая.

За чудесною рекою

Вижу: словно дремлет Русь.

Последний сборник поэта назывался «В гостях у журавлей».

С. Клычков занимался переводами грузинских поэтов, киргизских эпосов. В 1930-е годы его назвали идеологом «кулачества». В 1937 году репрессировали и расстреляли.

«Новокрестьянская группа» просуществовала недолго, распалась она вскоре после Октябрьской революции. Поэты родом из деревни — С. Клычков, Н. Клюев, С. Есенин и др. — писали о своей «малой» родине с любовью и болью, пытались повернуть всех к милому их сердцу патриархальному, деревенскому укладу.

Исследователи отмечают созвучие настроений в творчестве Клычкова и Есенина, при этом С. Клычкова считают предшественником С. Есенина.

Вопросы и задания

1. Прочитайте в учебнике раздел о ново крестьянской поэзии.

2. Составьте план ответа и подготовьте сообщение на одну из тем:

• «Особенности новокрестьянской поэзии»;

• «Творчество Н. Клюева»;

• «Творчество С. Клычкова».

3. Письменно проанализируйте стихотворение новокрестьянского поэта (по вашему выбору). Расскажите о вашем восприятии, истолковании, оценке текста.

4. Выучите одно-два стихотворения новокрестьянских поэтов. Расскажите об особенностях новокрестьянской поэзии на примере этих текстов.

Рекомендуемая литература

Мекш Э. Б. Русская новокрестьянская поэзия / Э.Б. Мекш. — Даугавпилс, 1991.

Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии / А. И. Михайлов. — Л., 1990.

Неженец Н.И. Поэзия народных традиций / Н. И. Неженец. — М., 1988.